Конспект урока по математике. 2 класс
Тема урока: Приём вычислений вида 26+4.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: ознакомление с новым приёмом вычисления
Задачи:
обучающая: познакомить с новым приёмом устных вычислений вида 26+4, побуждать применять знания на основе поразрядного принципа;
развивающая: способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, развивать аналитическое мышление – умения работать по алгоритму, развивать навыки самоконтроля.
воспитательная: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, воспитывать интерес к изучению математики, чувства дружбы, взаимопонимания.
Планируемые результаты:
Личностные способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; применять установленные правила (порядок образования нового десятка) в планировании способа решения; осуществлять взаимопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий.
Коммуникативные: составлять вопросы, используя изученные на уроке понятия; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в паре, группе; осуществлять взаимопроверку выполненной работы.
Формы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
Используемые средства обучения: учебник М.И. Моро, презентация, документ – камера.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
СЛАЙД 1
Стихотворение «Урок математики»
Когда на математике я вижу море рук,
Мне кажется, что в класс пришли
Все доктора наук.
Решат задания правильно,
Все будет без проблем,
И в этом школьном здании
Приятно будет всем.
Вычитание получается,
Задачки все решаются,
И дети улыбаются,
Хоть осень за окном.
А мячики, скакалочки,
Роботы, игралочки,
Проказы, забывалочки
Оставим на потом!
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня урок математики проведу у вас я. Меня зовут Светлана Николаевна.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Поздоровайтесь с гостями.
II. Мотивирование (самоопределение) к деятельности.
- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
- А чтобы урок был успешным, что главное на уроке, как вы думаете?
- Главное – внимание!
- Это будет девизом нашего урока.
- Что изучают на уроках математики?
- Это пригодится вам в дальнейшей жизни?
- Пусть сегодняшний урок математики принесет нам всем радость общения и новые открытия, но чтобы открыть новые знания, нужно повторить то, что уже изучили.
- Ну, что - вперед за знаниями!
III. Актуализация опорных знаний.
СЛАЙД 2
Математика нас ждёт. Начинаем устный счёт!
1) Карточки ____ ученикам. Кто выполнит, молча сдаёт, включается в работу.
Игра «Весёлый мяч».
- Сейчас поиграем в игру «Веселый мяч».
- Я кидаю мяч одному из вас и задаю вопрос. Если вы согласны, говорите «Да». Если не согласны, говорите «Нет» и правильный ответ.
- В 1м 100 см ? (да)
- 15 больше 6 на 10? (нет)
- В 1ч 50 минут? (нет)
- Сумма чисел 4 и 50 равна 54? (да)
- Если из 70 вычесть 30 получится 40? (да)
- 21 увеличили на 4 и получили 24? (нет)
- Разность чисел 59 и 0 равно 0? (нет)
- Числа при сложении называются «Слагаемое. Слагаемое. Разность»? (Нет)
2) Игра «Кто быстрее»
Два ученика стоят спиной к доске, учитель показывает пример, дети говорят ответ, ребята у доски поворачиваются и находят его, записывает тот, кто первым нашел.
(использовать мелки разных цветов)
- Я показываю пример, вы говорите ответ.
- А вы, ребята, поворачиваетесь к доске и находите пример, ответ которого произнес ученик. Кто нашел первым, записывает ответ.
- Но сначала продолжите фразу:
- Ответить хочешь – не шуми, (а только руку подними)
53+10= 36+2= 36-2=
53-10= 36+20= 36-20=
- Как вы представляли числа, прежде чем решить пример. (В виде десятков и единиц)
- Какое правило вы использовали при решении примеров на сложение?
(Десятки складывают с десятками, единицы – с единицами.
- Это знание вам понадобится при изучение нового материала!
3) Логическая разминка
Мама купила 4 шарика красного и синего цвета. Красных шаров было больше,
чем синих. Сколько шаров каждого цвета купила мама?
- Молодцы!
IV. Минутка чистописания.
- А теперь откройте тетради.
- Чтобы записать сегодняшнее число, подготовим пальчики к работе. Встаньте.
Пальчиковая физминутка. «Этот пальчик маленький…»
- Сели прямо.
- Возьмите ручки.
- Сколько строчек пропускаем?
- Какое сегодня число, месяц, время года.
- Запишите сегодняшнюю дату. Обратите внимание на орфограммы.
- Проведём минутку чистописания.
- Отгадав загадку, вы узнаете, какую цифру напишем.
Шея, хвост и голова,
Словно лебедь цифра _____ (2)
Учитель показывает на доске.
- Дайте характеристику числу «2» (однозначное, четное, стоит после 1 и перед 3)
V. Самоопределение к деятельности.
Работа в паре. СЛАЙД
Правила работы в паре.
1. Работать должны оба.
2. Один говорит шепотом, другой слушает.
3. Своё несогласие высказывай вежливо.
4. Если не понял, переспроси.
- На столах у вас лежат карточки, на которых изображены математические ёлочки.
- Будете работать в паре по очереди, помогая друг другу.
- Заполнив пустые кружочки числами, вы узнаете, какое ещё знание вам понадобятся при изучении нового материала.
Дети работают. (Включаю документ – камеру)
- Проверим.
Учитель демонстрирует лист – ответ на документ камере. Дети проверяют, проговаривая:
- 10 – это 1 и 9 и т.д.
- Итак, что же вам нужно помнить сегодня на уроке, чтобы разобраться в новом материале? (Состав числа 10. Десятки складываю с десятками, единицы – с единицами)
VI. Формулирование темы урока, постановка цели.
- Ребята, применив эти правила, решите предложенные вам примеры. СЛАЙД 3
27 + 2; 26+4; 24+30
-Проверим. Все примеры смогли решить?
-Решение какого примера вызвало затруднение (26+4)
-Почему? (мы ещё не изучали примеры такого вида)
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Решение примеров вида 26+4
СЛАЙД 4
Или «Приём вычислений вида 26+4»
- Определите цель урока. Чему мы должны научиться на уроке? (Научиться решать примеры на сложение данного вида
- Как это делать?
- Проблема поставлена, её надо решить.
- Есть ли у кого предположение, как решать эти примеры?
- Разложу число 26 на десятки и единицы – 2 десятка и 6 единиц.
- Что потом сделаем? (Сложим 6 и 4, получим 10)
- Что дальше? (К 20 прибавим 10, получим 30)
СЛАЙД 5
26+4= 20+6+4=30
- Можно записать короче.
26+4=30
СЛАЙД 6
На слайде появляется алгоритм:
1. Прочитать выражение.
2.Разложить число на десятки и единицы.
3.Единицы сложить с единицами, получится десяток.
4.Десятки сложить с десятками.
5.Прочитать ответ.
- А теперь сверим свои предположения по учебнику.
- Откройте учебник на с. 60.
- Посмотрите на примеры сверху. Первый пример мы только что с вами разобрали.
Кто хочет объяснить решение второго примера?
VII. Физкультминутка. Видео
VIII. Первичное закрепление знаний.
- Продолжаем нашу работу.
№1 с. 60.
- Выполняем письменно с подробным объяснением у доски первый пример и последний.
IX.Повторение изученного материала.
1.-Ребята, этот вычислительный приём требуется не только при нахождении значений выражений, но и при решении задач.
- Ребята, вы знаете, что такое деньги? (Средство платежа)
- Какие деньги вы знаете? (Рубли)
-Зачем они нужны человеку?
- А где человек может их хранить? (В банке, в копилке)
- Если у тебя остаются неизрасходованные деньги, ты можешь их откладывать.
- Давайте решим задачу.
- Запишем «Задача».
- Из каких частей состоит задача?
СЛАЙД 7. (Текст задачи)
«Второклассница Вера решила откладывать неизрасходованные деньги. В первый день она сэкономила 6 рублей, а во второй – на 8 рублей больше. Сколько всего денег Вера сэкономила за два дня?
- Прочитайте условие задачи.
- О ком говорится в задаче?
- Что она решила сделать?
- Сколько дней она экономила? В первый….. Во второй
- Прочитайте вопрос задачи.
СЛАЙД 8.
1 день – 6 руб.
2 день - ?, на 8 руб. больше.
Всего - ? руб.
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Нет.
- Почему? (Не известно во второй день)
-Можем узнать? (Да)
- Как? (6+8=14)
- Теперь можем ответить на вопрос задачи? (Да)
- Как? (6+14=20)
-Повторите по краткой записи условие, вопрос.
- Запишите «Решение».
- Решаем задачу. Один ученик у доски.
- Проверим.
СЛАЙД 9.
X. Закреплени изученного материала.
Работа в группе.
- А сейчас закрепим наши знания, поработав в группах.
- Ребята, кто из вас хотел бы полетать на космической ракете?
- Сейчас вы будете исполнять роль космонавтов.
- Разделимся на группы - экипажи космических ракет.
Дети делятся на группы. У каждого ручка.
1 группа – полетит на ракете «Стрела»
2 группа – полетит на ракете «Молния»
3 группа – полетит на ракете «Аврора»
- Вспомним правила работы в группе. СЛАЙД 10.
- Но прежде, чем полететь, нужно ракету поднять от земли.
- Ваша задача состоит в том, что каждый из членов экипажа по очереди решает пример и записывает напротив ответ. Другие смотрят, проверяют, помогают. Выигрывает та группа, которая быстрее решит все примеры и не допустит ошибок.
- Чья ракета быстрее взлетит?
Документ – камера.
Далее дети выполняют работу. Ответственный, чья группа раньше закончит, поднимает руку. Учитель приглашает его к доске и проверяет с помощью «Документ – камеры». Учитель вывешивает «Ракету» на доску»
XI. Итог урока.
- Над какой темой работали на уроке? (Решение примеров вида 26+4)
Закончите предложения:
- Напомните Алгоритм решения этих примеров.
1. Прочитать выражение.
2.Разложить число на десятки и единицы.
3.Единицы сложить с единицами, получится десяток.
4.Десятки сложить с десятками.
5.Прочитать ответ.
XII. Рефлексия.
- Какую цель мы ставили на уроке? (научиться решать примеры вида 26+4)
- Кто считает, что научился решать такие примеры, поднимите цветок жёлтого цвета.
- Значит, вы были внимательными.
– Кому ещё нужна помощь, то оранжевый цветок.
X. Домашнее задание:
Дома вы закрепите новые знания, выполнив задания 2 и 6 с. 60 учебника.
СЛАЙД 11.
- Я желаю вам здоровья, успехов в учебе.
- Надеюсь, урок вы покинете с отличным настроением.
- Спасибо за урок! СЛАЙД 12.