СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: образы утренней природы в музыке

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: познакомить обучающихся с образами утренней природы в музыке на примере творчества П. Чайковского и Э. Грига.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке»

Конспект урока

Дата: 04.10.2018г.

Предмет: Музыка

Класс: 3 «В»

Тема: образы утренней природы в музыке

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: познакомить обучающихся с образами утренней природы в музыке на примере творчества П. Чайковского и Э. Грига.

Задачи урока:

  • образовательные: формировать исполнительские умения, формировать умения определять характер музыки и высказываться о ее звучании.

  • развивающие: способствовать развитию музыкальной памяти и слуха на основе активного восприятия музыкального произведения и исполнения.

  • воспитательные: воспитывать чувство уважения в национальной культуре.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: знать названия произведений, имена композиторов, эмоциональный отклик на музыку.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

УУД

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – уметь называть выразительные средства музыки, сравнивать музыкальные произведения.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – умение ставить учебные задачи, планировать собственные действия в процессе восприятия, исполнения музыки; проводить анализ, сопоставление и сравнение музыкальных тем и образов в произведениях разных композиторов; выражать свои впечатления в пении или пластике.

КОММУНИКАТИВНЫЕ - умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке; умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.

ЛИЧНОСТНЫЕ: наличие эмоционального отношения к искусству; формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; осознание жизненного смысла музыкальных образов.

Средства обучения (в том числе и интернет – ресурсы): учебник музыки Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, 3 класс, иллюстрации.

ХОД УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, меня зовут Кристина Николаевна, сегодня я проведу у вас урок музыки. Садитесь.

Сегодня мы снова встретились с вами на уроке музыки.

-Каждый день в нашей жизни звучит музыка. Мы слышим ее повсюду, а где мы можем услышать музыку?

-А какую музыку мы можем услышать в лесу, в парке?

-А как бы вы назвали такую музыку?

Приветствуют учителя.







Ответы учащихся

в театре, на концерте, в компьютере, в лесу



шелест листьев, пение птиц, журчание ручья



музыка природы

2. Актуализация знаний.

-Ребята, сейчас вспомним, что вы проходили на прошлом уроке.

-Какая была тема прошлого урока?

-Что же такое опера?

-Кто же такой Иван Сусанин?

- А что вам известно о нем?

Он совершил подвиг, защищая свой народ и Родину.

-Ребята, посмотрите на доске, чей это портрет?

Демонстрация портрета П.И.Чайковского

-Что вы знаете об этом композиторе?



-Какие его произведения вам известны?

К мысли сочинить подобное произведение, Чайковского натолкнуло общение со своими племянниками. Известно, что композитор очень тепло относился к детям своей сестры, часто навещал их, рассказывал разные истории про свои путешествия, играл им, а также сам с интересом слушал все их рассказы. В «Детский альбом» входят 24 пьесы, имеющие свое индивидуальное название. Программное содержание сборника построено в определенной последовательности: утро, день и вечер. Здесь и весёлые задорные игры, и обязательные танцы (вальс, мазурка, полька), и занимательная сказка няни с хорошим концом, и вдруг возникающий в воображении жуткий образ Бабы-яги

-Петр Ильич Чайковский был глубоко верующим человеком.

-С чего начинался день верующего человека?

-В начале урока мы с вами говорили о том, что музыку можно услышать и в природе.

-Попробуйте же сформулировать тему нашего урока.

Тема урока: «Образы утренний природы в музыке»

- Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Ответы учащихся

Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки

Опера - музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра.

Крестьянин


Вспоминают имя композитора

русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.

Чайковский является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма. Насчитывается более 80,написанных им сочинений

«Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков» ,«Зимнее утро»

с молитвы






Слушают учителя













Формулируют тему урока



Полагают варианты ответов

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

-Сейчас мы с вами отправимся на концерт, на котором прослушаем пьесу “Утренняя молитва” П. Чайковского.

-Итак, какое настроение, душевное состояние передается в этой пьесе?


-Мелодия звучит один раз или повторяется?


-Что происходит с динамикой, как она развивается?

-Какая мелодия?

-Вспомните окончание пьесы. Как она заканчивается? На что похоже это звучание?



-Ребята, обратите внимание на рисунок художника в учебнике на стр. 24. Что там изображено?




Как вы думаете, сходны ли настроения музыки и картины?

-Итак, “Утренняя молитва” - это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. Но есть музыка, которая передает настроения, связанные с образами природы, внешней картиной мира, а также настроения, которые испытывает человек, любующийся природой.

-Мы отправимся в Норвегию, страну красивых рек, озёр и гор, страну суровой северной природы.

Показ картин

-И вот в этой стране жил и сочинял музыку композитор Эдвард Григ.

Демонстрация портрета

Физминутка

-Сейчас прозвучит замечательное произведение. Музыка нарисует вам какую-то зарисовку природы. Давайте послушаем и подумаем, что хотел нарисовать Э.Григ своей музыкой.

Звучит пьеса «Утро» Э.Григ

-Что вы представили, слушая музыку?

-Как сначала звучала музыка?

-А что изменялось постепенно?

-Музыка рисует, как просыпается земля, оживает ветер, распускаются цветы. Оркестр рисует картину того, как солнечные лучи крепнут ,светлеет вокруг. И вот солнце показалось из-за горизонта.

-Вот что сказал сам Э. Григ об этой музыке: “Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же форте солнце прорывается сквозь облака”.

‑Ребята, музыка Грига, рисуя картины природы, одновременно выражает и чувства человека, который любуется красотой природы. А какие чувства или душевные состояния человека передаются в этой музыке?

- Ребята, а если мы сравним “Утреннюю молитву” Чайковского и “Утро” Грига, что общего мы отметим?



-А в чем отличие?





-Сейчас мы с вами будем петь песню кота Леопольда «Неприятность эту мы переживем»


Я иду и пою обо всем хорошем

И улыбку свою я дарю прохожим.

Если в сердце чужом не найду ответа,

Неприятность эту мы переживем,

Между прочим это мы переживем.


В небесах высоко ярко солнце светит.

До чего ж хорошо жить на белом свете!

Если вдруг грянет гром в середине лета,

Неприятность эту мы переживем,

Между прочим это мы переживем.


Мелкий дождь бьет в окно, хмурится природа,

Но известно давно - нет плохой погоды.

Все желтеет кругом и уходит лето,

Неприятность эту мы переживем,

Между прочим это мы переживем.

Учащиеся слушают и анализируют музыку.


Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное. “Утренняя молитва” светлая, чистая, безоблачная.


Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние

В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая и в конце очень тихо.

Напевная, плавная, широкая, мягкая



На мерные удары большого колокола, который возвещает об утреннем богослужении.


Рассматривают репродукцию в учебнике, анализируют

На рисунке показана детская комната, ребенок сидит у окошка, смотрит вдаль, думает, размышляет, мечтает. За окном тихая, спокойная погода.


Да, они созвучны. И музыка, и картина тихие, спокойные, умиротворенные.




Слушают учителя







Выполняют физминутку





Слушают и анализируют музыку


природу, восход солнца

тихо, спокойно, ласково

музыка звучала громче, ярче










Радость наступления нового дня, восторг и восхищение красотой природы, душевный подъем. И, в то же время, спокойствие, умиротворение, любовь к родной природе.


И русский и норвежский композиторы обращаются к образам родной природы, рассказывают о мыслях и чувствах людей, любующихся ее красотой.


Музыка Чайковского больше отражает душевное состояние утром, а музыка Э. Грига рисует картину утренней природы и выражает отношение человека к ней.









Поют песню

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Что было для вас сложным сегодня?

- С каким произведениям , мы сегодня с вами познакомились?

-Я всем вам желаю, чтобы утро каждого дня для вас было добрым и радостным

-Домашнее задание: Нарисовать утреннею природу

-Урок окончен.

Отвечают


Утренняя молитва” П. Чайковского, «Утро» Э.Григ.



Записывают

Руководитель практики:____________

Учитель:_________________

Отметка:_______________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!