СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обучение грамоте в 1 классе по теме: «Звук и буква Ё, обозначающие два звука [й о]».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знать способы обозначения мягкости согласных с помощью буквы Ё; объяснять функцию буквы Ё обозначать два звука; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучение грамоте в 1 классе по теме: «Звук и буква Ё, обозначающие два звука [й о]».»

МКОУ «УСОШ №1» МО «Унцукульский район»


Конспект открытого урока обучение грамоте

в 1 «Б» классе

по теме: «Звук и буква Ё, обозначающие два звука [й о]».



Урок разработала учитель 1 «б» класса

Муртазалиева Зульфаъ Гаджимагомедовна



с.Унцукуль

2014-15г.

Тема урока: «Звук и буква Ё»

Цели:

Раскрыть функцию буквы ё в качестве показателя мягкости согласных звуков;

упражнять в чтении слов с буквой ё; учить читать слова по слогам и орфоэпически;

развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения; внимание, память.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать способы обозначения мягкости согласных с помощью буквы Ё; объяснять функцию буквы Ё обозначать два звука; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.


Информационно-технологические ресурсы: УМК «Школа России», компьютер, мультимедийный видеопроектор

1. Организационный момент.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.


2.Актуализация знаний.

Учитель с классом проводит игру «Дополни предложение»:

Для разминки, поиграем, заодно проверю, все ли внимательны.

1)Звуки бывают….(гласные и согласные,

согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие,

гласные: ударные и безударные)

2)Звуки слышим, буквы….(пишем и читаем)

3) В слове столько слогов, сколько …..(гласных)

4) После твёрдых согласных пишутся гласные ….(а,о,у,ы)

5) После мягких согласных пишутся гласные … (е, и, ё, я)

6) Всегда твердые согласные……., всегда мягкие….


3.Сообщение темы и целей

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком, узнаем какой буквой можно записать этот звук, научимся читать слоги, слова с этим звуком.

- А с каким вы сейчас узнаете прослушав рассказ Е. Чарушина «Страшный рассказ». (чтение рассказа)

- Кто же напугал мальчиков? (ёжик)

Ёжик сегодня – гость нашего урока. Он поможет мне познакомить вас с новой буквой, а самое главное ёжик откроет вам её тайну.

- Давайте произнесём слово ёжик по слогам.

- Какой звук 1-ый?

- Возьмите в руки зеркала и произнесите звук Ё

- Губы сомкнуты или разомкнуты?

- Где находиться кончик языка? Спрячем язычок за нижние зубы и ёщё раз произнесём звук Ё.

- Как вы думаете, какой этот звук гласный и согласный? Почему?

- Давайте споём.

- Как обозначим на схеме? (красный).

Молодцы!

- А сейчас посмотрите на доску. Ёжик на урок принёс нам картинки и просит вас помочь найти картинки в названиях, которых слышится звук Ё и определить позицию звука.

Ёлка, тигр, самолёт, лимон, ёрш.

- Что мы сейчас с вами делали?

- А теперь поиграем в игру, которая называется «Поймай звук». Приготовили ладошки.

Мак, свёкла, нора, утёнок, санки, мороз, полёт, Алёша.

- Чему мы учились с вами в этой игре?

4. Знакомство с буквой

- Мы начали знакомство с буквой Ё, а как же она выглядит?

Показ.

Буква Е передохнула,

Как тотчас же на неё

Пара птенчиков вспорхнула

Получилась буква Ё

- На какую букву похожа буква Ё?

- Чем отличается?

- Давайте попробуем составить букву Ё из палочек?

- Составили? Получились?

- А чего не хватает?

- Добавьте точки (раздать).

- А вы знаете как буква Е превратилась в букву Ё?

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки…. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё.

Вот такая интересная история произошла с буквой Ё.


5.Физкультминутка «Ёжик»

- Вместе с ёжиком немножко отдохнём.

Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.

- Теперь нам надо поселить нашу букву в дом в городе Алфавитинск.

- Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы его поселим?

- А рядом с какой буквой?

- Почему?

- Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук.

- А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё.

- А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.

Приготовились! Начали:

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

- Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна вашей работой.


6.Упражнения в чтении слов, предложений с буквой Ё.

-А теперь ёжик хочет послушать, как вы научились читать. Он любит загадки. Давайте мы их ему почитаем.

( слова отгадки на доску в столбик, рядом схемы слов)

- Соедините слова со схемой.

- Вы меня совсем запутали. Букв мало- звуков много, или их одинаково. Объясните нам, пожалуйста, в чем дело?

( дети повторяют роль буквы, в зависимости от места в слове)

- Расскажи- ка, буква Ё,

Как твоё житьё – бытьё?!

Буква Ё даёт отчёт:

- Ничего житьё течёт.

Я – ударная всегда!

Ой- ё- ёй, вот это да!

- Попробуем хором прочитать слоги в азбуке.

(Чтение слогов в учебнике хором )

-Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог.

(В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками).

- Что интересного заметили?

- Знак ударения над этой буквой не ставится!

- Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить?

-Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.

- Прочитаем текст по цепочке.

- Где были ребята?

– Что они услышали? Кто это был?

– Кто напал на ёжика?

– Что случилось с Жучкой?

- Придумаем название к тексту.

- В каких словах встретилась нам буква ё?

- В каких словах буква ё обозначает два звука?

7. Закрепление.

- Я знаю, что вы все любите играть. Игра «Да», «Нет».

Если ответ на мой вопрос да- хлопаете, если нет – сидите спокойно. Будьте очень внимательны.

  1. Сегодня на уроке мы говорили о букве Ё? (да)

  2. Буква Ё гласная? (да)

  3. Буква Ё всегда дает два звука? (нет)

  4. Буква Ё смягчает предшествующие согласные? (да)

  5. Буква Ё дает два звука, когда стоит в начале слова, после гласной? (да)

  6. Сегодня на уроке узнали много нового про слона? (нет)

  7. Главный герой нашего урока еж? (да)

8. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу.

Вы знаете, что ежи зимой- (спят). А наш ежик задержался, чтобы прийти к вам на урок. Надо ему помочь собрать сухих листьев. У вас на партах по два листочка. Подумайте, все ли вам было понятно, интересно было работать? Тогда желтый листик, если вы еще не до конца разобрались, вам было трудно, тогда коричневый. Сначала девочки, потом мальчики.




Директор МКОУ «УСОШ№1»

________

Завуч начальных классов

________

Руководитель МО начальных классов

_________