Предмет: Обучение грамоте, русский язык
Класс: 1 класс
Тип урока: урок открытия нового знания
УМК «Школа России»
Тема: «Алфавит»
Цель урока: формировать представление учащихся об алфавите, его практической значимости.
Образовательные: закрепить знание порядка расположения букв в алфавите; познакомить детей с происхождением слов алфавит и азбука; формировать у учащихся практические навыки в использовании алфавита и навыки сознательного, плавного чтения.
Развивающие: развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах.
Воспитательные: воспитывать умение слушать других, умение работать в парах, в группах, любовь к чтению.
УУД:
Личностные: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные: Формировать умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре, в группе.
Познавательные: Формировать умение извлекать информацию из текстов; умение представлять информацию в виде схемы; умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам.
Общеучебные: - умение структурировать знания; -оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: Формировать умение высказывать своё предположение; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Ход урока:
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
- Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
- Вспомните такие слова:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
- Ножки на пол все поставим,
Спинки все мы разогнём,
Руку левую на стол,
Сверху правую кладём.
- Ответить хочешь, не шуми,
А только руку подними
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Путешествие по городу Букв.
– Скажите, для чего на уроках обучения грамоте каждый день, шаг за шагом вы изучали буквы?
- Что такое буквы?
- Ребята, кто знает правильно ли у нас расставлены буквы?
Сл. 1
3. Постановка учебной задачи
1. Разгадывание загадки
- Отгадайте загадку.
Сл. 2
- Кто догадался, какова тема нашего урока?
Сл.3
- Как вы думаете, чему будем сегодня учиться?
- Давайте наметим план знакомства с алфавитом.
Я предлагаю вам прочитать слова – помощники:
Сл.4
2. Звуковой анализ слова «алфавит». Работа в парах.
Сл.5
- Давайте исследуем слово алфавит. Послушаем его звучание. Произнесём слово хором.
- Подсчитайте количество звуков в слове – 7 б.
– Проведём звуковой анализ слова «алфавит». (4 учащихся работают у доски. Остальные в парах.)
- Посмотрим, кто справился в парах – покажите знак: «Мы справились».
Проверка. Вызванный ученик проводит проверку:
Назвать слово, с которым работаем.
Разделить слово на слоги.
Определить ударный слог.
Назвать первый слог.
Дать характеристику каждому звуку.
Назвать второй слог. Дать характеристику каждому звуку второго слога.
- Подсчитайте количество звуков в слове – 7 зв. - Почему звук «в» - здесь мягкий? -Продолжим исследовать слово алфавит.
3.Грамматический анализ слова алфавит.
- Расскажите, сколько слогов в слове?
- Почему 3 слога, как узнали?
- Поставьте в слове ударение. Где в слове алфавит можно сделать ошибку на письме?
-Запомните, как пишется слово алфавит. Кто из вас может объяснить, что такое алфавит? (Возникает затруднение)
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
- Для того чтобы дать правильный ответ мы поработаем в группах.
Вспомните правила работы в группе:
1.Будь доброжелательным к товарищам. Помни, вы делаете общее дело.
2.Предлагая способ решения, говори спокойно и четко, только по делу.
3.Умей внимательно слушать других, уважай чужое мнение.
4. Если ты не согласен с мнением других, НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
5. Когда группа готова – покажите знаком.
6. В группе вы договариваетесь и принимаете общее решение - 1 ученик, командир группы, выступает перед классом.
Работа в группах. Сообщения о происхождении слова «алфавит»
Сл.6. Текст 1. Почему алфавит так назвали? Буквы в алфавите любят порядок. Каждая из них стоит на одном, своём месте. И у каждой буквы есть своё имя. Название алфавита пришло к нам из Древней Греции. Там первые две греческие буквы так и назывались – «альфа» и «вита».
- Попробуйте-ка произнести быстро-быстро друг за другом названия 2-х первых греческих букв: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».
Сл.7. Текст 2 гр. Почему азбуку так назвали? Раньше в России имели другой алфавит: буквы там были трудными для письма. И названия у них были другими. Слово «азбука» появилось из названий двух первых букв старинного русского алфавита: «аз» и «буки». Теперь почти 100 лет мы пользуемся новым современным русским алфавитом.
Вопросы:
- Произнесите быстро-быстро друг за другом названия 2-х первых русских букв: аз-буки, аз-буки… - Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука».
Сл.8. Текст 3. Зачем нужен алфавит?
- Алфавитный порядок – никогда не меняется, это очень удобно - так легко найти нужное слово. Поэтому в алфавитном порядке располагаются фамилии в классном журнале, а также слова в словарях. Книги в библиотеке стоят по алфавиту.
Беседа по содержанию текстов
- Из какого языка пришло слово “алфавит”?
- А слово “азбука”?
- А кто знает, зачем всем людям нужно знать алфавит?
- А теперь предположите, как вы думаете, всегда ли русская азбука выглядела так, как сейчас?
- Русские буквы всегда имели такие названия?
Знакомство с алфавитом.
Сл.9
Посмотрите, здесь все буквы, которые мы с вами выучили. Можно сказать, что каждая буква живёт в своей квартире, которая имеет свой постоянный номер.
Заучивание алфавита. Песенка русского Алфавита
5. Первичное закрепление
А теперь пришло время поиграть в игру, которая называется «Алфавит».
Правила игры очень просты. Начиная с первой парты, каждый из вас будет вставать и по цепочке правильно называть каждую букву алфавита.
Работа в парах.
Игра «Вставь пропущенные буквы»
Сл.10
6. Самостоятельная работа
Практическое владение алфавитом.
- У всех ребят есть таблички с их фамилией. Ребята по группам выходят к доске и становятся по алфавиту.
Упражнение на ориентирование в алфавите.
- Назовите первую букву алфавита. Встаньте те дети, у кого фамилия начинается с этой буквы. Станьте по алфавиту.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Где в жизни мы встречаемся с алфавитом?
Работа со словарём. Для чего нужны толковые словари? Где я буду в словаре искать слова на букву “А”? На букву “Я”?
Людям каких профессий просто необходимо знать алфавит?
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какие новые знания вы получили сегодня на уроке?
- Что такое алфавит или азбука?
- Почему алфавит так назвали?
- Зачем нужно знать алфавит?
- Сможем ли мы обойтись без знания алфавита?
- Где можно применить новые знания?
Сл.11
Поиграем в игру «Хлопки»
- Ребята, сейчас хлопают только те, кто любит учиться;
- Те, кому понравился урок.
- Те, у кого отличное настроение.
Молодцы!
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!