II. Активизация ранее полученных знаний Выборочное прослушивание фрагментов из оперы | – На предыдущих уроках мы побывали в музыкальном театре и познакомились с фантастической оперой. - Напомните автора и название оперы? (опера М. Глинки «Руслан и Людмила») - Что послужило источником создания оперы? (одноименная поэма А. С. Пушкина). – В этой опере мы познакомились со множеством героев и многие из них, я думаю, вам полюбились – об этом говорят ваши рисунки (на доске рисунки детей). Сейчас мы еще раз услышим фрагменты из оперы: попробуйте представить и вспомнить героя, его образную характеристику и соответствующую сцену. 1) Ария Руслана (из 2-го д.) – Какие чувства испытывает главный герой? Каким показан здесь Руслан? (грустный, печальный, мрачный, подавленный) - Почему? Где он находится? (это сцена из оперы, когда Руслан попадает на Мертвое поле и скорбит по погибшим) 2) Каватина Людмилы (из 1-го д.) – Где поет свою песню Людмила? (на свадьбе). - Какой вы ее себе представили? (веселая, игривая, подшучивает над Фарлафом и Ратмиром) 3) Персидский хор (из 3-го д.) – Кто исполняет этот хор? (восточные девушки в замке злой волшебницы Наины) - Зачем? (персидские девы манят путников пленительным пением) - Как восточным красавицам это удается? В чем особенность их пения? (Тембр голоса завораживающий, нежный; многочисленные распевы; убаюкивающий ритмический рисунок; мелодический рисунок волнистый, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент). |
IV. Повторное слушание и обобщение | – В основе этого хора – восточная народная мелодия, которая была известна в Персии. А где еще в опере используются восточные мотивы? (восточные танцы: турецкий, арабский и лезгинка звучат в сказочном царстве злого волшебника Черномора). – И здесь Глинка использовал подлинные интонации и ритмы восточных народов. Друг за другом следуют турецкий, арабский танец и лезгинка, каждый из которых отмечен удивительным своеобразием. Какой из них наиболее плавный и спокойный, какой самый темпераментный и стремительный? (ответы детей) – Еще раз послушайте музыкальные фрагменты и подумайте, в чем же заключается своеобразие восточных танцев? Сравни и выяви особенности? Турецкий танец: плавная покачивающаяся мелодия передает неторопливые, размеренные, мягкие и томные движения танцующих. Арабский танец: горячий, темпераментный; основная тема звучит весело, задорно – резкие акценты на сильной доле напоминают стремительные прыжки танцующих мужчин; далее следует легкая, изящная, отрывистая, «женственная» мелодия, сопровождающаяся звучанием колокольчиков. Лезгинка – напоминает бурный восточный темперамент: частая смена темпа (в очень быстром и сдержанном темпе), динамические и регистровые контрасты, красочное звучание оркестра, близкое по тембру восточных народных инструментов. – Итак, вы прослушали восточные танцы, до этого – хор персидских девушек, так в чем же здесь особенность мелодического рисунка? (ответы детей) – Проверить и дополнить ваши ответы нам помогут карточки, скрытые на доске. Откроем их и прочитаем вслух (на доске заранее подготовлены карточки разных цветов с характеристикой мелодического рисунка) (Зелёная – извилистый, волнистый, затейливый, вьётся тонким узором, орнатентальный, убаюкивающий, завораживающий) – Вспомните, какую роль в опере играют восточные танцы? (отвлечь, удивить и развеселить Людмилу). - Мы знаем, что Черномор хотел прельстить Людмилу сокровищами, но ничего из этого не вышло, и тогда он пытается удивить ее чудесными восточными танцами… – Подумайте, почему при создании русского национального характера в опере используются восточные мелодии – в песнях, танцах? (придать таинственность, сказочность, волшебство, фантастическую нотку…) |
V. Углубление в тему. Объявление темы. | – А теперь я хочу рассказать подробнее, как в русской музыке появились восточные образы. Русская культура, в целом, – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов. «Восточная тема» стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию – арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере «Руслан и Людмила» он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские. Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке часто так и называют Русский Восток. – Объясните, почему именно так назвали эти образы? (ответы детей.) - То есть за основу были взяты подлинные народные персидские, арабские, турецкие мелодии, но написаны были русскими композиторами– (на доске вывешивается плакат, оформленный в восточном стиле с названием «Русский Восток» – учитель обращает внимание на особенную роспись и вязь письма) - Да, Русский Восток красив, а какой же тогда настоящий Древний Восток.… Вспомнить Древний Восток нам поможет сборник арабских сказок «Тысяча и одна ночь», который знаком и любим нами с детства. – А почему эти сказки нам так нравятся? (много увлекательных приключений и т.д.) – Назовите героев сказок, которых вы помните? (Синдбад, Алладин, Али-баба и т.д.) - Чем они так известны? (ответы детей) – Представьте, что вы оказались среди этих героев. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен? (верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…) Далее учитель дополняет ответы детей показом слайдов: – серия живописных восточных картин (3-4 слайда), – иллюстрации из восточных сказок (4-5) Потом учитель обращает внимание на заранее приготовленный стол, который накрыт платком, открывает его, и дети комментируют то, что видят на столе: восточные сладости, шелк, украшения из золота, разнообразие фруктов, специй, расписные кувшины, а также репродукции картин и т.д. – Теперь, я думаю, вам будет легче подобрать определения, характеризующие в целом Восток. Итак, какой он теперь в вашем представлении? (ответы детей) – Сверим ваши ответы с теми, что, скрыты на доске (переворачиваем карточки и читаем вслух) (Жёлтая карточка – шумный, пёстрый, мудрый, веселый, темпераментный, экзотический, знойный, жестокий, загадочный). – Восток, действительно, загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море… – Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена. Примерно также, давным-давно, увлек Восток и русского композитора Николая Римского-Корсакова (показ портрета). Он написал симфоническую сюиту «Шехеразада» в четырех частях всего лишь за два месяца. – Трудно ли будет догадаться, что послужило источником создания сюиты? (сказки «Тысяча и одна ночь») – Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками. В России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19 века. Впервые прочитав его, Н. Римский-Корсаков, пораженный сказочным миром Востока, сразу же написал симфоническую сюиту «Шехеразада». – Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с «Русским Востоком». В симфонической сюите «Шехеразада» можно услышать, представить и увидеть чудеса Востока. Свое сочинение Н. Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением. На доске появляется слайд № : Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая из ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ. |
VI. Слушание музыки | – Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты, который начинается с показа главных героев Шахриара и Шехеразады. Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают? (слушание) – Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете? (грозный, могучий, злой, властный султан, который величаво лежит на подушках и раздает приказы…) – Как вы это почувствовали? (воинственно и грозно звучат инструменты медной духовой группы…) – А какую картину рисует в твоем воображении тема Шехеразады? (мягкая, нежная…) Учитель дополняет ответы детей, обращая их внимание на доску, – переворачиваем карточки и читаем вслух: (Розовая карточка – нежная, тонкая, изящная, пленительная, мягкая, задумчивая, мечтательная). – Какой инструмент помог нам все это почувствовать? (скрипка и арфа) – С чем можно сравнить здесь мелодический рисунок? (ответы детей) – Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке. |
VII. Закрепление | Викторина – Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: в опере М. Глинки «Руслан и Людмила» и в симфонической сюите Николая Римского-Корсакова «Шехеразада». Здесь мы познакомились и с танцевальными, и с песенно-лирическими, и с воинственными музыкальными образами. А сейчас для того, чтобы закрепить наши знания, приготовьтесь к написанию викторины (учитель раздает бланки викторины и объясняет ход работы в них): Наименование произведения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1. М. Глинка. Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила» | | | | | | 2. М. Глинка. Турецкий танец.Из оперы «Руслан и Людмила» | | | | | | 3. М. Глинка. Арабский танец. Из оперы «Руслан и Людмила» | | | | | | 4. Н. Римский-Корсаков. Тема Шахриара. Из сюиты «Шехеразада» | | | | | | 5. Н. Римский Корсаков. Тема Шехеразады. Из сюиты «Шехеразада» | | | | | | – Теперь, прослушав немало восточных тем и сделав их анализ, подумайте, в чем же особенности восточной интонации? (ответы детей завершаются показом слайдов «Особенности восточной интонации») – многочисленные распевы, убаюкивающие и завораживающие; – мелодический рисунок может быть волнистым, извилистым, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент; – часто встречается мелодия плавная покачивающаяся, которая передает неторопливые, размеренные, женственные, мягкие и томные движения танцующих или же, наоборот, напоминает бурный восточный темперамент – с резкими акцентами на сильной доле, напоминают стремительные прыжки танцующих мужчин; – характерны темповые, динамические и регистровые контрасты, красочное звучание оркестра, близкое по тембру восточных народных инструментов. – Музыкальные образы персидских дев, рабов, исполняющих восточные танцы, загадочной Шехеразады и грозного Шахриара вобрали в себя ритмику и орнаментику, пестроту восточной музыки и архитектуру с красочной мозаикой, извивы пластики и вязь письма. – Почему русские композиторы в своих произведения часто используют восточные мотивы? С чем это связано? (придают волшебство, загадочность, контраст…) – Что помогает композиторам сочинять восточные темы? Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток? Как в мировой музыке появилось такое понятие как Русский Восток? (ответы детей) – Раскрывая тему нашего урока, мы выяснили, что Восток в русской музыке создан композиторами на основе подлинных народных мелодий и показан не внешне, декоративно, а всегда постигается изнутри, ведь русской культуре свойственна широта интересов и великая способность «входить в образ», «вживаться» в явления других национальных культур. |