Конспект урока по обществознанию
Класс: 11
Тема урока «Религиозные объединения и организации Российской Федерации».
Цель: рассмотреть принципы функционирования религиозных объединений и организаций в России, определить правовой статус религиозных объединений и организаций.
Задачи:
1.Познакомить учащихся со спецификой религиозных организаций, право на создание которых имеют граждане России.
2.Раскрыть сущность правового статуса религиозных объединений, прежде всего их прав, гарантированных законом Российской Федерации.
3.Подвести к пониманию необходимости поддержания межрелигиозного мира в условиях социальных изменений в современной России.
Тип урока: комбинированный урок, сочетающий работу с текстом учебника и обсуждение заданий, выполненных учащимися до урока.
План изучения нового материала
1.Религиозные объединения.
2.Права религиозных организаций.
3.Межконфессиональные отношения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II Актуализация знаний по теме «Политическая элита и политическое лидерство»
III. Сообщение темы и цели урока.
Известно, что Российская Федерация, как зафиксировано в статье 14 Конституции РФ, является светским государством. Ребята, ответьте на вопрос, что означает светское государство? (Светское государство означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Церковь отделена от государства.) Тема сегодняшнего урока называется «Религиозные объединения и организации Российской Федерации».
Правильно, а в чем же проявляется светский характер? (Проявляется в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определённую религию, а также в равенстве приверженцев всех вероисповеданий и атеистов перед законом).
Ситуация с деятельностью религиозных объединений в современной России является непростой.
С одной стороны, ученые-религиоведы отмечают, что в условиях политических, социальных, экономических преобразований в стране заметно меняется и ситуация в духовной жизни. Повышение престижа религиозных объединений, активизация их деятельности в самых разных сферах — безусловно позитивные процессы. С другой стороны, ситуация начала 90-х гг. XX в. привела к расширению влияния различных деструктивных сект, миссионерской деятельности разного рода организаций, финансируемых зарубежными религиозными центрами, увлечению вне вероисповедной мистикой, различными формами оккультизма. В настоящее время деятельность религиозных объединений регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый в 1997 году.
IV. Изучение нового материала.
1. Работа в группах:
- Далее будем работать в группах. Используя текст учебника, Конституцию РФ, раздаточные материалы выполните задания из предложенных карточек. На выполнение заданий дается 20 минут. Затем каждая группа поочередно выступит.
Первая группа: «Религиозные объединения» Вторая группа: «Права религиозных организаций». Третья группа: «Межконфессиональные отношения»
Задания:
1. Что такое религиозное объединение?
Характеристика | Религиозные группы | Религиозные организации |
Общие признаки | |
Отличия | | |
3. На основании каких норм государство может приостановить деятельность религиозных объединений и организаций? Привести примеры.
Задания:
1. В чем различие специфических прав религиозных организаций от типичных?
2. Заполните таблицу «Права религиозных организаций в РФ»:
Типичные права | Специфические права |
| |
3. В чем заключается смысл статьи 5 «Федерального закона «О свободе совести и о религиозных
объединениях».
Статья 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»:
«1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.
Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учётом права ребёнка.
Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.
По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии -вне рамок образовательной программы».
Задания:
1. В чем проявляется рост влияния религиозных организаций на общественную жизнь и
политические процессы?
2. Заполните таблицу «Какие проблемы угрожают межрелигиозному миру и согласию в нашей стране»
Проблема | Содержание проблемы |
| |
| |
3. Какие религиозные организации называются экстремистскими?
2. Выступление групп.
(На выступление каждой группе отводится по 5 минут).
3. Физкультминутка (2 мин.)
(Проводится после выступления первой группы).
4. Выводы и дополнения учителя по выступлениям:
Реализация права на объединение по интересам включает возможность создавать общественные объединения религиозного характера.
Религиозные организации вносят значительный вклад в формирование духовно-нравственного фундамента российского общества, атмосферы свободы совести, свободы вероисповеданий, благоприятно влияют на развитие религиозной жизни РФ и т.д.
К концу XX века позиции религии и церкви в мире значительно укрепились. Это связано с теми социальными потрясениями, которое перенесло человечество (революции, мировые и религиозные войны, последствия НТР). Люди, уставшие от социальных катастроф, ищут душевного равновесия в Боге, церкви, в вере и религия помогает обрести человеку душевное спокойствие. Но наряду с этой позицией, в современной религиозной деятельности значительно повысилась доля фанатизма и религиозного экстремизма, неприятие инакомыслящих и инаковерующих.
V. Закрепление изученного материала.
Составление синквейна: религия, молитва, экстремизм.
VI. Подведение итогов.
Рефлексия. Метод «Зарядка»
- Ребята, я предлагаю вам оценить наш сегодняшнее занятие, дать оценку своей деятельности на уроке.
VII. Домашнее задание. Прочитать параграф 18, выполнить творческое задание 3.