СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию "Собственность" 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Собственность" 8 класс»

Тема: СОБСТВЕННОСТЬ

Цель: Формирование экономического мышления на основе знаний основных экономических понятий.

Задачи: познакомить учащихся с понятиями:

- имущество, имущественные отношения, собственность;

формировать умение самостоятельно находить нужную информацию, развивать навык анализа ситуаций разного характера, уметь делать выводы,


Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала

  3. Закрепление

  4. Итоги урока

Мотивационный этап:

Добрый день, рада вас видеть, присаживайтесь.

Сегодня на уроке мы продолжим говорить об экономических явлениях. И рассмотрим один из ключевых экономических институтов.


Слайд 1

О чем будет идти речь, вы можете догадаться, вспомнив одну сказку:

- вы любите сказки?

- Давайте вспомним сказку «Теремок»

- Кто автор этой сказки? (Русский народ)

- Кто жил в теремочке? (Мышка, лягушка, заяц…)

- Чем является теремок для тех, кто в нем живет? (домом)

- кем они являются для дома? (Жильцами, владельцами)

- А вот чтобы найти правильный ответ, посмотрите на следующий слайд и вычеркните в данной строчке три последние буквы алфавита: это какие буквы? ( э.ю.я)


СЛАЙД 2

э С Ю О я Б я С ю Т э В Ю Е Ю Н я Н э И ю я К э И ээ

- Кем являются жители теремка? (Собственники)


? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

? Предположите, как будет называться тема нашего урока?


СЛАЙД 3 тема урока – СОБСТВЕННОСТЬ


Слайд 4 Самый главный вопрос, связанный с обладанием собственностью поставил еще древнегреческий философ Аристипп. Его друг и извечный оппонент Диоген Синопский утверждал, что человек свободен лишь настолько, насколько он самодостаточен и независим от материальных благ. В стремлении достичь максимальной свободы этот юродствующий мудрец раздал свое имущество и поселился в большой глиняной бочке - пифосе.

Однако Аристипп не разделял всеобщего преклонения перед Диогеном и утверждал: «Нужно не убегать от вещей, а учиться владеть ими, это дает свободу».


? Согласны ли вы с Аристиппом?

Мы пока не можем точно ответить на этот вопрос, поэтому вернемся к нему в конце урока


СЛАЙД 5

Какие задачи нам нужно решить сегодня на уроке

  1. Что такое собственность

  2. Формы(виды) собственности

  3. Можно ли защитить собственность


Я: Термин собственность является довольно многозначным: под ним понимают имущество, отношения, право собственности. Давайте рассмотрим все эти понятия.


ПЛАН:

  1. Имущество и имущественные отношения

  2. Собственность (право, формы, субъекты)

  3. Защита права собственности.


Работать мы будем с текстом учебника и документами на рабочих листах.

По ходу урока вы заполните рабочие листы и по окончанию урока сдадите мне. Подпишите, пожалуйста, рабочий лист.



  1. Имущество и имущественные отношения


Беседа

? Каждый ли человек владеет имуществом

? Каким имуществом владеете вы

? а ваши родители.

Сделаем вывод: что является имуществом - Имуществом является все, что находится во владении человека, и он может им распоряжаться


Давайте проверим, правильный ли мы сделали вывод


СЛАЙД 6

Имущество – это совокупность вещей и материальных ценностей, находящихся во владении человека, семьи, группы лиц, организации или государства в целом, которыми они могут распоряжаться.


Владея каким-либо имуществом, мы вступаем в имущественные отношения. Но они разнообразны, ведь мы пользуемся не только тем, что принадлежит лично нам.


Например:

Городской транспорт – принадлежит городу, мы покупаем билет и нас везут, т.е мы заключаем договор с владельцем транспорта и вступаем в договорные отношения.

Или: совершая покупку в магазине, мы заключаем договор купли-продажи (чек) – это тоже имущественные отношения.

Берем в долг или одалживаем деньги – все это проявление имущественных отношений.


?Так что же такое имущественные отношения


СЛАЙД 6

Имущественные отношения – это отношения по поводу имущества, в основе которых лежит право собственности.


  1. Собственность

? так что же такое собственность

? какие ассоциации у вас вызывает слово собственность? (хозяин, распоряжаться, имущество, владелец)

Слайд 7

С точки зрения психологии– собственность — это проявление биологической природы

человека: чувство собственности заложено в человеке от рождения.

Так ребенок, в возрасте 1,5-2х лет начинает осознавать себя самостоятельным человеком и у него появляется, по словам психологов, «естественное желание собственника».


СЛАЙД 8

Но мы будем говорить о собственности с точки зрения экономики и права.

Большинство современных ученых трактуют понятие собственность в 2-х категориях: экономической и юридической

Экономическая категория – принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам – собственникам.

Юридическая категория – это право владения, пользования, распоряжения объектом собственности.



СЛАЙД 9 Собственность – это принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам – собственникам, а также право на их обладание.


ФИЗКУЛЬТ.МИНУТКА

? Из каких источников (документов) мы можем узнать о собственности: Конституция, Гражданский Кодекс.

Работа в группах:

СЛАЙД 10 задания группам

1-я группа - работа с отдельными статьями Конституции РФ и Гражданским кодексом. Найдите статьи, в которых речь идет о собственности. Определить правомочия собственника. Выполнить в виде схемы.



Право собственности:

Право владения – фактическое обладание вещью, имуществом

Право пользования – извлечение из имущества полезных свойств

Право распоряжения – возможность изменения ее принадлежности, состояния, назначения, включая передачу прав на имущество


2я группа - работа с учебником с. 163. Сделать схему и рассказать, кто является субъектами права собственности.

Субъекты права собственности – собственники:

Физические лица (граждане)

Юридические лица (организации, предприятия, фирмы)

Государство - предполагает непосредственную деятельность центральных органов власти. В Российской Федерации это федеральная собственность и собственность субъектов РФ

Государственные предприятия, природные ресурсы, объекты историко- культурного наследия, имущество Вооруженных сил

Органы местного самоуправления - имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям, от имени которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления

Детский сад, школа, поликлиника


СЛАЙД 11

3-я группа – работа с учебником с. 164-165. Сделать схему: «Формы собственности» (привести примеры). 

ПЕРЕД ОТВЕТОМ ГРУППЫ ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ КЛАССУ:

  1. Сегодня я купила новую ручку и хочу подарить ее ..

  2. А еще мне очень нравится кофточка вашей одноклассницы … Посмотрите какая она красивая. Мне хочется подарить ее Кате.

  3. Могу ли я подарить школьный компьютер своей подруге?

Задание: оцените мои поступки.

Чьей собственностью является ручка, кофточка и компьютер

Какой можно сделать вывод?

Вывод: собственность бывает разных видов или форм.

Проверим, правильно ли мы сделали вывод. СЛОВО 3 группе.


4-я группа – работа с учебником с.165. ответить на вопрос: Каким образом человек становится собственником?

  1. Изготовить

  2. Купить

  3. Получить по наследству

  4. Обмен

  5. Приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника

Вывод: собственность – это правовое обладание имуществом, включающее в себя владение, пользование и распоряжение имуществом (вещью)


  1. Защита права собственности


Вопрос всему классу:

? Как вы думаете, бывают ли случаи присвоения чужой собственности ?

? Каким образом это происходит? – кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство.

? Как можно защитить права собственности – замок, охрана, собака, государство( используя закон).



Закрепление изученного

Давайте посмотрим на план урока, на все ли вопросы мы ответили.

Можем мы теперь ответить на проблемный вопрос ? Согласны ли вы с Аристиппом?

Слайд 12 «Нужно не убегать от вещей, а учиться владеть ими, это дает свободу». (человек должен уметь распоряжаться своим имуществом согласно закона. Получать от своего имущества пользу).

Закрепим то, что мы сегодня узнали:

 Самостоятельная работа на рабочих листках с проверкой на слайде.

СЛАЙД 13

Задание 1. Вставь пропущенные слова в предложения.

а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой личную …собственность;

б) магазин, который открыл папа, является …… частной .............собственностью;

в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это … государственная .собственность;

г) если собственность принадлежит городу, поселку она называется … муниципальная собственность


Проверьте себя на слайде. У кого были затруднения при выполнении задания?


Рефлексия:

  1. О чем мы говорили сегодня на уроке

  2. Что нового узнали

  3. Какие новые понятия ввели

  4. Пригодится ли это нам и где.


СЛАЙД 14

Д/З § 19 , вопросы рубрики «В классе и дома»


СЛАЙД 15 СОСТАВИТЬ СНКВЕЙ К СЛОВУ СОБСТВЕННОСТЬ

1 стр – существительное Собственность

2 стр – два прилагательных Частная государственная

3 стр – три глагола Владеть использовать распоряжаться

4 стр – фраза (крылатое выражение, поговорка) выражающая суть существительного

На чужой каравай рот не разевай

5 стр – одно слово-резюме (синоним темы) Имущество






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!