-Ребята, сейчас вспомним, что вы проходили на прошлом уроке. -Какая была тема прошлого урока? -Что же такое опера? -Кто же такой Иван Сусанин? - А что вам известно о нем? Он совершил подвиг, защищая свой народ и Родину. -Ребята, посмотрите на доске, чей это портрет? Демонстрация портрета П.И.Чайковского -Что вы знаете об этом композиторе? -Какие его произведения вам известны? К мысли сочинить подобное произведение, Чайковского натолкнуло общение со своими племянниками. Известно, что композитор очень тепло относился к детям своей сестры, часто навещал их, рассказывал разные истории про свои путешествия, играл им, а также сам с интересом слушал все их рассказы. В «Детский альбом» входят 24 пьесы, имеющие свое индивидуальное название. Программное содержание сборника построено в определенной последовательности: утро, день и вечер. Здесь и весёлые задорные игры, и обязательные танцы (вальс, мазурка, полька), и занимательная сказка няни с хорошим концом, и вдруг возникающий в воображении жуткий образ Бабы-яги -Петр Ильич Чайковский был глубоко верующим человеком. -С чего начинался день верующего человека? -В начале урока мы с вами говорили о том, что музыку можно услышать и в природе. -Попробуйте же сформулировать тему нашего урока. Тема урока: «Образы утренний природы в музыке» - Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? | Ответы учащихся Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки Опера - музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра. Крестьянин Вспоминают имя композитора русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. Чайковский является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма. Насчитывается более 80,написанных им сочинений «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков» ,«Зимнее утро» с молитвы Слушают учителя Формулируют тему урока Полагают варианты ответов |
-Сейчас мы с вами отправимся на концерт, на котором прослушаем пьесу “Утренняя молитва” П. Чайковского. -Итак, какое настроение, душевное состояние передается в этой пьесе? -Мелодия звучит один раз или повторяется? -Что происходит с динамикой, как она развивается? -Какая мелодия? -Вспомните окончание пьесы. Как она заканчивается? На что похоже это звучание? -Ребята, обратите внимание на рисунок художника в учебнике на стр. 24. Что там изображено? Как вы думаете, сходны ли настроения музыки и картины? -Итак, “Утренняя молитва” - это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. Но есть музыка, которая передает настроения, связанные с образами природы, внешней картиной мира, а также настроения, которые испытывает человек, любующийся природой. -Мы отправимся в Норвегию, страну красивых рек, озёр и гор, страну суровой северной природы. Показ картин -И вот в этой стране жил и сочинял музыку композитор Эдвард Григ. Демонстрация портрета Физминутка -Сейчас прозвучит замечательное произведение. Музыка нарисует вам какую-то зарисовку природы. Давайте послушаем и подумаем, что хотел нарисовать Э.Григ своей музыкой. Звучит пьеса «Утро» Э.Григ -Что вы представили, слушая музыку? -Как сначала звучала музыка? -А что изменялось постепенно? -Музыка рисует, как просыпается земля, оживает ветер, распускаются цветы. Оркестр рисует картину того, как солнечные лучи крепнут ,светлеет вокруг. И вот солнце показалось из-за горизонта. -Вот что сказал сам Э. Григ об этой музыке: “Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же форте солнце прорывается сквозь облака”. ‑Ребята, музыка Грига, рисуя картины природы, одновременно выражает и чувства человека, который любуется красотой природы. А какие чувства или душевные состояния человека передаются в этой музыке? - Ребята, а если мы сравним “Утреннюю молитву” Чайковского и “Утро” Грига, что общего мы отметим? -А в чем отличие? -Сейчас мы с вами будем петь песню кота Леопольда «Неприятность эту мы переживем» Я иду и пою обо всем хорошем И улыбку свою я дарю прохожим. Если в сердце чужом не найду ответа, Неприятность эту мы переживем, Между прочим это мы переживем. В небесах высоко ярко солнце светит. До чего ж хорошо жить на белом свете! Если вдруг грянет гром в середине лета, Неприятность эту мы переживем, Между прочим это мы переживем. Мелкий дождь бьет в окно, хмурится природа, Но известно давно - нет плохой погоды. Все желтеет кругом и уходит лето, Неприятность эту мы переживем, Между прочим это мы переживем. | Учащиеся слушают и анализируют музыку. Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное. “Утренняя молитва” светлая, чистая, безоблачная. Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая и в конце очень тихо. Напевная, плавная, широкая, мягкая
На мерные удары большого колокола, который возвещает об утреннем богослужении. Рассматривают репродукцию в учебнике, анализируют На рисунке показана детская комната, ребенок сидит у окошка, смотрит вдаль, думает, размышляет, мечтает. За окном тихая, спокойная погода. Да, они созвучны. И музыка, и картина тихие, спокойные, умиротворенные. Слушают учителя Выполняют физминутку Слушают и анализируют музыку природу, восход солнца тихо, спокойно, ласково музыка звучала громче, ярче Радость наступления нового дня, восторг и восхищение красотой природы, душевный подъем. И, в то же время, спокойствие, умиротворение, любовь к родной природе. И русский и норвежский композиторы обращаются к образам родной природы, рассказывают о мыслях и чувствах людей, любующихся ее красотой. Музыка Чайковского больше отражает душевное состояние утром, а музыка Э. Грига рисует картину утренней природы и выражает отношение человека к ней. Поют песню |