Тема: СОБСТВЕННОСТЬ
Цель: Формирование экономического мышления на основе знаний основных экономических понятий.
Задачи: познакомить учащихся с понятиями:
- имущество, имущественные отношения, собственность;
формировать умение самостоятельно находить нужную информацию, развивать навык анализа ситуаций разного характера, уметь делать выводы,
Ход урока:
Организационный момент
Изучение нового материала
Закрепление
Итоги урока
Мотивационный этап:
Добрый день, рада вас видеть, присаживайтесь.
Сегодня на уроке мы продолжим говорить об экономических явлениях. И рассмотрим один из ключевых экономических институтов.
Слайд 1
О чем будет идти речь, вы можете догадаться, вспомнив одну сказку:
- вы любите сказки?
- Давайте вспомним сказку «Теремок»
- Кто автор этой сказки? (Русский народ)
- Кто жил в теремочке? (Мышка, лягушка, заяц…)
- Чем является теремок для тех, кто в нем живет? (домом)
- кем они являются для дома? (Жильцами, владельцами)
- А вот чтобы найти правильный ответ, посмотрите на следующий слайд и вычеркните в данной строчке три последние буквы алфавита: это какие буквы? ( э.ю.я)
СЛАЙД 2
э С Ю О я Б я С ю Т э В Ю Е Ю Н я Н э И ю я К э И ээ
- Кем являются жители теремка? (Собственники)
? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
? Предположите, как будет называться тема нашего урока?
СЛАЙД 3 тема урока – СОБСТВЕННОСТЬ
Слайд 4 Самый главный вопрос, связанный с обладанием собственностью поставил еще древнегреческий философ Аристипп. Его друг и извечный оппонент Диоген Синопский утверждал, что человек свободен лишь настолько, насколько он самодостаточен и независим от материальных благ. В стремлении достичь максимальной свободы этот юродствующий мудрец раздал свое имущество и поселился в большой глиняной бочке - пифосе.
Однако Аристипп не разделял всеобщего преклонения перед Диогеном и утверждал: «Нужно не убегать от вещей, а учиться владеть ими, это дает свободу».
? Согласны ли вы с Аристиппом?
Мы пока не можем точно ответить на этот вопрос, поэтому вернемся к нему в конце урока
СЛАЙД 5
Какие задачи нам нужно решить сегодня на уроке
Что такое собственность
Формы(виды) собственности
Можно ли защитить собственность
Я: Термин собственность является довольно многозначным: под ним понимают имущество, отношения, право собственности. Давайте рассмотрим все эти понятия.
ПЛАН:
Имущество и имущественные отношения
Собственность (право, формы, субъекты)
Защита права собственности.
Работать мы будем с текстом учебника и документами на рабочих листах.
По ходу урока вы заполните рабочие листы и по окончанию урока сдадите мне. Подпишите, пожалуйста, рабочий лист.
Имущество и имущественные отношения
Беседа
? Каждый ли человек владеет имуществом
? Каким имуществом владеете вы
? а ваши родители.
Сделаем вывод: что является имуществом - Имуществом является все, что находится во владении человека, и он может им распоряжаться
Давайте проверим, правильный ли мы сделали вывод
СЛАЙД 6
Имущество – это совокупность вещей и материальных ценностей, находящихся во владении человека, семьи, группы лиц, организации или государства в целом, которыми они могут распоряжаться.
Владея каким-либо имуществом, мы вступаем в имущественные отношения. Но они разнообразны, ведь мы пользуемся не только тем, что принадлежит лично нам.
Например:
Городской транспорт – принадлежит городу, мы покупаем билет и нас везут, т.е мы заключаем договор с владельцем транспорта и вступаем в договорные отношения.
Или: совершая покупку в магазине, мы заключаем договор купли-продажи (чек) – это тоже имущественные отношения.
Берем в долг или одалживаем деньги – все это проявление имущественных отношений.
?Так что же такое имущественные отношения
СЛАЙД 6
Имущественные отношения – это отношения по поводу имущества, в основе которых лежит право собственности.
Собственность
? так что же такое собственность
? какие ассоциации у вас вызывает слово собственность? (хозяин, распоряжаться, имущество, владелец)
Слайд 7
С точки зрения психологии– собственность — это проявление биологической природы
человека: чувство собственности заложено в человеке от рождения.
Так ребенок, в возрасте 1,5-2х лет начинает осознавать себя самостоятельным человеком и у него появляется, по словам психологов, «естественное желание собственника».
СЛАЙД 8
Но мы будем говорить о собственности с точки зрения экономики и права.
Большинство современных ученых трактуют понятие собственность в 2-х категориях: экономической и юридической
Экономическая категория – принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам – собственникам.
Юридическая категория – это право владения, пользования, распоряжения объектом собственности.
СЛАЙД 9 Собственность – это принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам – собственникам, а также право на их обладание.
ФИЗКУЛЬТ.МИНУТКА
? Из каких источников (документов) мы можем узнать о собственности: Конституция, Гражданский Кодекс.
Работа в группах:
СЛАЙД 10 задания группам
1-я группа - работа с отдельными статьями Конституции РФ и Гражданским кодексом. Найдите статьи, в которых речь идет о собственности. Определить правомочия собственника. Выполнить в виде схемы.
Право собственности:
Право владения – фактическое обладание вещью, имуществом
Право пользования – извлечение из имущества полезных свойств
Право распоряжения – возможность изменения ее принадлежности, состояния, назначения, включая передачу прав на имущество
2я группа - работа с учебником с. 163. Сделать схему и рассказать, кто является субъектами права собственности.
Субъекты права собственности – собственники:
Физические лица (граждане)
Юридические лица (организации, предприятия, фирмы)
Государство - предполагает непосредственную деятельность центральных органов власти. В Российской Федерации это федеральная собственность и собственность субъектов РФ
Государственные предприятия, природные ресурсы, объекты историко- культурного наследия, имущество Вооруженных сил
Органы местного самоуправления - имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям, от имени которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления
Детский сад, школа, поликлиника
СЛАЙД 11
3-я группа – работа с учебником с. 164-165. Сделать схему: «Формы собственности» (привести примеры).
ПЕРЕД ОТВЕТОМ ГРУППЫ ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ КЛАССУ:
Сегодня я купила новую ручку и хочу подарить ее ..
А еще мне очень нравится кофточка вашей одноклассницы … Посмотрите какая она красивая. Мне хочется подарить ее Кате.
Могу ли я подарить школьный компьютер своей подруге?
Задание: оцените мои поступки.
Чьей собственностью является ручка, кофточка и компьютер
Какой можно сделать вывод?
Вывод: собственность бывает разных видов или форм.
Проверим, правильно ли мы сделали вывод. СЛОВО 3 группе.
4-я группа – работа с учебником с.165. ответить на вопрос: Каким образом человек становится собственником?
Изготовить
Купить
Получить по наследству
Обмен
Приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника
Вывод: собственность – это правовое обладание имуществом, включающее в себя владение, пользование и распоряжение имуществом (вещью)
Защита права собственности
Вопрос всему классу:
? Как вы думаете, бывают ли случаи присвоения чужой собственности ?
? Каким образом это происходит? – кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство.
? Как можно защитить права собственности – замок, охрана, собака, государство( используя закон).
Закрепление изученного
Давайте посмотрим на план урока, на все ли вопросы мы ответили.
Можем мы теперь ответить на проблемный вопрос ? Согласны ли вы с Аристиппом?
Слайд 12 «Нужно не убегать от вещей, а учиться владеть ими, это дает свободу». (человек должен уметь распоряжаться своим имуществом согласно закона. Получать от своего имущества пользу).
Закрепим то, что мы сегодня узнали:
Самостоятельная работа на рабочих листках с проверкой на слайде.
СЛАЙД 13
Задание 1. Вставь пропущенные слова в предложения.
а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой личную …собственность;
б) магазин, который открыл папа, является …… частной .............собственностью;
в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это … государственная .собственность;
г) если собственность принадлежит городу, поселку она называется … муниципальная собственность
Проверьте себя на слайде. У кого были затруднения при выполнении задания?
Рефлексия:
О чем мы говорили сегодня на уроке
Что нового узнали
Какие новые понятия ввели
Пригодится ли это нам и где.
СЛАЙД 14
Д/З § 19 , вопросы рубрики «В классе и дома»
СЛАЙД 15 СОСТАВИТЬ СНКВЕЙ К СЛОВУ СОБСТВЕННОСТЬ
1 стр – существительное Собственность
2 стр – два прилагательных Частная государственная
3 стр – три глагола Владеть использовать распоряжаться
4 стр – фраза (крылатое выражение, поговорка) выражающая суть существительного
На чужой каравай рот не разевай
5 стр – одно слово-резюме (синоним темы) Имущество