СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру 4 класс Тема урока: «Русь расправляет крылья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формировать представление о возрождении Руси, о правлении князя Ивана Калиты и присоединении городов Руси к Московскому княжеству.

Задачи:

  • Формировать навык правильного, выразительного чтения, умение рассуждать, работать с текстом.
  • Развивать фонематический слух, любознательность, внимание, мышление, речь учащихся.
  • Обогащать словарный запас учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: учить положительному отношению к предмету

Метапредметные:

Регулятивные: учить организовывать своё рабочее место под руководством учителя

Познавательные: учить строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: учить точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами

Предметные: формировать представление о возрождении Руси.

Оборудование: презентация, кластеры, видеоролик.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 4 класс Тема урока: «Русь расправляет крылья»»

Конспект урока по окружающему миру

4 класс

Тема урока: «Русь расправляет крылья»

Цель урока: формировать представление о возрождении Руси, о правлении князя Ивана Калиты и присоединении городов Руси к Московскому княжеству.

Задачи:

  • Формировать навык правильного, выразительного чтения, умение рассуждать, работать с текстом.

  • Развивать фонематический слух, любознательность, внимание, мышление, речь учащихся.

  • Обогащать словарный запас учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: учить положительному отношению к предмету

Метапредметные:

Регулятивные: учить организовывать своё рабочее место под руководством учителя

Познавательные: учить строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: учить точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами

Предметные: формировать представление о возрождении Руси.

Оборудование: презентация, кластеры, видеоролик.

















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас!

Друг на друга посмотрели,

И тихонечко все сели!

Урок окружающего мира проведу у вас я. Все лишнее с парт убрали. Вам нужны: учебники, дневники и пенал.

Слушают

Присаживаются



Проверяют

Актуализация знаний

Прежде чем начать изучать новую тему, вспомним материал прошлого урока.

Если вы затрудняетесь ответить, можно пользоваться текстом учебника.

1. Расскажите о монгольском нашествие Батыя, кто такие монголы, кто возглавлял войско завоевателей, кода захватчики вторглись на Русь, как оборонялись русские города.

Вспомним, кто такой хан? (Хан – вождь племени, государь.)

Кто объяснит, что такое «Золотая Орда»? (Золотая Орда – государство, созданное в ходе монгольских завоеваний ханом Батыем)

Какой город монголы прозвали злым? (Козельск)



2. Расскажите о Невской битве.

Когда состоялась битва на Неве? (1240 г)

Кто такие «крестоносцы»? («Крестоносцы» - немецкие рыцари крестовых походов, которые нашивали себе на одежду кресты.)



Кто возглавил русскую дружину? (Александр Невский)



Как прозвали князя Александра после победы над шведами? (Невский)

Почему его так прозвали? (Его прозвали за победу на реке Неве)

Когда состоялась битва на Чудском озере? (5 апреля 1242 года).

Тест для 4 учеников.

1. Поход монголов на Русь возглавил хан:

а) Чингисхан б) Батый в) Темучин

2. Какой город первым оказался на их пути?

а) Рязань б) Владимир в) Новгород

3. Какой город долго сопротивлялся монголам?

а) Новгород б) Рязань в) Козельск

4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) выкуп б) налог в) дань

5. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси на­несли:

а) монголы

б) шведы

в) рыцари-крестоносцы

6. Разбил шведов на реке Неве князь:

а) Александр б) Ярослав в) Владимир

7. Какое прозвание получил новгородский князь после побе­ды над шведами?

а) Мудрый б) Невский в) Вещий

8. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 г.

б) 20 мая 1242 г.

в) 5 апреля 1421 г.

Ответив на вопросы, мы вспомнили материал прошлого урока.




Слайд

Хан – вождь племени, государь.


Золотая Орда – государство, созданное в ходе монгольских завоеваний ханом Батыем.


Козельск


1240 г.


«Крестоносцы» - немецкие рыцари крестовых походов, которые нашивали себе на одежду кресты.

Александр Невский


Невский


Его прозвали за победу на реке Неве.

5 апреля 1242 года

Определение темы урока

Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно выполнить задание.

Закройте глаза, представьте птицу, зовут её Русь, с середины 12 века на неё нападали хищные птицы и приносили ей боль. Боролась птица Русь с врагами, победила крестоносцев и стала собираться с силами для борьбы с самым грозным врагом – Золотой ордой. И мечтали люди русские, что окрепнет Русь Матушка, расправит свои крылья и устремится в чистое голубое небо навстречу светлому будущему.

Исходя из текста, как можно сформулировать тему нашего урока? Посмотрите на предложение, я выделила главные слова. Составьте высказывание.

Тема нашего урока «Русь расправляет крылья».

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке, исходя из темы.

Мы узнаем, что произошло с Русью после отпора врагу. Узнаем о том, как возродилась Русь, и кто из князей повлиял на этот результат.

В конце урока мы выясним, почему же тема нашего урока звучит именно так.

Слушают











«Русь расправляет крылья»


Узнаем, что произошло с Русью после отпора врагу.

Узнаем о том, как возродилась Русь, и кто из князей повлиял на этот результат.

Постановка целей и задач урока, планирование урока

Обратимся к плану на сегодняшний урок:

1. Узнаем, что произошло с Русью после победы над немецкими, шведскими захватчиками.

2. Узнаем, как возродилась Русь.

3. Познакомимся с Князем Иван Калита.

4. Заполним кластер.

Слушают.

Практическая деятельность

Откроем учебник на стр. 65.

Прочитаем 2 абзац.

Несчастья, обрушившиеся на Русь, не сломили Русских людей. Возвращались на родные пепелища уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам. Нужно было налаживать жизнь заново.

Как вы думаете, почему люди переселялись?

Прочитаем следующий абзац.

Какие земли стали более безопасными для жизни русских людей? (Северо-восточные земли)

Так какие же города относятся к северо-восточной Руси? Найдем из на карте стр. 61. (Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль).

На парте у вас лежит кластер, который мы будем заполнять на протяжении всего урока.

Прочитайте 1 задание. Что нам необходимо сделать.

Верно, записать Северо-Восточные земли. Записываем.

Прочитаем следующий абзац.

Опишите с помощью текста учебника князей северо-восточной Руси. (Князья Северо-восточной Руси были заботливыми и предприимчивыми хозяевами).

Назовите какие развивались ремёсла? (искусные кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, камнерезы, бронники, щитники, лучники, кольчужники).









Обратимся к нашему кластеру, запишем, какие ремесла возрождались в Северо-Восточной Руси.

В это время возникали монастыри. Нередко бывало: поселится монах затворник в дремучем лесу, а к нему потянутся люди за советом, утешением, а некоторые и останутся, тоже станут монахами.

Кто знает, что такое монастырь? (…………..)

Запишем определение в наш кластер.

Прочитаем 3 абзац.

Какой монастырь возник около города Радонежа? (Троицкий монастырь)

Кто явился основателем этого монастыря? (Основателем монастыря является Сергий Радонежский).

Обратите внимание слайд.

Уважали на Руси Сергия Радонежского. Был он скромен, много трудился сам и призывал к труду других. Многие люди обращались к нему за советом и помощью.

Отец Сергий стремился искоренить зло на земле, уничтожить ложь и недостатки людей, но к концу жизни понял, что сделать это не в силах. Тогда дал клятву никогда ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Так и умер в молчании.

Но память о нем сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице-Сергиев, а город. Где стоит этот монастырь. Называется Троицкий Посад.

Обратимся к кластеру. Запишите название монастыря.

Обратите внимание на 5 задание. Вам необходимо определить какой князь сыграл важную роль в возрождении Руси. Нужно из выделенных букв составить слово и записать его.

Что у вас получилось?

ФИЗМИНУТКА

Прочитаем следующий абзац про московского князя Ивана Калиту.

Назовите дату правления Ивана Калиты. (1325 по 1340 год)

Посмотрите в кластер на 6 задание. Рассмотри родословную правления московских князей. Первый московский князь – Александр Невский. Сын Александра Невского -Данил Александрович (127296) – 1303. У Данила Александровича было 2 сына - Юрий (1303 – 1325), а второй сын Иван Калита. Допишите в кластере имя и прозвище князя, а также годы его правления.

Просмотрим видеофильм об Иване Калите. После просмотра я задам вопросы, смотрим внимательно.

-Как ещё при жизни прозвали Ивана Даниловича?

-За что его так прозвали?

-Что такое Калита?

-Как Иван Данилович вёл себя в Орде?

Прочитаем абзац на стр. 68.

Что получили в наследство московские князья от Ивана Калиты? (головной убор)

Как позднее стал называться головной убор? (Шапка Мономаха)

Как звали византийского императора, который прислал в подарок одному из русских князей головной убор? (Константин)

Обратимся в наш кластер. У вас в 8 задание уже написано определение «шапка Мономаха». Зачитаем. Выполним задание, вам нужно стрелочкой соединить надпись и рисунок.

СЛАЙД.

Шапка Мономаха и сохранилась по настоящее время. Она хранится в Оружейной палате Московского Кремля. (Оружейная палата — московский музей-сокровищница, являющийся частью комплекса Большого Кремлёвского дворца.).


Иван Калита во время своего правления начал собирать русские земли вокруг Москвы. Московское княжество стало сильнейшим в Северо-Восточной Руси.


Слушают







Людей мучили набеги монголо-татар.

Северо-восточные земли.

Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль.



Записать Северо-Восточные земли.





Князья Северо-восточной Руси были заботливыми и предприимчивыми хозяевами.

искусные кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, камнерезы, бронники, щитники, лучники, кольчужники.














Троицкий монастырь.





























Иван Калита








(1325 по 1340 год)












Калита

За щедрость к бедным людям

Кожаный кошель с деньгами

Подкупал ханов, но оставлял себе денежные средства

Собиратель земли русской



Головной убор



Шапка Мономаха.



Константин

Осуществление контроля

Вернемся к нашему плану урока. Давайте проверим, все ли пункты мы выполнили (поверяю и отмечаю).



Поведение итогов урока

Игра «Собери картинку»

- Для того, чтобы нам собрать иллюстрацию «Москва при Иване Калите» тех времён нам нужно ответить на вопросы урока. Если вы отвечаете на вопрос верно, то переворачиваете листок. Если нет, то отвечает другой.

- Какие земли оказались более безопасными для жизни?

- Какие города здесь располагались?

- Чем занимались князья этих земель?

- Какие ремесла возродились в этих городах?



- Какой монастырь возник около города Радонежа?

- Кто его основал?

- Кто правил в Москве в те времена?

- Что происходило с Москвой при его правлении?

- Как это удалось Ивану Калите?





- Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?

- Какое княжество было самым сильным на Руси в те времена?

- Чем известен в истории Иван Калита?

 - Какой город стал центром возрождения Руси?













Отлично, посмотрите мы собрали иллюстрацию.

Назовите тему нашего урока.


Что вы узнали на уроке?


Мы с вами изучили материал, как вы думаете, почему же тема нашего урока звучит именно так «Русь расправляет крылья»?



Северо – восточные земли, наиболее отдаленные от Орды. Москва, Тверь, Ярославль. Ставили новые города и крепости.

В этих городах трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы.

Троицкий монастырь.

Сергий.

Иван Данилович.

Москва богатела и росла.

Он сумел войти в доверие к Хану Золотой Орды и стал собирать дань со всей русской земли. Часть денег Иван оставлял в своей казне.

Шапку Мономаха.

Московское княжество.

Он начал объединение вокруг Москвы русских земель.

Москва



«Русь расправляет крылья»

Вокруг Москвы стали объединяться русские земли, возникали монастыри, развивалась торговля.




Оценивание учащихся

Кто хорошо работал на протяжении всего урока, активно отвечал на мои вопросы, кто заполнил правильно кластер, тому я ставлю оценку 5. Кто был не очень активен, но хорошо заполнил кластер, я ставлю оценку 4. Остальным нужно быть более внимательными и активными. Свои кластеры оставьте, они вам пригодятся при проверке домашнего задания.


Домашнее задание

Спасибо за урок, до свидания!

Записывают


Методист: Лукьяненко Т.И._____________________


Учитель: Петрова О. В._________________________

Тест


1. Поход монголов на Русь возглавил хан:

а) Чингисхан б) Батый в) Темучин

2. Какой город первым оказался на их пути?

а) Рязань б) Владимир в) Новгород

3. Какой город долго сопротивлялся монголам?

а) Новгород б) Рязань в) Козельск

4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) выкуп б) налог в) дань

5. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси на­несли:

а) монголы

б) шведы

в) рыцари-крестоносцы

6. Разбил шведов на реке Неве князь:

а) Александр б) Ярослав в) Владимир

7. Какое прозвание получил новгородский князь после побе­ды над шведами?

а) Мудрый б) Невский в) Вещий

8. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 г.

б) 20 мая 1242 г.

в) 5 апреля 1421 г.


Тест


1. Поход монголов на Русь возглавил хан:

а) Чингисхан б) Батый в) Темучин

2. Какой город первым оказался на их пути?

а) Рязань б) Владимир в) Новгород

3. Какой город долго сопротивлялся монголам?

а) Новгород б) Рязань в) Козельск

4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) выкуп б) налог в) дань

5. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси на­несли:

а) монголы

б) шведы

в) рыцари-крестоносцы

6. Разбил шведов на реке Неве князь:

а) Александр б) Ярослав в) Владимир

7. Какое прозвание получил новгородский князь после побе­ды над шведами?

а) Мудрый б) Невский в) Вещий

8. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 г.

б) 20 мая 1242 г.

в) 5 апреля 1421 г.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!