Урок литературного чтения в 1-м классе по теме
" Буквы Ю, ю, обозначающие звуки (й*у)"
Тип урока: Урок новых знаний.
Цель:
Задачи:
Способствовать формированию навыка чтения слов с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха.
Стимулировать мышление, внимание, творческую фантазию.
Содействовать воспитанию любознательности, культуры общения, интереса к родному языку.
Оборудование: презентация, игрушка-юла, рисунки, ребусы, карточки для работы в парах, учебник “Азбука” (В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин и др., 2 часть)
Ход урока
Организационный момент.
Давайте улыбнёмся друг другу.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Актуализация знаний.
(СЛАЙД 1).
- Прочитайте пословицу.
Чему она нас учит?
Любишь кататься – люби и саночки возить. (СЛАЙД 2)
(в этой пословице говорится о том, что иногда очень хорошо играть, веселиться, развлекаться. Но потом нужно убрать игрушки, поставить всё на место.
3. Мотивация учебной деятельности.
- Послушайте задание. (таблички на доске)
Рыдают буквы в каждой строчке:
- От наших слов – одни кусочки!
У всех у нас одно начало,
И, как назло, оно пропало!
Но если вы его найдете
То сразу все слова прочтёте:
(,,,абль, ,,,жик, ,,,зина, ,,,обка, ,,,мушка)
(Корабль, коржик, корзина, коробка, кормушка)
Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения “Первый снег”. (Азбука», стр. 44)
- Какое чудо произошло под утро в доме? Кто сможет изобразить кота, когда он вошел в дом? Что он стал делать? (он стал стряхивать снег с лап)
- Как вы думаете, чем пахнет первый снег? (Морозцем, свежестью).
Работа над новым материалом.
Слово учителя.
Сегодня я расскажу вам сказку о животном – обитателе пустынь, степей. Кормится колючими кустарниками и тростником. Толстая шкура и очень густая шерсть спасает его от палящего солнца, а от раскалённого песка – мозолистые подушки на ногах и груди. Зимует в горах: прячется от холодных ветров. Он двугорбый, что очень удобно для перевозки людей и груза. Кто это?
(СЛАЙД 3). Верблюдица и верблюжонок
Сказка “Верблюжонок Юлий”.
Верблюжонку Юлию очень хотелось, чтобы у него всё было как у людей.
- Мама! Я тоже хочу спать в люльке.
(СЛАЙД 4). Люлька)
- А разве тёплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблюдица.
- Нет, он такой мягкий! - обрадовался Юлий.
- Мама, я тоже хочу играть с юлой, - сказал он в следующий раз.
СЛАЙД 5. Юла).
- А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.
- Нет, он такой весёлый! – обрадовался Юлий.
- Мама, я тоже хочу жить в юрте, - сказал он в следующий раз.
СЛАЙД 6. Юрта)
(Юрта - жилище как шалаш из жердей, утепленный шкурой, войлоком)
- Но разве в юрте растёт столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.
(СЛАЙД 7. Тюльпаны)
- Конечно же, нет! – засмеялся Юлий. – И никогда не вырастет.
(СЛАЙД 8)
– Какие звуки одинаковые часто слышали в словах?
- Как вы думаете, с какой буквой мы сегодня познакомимся? (с буквой Ю) Что нового узнаем? Что будем делать на уроке?
(СЛАЙД 9) – 1 щелчок)
Вопросы учащимся:
- Почему буквы две?
- Какое имя собственное в сказке, которую я вам рассказала?
- Есть в классе дети с именем на Ю?
- В чьих фамилиях есть Ю?
Загадка (об одном из предметов сказки)
– Отгадайте мою загадку.
Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день.
Юла (игрушка)
Звуковой анализ слова ЮЛА
- Сколько слогов в этом слове?
- Назовите 1, 2. - Произнесите 1 слог.
- Что заметили? (Гласная Ю имеет два звука.)
- Какие?
Вывод: гласная Ю “хитрая”
- А какие ещё “хитрые” гласные знаем?
СЛАЙД 10. Е Ё Я (присоединяется Ю)
Физминутка
- Приседаем и встаём, если слышим Ю:
юнга | яма | руки | строю | стою | ель |
юмор | рою | мою | еду | юркий | пью |
Закрепление нового материала
Работа по учебнику.
- Прочитайте слоги с буквой Ю на странице 47.
- Прочитайте слова на странице 47. Составьте звуковую схему слова рисую. Сколько звуков обозначает буква Ю в этом слове? (Два, потому что она стоит после буквы гласного звука).
- Сколько в слове слогов? (3 слога)
- Назовите слоги-слияния. (ри, су, йу).
- Сколько букв в этом слове? (5 букв).
- А сколько звуков? (6 звуков).
- Когда говорят: пою, рисую, играю ( когда один ).
- Когда: рисуют, играют, поют (когда много).
- После каких букв стоит Ю? Значит, сколько звуков здесь имеет буква Ю?
Вывод: после гласных буква Ю имеет 2 звука.
Вывод: Прочитайте вывод в учебнике. Чему нас учит мудрая сова?
2. Работа по учебнику с текстом о еже
- Рассмотрите картинку на странице 47., на которой изображен ёжик. Какая профессия у ёжика? Найдите и назовите предмет, в названии которого есть буква Ю. (Портной ёжик шьёт брюки). Какой звук обозначает буква Ю? (буква Ю обозначает звук У).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ВИДЕО).
Рассматривание иллюстрации в учебнике
- Рассмотрите картинку на странице 46. Кого видим в этой дружной семье, ведь на самом деле кошки с мышками не дружат? (Кошка, мама мышка и малыш-мышонок). К какой сказке эта иллюстрация? (С.Я.Маршак «Сказка о глупом мышонке»).
- Что пела глупому мышонку мышка-мать? (Колыбельную песенку). А какую песенку мышонку спела кошка?
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
— Приходи к нам, тётя кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
— Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поёшь!
- Чем закончилась эта история?
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать...
- Какую песенку поёт мама, укачивая своего малыша? (Колыбельную)
Чтение отрывка из колыбельной
Работа с текстом в учебнике (стр. 48)
Чтение учителем.
- Почему Юра предложил играть вместе?
Выборочное чтение.
- Что было у Юры?
- О чём попросила Юля?
- А что сказал Юра?
- Как запела юла?
Чтение по ролям.
Итог урока
- С какой буквой познакомились? Что нового узнали? Чему научились?
- Почему буква «Ю» “хитрая”?
- Какова ещё её роль?
Рефлексия.
Улыбнитесь те, кто всё понял сегодня на уроке.