Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Углегорская специальная школа-интернат №6»
КОНСПЕКТ
открытого урока
по музыке в 4-А классе
«Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка». Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева – разучивание.
«Ужасно интересно все, что неизвестно» из мультфильма «Тридцать восемь попугаев».
Муз. В. Шаинского, сл. П.Остера – слушание.
Подготовила:
учитель Коринченкова В. А.
2023 г.
Предмет: музыка.
Учитель: Коринченкова В.А.
Дата проведения: 08.11.2023г.
Класс: 4-А.
Тема урока: «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка»
муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева – разучивание.
«Ужасно интересно все, что неизвестно» из мультфильма «Тридцать восемь попугаев» муз. В. Шаинского, сл. П.Остера – слушание.
Цель: формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности, воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
Задачи: познакомиться с песней «Колыбельная медведицы», освоить жанр колыбельных песен, его основных признаков, продолжить работу над произношением текста, совершенствовать певческие навыки, учить детей работать в группе, уметь доводить начатое дело до конца, развивать музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, развивать вокально-хоровые навыки, ассоциативное мышление, развивать творческие способности. Воспитывать доброту и любовь к маме, к природе, воспитывать музыкальный вкус.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Вход под музыку “Спят усталые игрушки” – музыка Островского.
Приветствие «Доброе утро».
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро - солнцу и птицам,
Доброе утро - приветливым лицам!».
Я вижу, что у всех хорошее, доброе настроение.
2.Сообщение темы и цели.
Ребята, какая музыка встретила вас? Это песня из передачи “Спокойной ночи малыши”. А как называется песня, которую мама поёт вам или вашим младшим братьям или сёстрам перед сном? Колыбельная. Сегодня мы и поговорим о разных колыбельных. И композиторов, и народ, волнует этот жанр песен. Сегодня у нас будет необычный урок, мы совершим с вами путешествие в сказку. А поможет нам туда попасть волшебный цветик – семицветик. С его помощью мы познакомимся и узнаем все характерные черты колыбельных песен, исполняя и слушая различные музыкальные произведения. Мы будем постепенно заполнять значение каждого лепестка нашего цветика – семицветика, узнавая что-то новое. У каждого из вас лежит на парте свой волшебный цветок. И если вам наш урок понравиться и все лепестки вами будут разгаданы, то в конце нашего урока заполните нашу корзинку своими цветами. Это и будет для меня самый лучший подарок от вас.
Всё в мире хочется познать, всё хочется увидеть в мире: в стране мелодий погулять.
И поиграть на струнной лире. Цветок нас ждёт… Нам музыка всего дороже
Фантазий сказочная нить не заблудиться нам поможет.
Ребята, мне пришло письмо. Давайте вместе откроем его и узнаем, кто же его написал. Письмо: «Дорогие мои друзья. Мой сынок, маленький медвежонок Умка совсем не хочет спать. Помогите мне. Жду вас на северном полюсе».
3. Изучение нового материала.
Беседа. Кто для нас самый близкий и родной человек на свете? Мама. Мы очень много знаем и песен, и стихов о маме. Кто сможет нам рассказать? А с каким чувством ребята рассказали нам о маме? С любовью, нежностью. Да, добрые мамины глаза, приветливая улыбка, ласковая мамина песня перед сном. Как называется такая песня? Колыбельная.
Давайте попробуем изобразить, как мама укладывает малыша. А мы ребята поможем движением руки, подчеркнём выразительность интонации (исполняют вокализом на “Ля” “Спят усталые игрушки”) На что похоже движение наших рук? Какая интонация звучала в пьесе? Убаюкивающая, покачивающая. Как прекрасно началось наше путешествие. Вот мы и разгадали сердцевину нашего волшебного цветка. Ведь все его лепестки выросли из этого главного свойства музыки – интонация.
Скороговорки. Перед путешествием подготовимся и повторим скороговорки. Повторите за мной сначала медленно, потом быстро, потом тихо-тихо, затем быстро и громко.
- Мыла Мила мишку мылом, мыло Мила уронила,
Уронила Мила мыло — Мишку мылом не домыла.
- Мед в лесу медведь нашел: мало меда, много пчел.
Вы уже догадались, о ком пойдёт речь на уроке? Конечно, о медведях.
Сегодня на уроке мы выучим уже знакомую вам песню «Колыбельная медведицы». Знакомое название? Где вы ее слышали?
Слушание песни. Когда наступает вечер, стихает вьюга, и на берегу становиться тихо и спокойно, тогда белая медведица начинает петь песенку для своего маленького непослушного медвежонка. Давайте встанем и слушая изобразим интонацию движением тела.
Беседа по тексту песни. Кто поет эту песню? Кому медведица ее поет? С какой интонацией? Мы разгадаем лепесток и определим какой был у песенки ритм? Приготовьте ладошки и давайте вместе прохлопаем его. Какие были хлопки? Ровные. А куда движется мелодия в конце каждой фразы ребята? Давайте покажем движение мелодии рукой. Низходящая. А мелодия плавная или скачкообразная? Плавная. А чтоб разгадать следующий наш лепесток нам надо определить какой темп у колыбельной. Темп умеренный. Какая по характеру песня? Добрая, светлая, ласковая. Значит, они прозвучали в мажоре. Чтобы малыш заснул, как нужно исполнить песенку? А в каком регистре мы исполняем? В среднем. А каким тембром голоса она её исполнила? Мягким.
Физ. минутка.
А теперь чтобы согреться, а не уснуть, как белые медведи — встанем и разомнемся немного.
Мы к лесной лужайке вышли, (ходьба на месте)
Поднимая ноги выше (ходьба с высоким подниманием колен),
Через кустики и кочки, (прыжки на месте)
Через ветви (ветви) и пенёчки (подпрыгнуть на месте).
Тот кто правильно шагал (шаг на месте)
Не споткнулся, не упал (хлопки в ладоши)
Работа с текстом. Заучивание текста. (Разбор слов, прохлопывание ритма, движение мелодии по руке, разучивание песенки по 2-3 фразы)
Исполнение песни с помощью учителя. Исполнение песни солистом.
Чтение стихотворений о колыбельных песнях.
Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю. Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою. (М. Лермонтов); А баю, баю, баю, не ложися на краю. Придёт серенький волчок, он ухватит за бочок. | | |
- Давайте попробуем сочинить мелодию этих колыбельных.
4. Слушание музыки.
«Ужасно интересно все, что неизвестно» муз. В. Шаинского, сл. П.Остера. Двигательная импровизация под музыку. Какой инструмент звучит? Пальцами поиграем на коленках. О чем песня? Понравилось ли вам это произведение? Какой характер? Что вы представляли когда слушали это произведение?
5. Закрепление пройденного материала.
1.Дыхательная разминка.
2.Повторение текста песни «Колыбельная медведицы», игра «Вставь слово».
3. Исполнение песни с помощью учителя с прохлопыванием ритма,
6. Итог урока.
- А каких песнях мы сегодня говорили? Слушали их, исполняли, разучивали? А какие черты объединяют все колыбельные песни? (показ по лепесткам). Все лепестки разгаданы, если вам всё понятно и урок понравился не забудьте наполнить нашу корзинку волшебными цветами. Слушаем музыку и, исполняя ее, вспоминайте волшебный цветик – семицветик. Его лепестки помогут тебе понять настроение, чувство музыкальных произведений.
КОНСПЕКТ УРОКА.
Предмет: рисование.
Учитель: Коринченкова В.А.
Класс: 1класс.
Тема: "Рыбки в аквариуме".
Цель:создание условий для творческого применения освоенных ранее приемов работы с художественными материалами и средствами образной выразительности.
Задачи:
Образовательные: закрепление и обобщение знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях; учить детей самостоятельно находить способы изображения; совершенствовать художественно – графические навыки;
Развивающие: развивать чувство ритма, цвета, композиции; развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
Воспитательные: воспитывать эстетические и нравственные чувства, бережное отношение к окружающей природе.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Все в сборе!
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала,
Надо «Здравствуйте» сказать!
2. Беседа про рыбок и аквариумы.
– Отгадайте загадки, и вы узнаете, кого мы будем сегодня рисовать.
- Блещет в речке чистой - У родителей и деток
Спинкой серебристой. Вся одежда из монеток.
Вильнет хвостом
Туда-сюда – и нет ее,
И нет следа.
– О ком идет речь в загадках? (Это рыбы.)
Педагог включает запись звуков журчания ручья воды.
– Какие звуки вы услышали? Что напоминают вам эти звуки?
– Где живут рыбы? (В реке, море, океане, озере.)
– Где еще они могут жить? Отгадайте загадку:
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
– Что это? (Аквариум.)
П.: Ребята, посмотрите на аквариумы (фото с аквариумами), какой формы они?
Давайте рассмотрим иллюстрации с изображениями рыб.
– Обратите внимание на строение рыбы. Из каких частей состоит рыбка?
(Голова, туловище, хвост, плавники, глаза, рот, жабры.)
– Какую форму имеют рыбы? (овальную, длинную, напоминающую лист от дерева.)
Предложить детям показать части тела рыбы, объяснить их назначение. Плавники служат рулём и тормозом, хвост служит мотором рыбы.
– Посмотрите, какие красивые, нарядные рыбки!
– Яркая и пестрая окраска чешуи помогает рыбам прятаться среди камней и песка или в зарослях подводных растений.
– Из каких элементов состоит узор у рыбы?
– Какие узоры, на каких предметах вы видели в природе? (Линейные, запутанные на листьях растений, причудливые на коре дерева, замысловатые из чешуи рыбы, расписные на коже змеи, крыльях бабочки.)
– Мир полон разнообразных рисунков, узоров на поверхностях различных предметов. Их много, но их нужно уметь замечать.
РЫБКИ
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
3. Физкультминутка.
Рыбки весело играют
В синей солнечной воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке
4. Практическая работа
П.: Сегодня на уроке мы с вами будем рисовать аквариум. Проявите свое воображение и смекалку. Нарисуйте именно свой, неповторимый аквариум.
Для того чтобы у нас был вид именно аквариума прямоугольной формы, мы сделаем по периметру нашего листа рамку по 2 см.
В аквариуме на дне обязательно находится песок и галька, а в ней водоросли.
Рыбки самые различные можно нарисовать в аквариуме, прорисуйте все основательно. Можете приступать к работе.
1) Сначала обведем контуры рыбы. Какой формы туловище рыбы?
2) Теперь отделим линией голову, обозначим глаза.
3) Рядом с нижним контуром головы проведем короткую линию рта.
4) Сзади головы нарисуем грудные плавники неправильной ромбовидной формы со сглаженными углами.
5) От середины спины вверх идет слегка изгибающийся контур спинного плавника. Снизу нарисуем брюшные плавники и под хвостовой плавник.
6) Изобразим чешуйки в виде узора.
– Желающие могут нарисовать любимую рыбку, которая живет у вас в аквариуме.
– Украсьте рыбку узорами, придумайте ей красивый наряд.
5. Итог урока.
П.: Давайте посмотрим, что у вас получилось.
-Что нового Вы сегодня узнали, с чем познакомились?
-Вам было легко выполнить работу?
-Молодцы, ребята, справились с заданием (нарисовали аквариум).
-У кого получились самые красочные рыбки?
-Как их название?
-У кого самые веселые рыбки?
КОНСПЕКТ УРОКА.
Предмет. Рисование.
Учитель. Коринченкова В.А.
Класс. 1класс.
Тема. Зима. Снеговик.
Цель. Учить рисовать снеговика.
Задачи. Учить передавать округлую форму частей предмета и их величину («большой», «поменьше», «маленький»), правильно располагать части относительно друг друга.
Развивать внимание через сравнение рисунков снеговиков. Корригировать пространственное восприятие при расположении рисунка на плоскости листа.
Развивать восприятие формы посредством выкладывания снеговика. Развивать мелкую моторику через выполнение рисунка. Воспитывать аккуратность.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
- Меня не растили.
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки.
Руки – комки.
Холодный, большой,
Кто я такой?
П.: Ребята, кто это?
Д.: Это снеговик.
Вывесить на доску рисунок снеговика.
П.: Правильно. Сегодня на уроке вы будете рисовать снеговика.
Словарь: СНЕГОВИК
П.: Посмотрите на снеговика. Из каких геометрических фигур он состоит?
Д.: Снеговик состоит из кругов.
П.: Круги по размеру одинаковые?
Д.: Нет.
П.: А какие они?
Д.: Один большой, второй поменьше, третий маленький.
П.: Покажите большой круг.
……… . круг поменьше.
……….. маленький круг.
П.: Что надето на голову снеговика?
Д.: На голову снеговика надето ведро.
П.: Что снеговик держит в руке?
Д.: В руке снеговик держит метлу.
П.: Что у снеговика вместо носа?
Д.: Вместо носа у снеговика морковка.
П.: Как выглядят руки снеговика?
Д.: Руки – это круги.
П.: Ребята, а вы умеете рисовать снеговика? Сейчас увидим. У вас на партах лежат части, из которых вы будете собирать снеговиков. Сначала ставим большой круг, потом – круг поменьше; затем – меленький; на голову надеваем ведро; к кругу поменьше приставляем маленькие кружки – руки; в руку вкладываем ведро.
П.: Вот и получился снеговик! А у вас получились снеговики? Рисовать снеговика надо так же как мы его строили.
Педагог выполняет образец рисунка на доске с объяснением.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
- Солнце землю греет слабо,(руки вверх и вниз) По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны) Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, повороты вокруг себя)
Побелел морковный нос. (дети показывают нос) В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, (прыжки на месте) Вьюга злится, Снег кружится. (дети кружатся) Заметает всё кругом Белоснежным серебром.(иллюстрируют движения руками).
П.: Повторите, как надо рисовать снеговика.
П.: Приступайте к работе.
2. Выполнение рисунка.
Учащиеся выполняют рисунок под спокойную музыку. В процессе работы выполняется ритмическая пауза.
3. Завершение работы, оценка рисунков, подведение итогов урока.
П.: Молодцы, закончили рисунок. Сейчас мы поставим ваших снеговиков на доску и поиграем. Я посмотрю, какие вы внимательные.
Дидактическая игра «Найди отличия»: изображения двух снеговиков, найти между ними отличия. Ученик находит отличие, выходит к доске, называет его и показывает.
П.: Замечательно, вы очень хорошо поработали. Теперь вы знаете, как строить снеговиков и смело можете идти на улицу и позабавиться..
Итог урока: Что вы рисовали на уроке?