9 класс ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тема урока: ГОСУДАРСТВО.
Цель урока: дать представление причин возникновения, признаков,
функций, форм государства.
Задачи урока: способствовать теоретическому осмыслению взаимосвязи гражданина и государства;
- раскрыть понятия «государство» и «гражданство»;
- способствовать развитию у учащихся ориентации в социальных ролях (на примере социальной роли гражданина).
План изучения нового материала:
Происхождение государства.
Признаки государства.
Формы государства.
Гражданство.
Ход урока.
1. Организационное начало урока.
Проверка присутствующих на уроке. Подготовка необходимого к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
А) Проверка письменного домашнего задания
Б) Устный опрос
- Что такое политика?
- Роль политики в жизни общества.
В) Фронтальная беседа
- Какова отличительная особенность политической власти от любой другой?
- Почему власть – это важнейший элемент общественной организации?
- Почему СМИ называют 4-той ветвью власти?
3. Работа по теме урока.
А) Для актуализации знаний учащихся - работа по вопросам рубрик «Вспомним» и «Подумаем» .
Б) Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Задание: на основании раздела «Происхождение государства» составить схему «Теории возникновения государства».
Теории возникновения государства:
- Божественная (государственная власть от Бога, а правосудие есть проявление Божьего суда)
- Договорная (добровольное соглашение людей как согласование интересов членов общества)
- Теория завоевания (первые государства — результат завоевания земледельческих общин воинственными племенами кочевников)
- Классовая (с расколом общества на классы, противоположные по своим интересам, у экономически господствующего, но малочисленного класса появилась необходимость укрепить своё положение с помощью политической власти)
Можно дополнить информацию учебника и назвать другие теории происхождения государства (например, патриархальную, которая объясняет возникновение
государственных начал как «разрастание» семьи и распространение семейной организации властвования и подчинения в масштабах общества, или психологическую, которая видит корни государственности в психологии людей)
Завершая рассмотрение первого вопроса, учитель обращает внимание учеников на то, что в жизни понятие «государство» употребляется в разных значениях, а также напоминает смысловые различия слов «государство» и «страна».
2.К этому вопросу ученики 9 класса неоднократно обращались при изучении истории России, всеобщей истории, географии и обществознания, поэтому главная задача учителя — объяснить наиболее сложные понятия.
Учитель предлагает школьникам найти на страницах учебника (раздел «Признаки государства») те признаки, с которыми учащиеся недостаточно знакомы. Практика по-казывает, что учащиеся обращают внимание на понятия «публичная власть», «суверенитет». Эти признаки можно объяснить на основе текста учебника. Далее учитель организует коллективное выполнение задания: проанализируйте приведённые явления или факты и определите, с какой характеристикой государства они ассоциируются
(связаны). Внесите номера, под которыми они указаны, в таблицу.
Признаки и функции государства
Признаки государства | Внутренние функции государства | Внешние функции государства |
| | |
1) Подано заявление о приёме в гражданство Российской Федерации.
2) Государственные органы определили порядок исчисления налога на добавленную стоимость.
3) В выступлении Президента РФ рассмотрена стратегия развития общества.
4) Государственная дума приступила к рассмотрению
нового закона.
5) Во время визита зарубежной делегации было подписано взаимовыгодное торговое соглашение.
6) Объявлен осенний призыв в Вооружённые силы Российской Федерации.
7) Принято решение о повышении пенсии.
Возможны различные варианты ответов, желательно рассмотреть их. Например, факт 6 в зависимости от объяснения учащегося может относиться как к признакам государства (Вооружённые силы РФ — часть государственного аппарата), так и к внешним функциям (поддержание обороноспособности страны).
Завершая рассмотрение вопроса, учитель обращается к словарю в конце учебника. Школьники читают словарную статью «Государство».
3.Изучение третьего вопроса учитель начинает с обсуждения схемы «Формы государства»
Формы государства Как устроено государство |
Форма правления Какие высшие органы власти существуют в государстве. Как они формируются | Форма территориально-государственного устройства Какова территориальная организация государственной власти | Политический режим Как осуществляется государственная власть |
Учащиеся выполняют задание: используя схему, объясните, что такое формы государства.
4.Вопрос о формах правления и территориально-государственного устройства не является новым для учащихся, поэтому целесообразно его изучение в форме беседы.
Учитель может опираться на межпредметные связи, корректируя и уточняя знания учащихся.
При переходе к изучению вопроса учитель предлагает учащимся дать определение монархической и республиканской форм правления. В случае затруднения учащиеся обращаются к разделу «Формы государства» в учебнике.
Можно использовать также материалы таблицы «Формы правления».
Формы правления |
Монархия | Республика |
1. Единоличное правление. 2. Власть главы государства (монарха) является бессрочной, пожизненной и передаётся по наследству. 3. Глава государства выступает как носитель государственного суверенитета. 4. Монарх не несёт юридической ответственности за свои действия и результаты правления. | 1. Высшие органы власти — выборные учреждения. 2. Состав высших органов власти регулярно обновляется. 3. Действует принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. 4. Государственные деятели несут юридическую ответственность за свои действия и результаты правления. |
Монархия, которой присущи все перечисленные признаки, является неограниченной (абсолютной). При ограниченной монархии власть монарха ограничивается
конституцией и/или представительным органом (парламентом). На основании текста учебника и своих знаний из курса истории и географии учащиеся приводят примеры
государств с неограниченной и ограниченной монархической формой правления. В качестве исторического примера ограничения власти монарха используется материал
рубрики «Факты», представленной в учебнике.
Различия между парламентской и президентской республиками учащиеся устанавливают на основании текста раздела «Формы государства».
Аналогично строится объяснение различий между унитарной и федеративной формами территориально-государственного устройства.
5.При переходе к изучению этого вопроса учащиеся работают с текстом школьного словаря по обществознанию, в частности знакомятся со статьёй «Гражданин». Далее учитель организует работу с источниками. Класс изучает тексты «Гражданство в Древних Афинах» и «Гражданство в Древнем Риме». Затем обсуждаются вопросы 4 и 5: в чём выражалось полноправие гражданина в этих государствах? Какие обязанности на него возлагались? Докажите, что звание гражданина было почётным как в Древних Афинах, так и в Древнем Риме.
После выполнения задания учитель акцентирует внимание учащихся на вопросе о гражданстве в Российской Федерации. Учащиеся изучают статью 6 Конституции
Российской Федерации, текст которой приведён в рубрике «Документ», и выполняют задание 4 рубрики «В классе и дома». Учитель также может организовать обсуждение
приведённого в рубрике «Говорят мудрые» высказывания Д. И. Фонвизина.
Завершая обсуждение, учитель может озвучить основные гражданские качества человека, использовать текст раздела «Гражданство» в учебнике: «Сознательное и добросовестное выполнение своих обязанностей, основанное на понимании их необходимости и постепенно входящее в привычку; готовность и умение пользоваться своими правами не в ущерб окружающим; активное и осмысленное участие в политической жизни страны, в выработке важнейших государственных решений, в последовательном проведении их в жизнь; уважение к историческому прошлому своего народа — вот гражданские качества, или, как говорили в старину, добродетели, которые так необходимы сегодня каждому члену нашего общества».
4. Закрепление изученного на уроке. Подведение итогов урока.
Изменилась ли ваша точка зрения после изучения темы? В чём вы были правы? Какие изменения вы можете внести в своё первоначальное решение?
5. Домашнее задание. § 2 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»
9 класс. Домашнее задание. Урок 2. Дата _______________________________
Объясните следующие понятия:
национальность - это принадлежность человека к определенной национальной, этнической группе, включающая общность языка, истории, культуры и традиций
суверенитет - независимость государства во внешних, и верховенство государственной власти во внутренних делах.
Налог - то. обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в виде части принадлежащих им.
Парламент - высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.
ассоциация -объединение
Что является признаком любого государства?
1) верховенство права 2) выборность высших органов власти
3) суверенитет 4) многопартийность
3 . К органам законодательной власти РФ относится
1) Правительство РФ 2) Верховный суд РФ
3) Федеральное Собрание 4) Президент РФ
4 . К органам исполнительной власти РФ относится
1) Правительство РФ 2) Верховный суд РФ
3) Федеральное Собрание 4) Государственная Дума РФ
5 . Верны ли следующие суждения о признаках государства?
А. Государство имеет единую территорию, очерченную государственными границами.
Б. Для государства характерно обязательное наличие единственной официальной религии.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Тоталитарное государство не обладает суверенитетом.
Б. Признаком любого государства является разделение властей.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Широко известны строки из стихотворения Н.А.Некрасова:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Объясни, что значит, на твой взгляд, быть сегодня достойным сыном Отечества.