СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике в 1 классе "На сколько больше, на сколько меньше"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике в 1 классе "На сколько больше, на сколько меньше"»

Предмет: Математика

Тема: «На сколько больше? На сколько меньше?»

Класс 1

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цель урока: формирование представления об отношении «…больше, чем…», «…меньше, чем…».

Задачи урока:

Дидактические:

Знать:

  • Как определять, на сколько предметов одного множества больше или меньше, чем предметов другого множества.

Уметь:

  • Сравнивать предметы различных групп и определять, на сколько одних предметов больше или меньше, чем других.

Развивающие:

  • Развивать основные психические процессы (мышление, речь, память, внимание);

  • Развивать коммуникативные умения, умения работать в паре;

Воспитательные:

  • Формировать у детей потребность в учебно-познавательной деятельности, потребность в изучении математики.





Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности


Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Предметные


Метапредметные

Личностные

Мотивация к учебной деятельности


















































Создать условия для осознания детьми необходимости постоянного расширения знаний.

Словесный (беседа), наглядный (презентация).

- Здравствуйте, ребята!



Посмотрите на доску. Что вы видите?

Верно. Это цитата великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Маша, прочитай ее пожалуйста.

Молодец. Посовещайтесь немного в паре, и скажите, как вы думаете, о чем это высказывание?

Если какая-то пара готова, то сядьте прямо и посмотрите на меня. Так я пойму, что вы уже можете мне отвечать.

Итак, что же нам хотел М.В. Ломоносов этим высказыванием? Лена, пожалуйста, что вы обсудили в паре?

Очень хороший ответ, молодцы! Значит математику надо учить?

Тогда давайте сегодня продолжим знакомиться с ней. Очень надеюсь, что урок окажется для Вас познавательным и интересным, и что у Вас все обязательно получится.

Начнем?




Приветствуют учителя.



Высказывание.







Читает высказывание:

«Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит».













Математика – это одна из главных наук, она помогает людям развиваться, учит их думать.

Конечно!















Да!

Ф

П























И нтерактивная доска (презентация, слайд 2)



- строят несложные цепочки логических рассуждений (П);

- отвечают на вопросы учителя (К);

- принимают участие в работе в паре (К);

- задают вопросы и отвечают на вопросы партнера (К);

- воспринимают и обсуждают различные точки зрения при ответе на вопросы (К);

- уважительно ведут диалог с товарищами (К).


- формируются начальные основы мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения.

Актуализация и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Подготовить обучающихся к построению нового знания.

Словесный (беседа), наглядный (фрукты на доске).

Вспомните, какую тему Вы начали изучать на прошлом уроке? Настя, пожалуйста.

Верно, молодец.

Сейчас я предлагаю Вам посмотреть на доску. На ней вы видите груши и яблоки. Посчитайте, сколько всего фруктов на доске? Диана, пожалуйста.

Умница. Перед Вами я расположила 9 яблок и груш. А кто может выйти к доске и определить не считая, каких фруктов больше, каких меньше, а, может быть, их одинаковое количество?

Хорошо. Все согласны?

Молодец, можешь присаживаться.

Ответьте мне на вопрос: вы можете сказать, на сколько груш больше, чем яблок?





Отношения столько же, больше, меньше.











9.







Один из учеников выходит к доске, располагая фрукты попарно.

Больше всего груш, меньше всего яблок.

Да.







Да, на 1. На 2. Нет, не можем.

Ф



На доске располагаются яблоки и груши.


- производят счет различных объектов;

- проводят сравнение количества объектов.

- выполняют под руководством учителя учебные действия (Р);

- проводят сравнение объектов (П);

- отвечают на вопросы учителя (К);

- применяют математические знания при выполнении предлагаемого задания (К).

- формируются начальные представления о математических способах познания мира.

Выявление места и причины затруднения

Создание условий для осознания обучающимися того, каких именно им знаний не хватает.

Словесный (беседа).

Я слышу, что мнения среди вас разделились. Кто-то ответил на вопрос, а кто-то задумался над ним. Как думаете, почему это произошло?





Именно.





Потому что мы не все знаем, как определить, на сколько яблок меньше, чем груш.






Ф




- строят несложные цепочки логических рассуждений (П).



Построение проекта выхода из затруднения

Способствовать проектированию обучающимися процесса построения нового знания.

Словесный (беседа), наглядный (презентация).

Предположите, так какая же тема нашего урока?

Хорошо. Однако если говорить точнее, то «На сколько больше? На сколько меньше?»

Верно.

Какую цель вы поставите перед собой на сегодняшний урок?

Молодец. Совершенно верно.

Вспомните, что еще необходимо сделать перед продолжением нашей работы?

Конечно, умница. И сейчас на доске вы видите пункты плана, однако они перемешались. Давайте прочитаем их. Никита, пожалуйста.















Кто попробует сказать, как надо поставить пункты в верную последовательность?

















Все согласны?

Молодец, большое спасибо.


На сколько больше?













Научиться определять, на сколько больше, на сколько меньше одних предметов, чем других.







Составить план.







1. Самостоятельное выполнение заданий по теме;

2. Научиться определять, на сколько «…больше, чем», «…меньше, чем»;

3. Узнать, как определять, на сколько «…больше, чем…», «…меньше, чем…»;

Ученик расставляет пункты плана:

1. Узнать, как определять, на сколько «…больше, чем…», «…меньше, чем…»;

2. Научиться определять, на сколько «…больше, чем», «…меньше, чем»;

3. Самостоятельное выполнение заданий по теме.

Да!

Ф











Интерактивная доска (презентация, слайд 1)





















И нтерактивная доска (презентация, слайд 3)



















И нтерактивная доска (презентация, слайд 4)



- понимают и принимают учебную задачу (Р);

- принимают план действий для решения задач (Р);

- отвечают на вопросы учителя (К).

- формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач.

Реализация построенного плана

Построить новое знание и определить область его применения.

Словесный (беседа, объяснение), практический (упражнение), наглядный (картинки с листьями деревьев).

А сейчас для того, чтобы вам все разобраться, а как же определять, на сколько «…больше, чем…», «…меньше, чем…», я предлагаю вам снова обратиться к фруктам на доске.

Напомните мне, каких фруктов оказалось больше, а каких меньше?

Верно. А что вы сделали такое, что помогло вам это определить?

И у каждого фрукта она оказалась?

Нет, конечно. Сколько же груш у нас осталось без пары?

А что вы сейчас сделали, чтобы узнать, что их осталось две?

Молодцы! Значит, как вы думаете, на сколько тогда груш больше, чем яблок?

Совершенно верно, вы большие молодцы!

Попробуйте сформулировать вывод: если груш на две больше, тогда яблок...?

Умница! Все правильно.

А что надо сделать для того, чтобы у каждых фруктов была пара?

Хорошо. Вспомните, что-то еще мы можем для этого сделать? Или только добавить фрукты?

Молодцы! И сколько тогда станет груш по сравнению с яблоками?

Совершенно верно.

Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Вы все уже очень хорошо потрудились, а теперь осторожно встаньте со своих мест. Задвиньте стулья, чтобы они вам не мешали, и повторяйте за мной.

Раз и два – стоит ракета, (руки над головой образуют «купол» ракеты)
Три, четыре – самолет. (руки в стороны)
Раз и два – хлопок в ладоши, (хлопаем в ладоши)
А потом на каждый счет. (делаем прыжок)
Раз, два, три, четыре – (делаем наклоны в стороны)
Руки выше, плечи шире. (поднимаем руки вверх)
Раз, два, три, четыре (ходим на месте)
И на месте походили.

Молодцы, присаживайтесь.















Больше всего груш, меньше всего яблок.



Нашли к яблокам и грушам пару.



Нет.





Одна груша.



Посчитали оставшиеся груши.



На один.







Если груш на один больше, тогда яблок на один меньше.







Надо добавить еще одно яблоко.





Мы можем убрать лишнюю грушу.





Их станет столько же.



















Делают физкультминутку.

Ф











Яблоки и груши на доске.
































Учительский контроль (беседа)

- производят сравнение объектов (используя слова «..больше, чем…», «..меньше, чем…»).

- понимают и принимают предложенные способы решения учебной задачи (Р);

- выполняют под руководством учителя учебные действия (Р);

- проводят сравнение объектов (П);

- применяют математические знания при решении учебной задачи (К);

- воспринимают и обсуждают различные точки зрения и подходы к выполнению заданий);

- уважительно ведут диалог с товарищами (К).

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Способствовать усвоению обучающимися нового знания.

Словесный (беседа, объяснение), наглядный (учебник), практический (упражнение).

Настраиваемся на дальнейшую работу. Не забывайте, что за столом мы сидим прямо, ноги стоят под партой.

Теперь я попрошу вас открыть учебник на странице 12. Давайте очень быстро проговорим, как мы пользуемся учебниками?



Молодцы! Не забывайте, что эти правила обязательны, ведь мы должны бережно относится к книгам, чтобы они служили нам очень-очень долго.

Итак, посмотрите на картинку, где изображены разноцветные кубики. Здесь вам дано задание: определить, каких кубиков больше, а каких меньше: больших или маленьких? И на сколько?

Внимательно посмотрите на изображение. Вспомните, о чем мы с вами говорили, как же нам это определить. Подумайте.

Кто может ответить на эти вопросы? Дима, пожалуйста.



А на сколько?

Хорошо. Все согласны с тем, что говорит Дима?

Отлично, молодец. А как же мы это всё можем определить?





А как узнать, на сколько чего-то меньше или больше?

А можем убрать кубики, чтобы уровнять количество?

Молодцы! Это всем понятно? Есть ли какие-то вопросы?













Мы не загибаем страницы, пользуемся закладкой; не рисуем на его страницах; переворачивая страницы, держим ее за верхний угол.





























Больше всего маленьких кубиков, меньше – больших.

Маленьких кубиков на два больше, чем больших.

Да.



Мы ищем пару к каждому кубику. Если к кубикам не хватило пары, значит их меньше.

Надо посчитать, сколько надо добавить кубиков, чтобы их получилось столько же, сколько других.

Конечно.



Нет.

Ф



































Учебник математики 1 класс М.И. Моро, страница 12.




Учительский контроль (беседа)

- производят сравнение объектов (используя слова «..больше, чем…», «..меньше, чем…»).

- выполняют под руководством учителя учебные действия (Р);

- ориентируются в материале учебника и находят нужную информацию по заданию учителя (П);

- проводят сравнение (П);

- определяют закономерность выполнения заданий (П);

- отвечают на вопросы учителя (К);

- применяют математические знания при решении учебных задач (К).

- приобщение к бережному отношению к книгам.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Создать условия для самопроверки обучающимися умения применять новое знание в типовых заданиях; для коррекции допущенных ошибок.

Словесный (беседа, объяснение), наглядный (рабочая тетрадь, презентация), практический (упражнение).

Если вы все поняли, то я попрошу открыть печатную тетрадь на странице 7.

Маша, прочитай пожалуйста задание.

Вам понятно, что надо сделать?

Давайте проговорим еще раз.





Да, и еще вам надо обвести столько квадратов одного цвета, на сколько их больше. И тоже самое с кругами. Приступайте. Сядьте прямо, ноги поставьте под парту и положите тетрадь правильно.

Заканчивайте работу.

Молодцы. Давайте проверим, что же у вас получилось. Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями с своим соседом по парте и проверьте работы друг друга.

Молодцы. Поменяйтесь тетрадями обратно. А теперь посмотрите на доску. Сравните свой результат с тем, что вы сейчас видите.

Поднимите руку те, у кого нет ошибок.

Поднимите руке те, у кого есть ошибки.

Что у вас не так в этом задании?

В итоге каких же квадратов и кругов оказалось больше и на сколько?

А каких квадратов и кругов меньше и на сколько?

Как вы это определяли?

Совершенно верно.

Еще раз посмотрите все на доску. Я надеюсь, что, если у вас были ошибки, то вы с ними разобрались. Все большие молодцы.







Читает задание.



Да.

Закрасить квадрат и круг после того, как определим каких квадратов больше, а каких меньше.











Выполняют задание.









Производят взаимопроверку.







Самостоятельно проверяют работу.



Поднимают руки.



Поднимают руки.



Говорят ошибки.

Красных квадратов на один больше; желтых кругов тоже на один больше.

Синих квадратов и зеленых кругов на один меньше.

К каждому квадрату и кругу нашли пару.

Ф

И

П













Рабочая тетрадь по математике 1 класс М.И. Моро, страница 7.





























Интерактивная доска (выполненное задание в печатной тетради, слайд 5).

Взаимоконтроль (проверка задания в парах); самоконтроль (самопроверка по эталону).

- проводят сравнение объектов (в том числе с помощью слов «..больше, чем…», «..меньше, чем…»).

- выполняют учебные действия (Р);

- осуществляют проверку своих действий (Р);

- ориентируются в материале рабочей тетради и находят нужную информацию по заданию учителя (П);

- проводят сравнение объектов (П);

- принимают участие в работе в паре (К);

- применяют математические знания при решении учебных задач (К);

- осуществляют взаимный контроль (К).


Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Способствовать включению нового знания в систему изученных знаний, повторению изученного материала.

Словесный (беседа).

Итак, наш урок понемногу подходит к концу. Для того, чтобы вы закрепили свои знания, я предлагаю на странице 13 вашего учебника посмотреть на картинку вверху.

Что вы на ней видите?

Верно. Белоснежка захотела каждому гному подарить по воздушному шарику, и ей надо узнать, каждому ли гному он достанется? Или, может, шариков наоборот больше?

Как бы вы ответили на эти вопросы? Егор, пожалуйста.

На сколько шариков больше, чем гномов?

Умница! Что можно сделать Белоснежке, чтобы лишнего шарика для гномов не осталось?

Совершенно верно. Вы большие молодцы!

Сегодня вы изучили очень важную тему, которой завершается первый большой раздел вашего учебника «Подготовка к изучению чисел». Все эти знания, несомненно, пригодятся вам в будущем, в том числе и на уроках математики, в чем вы очень скоро убедитесь.











Белоснежку и семь гномов.

Количественные и порядковые числительные, отношения больше, меньше, столько же и т.д.





Шариков больше, чем гномов.

На один.



Можно убрать один шарик.










Ф









Учебник математики 1 класс М.И. Моро, страница 13.



- понимают смысл слов, описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве;

- проводят сравнение объектов (в том числе с помощью слов «..больше, чем…», «..меньше, чем…»).

- осознают результат учебных действий, под руководством учителя описывают результаты действий (Р);

- систематизируют изученную информацию (П);

- применяют математические знания в ходе ответов на вопросы учителя (К).


Рефлексия учебной деятельности

Создать условия для самооценки обучающимися своей деятельности.

Словесный (беседа), наглядный (круги для рефлексии).

Итак, давайте вспомним, какая же у нас была тема урока?

А какую цель вы ставили перед собой в начале урока?



Правильно, молодец.

Вы достигли ее?

Отлично!

Сейчас я предлагаю каждому оценить свою деятельность на уроке. Посмотрите на слайд. Вы видите, перед собой предложения, которые не закончены. Подумайте, как их можно продолжить?

Например, сегодня я узнала, как определять, на сколько одних предметов большем или меньше, чем других.

Кто попробует дополнить первое предложение: сегодня я узнал…?

Отлично! Следующее начало предложение звучит так: сегодня на уроке мне было интересно…?

Очень хорошо. И последнее предложение: сегодня у меня получилось (не получилось) …?

Всем спасибо за ваши ответы! Я думаю, что сегодня вы очень хорошо поработали, а если у кого-то вдруг остались какие-то вопросы, то мы их обязательно разберем! Я очень надеюсь, что сегодняшний урок не прошел для вас зря. Всем спасибо, до свидания!

На сколько больше? На сколько меньше?



Научиться определять, на сколько больше, на сколько меньше одних предметов, чем других.



Да!

















Оценивают свою деятельность.



Несколько учеников продолжают предложение.





Несколько учеников продолжают предложение.





Несколько учеников продолжают предложение

Ф





















И нтерактивная доска (презентация, слайд 6)


Самоконтроль


- осознают результат учебных действий, под руководством учителя описывают результаты действий (Р).

- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебно-познавательной деятельности и того, что успех в ней во многом зависит от самого обучающегося.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!