КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ТЕМА: «Звук [ч`], буквы Ч, ч»
Цель урока: 1) познакомить со звуком [ч`], буквами Ч, ч, обучить
слоговому чтению;
воспитание внимательного отношения к людям, умения ценить время;
развитие речи учащихся, активизация словаря, развитие воображения, оперативной памяти, развитие мыслительных операций (обобщение, исключение).
Ход урока
Орг. Момент.
Актуализация знаний.
-Из чего состоит речь?
-Из чего состоят предложения ? Из слов.
-Составьте по схеме предложение.
-Из чего состоят слова? ( из слогов)
-Из чего состоят слоги?
-Какие бывают звуки?
Каким цветом изображаем гласные в звуковых схемах? Согласные?
Соотнесем схемы и слова. На доске слова.
Ворона
Гора
Кит
Разделите на слоги, поставьте ударение.
Изучение нового материала
Отгадывание загадок («Доскажи словечко!»)
Идёт спокойно, не спеша –
Пусть видят все как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит … (черепаха)
День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются…
(часы)
-Как вы думаете, с какой буквой мы сегодня познакомимся?
Молодцы. Давайте посмотрим, на что похожа?
Гласный или согласный звук означает?
Твердый или мягкий? Посмотрим на ленту? Всегда мягкий.
-Назвать слово со звуком [`ч] самостоятельно.
Будем называть слова, противоположные по смыслу, слова-наоборот. Все они начинаются со звука [`ч]
В шахматах есть фигуры белые, а есть … (чёрные)
Помыли руки, и они из грязных стали … (чистыми)
Грустный человек смеется редко, а весёлый … (часто)
Есть вещи свои, их брать можно, а есть … (чужие), их брать нельзя
Работа с учебником. Работа в азбуке.
С. 5.
Нашли схемы под буквой Ч. Первое слово. Что за слово? Где в слове находится буква ч? Сколько слогов? (1)
Второе слово. Где в слове находится буква Ч? Сколько слогов? На какой слог ударение?
Читаем слоги. Первый ряд читает хором.
Второй ряд читает хором.
Теперь читаем все вместе.
Работа с текстом про часы.
Какие бывают часы?
Для чего нужны часы?
Озаглавим текст
Мы узнали, как много есть разных часов. Но есть самые главные часы. Они находятся в столице России – в городе Москва, на Спасской башне Кремля. (Демонстрируется фотография Спасской башни)
Закрепление изученного.
На доске текст.
Девочки играли во дворе.
У Ниночки мяч.
У Леночки обруч.
У Анечки палочка.
Им было …
Вы заметили, как называли девочек? (Ласково). У нас тоже есть девочки. Давайте и их назовем ласково. (ОЛлечка, Кариночка, Ариночка, Начтенька, Таечка, Софочка…)
А кого мы всегда называем ласково? Кого больше всех любим? (Маму). Как назвать ласково? (Мамочка, мамуля)
Звук [ч`] и буквы Ч ч – волшебные. Они помогают нам быть вежливыми, ласковыми.
А еще звук [ч`] и буквы Ч ч умеют большие предметы превращать в маленькие. (Учитель показывает картинку с изображением гномика, прикрытую листком бумаги. По мере называния детьми слов учитель открывает соответствующую часть изображения).
Не колпак, а … (колпачок)
Не куртка, а … (курточка)
Не башмаки, а … (башмачки)
У него не стул, а … (стульчик),
Не диван, а … (диванчик),
Не тарелка, а … (тарелочка),
Не стакан, а … (стаканчик),
Не ложка, а … (ложечка).
Рафлексия
-Кому понравился урок?
-Кому было трудно?
-Что нового узнали?
-Чему научились?
Я вам выдала на парты человечка в виде буквы ч. Нарисуйте улыбку этому человечку, если вам понравился урок. Если нет, то нарисуйте грустный смайлик. Все молодцы! Спасибо за урок!