СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию на тему: "Современное общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию на тему: "Современное общество"»

Тема: Современное общество.

Цель: охарактеризовать процессы глобализации в современном мире; определить структуру информационной системы; рассмотреть процессы глобализации в экономической сфере жизнедеятельности общества; проанализировать социально-политическое измерение информационного общества.

Планируемые результаты.

Предметные: обучающиеся определяют причины возникновения потребности в глобальной информационной сети; характеризуют черты информационного общества; рассказывают о людях внёсших вклад в развитие информационных технологий.

Метапредметные: знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения. Личностные : понимание побудительной роли мотивов в информационной деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока. I. Организационный момент.

Объявление темы и определение целей урока совместно с обучающимися.

Мы рассмотрим такие направления глобализации, как создание единого мирового информационного пространства и формирование глобальной информационной политики.

II. Актуализация темы. Проблемный вопрос. * «Кто владеет информацией, тот владеет миром». У. Черчилль.

Выскажите свою точку зрения по поводу этого высказывания: согласны или не согласны с высказыванием автора, аргументируйте, приводя примеры и выстраивая причинно-следственные связи, делая вывод.

III. Изучение нового материала.

1.Глобализация как явление современности.

Глобализация – это процесс всемирной интеграции и унификации жизнедеятельности национальных государств в области политики, экономики и идеологии, обусловленный зависимостью современных национальных экономик от распределения планетарных ресурсов и международной системой разделения труда.

Регионализация — процесс углубления взаимодействия экономик отдельных регионов.

Единство и многообразие, порождение сходства и углубление различий между регионами планеты. Глобализация несёт угрозу катастрофического развития общества, возможности которые открывает глобализация невозможно не переоценить.

Постиндустриальное (информационное) общество — современный этап общественного развития, характеризующийся становлением глобальной экономики, в которой определяющую роль играют информационные технологии, и развитым гражданским обществом, открытым для глобальных процессов.





2.Современное информационное пространство.

Мы живём в едином информационном пространстве.

Структура информационной сферы.

  1. Информация – фактор производства в современной экономике, неисчерпаемый ресурс при условии новизны и быстрой передачи. Информационное пространство – это совокупность объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие, а также технологии, которые обеспечивают это взаимодействие.

  2. Инфраструктура совокупность различных каналов связи, которые могут быть названы средствами информационного воздействия.

  3. Субъекты – участники сбора, формирования, распространения и использования информации.

  4. Система регулирования. (цензура)

Прочитать самостоятельно «Биография» Интернета. Что запомнили из прочитанного?

1991 – англичанин Тимоти Бернс-Ли создал всемирную паутину.


3.Глобальная информационная экономика.

Субъектами глобальной экономики и лидерами мирового рынка выступают транснациональные корпорации (ТНК) – фирмы, которые имеют дочерние предприятия или филиалы во многих странах и реализуют на международном рынке свою продукцию. ТНК создают около 25% мирового ВВП, но при этом контролируют примерно 80% всех существующих в мире патентов, лицензий и секретов производства (ноу-хау).

Учитывая изменчивость рынка, очень сложно говорить о каком-то стабильном рейтинге, в который попадают транснациональные корпорации.

Apple (США

Google (США).

Microsoft (США


Но существуют ли транснациональные корпорации в России? Список отечественных компаний такого масштаба не очень велик, потому что в восточной Европе ТНК только начинают развиваться, но и здесь уже есть свои первопроходцы.

"Ингосстрах" (финансы).

"Аэрофлот" (авиаперелёты).

"Газпром" (нефтегазовая сфера).

"Лукойл" (топливная сфера).

"Алроса" (горнорудная сфера, алмазодобыча).


ВВП - макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления, использования или применения), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства.


Инновационная государственная экономическая политика.

1.Наименьшее вмешательство государства в экономические и социальные процессы. (США).

2.Ведущая роль принадлежит государству, экономика развивается в рамках авторитаризма.

(Китай, Северная Корея, Иран)

3.Государство активно финансирует исследовательские программы и информационные технологии, стремится максимально повысить качество жизни граждан.

Информационная экономика также приобретает сетевую структуру, которая подразумевает минимальные затраты на коммуникацию. Субъектами сетевой экономики становятся центры знаний и инноваций (Силиконовая долина в США, научный центр Сколково в Москве).

Информационная экономика предъявляет новые требования к работнику: квалифицированный сотрудник со значительным творческим потенциалом, который производит информацию и знания в сфере информационных технологий. Интеллектуальный капитал, интеллектуальный ресурс – знания, которыми обладает рабочая сила и которые обеспечивают конкурентоспособность фирмы или страны в целом.


4.Социально-политическое измерение информационного общества.

Мануэ́ль Касте́льс (исп. Manuel Castells; род. 1942 г.) — испанский социолог-постмарксист, один из основателей теории новой социологии города. Министр высшего образования Испании (с января 2020). Считается одним из ведущих социологов современности, специализирующимся в области теории информационального (постинформационного) общества. В начале научной карьеры изучал проблемы урбанистики.

Информационные технологии усилили, увеличили все процессы, протекающие в экономической, политической и культурной сферах. Создаётся виртуальный мир без границ. Новые реалии способствуют развитию гражданского общества, электронной демократии. Сетевые сообщества предполагают анонимность участников, но не исключают возможность контроля за каждым пользователем.

2000 – Доктрина информационной безопасности РФ. (объяснительное чтение с. 88, 4абз. )

Рефлексия. Проблемный вопрос. * «Кто владеет информацией, тот владеет миром». У. Черчилль. Выскажите свою точку зрения по поводу этого высказывания: согласны или не согласны с высказыванием автора, аргументируйте, приводя примеры и выстраивая причинно-следственные связи, делая вывод.

Д/З § 8 – прочитать, уметь отвечать на вопросы к параграфу, знать определения терминов темы урока.

*Задания № 1, 2, - устно; №3 - письменно; с.92-93.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!