тема:Сложение и вычитание вида 26 2, 26 10
Цели урока: познакомить учащихся с правилами поразрядного сложения и вычитания чисел в пределах 100; рассмотреть практическое выполнение действий с помощью цветных палочек; совершенствовать вычислительные навыки; практическим путем находить значение умножения и деления; развивать внимание и логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Вставьте числа в пустые клетки квадрата так, чтобы сумма по всем направлениям была одинаковой.
2. На каком рисунке больше треугольников – на левом или на правом?
3. Решите задачу.
Вова ищет друзей, которые спрятались от него. Вдруг он заметил, что из-под забора видны 8 ног. Сколько детей стоит за забором?
4. Игра «Парашютисты».
– Куда должен приземлиться каждый из парашютов?
5. Винни-Пух толще Кролика, Кролик толще Пятачка. Кто тоньше всех?
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите выражения, записанные на доске:
6 + 2 6 – 2 26 + 2 26 – 2 | 6 + 10 10 – 6 26 + 10 26 – 10 |
– Значения каких выражений вы не сможете еще вычислить?
– Сегодня мы узнаем, как выполнить сложение и вычитание вида 26 2 и 26 10.
IV. Изучение нового материала.
В учебнике показано, как с помощью цветных палочек познакомить второклассников с правилами поразрядного сложения и вычитания чисел в пределах 100. Оранжевая палочка обозначает десяток, а белая – единицу. Необходимо построить работу таким образом, чтобы при рассмотрении каждого примера дети, выкладывая палочки, повторяли способы действия Волка и Зайца. При этом школьники могут работать в парах.
Задание № 1 (с. 40).
Пример 1. Учитель ставит перед детьми учебную задачу: используя цветные палочки, найти способ сложения чисел 26 и 2.
– Рассмотрите первый рисунок на с. 40 учебника и выскажите свои предположения. (В числе 26 – два десятка и шесть единиц, поэтому Волк составил «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов».)
– Составьте такой же «поезд» из своих палочек.
– Объясните, что делает Заяц. (Заяц прицепляет к белым «вагонам» еще 2 белых «вагона», так как надо прибавить 2 единицы.)
– Выполните это действие на своих палочках.
– Что у вас получилось? (Получился «поезд», в котором 2 оранжевых и 8 белых «вагонов» (6 + 2 = 8.)
– Какое число обозначает этот поезд? (Он обозначает число 28.)
Учащиеся подводят итог: сумма 26 и 2 есть число, в котором 2 десятка, а единиц 6 и 2, всего 8. Значит, 26 + 2 = 28.
Пример 2. Постановка задачи: необходимо вычесть 2 из 26, используя цветные палочки.
Снова составим «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов». По рисунку видно, что, вычитая 2, Волк предложил отцепить 2 белых «вагона». Получился «поезд», в котором 2 оранжевых и 4 белых «вагона» (6 – 2 = 4). Он обозначает число 24.
Итак, разность 26 и 2 есть число, в котором 2 десятка, а единиц 6 без 2, то есть 4. Значит, 26 – 2 = 24.
Пример 3. Постановка задачи: сложить 26 и 10. Рассматриваем рисунок: Волк составил «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов». Так как 10 – это один десяток, то Заяц к оранжевым «вагонам» прицепляет еще 1 оранжевый «вагон». Получился «поезд», в котором 3 оранжевых (2 + 1 = 3) и 6 белых (6 + 0 = 6) «вагонов». Он обозначает число 36. Значит, 26 + 10 = 36.
Пример 4. Постановка задачи: вычесть 10 из 26. Составим «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов». Отцепим от оранжевых «вагонов» один. Получился «поезд», в котором 1 оранжевый (2 – 1 = 1) и 6 белых (6 – 0 = 6) «вагонов». Он обозначает число 16. Значит, 26 – 10 = 16.
В заключение учитель просит сформировать правило: как же, не используя цветные палочки, можно складывать и вычитать двузначные числа.
– Прочитайте правила, приведенные на с. 41 учебника.
Задание № 2 (с. 41).
Учащиеся работают в парах; используя цветные палочки, они выполняют сложение и вычитание двузначных чисел.
Задание № 3 (с. 41).
Выполнить это задание учащиеся должны уже без цветных палочек, руководствуясь правилами, сформулированными при объяснении нового материала.
Рассмотрим способы рассуждения на примерах.
1) 29 – 8.
При вычитании чисел из единиц вычитают единицы, а из десятков – десятки. В числе 29 – девять единиц, а в числе 8 – восемь единиц. Вычитаем: 9 – 8 = 1. Значит, в результате получится одна единица. В числе 29 – два десятка, а в числе 8 – нуль десятков. Значит, в результате будет два десятка.
Следовательно, 29 – 8 = 21.
2) 20 + 1.
При сложении чисел единицы складываются с единицами, а десятки – с десятками.
В числе 20 – нуль единиц, а в числе 1 – одна единица. Складываем: 0 + 1 = 1. Значит, в результате будет одна единица.
В числе 20 – два десятка, а в числе 1 – нуль десятков. Значит, в результате будет два десятка.
Следовательно, 20 + 1 = 21.
Аналогично дети рассуждают в остальных случаях.
Физкультминутка
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа по учебнику.
Задание № 11 (с. 43).
Запись: 13, 31, 49, 66, 90, 100;
100, 90, 66, 49, 31, 13.
Задание № 12 (с. 43).
– Какое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос «на 3 больше, чем 8»?
– Как вычислить число, которое меньше числа 10 на 6?
Задание № 13 (с. 44).
– Прочитайте первую задачу.
– Что известно? Что необходимо узнать?
– Используя фишки, решите эту задачу.
– Прочитайте вторую задачу.
– Сравните эту задачу с первой. Чем они отличаются?
– Что известно в задаче? Что требуется узнать?
– Используя фишки, решите задачу.
2. Работа в печатной тетради № 1.
Задание № 59.
Если учащиеся будут испытывать затруднения в выполнении этого задания, то учитель может подсказать, что, для того чтобы правильно подобрать знак в каждом конкретном случае, нужно сравнить первый компонент действия с результатом.
50 + 7 = 57 | 76 + 4 = 80 |
38 – 8 = 30 | 75 – 3 = 72 |
После выполнения этого задания учитель проводит устную проверку.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос: «На сколько больше?»
Домашнее задание: № 14 (учебник); № 58 (рабочая тетрадь).