СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию в 9 классе на тему: " ГОСУДАРСТВО".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию в 9 классе на тему: " ГОСУДАРСТВО".»

9 класс ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


Тема урока: ГОСУДАРСТВО.

Цель урока: дать представление причин возникновения, признаков,

функций, форм государства.

Задачи урока: способствовать теоретическому осмыслению взаимосвязи гражданина и государства;

- раскрыть понятия «государство» и «гражданство»;

- способствовать развитию у учащихся ориентации в социальных ролях (на примере социальной роли гражданина).

План изучения нового материала:

  1. Происхождение государства.

  2. Признаки государства.

  3. Формы государства.

  4. Гражданство.


Ход урока.

1. Организационное начало урока.

Проверка присутствующих на уроке. Подготовка необходимого к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

А) Проверка письменного домашнего задания

Б) Устный опрос

- Что такое политика?

- Роль политики в жизни общества.

В) Фронтальная беседа

- Какова отличительная особенность политической власти от любой другой?

- Почему власть – это важнейший элемент общественной организации?

- Почему СМИ называют 4-той ветвью власти?

3. Работа по теме урока.

А) Для актуализации знаний учащихся - работа по вопросам рубрик «Вспомним» и «Подумаем» .

Б) Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Задание: на основании раздела «Происхождение государства» составить схему «Теории возникновения государства».

Теории возникновения государства:

- Божественная (государственная власть от Бога, а правосудие есть проявление Божьего суда)

- Договорная (добровольное соглашение людей как согласование интересов членов общества)

- Теория завоевания (первые государства — результат завоевания земледельческих общин воинственными племенами кочевников)

- Классовая (с расколом общества на классы, противоположные по своим интересам, у экономически господствующего, но малочисленного класса появилась необходимость укрепить своё положение с помощью политической власти)

Можно дополнить информацию учебника и назвать другие теории происхождения государства (например, патриархальную, которая объясняет возникновение

государственных начал как «разрастание» семьи и распространение семейной организации властвования и подчинения в масштабах общества, или психологическую, которая видит корни государственности в психологии людей)

Завершая рассмотрение первого вопроса, учитель обращает внимание учеников на то, что в жизни понятие «государство» употребляется в разных значениях, а также напоминает смысловые различия слов «государство» и «страна».

2.К этому вопросу ученики 9 класса неоднократно обращались при изучении истории России, всеобщей истории, географии и обществознания, поэтому главная задача учителя — объяснить наиболее сложные понятия.

Учитель предлагает школьникам найти на страницах учебника (раздел «Признаки государства») те признаки, с которыми учащиеся недостаточно знакомы. Практика по-казывает, что учащиеся обращают внимание на понятия «публичная власть», «суверенитет». Эти признаки можно объяснить на основе текста учебника. Далее учитель организует коллективное выполнение задания: проанализируйте приведённые явления или факты и определите, с какой характеристикой государства они ассоциируются

(связаны). Внесите номера, под которыми они указаны, в таблицу.

Признаки и функции государства

Признаки

государства


Внутренние

функции государства


Внешние функции

государства






1) Подано заявление о приёме в гражданство Российской Федерации.

2) Государственные органы определили порядок исчисления налога на добавленную стоимость.

3) В выступлении Президента РФ рассмотрена стратегия развития общества.

4) Государственная дума приступила к рассмотрению

нового закона.

5) Во время визита зарубежной делегации было подписано взаимовыгодное торговое соглашение.

6) Объявлен осенний призыв в Вооружённые силы Российской Федерации.

7) Принято решение о повышении пенсии.

Возможны различные варианты ответов, желательно рассмотреть их. Например, факт 6 в зависимости от объяснения учащегося может относиться как к признакам государства (Вооружённые силы РФ — часть государственного аппарата), так и к внешним функциям (поддержание обороноспособности страны).

Завершая рассмотрение вопроса, учитель обращается к словарю в конце учебника. Школьники читают словарную статью «Государство».

3.Изучение третьего вопроса учитель начинает с обсуждения схемы «Формы государства»


Формы государства

Как устроено государство


Форма правления

Какие высшие

органы власти

существуют в

государстве. Как

они формируются


Форма территориально-государственного устройства

Какова территориальная

организация государственной

власти


Политический

режим

Как

осуществляется

государственная

власть



Учащиеся выполняют задание: используя схему, объясните, что такое формы государства.

4.Вопрос о формах правления и территориально-государственного устройства не является новым для учащихся, поэтому целесообразно его изучение в форме беседы.

Учитель может опираться на межпредметные связи, корректируя и уточняя знания учащихся.

При переходе к изучению вопроса учитель предлагает учащимся дать определение монархической и республиканской форм правления. В случае затруднения учащиеся обращаются к разделу «Формы государства» в учебнике.

Можно использовать также материалы таблицы «Формы правления».

Формы правления


Монархия

Республика


1. Единоличное правление.

2. Власть главы государства (монарха) является бессрочной, пожизненной и

передаётся по наследству.

3. Глава государства выступает как носитель государственного суверенитета.

4. Монарх не несёт юридической ответственности за свои действия и

результаты правления.


1. Высшие органы власти — выборные учреждения.

2. Состав высших органов власти регулярно обновляется.

3. Действует принцип разделения властей на три ветви: законодательную,

исполнительную, судебную.

4. Государственные деятели несут юридическую ответственность за свои

действия и результаты правления.



Монархия, которой присущи все перечисленные признаки, является неограниченной (абсолютной). При ограниченной монархии власть монарха ограничивается

конституцией и/или представительным органом (парламентом). На основании текста учебника и своих знаний из курса истории и географии учащиеся приводят примеры

государств с неограниченной и ограниченной монархической формой правления. В качестве исторического примера ограничения власти монарха используется материал

рубрики «Факты», представленной в учебнике.

Различия между парламентской и президентской республиками учащиеся устанавливают на основании текста раздела «Формы государства».

Аналогично строится объяснение различий между унитарной и федеративной формами территориально-государственного устройства.

5.При переходе к изучению этого вопроса учащиеся работают с текстом школьного словаря по обществознанию, в частности знакомятся со статьёй «Гражданин». Далее учитель организует работу с источниками. Класс изучает тексты «Гражданство в Древних Афинах» и «Гражданство в Древнем Риме». Затем обсуждаются вопросы 4 и 5: в чём выражалось полноправие гражданина в этих государствах? Какие обязанности на него возлагались? Докажите, что звание гражданина было почётным как в Древних Афинах, так и в Древнем Риме.

После выполнения задания учитель акцентирует внимание учащихся на вопросе о гражданстве в Российской Федерации. Учащиеся изучают статью 6 Конституции

Российской Федерации, текст которой приведён в рубрике «Документ», и выполняют задание 4 рубрики «В классе и дома». Учитель также может организовать обсуждение

приведённого в рубрике «Говорят мудрые» высказывания Д. И. Фонвизина.

Завершая обсуждение, учитель может озвучить основные гражданские качества человека, использовать текст раздела «Гражданство» в учебнике: «Сознательное и добросовестное выполнение своих обязанностей, основанное на понимании их необходимости и постепенно входящее в привычку; готовность и умение пользоваться своими правами не в ущерб окружающим; активное и осмысленное участие в политической жизни страны, в выработке важнейших государственных решений, в последовательном проведении их в жизнь; уважение к историческому прошлому своего народа — вот гражданские качества, или, как говорили в старину, добродетели, которые так необходимы сегодня каждому члену нашего общества».

4. Закрепление изученного на уроке. Подведение итогов урока.

Изменилась ли ваша точка зрения после изучения темы? В чём вы были правы? Какие изменения вы можете внести в своё первоначальное решение?

5. Домашнее задание. § 2 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»

9 класс. Домашнее задание. Урок 2. Дата _______________________________


  1. Объясните следующие понятия:

национальность - это принадлежность человека к определенной национальной, этнической группе, включающая общность языка, истории, культуры и традиций

суверенитет - независимость государства во внешних, и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Налог - то. обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в виде части принадлежащих им.

Парламент - высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

ассоциация -объединение

  1. Что является признаком любого государства?

1) верховенство права 2) выборность высших органов власти

3) суверенитет 4) многопартийность

3 . К ор­га­нам за­ко­но­да­тель­ной вла­сти РФ относится

 1) Пра­ви­тель­ство РФ 2) Вер­хов­ный суд РФ

3) Фе­де­раль­ное Собрание 4) Пре­зи­дент РФ

4 . К ор­га­нам ис­пол­ни­тель­ной вла­сти РФ относится

 1) Пра­ви­тель­ство РФ 2) Вер­хов­ный суд РФ

3) Фе­де­раль­ное Собрание 4) Го­су­дар­ствен­ная Дума РФ

5 . Верны ли следующие суждения о признаках государства?

 А. Государство имеет единую территорию, очерченную государственными границами.

Б. Для государства характерно обязательное наличие единственной официальной религии.

 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения о государстве?

 А. Тоталитарное государство не обладает суверенитетом.

Б. Признаком любого государства является разделение властей.

 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

  1. Широко известны строки из стихотворения Н.А.Некрасова:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Объясни, что значит, на твой взгляд, быть сегодня достойным сыном Отечества.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!