Цель: развитие интереса к новым знаниям.
Образовательная: познакомить с особенностями оперного жанра, с творчеством композитора М.И. Глинки
Развивающая: развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы.
Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к вокальному искусству
Ход урока
Организация учащихся на урок: вход под музыку М.И. Глинки
Проверка знаний и обобщение пройденного материала.
Изучение нового материала.
- Сегодня мы отправляемся в то время, когда жил и творил великий русский композитор Михаил Иванович Глинка. ( 1804-1857)
⁃ Продолжим знакомство с оперой « Иван Сусанин», с которой знакомились в третьем классе.
⁃ Ребята, подскажите пожалуйста, ещё одно название оперы « Иван Сусанин» .
⁃ ( ответы детей) « Жизнь за царя»
⁃ Совершено верно, молодцы!
⁃ Ребята, сейчас мы послушаем сообщение и посмотрим презентацию о жизни и творчестве композитора.
⁃ (выходит ученик и рассказывает сообщение)
Слайд 1: биография и творчество композитора.
- Ребята, что такое опера?
- Ответы детей.
Музыкальный словарик (Опера, ария, эпилог, речитатив)
Опера – большой музыкальный спектакль. В нём много участников: певцы, которые исполняют главные партии, хор, музыканты оркестра, играющих на инструментах, дирижёр, который руководит оркестром и хором.
Ария – отдельная часть оперы, кантаты или оратории. Арии исполняются певцами- солистами в сопровождении оркестра и звучат напевно, мелодично.
Эпилог – заключительная картина ( часть акта), дополняющая основное действие в опере, балете и других постановках.
-Первая постановка оперы состоялась в 1836 году. ⁃ Ребята, а кто мне ответит на вопрос о чем опера « Иван Сусанин»? ⁃ ( Ответы детей)
⁃ Опера, нам рассказывает о героическом поступке, который совершил обычный крестьянский юноша. Он отдал свою жизнь, за жизнь своего народа. Настоящий герой!
⁃ Молодцы!
Краткое содержание оперы:
- Слайд 2: Действие происходит в 1612 году. Поляки захватили Москву. На борьбу с врагами поднимается вся Русь. Житель Нижнего Новгорода Кузьма Минин собирает ополчение.
В семье Ивана Сусанина в эти дни готовятся к свадьбе дочери Антониды. Внезапно в избу врываются поляки. Они требуют чтобы Сусанин провёл их в стан Минина и в Москву. Поляки уводят Ивана. Сусанин всё дальше и дальше уводит врагов в лесную болотную глушь. Поляки догадываются, что русский крестьян завёл их в чащу, из которой не выбраться ….. Иван Сусанин погибает, но и поляки побеждены.
Работа с учебником (страницы 94-99)
⁃ Слушание музыки
- Полонез
- Вступительная хоровая сцена оперы « Иван Сусанин»
- Ария Сусанина
- Хор « Славься»
- « За Русь мы все стеной стоим» ( III действие)
- Сцена в лесу ( IV действие)
- К кому обращается Сусанин в арии?
- Как композитор подчёркивает торжество народа?
-Какие черты характера, чувства передаёт ария Сусанина?
⁃ Подведение итогов урока:
- С каким композитором мы сегодня познакомились на уроке?
- Какую оперу написал Михаил Иванович Глинка?
- Что описывает композитор в опере?
- С какими музыкальными терминами познакомились на уроке?
- Исполнение песни
- Творческое дом. задание : Подготовить кроссворд
⁃ До новых встреч!