СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Где живут слоны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Где живут слоны"»

Технологическая карта урока

Дата: 2. 02. 2022

Класс: 1 - б

Предмет: Окружающий мир

Тема:«Где живут слоны?»

Тип урока:Изучение нового материала.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: познакомить с представителями животного мира жарких районов Земли; научить показывать на глобусе и называть жаркие районы Земли и животных.

Личностные: способность к самооценке; понимание, ориентация на выполнение действий; творческий подход к выполнению заданий; воспитывать любовь к природе и животному миру

Метапредметные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; умение анализировать свои действия и управлять ими.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь работать в группе.

Регулятивные УУД:определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Оборудование: учебники,глобус, компьютер , проектор, экран, презентация, индивидуальные карточки, фигурки животных, картинки для рефлексии.

Образовательные ресурсы: Учебник "Окружающий мир"; ч.2; Плешаков А.А; М.: 2020. – 95 с. Рабочая тетрадь "Окружающий мир"; ч.2; Плешаков А.А; М: 2021.





Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой.

Мы смелые, мы умные,

Мы внимательные, мы старательные,

В 1 классе учимся, все у нас получится!


Приветствуют учителя.


М. Готовность слушать учителя, отвечать на вопросы урока.

Л. Применять правила поведения на уроке.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

— О каких полюсах вы узнали на прошлом уроке?

- Чем они похожи?

- А где находится Арктика? Покажите на карте и глобусе.

А где находится Антарктида? Покажите на карте и глобусе.

Правильно, в Северном Ледовитом океана

А сейчас игра «Может ли такое быть?».

Каждый из вас берёт сигнальные карточки. Внимательно слушайте стихи, если вы согласны, показываете зелёный цвет, если не согласны - синий цвет. Будьте внимательны!

1) На Южном полюсе медведь

Любит громко песни петь. (синий)

2) Медведь в воде не замерзает,

Ведь шкура у него не промокает. (зеленый)

3) Пингвин зимою не скучает,

Ведь отлично он летает. (синий)

4) Морж огромен и силён

И клыками награждён. (зеленый)

5) Пингвины плавают, ныряют,

Им лапы-ласты помогают. (зеленый)

6) В Антарктиде там и тут

Кругом яблони цветут. (синий)

7) На большой плывущей льдине

Встретились медведь с пингвином. (синий)

- Молодцы те, кто не сделал ошибок.

Отвечают на вопросы учителя, работа с картой и глобусом.

Показывают знания сигнальными карточками.

М. Умение ориентироваться в собственной системе знаний при помощи учителя.

М. Умение слушать и слышать друг
друга.

П. Применять полученные знания на практике.

Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.


3. Актуализация знаний.

- Долго задерживаться не будем в холодных поясах, а снова отправимся… Кажется к нам стучатся? (Вынести слона)

- Ребята, а где живут слоны? Его надо отправить домой. На севере он жить сможет? Почему? (не приспособлен)

- А в каком климате живут слоны? А как вы думаете, есть ли на Земле такие места, где всегда жарко и круглый год светит солнце?

Сегодня на уроке мы должны найти ответ и на этот вопрос.

Что для этого надо сделать?

Правильно, отправиться в путешествие. А поможет нам наши друзья– глобус и карта.

Почему на полюсах очень холодно, потому что солнечные лучи проходят по касательной, а в какие точки оно светит «со всей силы»?

-Вы знаете, что такое экватор?

-Экватор – это воображаемая линия, окружающая земной шар в самой его широкой части – посередине, на равных расстояниях от Северного и Южного полюса.Экватор опоясывает земной шар, разделяя его на северное и южное полушария. Найдите на карте линию-экватор.


Посмотрите на слайд, красная линия – это и есть экватор. По обе стороны от этой линии располагаются жаркие районы, в которых никогда нет зимы. В данной местности преобладает экваториальный климат. В этих местах высокие температуры до 30 градусов, очень слабые ветры, высокая влажность воздуха, облачность, а так же обильные осадки. А кто скажет, что такое осадки? Как я уже говорила, в данной местности никогда не бывает зимы.



А сейчас обратимся к карте.( Увас на партах лежат образцы карт)

Возьмите карту, найдите экватор и выделите его красным цветом. А теперь по обе стороны от экватора найдите области, закрашенные желтым и зеленым цветом. Прочитайте, что обозначает область, разукрашенная желтым цветом?

- Именно в эти места мы сегодня и отправимся.





(нет шерсти и подкожного жира, не умеет хорошо плавать и нырять в холодной воде, травоядный)



ученики высказывают свое мнение



Где живут слоны?





Смотрят на глобусе прохождение солнечных лучей и выделяют экватор



Смотрят на карте линию экватора





























Саванна

Влажные тропические леса

Р. Целеполагание как постановка учебной задачи, - прогнозирование.

Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

П. Умение находить на глобусе экватор.

П. Владение знаниями о жарких континентах, о саваннах и тропических лесах.

П. Знакомство с фауной саванны и тропических лесов.

М. Умение принимать и сохранять цель учебной задачи.

М. Готовность отвечать на вопросы урока.

П. Различать животных саванны и тропических лесов

.


4.Первичное усвоение новых знаний.

Задания для групп:

- рассмотреть в учебнике выбранную область и соотнести с подходящим описанием на карточке, внимательно его прочитав

- из предложенных карточек с животными выбрать тех, кто обитает в рассматриваемой области.

- Каждая группа работает по плану:

План:

  1. Где вы побывали?

  2. Что увидели вокруг?

  3. Какие животные и растения вам встретились?


3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

М. Уважительное отношение к мнению коллектива, сверстников

К. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь работать в группе

5. Первичная проверка понимания

Группы выступают со своими наблюдениями.

- Посмотрите, каких животных мы можем заметить на рисунках?

Это – зебры. Эти животные вынашивают собственное потомство целый год, а окрас их полос так же уникален, как и отпечатки ваших пальцев.

- А как же называется этот представитель саванны? Сами львы охотятся достаточно редко, а главную роль по взращиванию и вскармливанию потомства выполняют львицы.

- А как называется следующий характерный житель саванн? Жираф – это самое высокое животное саванн, при том, время его сна – не более 10 минут за раз, кстати, стоя.

- Носорог – это самое удивительное животное на планете. Только, все чаще рога у них спиливают сотрудники заповедников, чтобы защитить их от рук браконьеров. Убивают их не ради еды, а ради этих самых рогов. За год от рук браконьеров погибает около 800 особей.

- Следующий житель саванны называется страус. Страус – это самая большая птица в мире, при том, яйца страуса так же признаны самыми большими среди всех птиц, так же, страусы не умеют летать, а используют крылья во время брачного периода или для защиты своих яиц.

- Еще одним характерным жителем данной местности является Павиан. Для общения эти мартышкообразные используют до 30 звуковых сигналов, мимику и жесты.

- Так же жителями саванн являются мартышки. Мартышки очень большое количество времени проводят за наведением красоты, так же эти животные очень хорошо обучаются.

- Посмотрите, это птица-секретарь. Ее имя происходит от торчащих черных перьев на голове, напоминающих гусиные, которые раньше любили вставлять в свои парики судебные секретари.

Там же мы познакомились с самым величественным животным саванн.

Отчет второй группы

Но, ребята, саванны – это не единственное место, где водятся слоны.

Послушайте описание тропического леса.

- А кто-то из вас видел павлина вживую? Расскажите, какие они. Красивые перья хвоста, кстати, есть только у самцов, у самок их нет.

- Ребята, а кто из вас видел змей? Эта змея называется питон и она тоже является характерным жителем тропических лесов. Питоны – неядовитые змеи, в длину достигают 7-ми метров, почти высота трехэтажного здания. Они сжимают добычу, не впрыскивая в нее яд.

- Крокодил. Самыми близкими родственниками крокодилов являются птицы. Так же, они имеют самый сильный укус среди всех животных современности.

- Черепахи. Потомки черепах населяли нашу Землю около 200 миллионов лет назад. А некоторые современные черепахи живут около 100 лет. Кто-то знает, как можно определить возраст черепахи? Ее возраст можно определить, посчитав кольца на ее панцире.

- Еще один из коренных жителей тропических лесов. Это обезьяна лангура. Обитают в Индии при каждом храме, питаются листьями. Так же, сразу после рождения детеныш попадает в руки матери, которая облизывает его и приглаживает. А затем, попадает в руки другой самки. За день, за малышом ухаживают около 8 различных самок.

Гордостью тропических лесов является Индийский слон. Посмотрите, какое величественное животное.

Кто ответит на главный вопрос нашего урока? Где мы можем встретить сородичей нашего гостя – слонов.

Давайте попробуем сравнить индийского слона и африканского слона.

- Какие различия вы можете заметить?

5) Исследовательское задание в тетради стр.10:

- Давайте подробнее изучим слонов.
-Слоны – самые крупные и тяжёлые животные суши. Они сильные, умные и добрые животные. Существуют два вида слонов: африканские и индийские. Они немного отличаются друг от друга:

Африканский слон характеризуется массивным тяжёлым телом, большой головой на короткой шее, толстыми конечностями, огромными ушами, бивнями, длинным мускулистым хоботом.

1.Уши африканского слона больше, чем у индийского. Они достигают в длину 1,5 метров и более округлы; у индийского же слона уши вытянуты вниз и заострены книзу.

2.Бивни у африканских слонов имеют как самцы, так и самки, причем у самок они меньше. У индийских слонов бивни бывают только у самцов.

3.У африканских слонов множество морщин на коже. Зато у индийских слонов на коже есть небольшой волосяной покров.

4.Окраской они тоже отличаются: африканские слоны - коричневато-серые, у индийского слона окраска от темно-серой до бурой.


-Что такое бивни(рассматриваем слайды)

Это видоизменённые передние зубы. Они очень прочные, состоят из кости, которую называют слоновой. Бивни помогают слону выкапывать из земли съедобные корни, обдирать с деревьев кору, воевать с врагами. Люди очень ценят бивни слонов, называют их – слоновая кость. Именно ради бивней люди до недавнего времени охотились на слонов.

- Для чего слону такие большие уши(рассматриваем слайды)

Своими огромными ушами слон обмахивается когда ему жарко. Они любят обдавать себя водой, пылью, грязью. Много пьют, часто купаются и играют с водой.

- Что такое хобот? Он служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью него слон дышит, нюхает, ест, пьет, ощупывает и берет разные предметы. (рассматриваем слайды)

Слоны – замечательные пловцы. Они – травоядные. Едят листья, ветки, плоды и семена растений. Спят стоя, два раза в сутки , иногда могут прилечь на бок. 




В жарких районах Земли в некоторых местах раскинулись открытые пространства, поросшие травой – это саванны.

(зачитывают текст и представляют животных)

саванна – это царство травянистых растений и лишь кое-где поднимаются кустарники, ещё реже – деревья. Травы растут те, которые не боятся засухи, так как дожди выпадают редко. Стебли – узкие, чтобы жаркое солнце поменьше испаряло с них драгоценной влаги

Представляют карточки с животными

Зебры

Львы

Жираф

Носорог

Страус

Павиан

Мартышки

Птица-секретарь












Влажные тропические леса

Расскажите о своём районе земли.

Ученик зачитывает.

- Здесь всегда жарко, дожди идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, сколько в тропических лесах. Высота деревьев достигает 50–60 метров. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними – ещё и ещё меньше. Далее кусты и травы. Цепкие лианы, как змеи обвивают стволы. 
В тропическом лесу всегда сумрачно. Без топора вряд ли удастся пройти через чащу.

Животные:


Павлин

Питон

Крокодил

Черепахи.

Обезьяна лангура

Индийский слон













Дети рассмотрев рисунки слонов высказывают свое мнение и различиях между африканским и индийским слонами.





Называют отличия:

- уши

- бивни

- кожа

- окрас


П. Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

П. Выявление отличительных особенностей африканского слона от индийского

П. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую

М. Способность контролировать себя на уроке.

Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.


6. Первичное закрепление

У:- Итак, подведём итог нашегоурока.

Какие жаркие районы нашей планеты вы знаете?

У:- Каких животных можно встретить в этих районах?

- Как они приспособились к условиям жизни?

А сейчас каждая группа получит текст, в котором пропущены слова. Вставьте их.

На Земле есть районы, где круглый год ­­­­­­­­­­­­­­­­_____________

Там живут____________

А теперь прочитайте в учебнике на с. 13 вывод, который сделала Мудрая Черепаха и сравните со своими текстами.


Отвечают на вопросы учителя.

Саванна

Влажные тропические леса


П. Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

М. Умение обобщать изученный материал, делать выводы при помощи учителя.




7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Напишите небольшое микросочинение о понравившемся животном.

(5-7 предложений оформить на листе при желании можно нарисовать или приклеить фото животного)



8.Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Ребята, для того, чтобы не только мы с вами могли увидеть слонов, но и наше дальнейшее поколение, нам надо очень бережно относится к тем животным, которые находятся на грани истребления. Мы должны беречь этот разнообразный животный мир нашей планеты.

А теперь возьмите в руки смайлики и покажите с каким настроением вы уйдете с сегодняшнего урока

Все понравилось – зелёный

Не доволен своей работой - синий

Показываю синие и зеленые карточки.

Л. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Л. воспитывать любовь к природе и животному миру












- Здесь всегда жарко, дожди идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, сколько в тропических лесах. Высота деревьев достигает 50–60 метров. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже. Далее кусты и травы. Цепкие лианы, как змеи обвивают стволы. 
В тропическом лесу всегда сумрачно. Без топора вряд ли удастся пройти через чащу. Здесь живёт индийский слон.




Это царство травянистых растений и лишь кое-где поднимаются кустарники, ещё реже – деревья. Травы растут те, которые не боятся засухи, так как дожди выпадают редко. Стебли – узкие, чтобы жаркое солнце поменьше испаряло с них драгоценной влаги

Здесь мало мест, где можно спрятаться. Обитающие в саванне животные живут группами, очень осторожны и быстро бегают. Здесь живёт африканский слон.




- Здесь всегда жарко, дожди идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, сколько в тропических лесах. Высота деревьев достигает 50–60 метров. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже. Далее кусты и травы. Цепкие лианы, как змеи обвивают стволы. 
В тропическом лесу всегда сумрачно. Без топора вряд ли удастся пройти через чащу. Здесь живёт индийский слон.




Это царство травянистых растений и лишь кое-где поднимаются кустарники, ещё реже – деревья. Травы растут те, которые не боятся засухи, так как дожди выпадают редко. Стебли – узкие, чтобы жаркое солнце поменьше испаряло с них драгоценной влаги

Здесь мало мест, где можно спрятаться. Обитающие в саванне животные живут группами, очень осторожны и быстро бегают. Здесь живёт африканский слон.


















На Земле есть районы, где круглый год ­­­­­­­­­­­­­­­­_________________.

Там живут________________.


На Земле есть районы, где круглый год ­­­­­­­­­­­­­­­­_________________.

Там живут________________.




На Земле есть районы, где круглый год ­­­­­­­­­­­­­­­­_________________.

Там живут________________.


На Земле есть районы, где круглый год ­­­­­­­­­­­­­­­­_________________.

Там живут________________.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!