СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока поможет учителю спланировать работу на уроке по теме "Религиозные объединения и организации Российской Федерации"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию 11 класс»

Конспект урока по обществознанию

Класс: 11

Тема урока «Религиозные объединения и организации Российской Федерации».

Цель: рассмотреть принципы функционирования религиозных объединений и организаций в России, определить правовой статус религиозных объединений и организаций.

Задачи:

1.Познакомить учащихся со спецификой религиозных организаций, право на создание которых имеют граждане России.

2.Раскрыть сущность правового статуса религиозных объединений, прежде всего их прав, гарантированных законом Российской Федерации.

3.Подвести к пониманию необходимости поддержания межрелигиозного мира в условиях социальных изменений в современной России.

Тип урока: комбинированный урок, сочетающий работу с текстом учебника и обсуждение заданий, выполненных учащимися до урока.

План изучения нового материала

1.Религиозные объединения.

2.Права религиозных организаций.

3.Межконфессиональные отношения.


Ход урока


I. Организационный момент.

II Актуализация знаний по теме «Политическая элита и политическое лидерство»

III. Сообщение темы и цели урока.

Известно, что Российская Федерация, как зафиксировано в статье 14 Конституции РФ, является светским государством. Ребята, ответьте на вопрос, что означает светское государство? (Светское государство означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Церковь отделена от государства.) Тема сегодняшнего урока называется «Религиозные объединения и организации Российской Федерации».

Правильно, а в чем же проявляется светский характер? (Проявляется в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определённую религию, а также в равенстве приверженцев всех вероисповеданий и атеистов перед законом).

Ситуация с деятельностью религиозных объединений в современной России является непростой.

С одной стороны, ученые-религиоведы отмечают, что в условиях политических, социальных, экономических преобразований в стране заметно меняется и ситуация в духовной жизни. Повышение престижа религиозных объединений, активизация их деятельности в самых разных сферах — безусловно позитивные процессы. С другой стороны, ситуация начала 90-х гг. XX в. привела к расширению влияния различных деструктивных сект, миссионерской деятельности разного рода организаций, финансируемых зарубежными религиозными центрами, увлечению вне вероисповедной мистикой, различными формами оккультизма. В настоящее время деятельность религиозных объединений регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый в 1997 году.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа в группах:

- Далее будем работать в группах. Используя текст учебника, Конституцию РФ, раздаточные материалы выполните задания из предложенных карточек. На выполнение заданий дается 20 минут. Затем каждая группа поочередно выступит.

Первая группа: «Религиозные объединения» Вторая группа: «Права религиозных организаций». Третья группа: «Межконфессиональные отношения»

Задания:

1. Что такое религиозное объединение?

Характеристика

Религиозные группы

Религиозные организации

Общие признаки


Отличия



3. На основании каких норм государство может приостановить деятельность религиозных объединений и организаций? Привести примеры.

Задания:

1. В чем различие специфических прав религиозных организаций от типичных?

2. Заполните таблицу «Права религиозных организаций в РФ»:

Типичные права

Специфические права



3. В чем заключается смысл статьи 5 «Федерального закона «О свободе совести и о религиозных

объединениях».

Статья 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»:

«1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учётом права ребёнка.

Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.

По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии -вне рамок образовательной программы».

Задания:

1. В чем проявляется рост влияния религиозных организаций на общественную жизнь и

политические процессы?

2. Заполните таблицу «Какие проблемы угрожают межрелигиозному миру и согласию в нашей стране»

Проблема

Содержание проблемы





3. Какие религиозные организации называются экстремистскими?

2. Выступление групп.

(На выступление каждой группе отводится по 5 минут).

3. Физкультминутка (2 мин.)

(Проводится после выступления первой группы).

4. Выводы и дополнения учителя по выступлениям:

Реализация права на объединение по интересам включает возможность создавать общественные объединения религиозного характера.

Религиозные организации вносят значительный вклад в формирование духовно-нравственного фундамента российского общества, атмосферы свободы совести, свободы вероисповеданий, благоприятно влияют на развитие религиозной жизни РФ и т.д.

К концу XX века позиции религии и церкви в мире значительно укрепились. Это связано с теми социальными потрясениями, которое перенесло человечество (революции, мировые и религиозные войны, последствия НТР). Люди, уставшие от социальных катастроф, ищут душевного равновесия в Боге, церкви, в вере и религия помогает обрести человеку душевное спокойствие. Но наряду с этой позицией, в современной религиозной деятельности значительно повысилась доля фанатизма и религиозного экстремизма, неприятие инакомыслящих и инаковерующих.

V. Закрепление изученного материала.

Составление синквейна: религия, молитва, экстремизм.

VI. Подведение итогов.

Рефлексия. Метод «Зарядка»

- Ребята, я предлагаю вам оценить наш сегодняшнее занятие, дать оценку своей деятельности на уроке.

VII. Домашнее задание. Прочитать параграф 18, выполнить творческое задание 3.