СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обучению грамоте "Буквы Ю, ю, обозначающие звуки (й*у)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с особой гласной буквой Ю, обозначающей два звука в начале слова и после гласных; раскрыть функцию буквы Ю, как показателя мягкости согласных.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обучению грамоте "Буквы Ю, ю, обозначающие звуки (й*у)"»

Урок литературного чтения в 1-м классе по теме

" Буквы Ю, ю, обозначающие звуки (й*у)"

Тип урока: Урок новых знаний.

Цель:

  • Познакомить с особой гласной буквой Ю, обозначающей два звука в начале слова и после гласных; раскрыть функцию буквы Ю, как показателя мягкости согласных.

Задачи:

  • Способствовать формированию навыка чтения слов с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха.

  • Стимулировать мышление, внимание, творческую фантазию.

  • Содействовать воспитанию любознательности, культуры общения, интереса к родному языку.

Оборудование: презентация,  игрушка-юла, рисунки, ребусы, карточки для работы в парах, учебник “Азбука” (В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин и др., 2 часть)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Давайте улыбнёмся друг другу.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Актуализация знаний.

(СЛАЙД 1).

- Прочитайте пословицу.

Чему она нас учит?

Любишь кататься – люби и саночки возить. (СЛАЙД 2)

(в этой пословице говорится о том, что иногда очень хорошо играть, веселиться, развлекаться. Но потом нужно убрать игрушки, поставить всё на место.

3. Мотивация учебной деятельности.

- Послушайте задание. (таблички на доске)

Рыдают буквы в каждой строчке:

- От наших слов – одни кусочки!

У всех у нас одно начало,

И, как назло, оно пропало!

Но если вы его найдете

То сразу все слова прочтёте:

(,,,абль, ,,,жик, ,,,зина, ,,,обка, ,,,мушка)

(Корабль, коржик, корзина, коробка, кормушка)

  1. Проверка домашнего задания

  1. Выразительное чтение стихотворения “Первый снег”. (Азбука», стр. 44)

- Какое чудо произошло под утро в доме? Кто сможет изобразить кота, когда он вошел в дом? Что он стал делать? (он стал стряхивать снег с лап)

- Как вы думаете, чем пахнет первый снег? (Морозцем, свежестью).

  1. Работа над новым материалом.

  1. Слово учителя.

Сегодня я расскажу вам сказку о животном – обитателе пустынь, степей. Кормится колючими кустарниками и тростником. Толстая шкура и очень густая шерсть спасает его от палящего солнца, а от раскалённого песка – мозолистые подушки на ногах и груди. Зимует в горах: прячется от холодных ветров. Он двугорбый, что очень удобно для перевозки людей и груза. Кто это?

(СЛАЙД 3). Верблюдица и верблюжонок

Сказка “Верблюжонок Юлий”.

Верблюжонку Юлию очень хотелось, чтобы у него всё было как у людей.

- Мама! Я тоже хочу спать в люльке. 

(СЛАЙД 4). Люлька)


- А разве тёплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблюдица.
- Нет, он такой мягкий! - обрадовался Юлий.
- Мама, я тоже хочу играть с юлой, - сказал он в следующий раз. 

СЛАЙД 5. Юла).

- А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.
- Нет, он такой весёлый! – обрадовался Юлий.

- Мама, я тоже хочу жить в юрте, - сказал он в следующий раз.

СЛАЙД 6.  Юрта)

(Юрта - жилище как шалаш из жердей, утепленный шкурой, войлоком)

- Но разве в юрте растёт столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица. 

(СЛАЙД 7. Тюльпаны)

- Конечно же, нет! – засмеялся Юлий. – И никогда не вырастет.

(СЛАЙД 8)

– Какие звуки одинаковые часто слышали в словах?

- Как вы думаете, с какой буквой мы сегодня познакомимся? (с буквой Ю) Что нового узнаем? Что будем делать на уроке?

(СЛАЙД 9) – 1 щелчок)

Вопросы учащимся:

- Почему буквы две? 
- Какое имя собственное в сказке, которую я вам рассказала?
- Есть в классе дети с именем на Ю? 
-  В чьих фамилиях есть Ю?

  1. Загадка (об одном из предметов сказки)

– Отгадайте мою загадку.

Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день.

Юла (игрушка)

  1. Звуковой анализ слова ЮЛА

- Сколько слогов в этом слове? 
- Назовите 1, 2. - Произнесите 1 слог. 
- Что заметили? (Гласная Ю имеет два звука.) 
- Какие?

Вывод: гласная Ю “хитрая”

- А какие ещё “хитрые” гласные знаем? 

СЛАЙД 10. Е Ё Я (присоединяется Ю)

  1. Физминутка

- Приседаем и встаём, если слышим Ю:

юнга

яма

руки

строю

стою

ель

юмор

рою

мою

еду

юркий

пью

  1. Закрепление нового материала

  1. Работа по учебнику.

- Прочитайте слоги с буквой Ю на странице 47.

- Прочитайте слова на странице 47. Составьте звуковую схему слова рисую. Сколько звуков обозначает буква Ю в этом слове? (Два, потому что она стоит после буквы гласного звука).

- Сколько в слове слогов? (3 слога)

- Назовите слоги-слияния. (ри, су, йу).

- Сколько букв в этом слове? (5 букв).

- А сколько звуков? (6 звуков).

- Когда говорят: пою, рисую, играю ( когда один ).
- Когда: рисуют, играют, поют  (когда много).
- После каких букв стоит Ю? Значит, сколько звуков здесь имеет буква Ю?

Вывод: после гласных буква Ю имеет 2 звука.

Вывод: Прочитайте вывод в учебнике. Чему нас учит мудрая сова?

2. Работа по учебнику с текстом о еже

- Рассмотрите картинку на странице 47., на которой изображен ёжик. Какая профессия у ёжика? Найдите и назовите предмет, в названии которого есть буква Ю. (Портной ёжик шьёт брюки). Какой звук обозначает буква Ю? (буква Ю обозначает звук У).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ВИДЕО).

  1. Рассматривание иллюстрации в учебнике

- Рассмотрите картинку на странице 46. Кого видим в этой дружной семье, ведь на самом деле кошки с мышками не дружат? (Кошка, мама мышка и малыш-мышонок). К какой сказке эта иллюстрация? (С.Я.Маршак «Сказка о глупом мышонке»).

- Что пела глупому мышонку мышка-мать? (Колыбельную песенку). А какую песенку мышонку спела кошка?

Побежала мышка-мать,

Стала кошку в няньки звать:

— Приходи к нам, тётя кошка,

Нашу детку покачать.



Стала петь мышонку кошка:

— Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Голосок твой так хорош.

Очень сладко ты поёшь!

  - Чем закончилась эта история?

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать...

- Какую песенку поёт мама, укачивая своего малыша? (Колыбельную)

  1. Чтение отрывка из колыбельной

  1. Работа с текстом в учебнике (стр. 48)

Чтение учителем.

- Почему Юра предложил играть вместе?

Выборочное чтение.

- Что было у Юры? 
- О чём попросила Юля?
- А что сказал Юра?
- Как запела юла?

Чтение по ролям.

  1. Итог урока

- С какой буквой познакомились? Что нового узнали? Чему научились?
- Почему буква «Ю» “хитрая”? 
- Какова ещё её роль?

  1. Рефлексия.

Улыбнитесь те, кто всё понял сегодня на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!