Математика. 2 класс. Урок 102. Переместительное свойство умножения
Цели: познакомить с переместительным свойством умножения; развивать внимание, память, логическое мышление; закреплять навыки устных и письменных вычислений.
Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять действие умножения сложением одинаковых слагаемых и сравнивать полученные результаты; использовать переместительное свойство умножения при вычислениях; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; решать геометрические задачи; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука —
Это математика!
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
(На доске записаны примеры.)
6 + 30 28 + 40
30 + 6 40 + 28
36 - 30 68 - 40
Вычислите, покажите ответы с помощью карточек.
Найдите в каждом столбике лишний пример. Обоснуйте свой выбор.
Какой математический закон вы здесь наблюдаете? (От перестановки слагаемых значение суммы не изменится.)
2. Работа над задачами
- Подберите выражение к каждой задаче.
(Выражения записаны на доске. Задачи читает учитель.)
3 + 6 6*3 6 -3 (6-3)+ 6
Саша заплатил за чай 3 руб., а за булочку - 6 руб. Сколько всего денег заплатил Саша?
Саша купил 3 булочки по 6 руб. Сколько денег заплатил Саша?
Саша заплатил 3 руб. за чай и 6 руб. за булочку. На сколько булочка дороже чая?
Саша заплатил за булочку 6 руб., а за чай - на 3 руб. меньше. Сколько всего денег заплатил Саша?
3. Геометрический материал
- Рассмотрите рисунок на полях на с. 56 учебника.
- Сколько прямоугольников вы видите? (7.)
(Учитель заранее выполняет такой же рисунок на доске. Один ученик выходит к доске и обводит прямоугольники.)
— Какие прямоугольники имеют собственное название? (Квадраты.)
- Сколько квадратов на рисунке? (3.)
(Для индивидуальной работы можно предложить задания из тетради с печатной основой: № 23, 24, 26, 27 (с. 50—51).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны примеры.)
3*2 5*2 5*3
- Найдите значения произведений, заменив их сложением.
— В каждом произведении поменяйте местами множители.
Найдите значения получившихся произведений, заменив умножение сложением.
- Сравните между собой пары произведений с одинаковыми множителями. Что вы заметили? (Мы поменяли местами множители, но значения произведений не изменились.)
— Вспомните переместительный закон сложения.
(Учитель закрепляет на доске карточку.)
[а + Ь = Ь + а]
Как вы думаете, существует ли такой закон для действия умножения? (Ответы детей.)
Рассмотрите еще раз пары равенств, сформулируйте этот закон. (Если в произведении поменять местами множители, значение произведения не изменится.)
— Откройте учебники на с. 56. Прочитайте правило.
(Учитель закрепляет на доске карточку.)
а • Ь = Ь • а
— Что 'вы можете сказать о наших рассуждениях?
- Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1(с. 56). (Устное выполнение с комментированием по цепочке.)
№2 (с. 56).
— Прочитайте задачу.
- Сделайте рисунок к задаче. Сколько кустов в каждом ряду? (5.)
— Сколько таких рядов? (3.)
- Запишите решение задачи. (5 • 3 = 15(к.).)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№3(с. 56).
- Что такое периметр? (Это сумма длин всех сторон.)
— Чем отличается квадрат от других фигур? (У него все стороны равны.)
- Как найти периметр квадрата? (Сложить длины всех сторон.)
— Какова длина стороны квадрата? (25мм.)
- Запишите решение сложением. (25 + 25 + 25 + 25 = 100(мм).)
(Один ученик записывает решение на доске.)
- Теперь замените сложение умножением. (25 • 4 = 100(мм).)
— Длина сторон квадрата может быть разной. Обозначим ее латинской буквой а. Какие математические формулы получим? (Р = а + а + а + а, Р = а • 4.)
(Учитель закрепляет на доске плакат.)
№5 (с. 56). (Учащиеся по цепочке выходят к доске и решают примеры столбиком. Остальные работают в тетрадях. Проверка.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 56). Самостоятельное выполнение. Учащиеся записывают только знаки. Проверка в парах по образцу на доске.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Периметр какой фигуры научились вычислять умножением?
— Все ли вам было понятно?
Домашнее задание
Учебник: №7 (с. 56).
Тетрадь с печатной основой: № 22 (с. 50).