СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике "Сложение и вычитание вида 26+- 10"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике "Сложение и вычитание вида 26+- 10"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Сложение и вычитание вида 26+- 10"»

тема:Сложение и вычитание вида 26 2, 26 10

Цели урока: познакомить учащихся с правилами поразрядного сложения и вычитания чисел в пределах 100; рассмотреть практическое выполнение действий с помощью цветных палочек; совершенствовать вычислительные навыки; практическим путем находить значение умножения и деления; развивать внимание и логическое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Вставьте числа в пустые клетки квадрата так, чтобы сумма по всем направлениям была одинаковой.

6



7

5


2



2. На каком рисунке больше треугольников – на левом или на правом?

3. Решите задачу.

Вова ищет друзей, которые спрятались от него. Вдруг он заметил, что из-под забора видны 8 ног. Сколько детей стоит за забором?

4. Игра «Парашютисты».

– Куда должен приземлиться каждый из парашютов?

5. Винни-Пух толще Кролика, Кролик толще Пятачка. Кто тоньше всех?

III. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите выражения, записанные на доске:

6 + 2

6 – 2

26 + 2

26 – 2

6 + 10

10 – 6

26 + 10

26 – 10

– Значения каких выражений вы не сможете еще вычислить?

– Сегодня мы узнаем, как выполнить сложение и вычитание вида 26  2 и 26  10.

IV. Изучение нового материала.

В учебнике показано, как с помощью цветных палочек познакомить второклассников с правилами поразрядного сложения и вычитания чисел в пределах 100. Оранжевая палочка обозначает десяток, а белая – единицу. Необходимо построить работу таким образом, чтобы при рассмотрении каждого примера дети, выкладывая палочки, повторяли способы действия Волка и Зайца. При этом школьники могут работать в парах.

Задание № 1 (с. 40).

Пример 1. Учитель ставит перед детьми учебную задачу: используя цветные палочки, найти способ сложения чисел 26 и 2.

– Рассмотрите первый рисунок на с. 40 учебника и выскажите свои предположения. (В числе 26 – два десятка и шесть единиц, поэтому Волк составил «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов».)

– Составьте такой же «поезд» из своих палочек.

– Объясните, что делает Заяц. (Заяц прицепляет к белым «вагонам» еще 2 белых «вагона», так как надо прибавить 2 единицы.)

– Выполните это действие на своих палочках.

– Что у вас получилось? (Получился «поезд», в котором 2 оранжевых и 8 белых «вагонов» (6 + 2 = 8.)

– Какое число обозначает этот поезд? (Он обозначает число 28.)

Учащиеся подводят итог: сумма 26 и 2 есть число, в котором 2 десятка, а единиц 6 и 2, всего 8. Значит, 26 + 2 = 28.

Пример 2. Постановка задачи: необходимо вычесть 2 из 26, используя цветные палочки.

Снова составим «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов». По рисунку видно, что, вычитая 2, Волк предложил отцепить 2 белых «вагона». Получился «поезд», в котором 2 оранжевых и 4 белых «вагона» (6 – 2 = 4). Он обозначает число 24.

Итак, разность 26 и 2 есть число, в котором 2 десятка, а единиц 6 без 2, то есть 4. Значит, 26 – 2 = 24.

Пример 3. Постановка задачи: сложить 26 и 10. Рассматриваем рисунок: Волк составил «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов». Так как 10 – это один десяток, то Заяц к оранжевым «вагонам» прицепляет еще 1 оранжевый «вагон». Получился «поезд», в котором 3 оранжевых (2 + 1 = 3) и 6 белых (6 + 0 = 6) «вагонов». Он обозначает число 36. Значит, 26 + 10 = 36.

Пример 4. Постановка задачи: вычесть 10 из 26. Составим «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов». Отцепим от оранжевых «вагонов» один. Получился «поезд», в котором 1 оранжевый (2 – 1 = 1) и 6 белых (6 – 0 = 6) «вагонов». Он обозначает число 16. Значит, 26 – 10 = 16.

В заключение учитель просит сформировать правило: как же, не используя цветные палочки, можно складывать и вычитать двузначные числа.

– Прочитайте правила, приведенные на с. 41 учебника.

Задание № 2 (с. 41).

Учащиеся работают в парах; используя цветные палочки, они выполняют сложение и вычитание двузначных чисел.

Задание № 3 (с. 41).

Выполнить это задание учащиеся должны уже без цветных палочек, руководствуясь правилами, сформулированными при объяснении нового материала.

Рассмотрим способы рассуждения на примерах.

1) 29 – 8.

При вычитании чисел из единиц вычитают единицы, а из десятков – десятки. В числе 29 – девять единиц, а в числе 8 – восемь единиц. Вычитаем: 9 – 8 = 1. Значит, в результате получится одна единица. В числе 29 – два десятка, а в числе 8 – нуль десятков. Значит, в результате будет два десятка.

Следовательно, 29 – 8 = 21.

2) 20 + 1.

При сложении чисел единицы складываются с единицами, а десятки – с десятками.

В числе 20 – нуль единиц, а в числе 1 – одна единица. Складываем: 0 + 1 = 1. Значит, в результате будет одна единица.

В числе 20 – два десятка, а в числе 1 – нуль десятков. Значит, в результате будет два десятка.

Следовательно, 20 + 1 = 21.

Аналогично дети рассуждают в остальных случаях.

Физкультминутка

V. Повторение пройденного материала.

1. Работа по учебнику.

Задание № 11 (с. 43).

Запись: 13, 31, 49, 66, 90, 100;

100, 90, 66, 49, 31, 13.

Задание № 12 (с. 43).

– Какое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос «на 3 больше, чем 8»?

– Как вычислить число, которое меньше числа 10 на 6?

Задание № 13 (с. 44).

– Прочитайте первую задачу.

– Что известно? Что необходимо узнать?

– Используя фишки, решите эту задачу.

– Прочитайте вторую задачу.

– Сравните эту задачу с первой. Чем они отличаются?

– Что известно в задаче? Что требуется узнать?

– Используя фишки, решите задачу.

2. Работа в печатной тетради № 1.

Задание № 59.

Если учащиеся будут испытывать затруднения в выполнении этого задания, то учитель может подсказать, что, для того чтобы правильно подобрать знак в каждом конкретном случае, нужно сравнить первый компонент действия с результатом.

50 + 7 = 57

76 + 4 = 80

38 – 8 = 30

75 – 3 = 72

После выполнения этого задания учитель проводит устную проверку.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос: «На сколько больше?»

Домашнее задание: № 14 (учебник); № 58 (рабочая тетрадь).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!