СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Где живут слоны."

Нажмите, чтобы узнать подробности

План- конспект по окружающему миру "Где живут слоны." УМК "Школа Росии" , автор учебника Плешаков.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Где живут слоны."»

План-конспект урока по окружающему миру.

ТЕМА: Где живут слоны?

Тип урока: комбинированный

Цель: ознакомление с понятиями саванны, тропические леса, экватор, животными, обитающими в этой зоне; развитие мыслительной деятельности, кругозора.

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов.

Метапредметные

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль.

Познавательные: выдвигать предложения и доказывать их; работать в группе по плану, определять план действий совместно с учителем4 извлекать информацию из иллюстрации учебника; устанавливать причинно-следственные связи (между строением, образом жизни животных и природными условиями).

Коммуникативные: ставить вопросы, строить понятные для партнера высказывания. Оценивать свои достижения.

Личностные результаты: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; эстетические потребности, ценности и чувства, воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимания ответственности человека за животный и растительный мир, воспитание любознательности и чувства прекрасного.


Оборудование:

  1. доска;

  2. плакат со стихотворением;

  3. видеофильм ВВС (отрывок о слонах);

  1. магнитофонные записи «Песня бременских музыкантов», «Песня Красной шапочки»;

  2. иллюстрации и фотографии животных саванны, тропических лесов, Арктики и Антарктиды;

  1. карта мира;

  2. кроссворд;

  3. рисунки «Найди различия» (со слонами);

  4. игра «Собери слоника»;

  5. детские рисунки животных.


ХОД УРОКА


I. Организационный момент. Актуализация.

- Здравствуйте, ребята» Сегодня мы снова будем путешествовать. Но я пока не скажу вам куда. Давайте вспомним, где вы были раньше.


II. Повторение

- Я попрошу отгадать вас загадку

Мой брат в лесу глухом живет.

Он сладкоежка неуклюжий,

А я вовсе не видел мед,

Живу, где ветер, снег и стужа.

  • Верно, это белый медведь. А где он живет? (На Северном полюсе в Арктике).

  • Давайте вспомним, кто еще живет рядом с белым мишкой? (Морж, тюлень, морской котик, нерпа, северный олень, птицы: тупик, полярная сова, арктическая крачка, сизоворонка, рыбы).

  • А что этим животным жить в таком холоде позволяет? (Толстый слой жира, густой теплый мех, плотная толстая кожа).

- А смогли ли вы ответить на вопрос, заданный мудрой Черепахой: «Охотятся ли белые медведи на пингвинов?» (нет, в Арктике нет пингвинов, они живут в Антарктиде, на Южном полюсе).

  • К сожалению даже обитатели таких дальних регионов можно встретить на страницах Красной книги. А что это за книга? (Из Красной книги мы узнаем какие виды животных и растений в опасности и как их сохранить). Красная книга Северной Осетии..

  • Почему же эта книга называется «Красной»? (Красный цвет - это сигнал опасности, он говорит: «Внимание! Стоп! Не губите эти растения, не убивайте этих животных. Относитесь к природе бережно!)

  • Все правильно, а можно ли держать в неволе диких животных? (нет, они могут заболеть и даже умереть).

  • Сегодня на уроке вы узнаете о таком месте, где в неволе животным не только не плохо, а наоборот, о них заботятся, лечат. Но для этого мы отправимся в путешествие. Куда? Нам подскажет Красная Шапочка. (Песня Красной шапочки).

ФИЗМИНУТКА

III. Работа над новым материалом

  • Мы отправимся в Африку и не только, а точнее узнаем, где живут слоны.


  1. Работа с книгой

  • Откройте книги на странице 74-75.

  1. Работа с картой


  • Воображаемая линия середины земного шара называется экватором. Территории, прилегающие к экватору и являются самыми теплыми. Здесь расположены просторы, заросшие травой - это саванны, и густыми вечнозелеными деревьями - это тропические леса.

  • А теперь давайте угадывать наш кроссворд, который состоит из названий животных, обитающих в саваннах и тропических лесах.



1. Это - резвые коняшки -
Полосатые рубашки.
Скачут друг за другом
Африканским лугом (Зебры)

Шкура зебры оригинальна и легко узнаваема. На первый взгляд все зебры кажутся одинаковыми, но на самом деле рисунки полос у каждого животного свой, как отпечатки пальцев у человека. Были предприняты многочисленные попытки приручить зебр (одомашнить как лошадь), но всегда они кончались безуспешно. Зебра не переносит седоков или иной другой груз на крупе. Она очень пуглива, и к ней трудно приблизиться даже в природных заповедниках.


2. Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами

Как гора огромен он.

Ты узнал кто это? (Слон)


Слоны удивительные животные. Они живут стадами, в которых главной бывает самая старая слониха. Во время опасности слониха вступает в бой с врагом, а остальные собирают и защищают слонят. Слониха во времена засухи показывает стаду дорогу к воде. Если же в стаде появляется больное или раненное животное, то за ним очень внимательно следят и помогают ему. Есть чему поучиться людям. (Видео).

  • Подумайте, зачем слону хобот и большие уши? (Хоботом обрывают и подносят ко рту листья, используют его как душ и для поиска воды под илом. Уши служат веером).

  • А чем отличаются друг от друга слоны саванн и тропических лесов?

Африканские слоны любят грязевые ванны, а индийские хорошо плавают. Африканские слоны, живущие в саванне, могут весить 7 тонн, а индийские 5 тонн. Кто посчитает, какой слон тяжелее и на сколько? (Африканский на 2 тонны).

  • Давайте проверим вашу внимательность. Кто найдет 4 отличия на этих картинках.


ФИЗМИНУТКА

Всех огромней в джунглях слон. Напролом шагает он.

Головой качает слон.

Он слонихе шлет поклон.



А вы знаете, что на жарком Юге - слоны - неоценимые помощники человека. Их используют на многих тяжелых работах. Они переносят грузы, прокладывают дороги в джунглях, помогают корчевать деревья. Человек платит своему помощнику заботой и любовью. Он купает слона в реке, осматривает кожу животного.


  1. Кто один имеет рог?

Отгадайте ...! (Носорог)


Новорожденный носорог весит 65кг, а взрослый около 2 тонн. Африканский носорог пользуется своим рогом и как оружием, и как киркой для выкапывания ям: он обожает грязевые ванны. А индийский носорог для отражения нападений пускает в ход не столько рог, сколько огромные и очень острые зубы.


  1. Веером расправлен хвост, Красотою несравним

Каждый знает - это вот

Птица яркая ... (Павлин)


Цыплята павлина совсем не похожи на взрослых птиц. Они серенькие и невзрачные. Только после 3-х лет у самца начинает отрастать его чудесный хвост. К 6-ти годам он может достичь 1,5 метров. Чувствуя опасность павлин начинает пронзительно кричать. И даже другие животные услышав сигнал тревоги пускаются наутек.


  1. Выгибает птица шею

Посмотрите на меня.

Хоть летать я не умею,

Но бегун отличный я (Страус).


Страус - самая крупная в мире птица (2,7). У него очень длинные ноги, которые позволяют ему бегать со скоростью 70 км/час. У страуса еще длинная шея и хорошее зрение. Яйцо страуса весит около 1,5кг и птенец тратит несколько часов, чтобы пробить скорлупку.


  1. Он высокий, он пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями

Листьями с деревьев. (Жираф).


Жираф - это самое высокое животное в мире. Его рост может достигать 7м. любимая еда жирафа - листья и побеги акации. У жирафа плотная кожа во рту и язык больше 50см. маленькие рожки жирафа Юмлн лет назад были мощными рогами. Львам хорошо известен смертоносный удар копытом, поэтому они часто отступают от этого животного.


  1. В реках Африки живет

Злой, зеленый пароход!

Кто б на встречу не поплыл

Всех проглотит ... (Крокодил).


Около бО-ти млн. лет назад исчезли динозавры, а вот их родственники, крокодилы остались. На Земле их 21 вид. Крокодил откладывает от 10 до 100 яиц. Новорожденный крокодильчик имеет длину около 28 см, а взрослый может достигать 6-7м. В Древнем Египте крокодилов почитали как священных животных.



- Молодцы! Вы открыли все слова, познакомились с обитателями тропических лесов и саванн. К сожалению некоторые люди относятся к ним безжалостно. Из-за красивых перьев уничтожают павлинов. Из-за дорогой кожи и шкуры убивают крокодилов, жирафов, леопардов. У мертвых носорогов браконьеры спиливают рога. А слоны тысячами гибнут из-за слоновой кости-бивней. Человеческая жадность приводит к тому, что животных на земле становится меньше.

Ну а теперь мы можем прочесть слово, которое у нас получилось. Как же называется место, где можно встретить всех животных планеты, где их любят и берегут (Зоопарк).


-А кто знает о нашем городском зоопарке? (Дети рассказывают о своих впечатлениях от пребывания в зоопарке)

-Какую пользу приносят зоопарки?



IV. Итог урока. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок?

-Оцените свою работу с помощью смайлика.

-


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!