предмет – окружающий мир;
класс – 1;
система – адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с нарушением интеллекта;
программа – «ознакомление с окружающим миром» Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова/издательство-просвещение;
календарно тематическое планирование – раздел «Осень в природе», тема урока «деревья, осенние листья», первый урок в данном разделе, деятельность учащихся: познавательная деятельность, коммуникативная деятельность, игровая деятельность.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
Организационная часть. | -Добрый день, друзья! Долгожданный дан звонок-начинается урок. -Саша, раздай всем конверты, что лежат у меня на столе. -«Птицы улетели. За окном с утра шуршат Жёлтые метели.» Как вы считаете, это какое время года я описываю? -Про осень говорят: «Осень – изменений восемь.» А сможете ли вы назвать восемь изменений? -А какие деревья растут за окном? -Кто ответит, этот лист, что я держу, какому дереву принадлежит? -Сегодня мы с вами будем следопытами, и сможем узнавать дерево, всего лишь по одному его листику, вы готовы? | Учащиеся стоя приветствуют учителя. Саша выполняет поручение. -Осень! Отвечают на поставленные вопросы: - идут дожди, животные готовятся к холодам, прячутся в норки, под кору деревьев. Дни стали короче, стало холодно, люди убирают огороды, урожай на полях, улетают птицы, желтеют листья. -Береза. Дети затрудняются в ответе. Хором «да!» | Регулятивные: умение контролировать свою готовность к уроку; осознание себя как ученика. Личностные: нравственно-этическая ориентация; формирование положительного отношения к учению. Коммуникативные: |
Основная часть. Познавательная деятельность. Физ-культ минутка. | -Дети, к нам забежала Почемучка (показываем детям игрушку) с новыми вопросами, мы поможем ей найти ответ на них? Открываем отворот доски, где написаны вопросы -Первый вопрос с которым к нам пришла Почемучка, звучит так: «что такое листопад?» Кто ответит почемучке? -Правильно, помогли почемучке разобраться с одним вопросом, а вот следующий вопрос с которым она к нам пришла: «Почему явление листопада происходит осенью?» -но весной и летом много ветреных дней, да ещё и с грозой! -Верно, ребята. С понижением температуры воздуха, в природе происходят значительные перемены. Сбрасывая листья, растения спасаются от засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают. Кроме того, на зиму листья послужили бы для растений источником - бедствия: ветви ломались бы от снега, который бы налипал на листья. После того как листья опадут, дерево засыпает до весны. | -Да! -дети поднимают руки, спрашиваем одного. - Листопад, это когда листья падают с деревьев. -сильный ветер. -стало холоднее, меньше солнечного тепла. -Обучающиеся анализируют информацию, принимают и сохраняют учебную цель и задачу. При необходимости поднимают руку и задают вопросы. | Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя и собеседника; умение читать и понимать прочитанное; развитие монологической речи. Познавательные: Развитие речи. |
-Ребята, наша Почемучка пришла к нам не только с вопросами, но она просит нашей помощи, помочь найти потерявшимся листьям свои деревья. Мы же с вами следопыты, поможем потерявшимся листочкам? -Раскройте все конверты, что вам раздала Саша, и посмотрите внимательно. -Расскажите мне, какие они. -А кто знает к какому дереву относится этот листик? (показывает в руке лист). -Тогда, мы с вами, как настоящие следопыты отправимся за нужными нам знаниями, готовы? -Смотрим внимательно на доску. На доске висят демонстрационные картинки деревьев с листьями. | -Да! Дети раскрывают конверты, достают листья и рассматривают их. Отвечают на поставленный вопрос. Выдвигают свои предположения, затрудняются в ответе. -Да! Дети смотря на доску, учитель рассказывает про дерево и форму его листьев, дети ищут среди своих листьев нужный, показывают учителю и откладывают в сторонку. | Познавательные: развитие логики, как способность к анализу и обобщению знаний, гибкости ума. Коммуникатив-ные: умение свободно высказывать и отстаивать своё мнение; умение слушать и слышать. Познавательные: Регулятивные: умение высказывать своё суждение, видение мира, отношение к окружающему миру. |
-Сколько деревьев мы с вами узнали, а какие у них необычные листья. Наша подружка Почемучка снова натворила дел, она растеряла все свои листья, давайте поможем ей их найти. Инструкция: в течении 2-х минут вы ищите листья по всему класса, заглядывайте под парты, стулья, шкафы мы НЕ открываем, смотрите внимательно на стенах, окне. -Готовы? -Время пошла, ищите скорее все листья Почемучки. -Время! -А теперь расскажите друг другу, кто какие литья нашли (какой лист, от какого он дерева) | -Да! -Готовы! Дети ходят по классу и ищут листья. Дети садятся на свои места. Дети рассказывают друг другу в парах. | Регулятивные: Коммуникативная: |
Заключительный этап. | - Какие все хорошие следопыты, помогли ответить на все вопросы Почемучки, и нашли все ее потерявшиеся листья. -А теперь проверим как вы запомнили, к каким деревьям относятся листья. Открываем учебник на странице 32. Учитель читает первое задание, и просит ответить детей. Учитель читает второе задание. -Дети вам понятен вопрос? -Отвечаем на него друг другу. -Что мы с вами сегодня изучили? -Почему листопад бывает только осенью? -что мы помогли сегодня отыскать Почемучке? | Дети открывают учебник. Дети поднимают руку и отвечают на поставленный вопрос. -Да! Дети работают в парах. Дети отвечают на поставленные вопросы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
№ | Название этапа урока. | Формирование. |
1 | Организационная часть. | Группа УУД – 1)Регулятивные, 2)Личностные, 3)Куммуникативыне. Название конкретного УУД – 1)умение контролировать свою готовность к уроку; осознание себя как ученика. 2) нравственно-этическая ориентация; формирование положительного отношения к учению. 3) владение невербальными средствами общения. Средство формирования – выполнение поручения учителя; ответы на вопросы учителя; логическое мышление. |
2 | Основная часть. | • Группа УУД –1) Коммуникативные, 2) Познавательные, 3) Регулятивные. • Название конкретного УУД –1) умение слушать и слышать учителя и собеседника; умение читать и понимать прочитанное; развитие монологической речи. 2) анализ объектов с целью выделения признаков. 3) умение высказывать своё суждение, видение мира, отношение к окружающему миру. • Средство формирования – Ответы на поставленные вопросы, умение воспринимать прочитанный текст на слух и анализировать его, работа в парах, выполнение поручений учителя, совершать выборку заданных предметов по их признакам, соотношение предметов по их признакам и обещающие слова, пополнение словарного запаса. |
3 | Заключительная часть. | • Группа УУД –1)Регулятивная; 2)Коммуникативная. • Название конкретного УУД –1) высказывание своего суждения; 2) умение работать в парах. • Средство формирования –Работа в парах, умение строить логически правильный ответ, умения работать с учебником и ориентироваться в нем, подведение итогов урока и делать общие заключение, выжимка в нескольких словах самой сути пройденного материала. |