Урок по математике в 3 классе по УМК «Школа России»
Тема урока: Повторение изученного материала. Таблица умножения и деления.
Интеграция: Математика и самопознание.
Цель: закрепить знание таблицы умножения и деления, умение решать задачи изученных видов.
Задачи:
Обучающие:
познавательные:
предметные:
повторение и закрепление знаний табличных случаев умножения и деления,
усвоение и систематизация понятий: компоненты действий, периметр, геометрические фигуры;
регулятивные УУД:
действовать по плану и планировать свои учебные действия,
адекватно оценивать свои достижения,
осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления, прогнозировать результат;
Воспитывающие:
коммуникативные:
воспитывать умение обеспечивать социальную компетентность и учёт позиции одноклассников,
воспитывать умение слушать и вступать в диалог,
воспитывать умение участвовать в коллективном обсуждении проблем,
воспитывать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество,
личностные:
воспитывать умение выделять нравственный аспект поведения,
воспитывать учебно-познавательный интерес к учебному материалу,
воспитывать способность к самооценке,
способствовать воспитанию активности, самостоятельности, продолжить формирование коммуникативных навыков.
Развивающие:
познавательные УУД:
искать, получать и использовать информацию соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
развивать речь, мышление, математические способности, внимание, сенсорную сферу личности; умение выполнять операции анализа, синтеза;
способность делать выводы на основе наблюдений и закономерностей;
коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; умение работать в группах, анализировать;
личностные УУД:
формировать у младших школьников учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи,
развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающим.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; оценивать правильность выполнения действий.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний.
Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная работа
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные карточки с заданиями, плакаты с изображением деревьев, числовые вееры.
Этапы и структура урока.
1. Создание коллаборативной среды.
Добрый день, ребята, уважаемые гости! Я хочу вам подарить свою улыбку. И вы, ребята, подарите добрые взгляды и улыбку друг другу и нашим гостям. Пожелайте друг другу удачи и хорошего настроения на весь учебный день.
2. Разминка пальчиков.
(Минутка создания настроения и разминки пальчиков. Соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорят:)
желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь)
3. Психологический настрой «Дерево достижений».
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист ожидает успех на уроке.
Те, кто выбрал красный – желают общаться.
Желтый – проявят активность.
Синий – будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо: “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...”
Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах философа. Удачи! В добрый путь за знаниями.
4. Активизация знаний. Определение цели урока.
Послушайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака, в котором я пропущу первые строки. Подумайте, о чем идет речь.
Она всегда во всём права:
Чтоб ни случилось в мире, -
А всё же будет дважды два
По-прежнему четыре.
(таблица умножения достойна уважения)
- Итак, о чём это стихотворение?
- Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
- Предположите, какая тема сегодняшнего урока?
- А какова наша цель? (закреплять знание таблицы умножения и деления).
- На уроке мы должны закрепить знания таблицы умножения, закрепить умения решать задачи и примеры, используя таблицу умножения. Для этого нам необходимо думать, рассуждать, запоминать.
5. Устный счет. “Смотри на числа, подмечай, и быстро-быстро отвечай…”
Запишите в тетрадях ответы.
21 | 33 | 19 | 12 | 27 |
16 | 35 | 24 | 8 | 29 |
10 | 18 | 21 | 34 | 32 |
18 | 29 | 45 | 54 | 72 |
25 | 48 | 53 | 33 | 19 |
56 | 63 | 47 | 18 | 27 |
28 | 56 | 83 | 72 | 40 |
– На числа поскорей взгляни
И мигом ты определи,
Какое делится на 2? (1 строка в таблице)
– А вы, друзья, уже нашли
То, что разделится на 3? (2 строка в таблице)
– А может, вы определили,
Какое делим на 4? (3 строка в таблице)
– Пожалуй, трудно не назвать
То, что разделим мы на 5? (4 строка в таблице)
– Мне интересно: может, есть
Число, что делится на 6? (5 строка в таблице)
– И показать сейчас попросим,
Число, что делится на 8. (6 строка в таблице)
– А может, мы сейчас проверим,
Есть число, что на 9 мы разделим? (7 строка в таблице)
Проверка.
Расположите полученные числа в порядке возрастания. (дети выполняют)
Расположив полученные числа в порядке возрастания, вы сможете догадаться, о какой важной духовной ценности пойдёт речь на уроке.
т | о | р | а | д | б | о |
56 | 48 | 45 | 72 | 12 | 32 | 24 |
Прочитайте слово. О чем же мы будем сегодня говорить? (О доброте.)
Учитель: Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.
- Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? (Ответы детей)
6. Работа с толковым словарём.
- А теперь я хочу обратиться к толковому словарю Сергея Ожегова и прочитать вам определение слова «доброта». (Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.)
- Ребята, как вы думаете, где живет доброта?
- Доброта, в первую очередь, должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова - корни.
Добрые мысли - цветы.
Добрые дела - плоды.
7. Решение геометрических задач.
Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы создадим его. И первое дерево назовем Деревом доброты.
Сад наш будет небольшой: длина его 9м, а ширина 8м. Найдите площадь и периметр сада.
8. Добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе, вежливое слово. Поэтому мы посадим Дерево Вежливости.
Разминка.
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)
Легко ли быть вежливым? Как можно воспитать в себе вежливость? (следить за речью, жестами, быть внимательнее друг к другу)
9. Скажите, у какого человека больше друзей? (у доброго, терпеливого, вежливого, умеющего любить…..(ответы детей)).
Какое прекрасное слово дружба. Давайте посадим в наш сад Дерево дружбы и вместе восстановим примеры.
7 ∙ = 1
9 ∙ = 1
8 ∙ = 6
∙ 9 = 3
∙ 6 = 8
10. Решение уравнений.
В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Сейчас мы с вами посадим следующее дерево Дерево мудрости.
- Как вы думаете, что такое мудрость? Давайте проверим свои предположения с помощью толкового словаря.
- (Ф.И.)…, прочитай, какое определение этому слову дано в толковом словаре. (читает:
Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт)
Работа в парах.
Я раздала вам карточки, на которых в одном столбике записаны начала пословиц, а в другом столбике - концовка. Соедините линией начало и конец. Исключите лишнюю пословицу.
1. Доброе дело два века живёт. (а ∙ 3 = 100 - 70)
2. Добрые дела дороже богатства. (Х : 9 = 5 + 0)
3. Жизнь дана на добрые дела. (49 : х = 16 - 9)
4. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
(о труде)
- Какая пословица лишняя? Почему?
Проверка на доске.
(Учащиеся выходят и соединяют части пословиц. Затем переворачиваю их другой стороной. Там получается уравнение.)
- А сейчас давайте вспомним название компонентов при умножении и делении.
1 ряд выбирает и решает уравнение на нахождение неизвестного множителя,
2 ряд выбирает и решает уравнение на нахождение неизвестного делимого,
3 ряд выбирает и решает уравнение на нахождение неизвестного делителя.
11. Физкультминутка.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания - руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
12. Выборочное решение примеров. Активизация словарного запаса.
Ребята, а какие слова могут обидеть? (Злые, грубые...).
Есть хорошая пословица «Доброе слово лечит, а злое калечит».
От кого вы часто слышите добрые слова? (Ответы детей.)
А где вы их слышите? (Ответы детей.)
И мы с вами сейчас посадим следующее дерево Дерево добрых слов.
Я буду называть слова, а вы должны подобрать к этим словам антонимы. (На лучах солнца записаны слова: грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость.) (грубый – ласковый, вежливый, злой - добрый, жадный - бескорыстный, грустный – радостный, весёлый, горе – радость, счастье, вражда - дружба, обман – правда, честность, жестокость – мягкость, гибкость.)
Сколько лучей у солнышка, столько примеров перед вами. Ученик, сидящий за партой справа, выписывает в тетрадь примеры с ответом 6, а ученик, сидящий за партой слева, примеры с ответом 8.
3 ∙ 10 : 5 8 ∙ 3 : 4
4 ∙ 4 : 2 6 ∙ 4 : 3
2 ∙ 9 : 3 36 : 9 ∙ 2
27 : 9 ∙ 2 14 : 7 ∙ 4
Взаимопроверка.
Есть солнце большое — оно на небе. А есть маленькое солнце — оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек - тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережет ее.
13. Решение задачи. (по выбору)
В парке посадили два ряда лип по 9 в каждом, а берёз в 3 раза меньше. Сколько берёз посадили в парке?
Школьники помогали собирать урожай яблок и груш. Яблок было собрано 36 килограммов, а груш в 4 раза меньше. Сколько всего яблок и груш было собрано?
Любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце. Доброта - это стремление человека сделать счастливее других людей. Понять и исполнить желание другого - одно удовольствие.
Может быть, поэтому еще в старой азбуке буквы назывались словами.
(На доске написаны буквы славянской кириллицы:
Аз Жевете
Буки Земля
Веди Люди
Глаголь Мыслите
Добро Покой)
Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
14. Подведение итогов.
- Что понравилось?
- Где пригодятся полученные знания?
- Над чем необходимо поработать?
15. Оценивание.
16. Круг «От сердца к сердцу».
Ребята, может кто-то хочет высказать своё доброе пожелание.