СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке (4 класс). Тема: "Русский Восток. Восточные мотивы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке (4 класс). Тема: "Русский Восток. Восточные мотивы"»

Конспект урока по музыке (4 класс)

Программа Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

Тема четверти: «В музыкальном театре».
Тема урока: «Русский Восток. Восточные мотивы».
Тип урока: углубление в тему.
Цель: закрепить представления о поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах.

Задачи: Образовательные:

- закрепить и расширить ранее полученные представления об интонационном своеобразии музыки народов Востока через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими, воинственными музыкальными образами в музыке русских композиторов;

- расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и симфонической сюите, о средствах выразительности музыки.

Развивающие:

Личностные: - формирование интереса к музыкальным занятиям;

- формирование исполнительских навыков, воплощение песни в своем исполнении через пение, слово.

Предметные: - накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-

смыслового словаря;

- развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный

материал урока;

- развивать творческое начало в размышлениях о музыке,

в двигательных импровизациях, в рисунках детей с изображением

полюбившихся сцен из оперы;

- развивать способность вслушиваться в характер музыки,

размышлять и анализировать;

- развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-

образные связи музыки с литературой, изобразительным

искусством, архитектурой;

- развивать внимание, память.

Воспитательные цели:

- воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.

Музыкальный материал: фрагменты из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»: Каватина Людмилы (из 1-го действия), Речитатив и ария Руслана (из 2-го действия), Персидский хор (из 3-го действия), Восточные танцы в замке Черномора: турецкий, арабский (из 4-го действия); симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова Шехеразада (1часть, фрагмент)

Оборудование: рисунки детей с изображением полюбившихся сцен из оперы «Руслан и Людмила»; музыкальный центр;

карточки зеленого, желтого и розового цветов с опорными словами;

иллюстрации из сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь»; компьютер, медиа-проектор;

бланки викторины; презентация на тему «Восток».

ХОД УРОКА



I.Организационный момент


Разминка «Хорошее настроение».

– Здравствуйте, ребята! У некоторых из вас я вижу тревогу в глазах. Чтобы она исчезла, проведем разминку «Хорошее настроение!»: приготовьте ладошки и трите их друг об друга, мысленно образуя клубочек, а теперь сильно стряхните его и представьте, что клубочек укатился, а вместе с ним «укатились», ушли все наши неприятности, отрицательные эмоции, переживания. А теперь улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем урок!


II. Активизация ранее полученных знаний















Выборочное прослушивание фрагментов из оперы














– На предыдущих уроках мы побывали в музыкальном театре и познакомились с фантастической оперой.

- Напомните автора и название оперы? (опера М. Глинки «Руслан и Людмила»)

- Что послужило источником создания оперы? (одноименная поэма А. С. Пушкина).

– В этой опере мы познакомились со множеством героев и многие из них, я думаю, вам полюбились – об этом говорят ваши рисунки (на доске рисунки детей). Сейчас мы еще раз услышим фрагменты из оперы: попробуйте представить и вспомнить героя, его образную характеристику и соответствующую сцену.

1) Ария Руслана (из 2-го д.)

– Какие чувства испытывает главный герой? Каким показан здесь Руслан? (грустный, печальный, мрачный, подавленный)

- Почему? Где он находится? (это сцена из оперы, когда Руслан попадает на Мертвое поле и скорбит по погибшим)

2) Каватина Людмилы (из 1-го д.)

– Где поет свою песню Людмила? (на свадьбе).

- Какой вы ее себе представили? (веселая, игривая, подшучивает над Фарлафом и Ратмиром)

3) Персидский хор (из 3-го д.)

– Кто исполняет этот хор? (восточные девушки в замке злой волшебницы Наины)

- Зачем? (персидские девы манят путников пленительным пением)

- Как восточным красавицам это удается? В чем особенность их пения?

(Тембр голоса завораживающий, нежный; многочисленные распевы; убаюкивающий ритмический рисунок; мелодический рисунок волнистый, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент).


III. Пение и пластическое интонирование (двигательная импровизация)


– Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями. Какими вы их видите? Как они двигаются? (мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный, нежный взгляд…)

Роль исполнителей восточного танца – представьте, что вы находитесь в волшебном замке Наины и должны своим пением, движениями, взглядом поймать в свои сети путника.

Творческое задание с элементами импровизации на подбор подходящих к музыке движений

– Это задание каждый из вас выполняет самостоятельно: сначала придумайте, найдите, подберите соответствующие характеру музыки движения – в этом вам помогут ваши внутренние представления, воображение и фантазия (учитель исполняет мелодию «Персидского хора» – дети двигаются, далее совместно выбирают наиболее подходящие движения, составляя «танец персидских дев»). А теперь соединим характерные движения и, вокализируя, «исполним» хор персидских девушек (разучивание мелодии по строчкам) – споем эту мелодию со словами. Получился замечательный восточный танец!

IV. Повторное слушание и обобщение


– В основе этого хора – восточная народная мелодия, которая была известна в Персии. А где еще в опере используются восточные мотивы? (восточные танцы: турецкий, арабский и лезгинка звучат в сказочном царстве злого волшебника Черномора).

– И здесь Глинка использовал подлинные интонации и ритмы восточных народов. Друг за другом следуют турецкий, арабский танец и лезгинка, каждый из которых отмечен удивительным своеобразием. Какой из них наиболее плавный и спокойный, какой самый темпераментный и стремительный? (ответы детей)

– Еще раз послушайте музыкальные фрагменты и подумайте, в чем же заключается своеобразие восточных танцев? Сравни и выяви особенности?

Турецкий танец: плавная покачивающаяся мелодия передает неторопливые, размеренные, мягкие и томные движения танцующих.

Арабский танец: горячий, темпераментный; основная тема звучит весело, задорно – резкие акценты на сильной доле напоминают стремительные прыжки танцующих мужчин; далее следует легкая, изящная, отрывистая, «женственная» мелодия, сопровождающаяся звучанием колокольчиков.

Лезгинка – напоминает бурный восточный темперамент: частая смена темпа (в очень быстром и сдержанном темпе), динамические и регистровые контрасты, красочное звучание оркестра, близкое по тембру восточных народных инструментов.

– Итак, вы прослушали восточные танцы, до этого – хор персидских девушек, так в чем же здесь особенность мелодического рисунка? (ответы детей)

– Проверить и дополнить ваши ответы нам помогут карточки, скрытые на доске. Откроем их и прочитаем вслух (на доске заранее подготовлены карточки разных цветов с характеристикой мелодического рисунка)

(Зелёная – извилистый, волнистый, затейливый, вьётся тонким узором, орнатентальный, убаюкивающий, завораживающий)

– Вспомните, какую роль в опере играют восточные танцы? (отвлечь, удивить и развеселить Людмилу).

- Мы знаем, что Черномор хотел прельстить Людмилу сокровищами, но ничего из этого не вышло, и тогда он пытается удивить ее чудесными восточными танцами…

– Подумайте, почему при создании русского национального характера в опере используются восточные мелодии – в песнях, танцах? (придать таинственность, сказочность, волшебство, фантастическую нотку…)

V. Углубление в тему.

















Объявление темы.





















































– А теперь я хочу рассказать подробнее, как в русской музыке появились восточные образы. Русская культура, в целом, – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов. «Восточная тема» стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию – арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере «Руслан и Людмила» он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские. Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке часто так и называют Русский Восток.

– Объясните, почему именно так назвали эти образы? (ответы детей.)

- То есть за основу были взяты подлинные народные персидские, арабские, турецкие мелодии, но написаны были русскими композиторами– (на доске вывешивается плакат, оформленный в восточном стиле с названием «Русский Восток» – учитель обращает внимание на особенную роспись и вязь письма)

- Да, Русский Восток красив, а какой же тогда настоящий Древний Восток.… Вспомнить Древний Восток нам поможет сборник арабских сказок «Тысяча и одна ночь», который знаком и любим нами с детства.

– А почему эти сказки нам так нравятся? (много увлекательных приключений и т.д.)
– Назовите героев сказок, которых вы помните? (Синдбад, Алладин, Али-баба и т.д.)

- Чем они так известны? (ответы детей)

– Представьте, что вы оказались среди этих героев. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен? (верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…)

Далее учитель дополняет ответы детей показом слайдов:

серия живописных восточных картин (3-4 слайда),

иллюстрации из восточных сказок (4-5)

Потом учитель обращает внимание на заранее приготовленный стол, который накрыт платком, открывает его, и дети комментируют то, что видят на столе: восточные сладости, шелк, украшения из золота, разнообразие фруктов, специй, расписные кувшины, а также репродукции картин и т.д.

– Теперь, я думаю, вам будет легче подобрать определения, характеризующие в целом Восток. Итак, какой он теперь в вашем представлении? (ответы детей)

– Сверим ваши ответы с теми, что, скрыты на доске (переворачиваем карточки и читаем вслух)

(Жёлтая карточка шумный, пёстрый, мудрый, веселый, темпераментный, экзотический, знойный, жестокий, загадочный).

– Восток, действительно, загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море…

– Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена. Примерно также, давным-давно, увлек Восток и русского композитора Николая Римского-Корсакова (показ портрета). Он написал симфоническую сюиту «Шехеразада» в четырех частях всего лишь за два месяца.

– Трудно ли будет догадаться, что послужило источником создания сюиты? (сказки «Тысяча и одна ночь»)

– Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками. В России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19 века. Впервые прочитав его, Н. Римский-Корсаков, пораженный сказочным миром Востока, сразу же написал симфоническую сюиту «Шехеразада».

– Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с «Русским Востоком». В симфонической сюите «Шехеразада» можно услышать, представить и увидеть чудеса Востока. Свое сочинение Н. Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением.

На доске появляется слайд № :

Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая из ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.


VI. Слушание музыки


– Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты, который начинается с показа главных героев Шахриара и Шехеразады. Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают? (слушание)

– Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете? (грозный, могучий, злой, властный султан, который величаво лежит на подушках и раздает приказы…)

– Как вы это почувствовали? (воинственно и грозно звучат инструменты медной духовой группы…)

– А какую картину рисует в твоем воображении тема Шехеразады? (мягкая, нежная…) Учитель дополняет ответы детей, обращая их внимание на доску, – переворачиваем карточки и читаем вслух:

(Розовая карточка – нежная, тонкая, изящная, пленительная, мягкая, задумчивая, мечтательная).

– Какой инструмент помог нам все это почувствовать? (скрипка и арфа)

– С чем можно сравнить здесь мелодический рисунок? (ответы детей)

– Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке.


VII. Закрепление




















































Викторина

– Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: в опере М. Глинки «Руслан и Людмила» и в симфонической сюите Николая Римского-Корсакова «Шехеразада». Здесь мы познакомились и с танцевальными, и с песенно-лирическими, и с воинственными музыкальными образами. А сейчас для того, чтобы закрепить наши знания, приготовьтесь к написанию викторины (учитель раздает бланки викторины и объясняет ход работы в них):

Наименование произведения

1

2

3

4

5

1. М. Глинка. Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила»

 

 

 

 

 

2. М. Глинка. Турецкий танец.Из оперы «Руслан и Людмила»

 

 

 

 

 

3. М. Глинка. Арабский танец. Из оперы «Руслан и Людмила»

 

 

 

 

 

4. Н. Римский-Корсаков. Тема Шахриара. Из сюиты «Шехеразада»

 

 

 

 

 

5. Н. Римский Корсаков. Тема Шехеразады. Из сюиты «Шехеразада»

 

 

 

 

 



– Теперь, прослушав немало восточных тем и сделав их анализ, подумайте, в чем же особенности восточной интонации? (ответы детей завершаются показом слайдов «Особенности восточной интонации»)

многочисленные распевы, убаюкивающие и завораживающие;

мелодический рисунок может быть волнистым, извилистым, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент;

часто встречается мелодия плавная покачивающаяся, которая передает неторопливые, размеренные, женственные, мягкие и томные движения танцующих или же, наоборот, напоминает бурный восточный темперамент – с резкими акцентами на сильной доле, напоминают стремительные прыжки танцующих мужчин;

характерны темповые, динамические и регистровые контрасты, красочное звучание оркестра, близкое по тембру восточных народных инструментов.

– Музыкальные образы персидских дев, рабов, исполняющих восточные танцы, загадочной Шехеразады и грозного Шахриара вобрали в себя ритмику и орнаментику, пестроту восточной музыки и архитектуру с красочной мозаикой, извивы пластики и вязь письма.

– Почему русские композиторы в своих произведения часто используют восточные мотивы? С чем это связано? (придают волшебство, загадочность, контраст…)

– Что помогает композиторам сочинять восточные темы? Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток? Как в мировой музыке появилось такое понятие как Русский Восток? (ответы детей)

– Раскрывая тему нашего урока, мы выяснили, что Восток в русской музыке создан композиторами на основе подлинных народных мелодий и показан не внешне, декоративно, а всегда постигается изнутри, ведь русской культуре свойственна широта интересов и великая способность «входить в образ», «вживаться» в явления других национальных культур.

VIII. Итог урока



Учитель отмечает активность, внимательность ребят на уроке, их правильные и интересные ответы.

– Понравился вам урок? Что было для вас сложным сегодня?

– Мне урок понравился. Было приятно с вами работать. Всего доброго. Урок окончен. До свидания.















3