2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | — О каких полюсах вы узнали на прошлом уроке? - Чем они похожи? - А где находится Арктика? Покажите на карте и глобусе. А где находится Антарктида? Покажите на карте и глобусе. Правильно, в Северном Ледовитом океана А сейчас игра «Может ли такое быть?». Каждый из вас берёт сигнальные карточки. Внимательно слушайте стихи, если вы согласны, показываете зелёный цвет, если не согласны - синий цвет. Будьте внимательны! 1) На Южном полюсе медведь Любит громко песни петь. (синий) 2) Медведь в воде не замерзает, Ведь шкура у него не промокает. (зеленый) 3) Пингвин зимою не скучает, Ведь отлично он летает. (синий) 4) Морж огромен и силён И клыками награждён. (зеленый) 5) Пингвины плавают, ныряют, Им лапы-ласты помогают. (зеленый) 6) В Антарктиде там и тут Кругом яблони цветут. (синий) 7) На большой плывущей льдине Встретились медведь с пингвином. (синий) - Молодцы те, кто не сделал ошибок. | Отвечают на вопросы учителя, работа с картой и глобусом. Показывают знания сигнальными карточками. | М. Умение ориентироваться в собственной системе знаний при помощи учителя. М. Умение слушать и слышать друг друга. П. Применять полученные знания на практике. Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
3. Актуализация знаний. | - Долго задерживаться не будем в холодных поясах, а снова отправимся… Кажется к нам стучатся? (Вынести слона) - Ребята, а где живут слоны? Его надо отправить домой. На севере он жить сможет? Почему? (не приспособлен) - А в каком климате живут слоны? А как вы думаете, есть ли на Земле такие места, где всегда жарко и круглый год светит солнце? Сегодня на уроке мы должны найти ответ и на этот вопрос. Что для этого надо сделать? Правильно, отправиться в путешествие. А поможет нам наши друзья– глобус и карта. Почему на полюсах очень холодно, потому что солнечные лучи проходят по касательной, а в какие точки оно светит «со всей силы»? -Вы знаете, что такое экватор? -Экватор – это воображаемая линия, окружающая земной шар в самой его широкой части – посередине, на равных расстояниях от Северного и Южного полюса.Экватор опоясывает земной шар, разделяя его на северное и южное полушария. Найдите на карте линию-экватор. Посмотрите на слайд, красная линия – это и есть экватор. По обе стороны от этой линии располагаются жаркие районы, в которых никогда нет зимы. В данной местности преобладает экваториальный климат. В этих местах высокие температуры до 30 градусов, очень слабые ветры, высокая влажность воздуха, облачность, а так же обильные осадки. А кто скажет, что такое осадки? Как я уже говорила, в данной местности никогда не бывает зимы. А сейчас обратимся к карте.( Увас на партах лежат образцы карт) Возьмите карту, найдите экватор и выделите его красным цветом. А теперь по обе стороны от экватора найдите области, закрашенные желтым и зеленым цветом. Прочитайте, что обозначает область, разукрашенная желтым цветом? - Именно в эти места мы сегодня и отправимся. | (нет шерсти и подкожного жира, не умеет хорошо плавать и нырять в холодной воде, травоядный) ученики высказывают свое мнение Где живут слоны? Смотрят на глобусе прохождение солнечных лучей и выделяют экватор Смотрят на карте линию экватора Саванна Влажные тропические леса | Р. Целеполагание как постановка учебной задачи, - прогнозирование. Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. П. Умение находить на глобусе экватор. П. Владение знаниями о жарких континентах, о саваннах и тропических лесах. П. Знакомство с фауной саванны и тропических лесов. М. Умение принимать и сохранять цель учебной задачи. М. Готовность отвечать на вопросы урока. П. Различать животных саванны и тропических лесов . |
5. Первичная проверка понимания | Группы выступают со своими наблюдениями. - Посмотрите, каких животных мы можем заметить на рисунках? Это – зебры. Эти животные вынашивают собственное потомство целый год, а окрас их полос так же уникален, как и отпечатки ваших пальцев. - А как же называется этот представитель саванны? Сами львы охотятся достаточно редко, а главную роль по взращиванию и вскармливанию потомства выполняют львицы. - А как называется следующий характерный житель саванн? Жираф – это самое высокое животное саванн, при том, время его сна – не более 10 минут за раз, кстати, стоя. - Носорог – это самое удивительное животное на планете. Только, все чаще рога у них спиливают сотрудники заповедников, чтобы защитить их от рук браконьеров. Убивают их не ради еды, а ради этих самых рогов. За год от рук браконьеров погибает около 800 особей. - Следующий житель саванны называется страус. Страус – это самая большая птица в мире, при том, яйца страуса так же признаны самыми большими среди всех птиц, так же, страусы не умеют летать, а используют крылья во время брачного периода или для защиты своих яиц. - Еще одним характерным жителем данной местности является Павиан. Для общения эти мартышкообразные используют до 30 звуковых сигналов, мимику и жесты. - Так же жителями саванн являются мартышки. Мартышки очень большое количество времени проводят за наведением красоты, так же эти животные очень хорошо обучаются. - Посмотрите, это птица-секретарь. Ее имя происходит от торчащих черных перьев на голове, напоминающих гусиные, которые раньше любили вставлять в свои парики судебные секретари. Там же мы познакомились с самым величественным животным саванн. Отчет второй группы Но, ребята, саванны – это не единственное место, где водятся слоны. Послушайте описание тропического леса. - А кто-то из вас видел павлина вживую? Расскажите, какие они. Красивые перья хвоста, кстати, есть только у самцов, у самок их нет. - Ребята, а кто из вас видел змей? Эта змея называется питон и она тоже является характерным жителем тропических лесов. Питоны – неядовитые змеи, в длину достигают 7-ми метров, почти высота трехэтажного здания. Они сжимают добычу, не впрыскивая в нее яд. - Крокодил. Самыми близкими родственниками крокодилов являются птицы. Так же, они имеют самый сильный укус среди всех животных современности. - Черепахи. Потомки черепах населяли нашу Землю около 200 миллионов лет назад. А некоторые современные черепахи живут около 100 лет. Кто-то знает, как можно определить возраст черепахи? Ее возраст можно определить, посчитав кольца на ее панцире. - Еще один из коренных жителей тропических лесов. Это обезьяна лангура. Обитают в Индии при каждом храме, питаются листьями. Так же, сразу после рождения детеныш попадает в руки матери, которая облизывает его и приглаживает. А затем, попадает в руки другой самки. За день, за малышом ухаживают около 8 различных самок. Гордостью тропических лесов является Индийский слон. Посмотрите, какое величественное животное. Кто ответит на главный вопрос нашего урока? Где мы можем встретить сородичей нашего гостя – слонов. Давайте попробуем сравнить индийского слона и африканского слона. - Какие различия вы можете заметить? 5) Исследовательское задание в тетради стр.10: - Давайте подробнее изучим слонов. -Слоны – самые крупные и тяжёлые животные суши. Они сильные, умные и добрые животные. Существуют два вида слонов: африканские и индийские. Они немного отличаются друг от друга: Африканский слон характеризуется массивным тяжёлым телом, большой головой на короткой шее, толстыми конечностями, огромными ушами, бивнями, длинным мускулистым хоботом. 1.Уши африканского слона больше, чем у индийского. Они достигают в длину 1,5 метров и более округлы; у индийского же слона уши вытянуты вниз и заострены книзу. 2.Бивни у африканских слонов имеют как самцы, так и самки, причем у самок они меньше. У индийских слонов бивни бывают только у самцов. 3.У африканских слонов множество морщин на коже. Зато у индийских слонов на коже есть небольшой волосяной покров. 4.Окраской они тоже отличаются: африканские слоны - коричневато-серые, у индийского слона окраска от темно-серой до бурой. -Что такое бивни? (рассматриваем слайды) Это видоизменённые передние зубы. Они очень прочные, состоят из кости, которую называют слоновой. Бивни помогают слону выкапывать из земли съедобные корни, обдирать с деревьев кору, воевать с врагами. Люди очень ценят бивни слонов, называют их – слоновая кость. Именно ради бивней люди до недавнего времени охотились на слонов. - Для чего слону такие большие уши? (рассматриваем слайды) Своими огромными ушами слон обмахивается когда ему жарко. Они любят обдавать себя водой, пылью, грязью. Много пьют, часто купаются и играют с водой. - Что такое хобот? Он служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью него слон дышит, нюхает, ест, пьет, ощупывает и берет разные предметы. (рассматриваем слайды) Слоны – замечательные пловцы. Они – травоядные. Едят листья, ветки, плоды и семена растений. Спят стоя, два раза в сутки , иногда могут прилечь на бок. | В жарких районах Земли в некоторых местах раскинулись открытые пространства, поросшие травой – это саванны. (зачитывают текст и представляют животных) саванна – это царство травянистых растений и лишь кое-где поднимаются кустарники, ещё реже – деревья. Травы растут те, которые не боятся засухи, так как дожди выпадают редко. Стебли – узкие, чтобы жаркое солнце поменьше испаряло с них драгоценной влаги Представляют карточки с животными Зебры Львы Жираф Носорог Страус Павиан Мартышки Птица-секретарь Влажные тропические леса Расскажите о своём районе земли. Ученик зачитывает. - Здесь всегда жарко, дожди идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, сколько в тропических лесах. Высота деревьев достигает 50–60 метров. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними – ещё и ещё меньше. Далее кусты и травы. Цепкие лианы, как змеи обвивают стволы. В тропическом лесу всегда сумрачно. Без топора вряд ли удастся пройти через чащу. Животные: Павлин Питон Крокодил Черепахи. Обезьяна лангура Индийский слон Дети рассмотрев рисунки слонов высказывают свое мнение и различиях между африканским и индийским слонами. Называют отличия: - уши - бивни - кожа - окрас | П. Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания П. Выявление отличительных особенностей африканского слона от индийского П. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую М. Способность контролировать себя на уроке. Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |