СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обучению грамоте и презентация на тему: "Алфавит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока и презентация по обучению грамоте на тему:"Алфавит". УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Скрыпник О.И.»

Предмет: Обучение грамоте, русский язык

Класс: 1 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

УМК «Школа России»

Тема: «Алфавит»

Цель урока: формировать представление учащихся об алфавите, его практической значимости.

Образовательныезакрепить знание порядка расположения букв в алфавите; познакомить детей с происхождением слов алфавит и азбука; формировать у учащихся практические навыки в использовании алфавита и навыки сознательного, плавного чтения.

Развивающиеразвивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах.

Воспитательныевоспитывать умение слушать других, умение работать в парах, в группах, любовь к чтению.

УУД:

Личностные: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные: Формировать умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре, в группе.

Познавательные: Формировать умение извлекать информацию из текстов; умение представлять информацию в виде схемы; умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам.

Общеучебные: умение структурировать знания; -оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: Формировать умение высказывать своё предположение; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ход урока:

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

- Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

-  Вспомните такие слова: 

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться. 

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

- Ножки на пол все поставим,
Спинки все мы разогнём,
Руку левую на стол,
Сверху правую кладём.
- Ответить хочешь, не шуми,
А только руку подними


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Путешествие по городу Букв.

– Скажите, для чего на уроках обучения грамоте каждый день, шаг за шагом вы изучали буквы?

- Что такое буквы?

- Ребята, кто знает правильно ли у нас расставлены буквы?

Сл. 1


3. Постановка учебной задачи

1. Разгадывание загадки

- Отгадайте загадку.

Сл. 2

- Кто догадался, какова тема нашего урока?

Сл.3

- Как вы думаете, чему будем сегодня учиться?

- Давайте наметим план знакомства с алфавитом.

Я предлагаю вам прочитать слова – помощники: 

Сл.4

2. Звуковой анализ слова «алфавит». Работа в парах.

Сл.5

- Давайте исследуем слово алфавит. Послушаем его звучание. Произнесём слово хором. 

- Подсчитайте количество звуков в слове – 7 б. 

– Проведём звуковой анализ слова «алфавит». (4 учащихся работают у доски. Остальные в парах.)

- Посмотрим, кто справился в парах – покажите знак: «Мы справились».

Проверка. Вызванный ученик проводит проверку:

Назвать слово, с которым работаем.

Разделить слово на слоги.

Определить ударный слог.

Назвать первый слог.

Дать характеристику каждому звуку.

Назвать второй слог. Дать характеристику каждому звуку второго слога.

- Подсчитайте количество звуков в слове – 7 зв. - Почему звук «в» - здесь мягкий? -Продолжим исследовать слово алфавит. 

3.Грамматический анализ слова алфавит. 

- Расскажите, сколько слогов в слове?

- Почему 3 слога, как узнали?

- Поставьте в слове ударение. Где в слове алфавит можно сделать ошибку на письме?

-Запомните, как пишется слово алфавит. Кто из вас может объяснить, что такое алфавит? (Возникает затруднение)


4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).


- Для того чтобы дать правильный ответ мы поработаем в группах. 

Вспомните правила работы в группе: 

1.Будь доброжелательным к товарищам. Помни, вы делаете общее дело.

2.Предлагая способ решения, говори спокойно и четко, только по делу.

3.Умей внимательно слушать других, уважай чужое мнение.

4. Если ты не согласен с мнением других, НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.

5. Когда группа готова – покажите знаком.

6. В группе вы договариваетесь и принимаете общее решение - 1 ученик, командир группы, выступает перед классом.


Работа в группах.  Сообщения о происхождении слова «алфавит»


Сл.6. Текст 1. Почему алфавит так назвали? Буквы в алфавите любят порядок. Каждая из них стоит на одном, своём месте. И у каждой буквы есть своё имя. Название алфавита пришло к нам из Древней Греции. Там первые две греческие буквы так и назывались – «альфа» и «вита».

- Попробуйте-ка произнести быстро-быстро друг за другом названия 2-х первых греческих букв: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».

Сл.7. Текст 2 гр.  Почему азбуку так назвали? Раньше в России имели другой алфавит: буквы там были трудными для письма. И названия у них были другими. Слово «азбука» появилось из названий двух первых букв старинного русского алфавита: «аз» и «буки». Теперь почти 100 лет мы пользуемся новым современным русским алфавитом.

Вопросы:

- Произнесите быстро-быстро друг за другом названия 2-х первых русских букв: аз-буки, аз-буки… - Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука».

Сл.8. Текст 3. Зачем нужен алфавит?

- Алфавитный порядок – никогда не меняется, это очень удобно - так легко найти нужное слово. Поэтому в алфавитном порядке располагаются фамилии в классном журнале, а также слова в словарях. Книги в библиотеке стоят по алфавиту.


Беседа по содержанию текстов


- Из какого языка пришло слово “алфавит”?

- А слово “азбука”?

- А кто знает, зачем всем людям нужно знать алфавит?

- А теперь предположите, как вы думаете, всегда ли русская азбука выглядела так, как сейчас?

- Русские буквы всегда имели такие названия?


Знакомство с алфавитом. 


Сл.9

Посмотрите, здесь все буквы, которые мы с вами выучили. Можно сказать, что каждая буква живёт в своей квартире, которая имеет свой постоянный номер. 


Заучивание алфавита. Песенка русского Алфавита


5. Первичное закрепление


А теперь пришло время поиграть в игру, которая называется «Алфавит».

Правила игры очень просты. Начиная с первой парты, каждый из вас будет вставать и по цепочке правильно называть каждую букву алфавита. 

Работа в парах.

Игра «Вставь пропущенные буквы»

Сл.10


6. Самостоятельная работа


Практическое владение алфавитом.

- У всех ребят есть таблички с их фамилией. Ребята по группам выходят к доске и становятся по алфавиту.


Упражнение на ориентирование в алфавите.

- Назовите первую букву алфавита. Встаньте те дети, у кого фамилия начинается с этой буквы. Станьте по алфавиту.


7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

 Где в жизни мы встречаемся с алфавитом?

Работа со словарём. Для чего нужны толковые словари? Где я буду в словаре искать слова на букву “А”? На букву “Я”?

Людям каких профессий просто необходимо знать алфавит? 


8. Рефлексия учебной деятельности на уроке


- Какие новые знания вы получили сегодня на уроке?

- Что такое алфавит или азбука?

- Почему алфавит так назвали?

 - Зачем нужно знать алфавит?

 - Сможем ли мы обойтись без знания алфавита?

- Где можно применить новые знания?

Сл.11

Поиграем в игру «Хлопки»

- Ребята, сейчас хлопают только те, кто любит учиться;

- Те, кому понравился урок.

- Те, у кого отличное настроение.

Молодцы!

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!


Просмотр содержимого презентации
«Скрыпник О.И.»

Почему азбуку так назвали? Раньше в России имели другой алфавит: буквы там были трудными для письма. И названия у них были другими. Слово «азбука» появилось из названий двух первых букв старинного русского алфавита: «аз» и «буки». Теперь почти 100 лет мы пользуемся новым современным  русским алфавитом.

Почему азбуку так назвали?

Раньше в России имели другой алфавит: буквы там были трудными для письма. И названия у них были другими. Слово «азбука» появилось из названий двух первых букв старинного русского алфавита: «аз» и «буки». Теперь почти 100 лет мы пользуемся новым современным

русским алфавитом.

Зачем нужен алфавит?  Алфавитный порядок – никогда не меняется, это очень удобно - так легко найти нужное слово. Поэтому в алфавитном порядке располагаются фамилии в классном журнале, а также слова в словарях. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. 

Зачем нужен алфавит?

Алфавитный порядок – никогда не меняется, это очень удобно - так легко найти нужное слово. Поэтому в алфавитном порядке располагаются фамилии в классном журнале, а также слова в словарях. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. 

Аа ? Вв ? Дд Ее ? Жж Зз Ии ? Кк Лл ? Нн ? Пп Рр Сс ? Уу ? Хх ? Чч Шш ? ъ ы ? Ээ Юю ?

Аа ? Вв ? Дд Ее ? Жж Зз Ии ? Кк Лл ? Нн ? Пп Рр Сс ? Уу ? Хх ? Чч Шш ? ъ ы ? Ээ Юю ?

Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились!  

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!