Тема урока: «Задачи на уменьшение числа в несколько раз».
Цели:
Закреплять умение решать задачи на уменьшение числа в несколько раз; сравнивать решение задач данного вида с задачами на уменьшение числа на несколько единиц; сделать соответствующие выводы.
Развивать устные и письменные вычислительные навыки умножения и деления, основываясь на их взаимосвязи.
Развивать абстрактное мышление, умение делать логические выводы, зрительную и слуховую память.
Воспитывать доброжелательность и уважение друг к другу в коллективной деятельности и работе в парах.
Ход урока.
I Организационный момент
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё в порядке –
Ручка, книжка и тетрадка.
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить
Только лишь оценку «5»!
II АОЗ
Устный счёт (тест)
Вариант 1
1. В коробке 3 цветных мелка, а белых на 5 больше. Сколько белых мелков в коробке?
а) 8 б) 15 в)7
2. Увеличь 4 в 6 раз
а) 10 б) 24 в) 28
3. В курятнике 3 петушка, а курочек в 8 раз больше. Сколько курочек в курятнике?
а) 11 б) 26 в) 24
4) Произведение 5 и 4 равно...
а) 24 б) 20 в) 9
5) Делитель равен 8, частное равно 4. Чему равно делимое?
а) 32 б)12 в) 28
Ответы: 1) а, 2)б, 3) в, 4) б, 5)а
Вариант 2
1.В пруду плавают лебеди. Белых лебедей 2, а черных на 4 больше. Сколько черных лебедей в пруду?
а) 8 б) 6 в) 7
2) Увеличь 3 в 2 раза
а) 5 б)6 в)8
3) На тарелке лежат морковки и луковицы. Морковок 5, а луковиц в 4 раза больше. Сколько луковиц на тарелке?
а) 20 б) 9 в) 24
4) Частное 36 и 4 равно...
а)32 б) 40 в) 9
5) Произведение равно 24, один из множителей равен 8.Чему равен второй множитель?
а) 3 б) 4 в) 2
Ответы: 1) б, 2) б, 3) а, 4) в, 5) а
- А теперь поменялись листками. Проверьте работу товарища по парте. Ответы записаны на доске. Если не правильно зачёркивайте не правильную букву.
- Поднимите руку кто доволен своей работой?
На доске записан ряд чисел. Увеличьте его в 3 раза.
2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Уменьшите следующий ряд чисел в 4 раза.
20, 16, 12, 36, 40, 8.
III Сообщение темы и задач урока
- Эти знания мы сегодня будем использовать при решении задач на уменьшение числа в несколько раз (открывается тема урока)
-Как вы думаете, каковы задачи нашего урока?
-Знать…
-Научиться…
-Уметь….
IV Работа по теме урока
Практическая работа.
(1 человек у доски)
1).Решение задачи:
Нарисуйте 3 кружка, а треугольников в 4 раза больше.
- Сколько треугольников надо нарисовать? (4 раза по 3).
- Как вычислить? (3·4=12).
- Если треугольников в 4 раза больше, чем кружков, то, что можно сказать о кружках в сравнении с треугольниками? (Их в 4 раза меньше.)
2.Закончите предложения:
-Если заяц бежит в 2 раза быстрее лисы, то…/лиса бежит в 2 раза медленнее зайца /
- Если медведь в 4 раза тяжелее волка, то…/ волк в 4 раза легче медведя/
- Если ёж запас грибов в 3 раза меньше белки, то…/белка запасла грибов в 3 раза больше, чем ёж /
Физкультминутка
3. Решение задач
Откройте учебник на странице 35. Найдите задачу № 1 (1).
- Прочитайте задачу.
- О ком говорится в задаче? (В задаче говорится о гусях и утках)
- Что говорится о гусях? (Гусей 9 птиц)
- Что говорится об утках? (Мы не знаем, сколько уток, но знаем, что их в 3 раза меньше)
- Какой вопрос в задаче? (Сколько уток плавало в пруду?)
- Что значит “в 3 раза меньше”? (9 гусей разделить на 3 равные части, и уток будет столько, сколько в 1 части гусей)
- Какие слова нам помогают выбрать действие деление? (Предлог “в”, слова “раза меньше”)
Посмотрите на схему решения таких задач:
Использование «карточки-помогайки»: В (несколько) раз
- Запишите решение с краткой записью. (1 у доски)
Прочитайте задачу на стр. 35 № 1 (2).
В зоопарке 5 белых лебедей, а чёрных на 3 меньше. Сколько чёрных лебедей?
Что значит “на 3 лебедя меньше”? (Значит, чёрных лебедей столько же, сколько белых, но без 3)
Решите задачу самостоятельно. (1 за доской)
-Каким действием решали задачу?
-Какие слова нам помогли выбрать действие вычитание? (Предлог “на”, слово “меньше”)
Посмотрите на схему решения таких задач. На (несколько)
Какой результат получили?
Чем похожи эти задачи? (В задачах говорится о птицах. В обеих задачах уменьшаем на 3)
В чём их главное отличие?
В 1 задаче уменьшаем в 3 раза, а значит, что выполняем действие деление, а во 2 задаче уменьшаем на 3 лебедя, а значит выполняем действие вычитание.
Сделайте вывод.
Если в задаче говорится об уменьшении числа в несколько раз, то решаем действием... (деления).
Если в задаче говорится об уменьшении числа на несколько единиц, то решаем действием… (вычитания).
Физкультминутка
V Закрепление знаний
1. Геометрическая задача № 2 (1)
Решим задачу № 2 (1). Начерти два отрезка. Длина первого отрезка 10 см, а длина второго в 5 раз меньше.
Как найти длину второго отрезка?
Чтобы найти длину второго отрезка, нужно длину первого … на 5 равных частей и взять одну часть. 10 : 5 = 2 (см)
Какие слова нам помогли правильно выбрать решение геометрической задачи?
2. Математическое лото
- А сейчас мы поиграем в математическое лото. Для этого необходимо взять деталь с заданием у меня на столе, выполнить его и прикрепить на доску к соответствующему ответу.
- Делимое 18. Найди частное , если делитель равен числу 2, 3, 6, 9,
- Что такое частное?
3. Решение примеров (по вариантам)
1 вариант - 1, 4 столбик 2 вариант – 2, 3 столбик
(2 человека за доской) Самопроверка
VI Итог урока
- Что вам понравилось на уроке?
- Какие задания на уроке показались вам трудными?
VII Задание на дом
№4 стр 35
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
Конспект урока математики
на тему: «Решение задач на
уменьшение числа в несколько раз», проведённого в 3 «В» классе
Подготовила учитель начальных классов
Грудина Ирина Викторовна
Жуковка 2012 г.