План-конспект урока по окружающему миру.
ТЕМА: Где живут слоны?
Тип урока: комбинированный
Цель: ознакомление с понятиями саванны, тропические леса, экватор, животными, обитающими в этой зоне; развитие мыслительной деятельности, кругозора.
Планируемые результаты
Предметные
Научатся: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов.
Метапредметные
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль.
Познавательные: выдвигать предложения и доказывать их; работать в группе по плану, определять план действий совместно с учителем4 извлекать информацию из иллюстрации учебника; устанавливать причинно-следственные связи (между строением, образом жизни животных и природными условиями).
Коммуникативные: ставить вопросы, строить понятные для партнера высказывания. Оценивать свои достижения.
Личностные результаты: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; эстетические потребности, ценности и чувства, воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимания ответственности человека за животный и растительный мир, воспитание любознательности и чувства прекрасного.
Оборудование:
доска;
плакат со стихотворением;
видеофильм ВВС (отрывок о слонах);
магнитофонные записи «Песня бременских музыкантов», «Песня Красной шапочки»;
иллюстрации и фотографии животных саванны, тропических лесов, Арктики и Антарктиды;
карта мира;
кроссворд;
рисунки «Найди различия» (со слонами);
игра «Собери слоника»;
детские рисунки животных.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Актуализация.
- Здравствуйте, ребята» Сегодня мы снова будем путешествовать. Но я пока не скажу вам куда. Давайте вспомним, где вы были раньше.
II. Повторение
- Я попрошу отгадать вас загадку
Мой брат в лесу глухом живет.
Он сладкоежка неуклюжий,
А я вовсе не видел мед,
Живу, где ветер, снег и стужа.
Верно, это белый медведь. А где он живет? (На Северном полюсе в Арктике).
Давайте вспомним, кто еще живет рядом с белым мишкой? (Морж, тюлень, морской котик, нерпа, северный олень, птицы: тупик, полярная сова, арктическая крачка, сизоворонка, рыбы).
А что этим животным жить в таком холоде позволяет? (Толстый слой жира, густой теплый мех, плотная толстая кожа).
- А смогли ли вы ответить на вопрос, заданный мудрой Черепахой: «Охотятся ли белые медведи на пингвинов?» (нет, в Арктике нет пингвинов, они живут в Антарктиде, на Южном полюсе).
К сожалению даже обитатели таких дальних регионов можно встретить на страницах Красной книги. А что это за книга? (Из Красной книги мы узнаем какие виды животных и растений в опасности и как их сохранить). Красная книга Северной Осетии..
Почему же эта книга называется «Красной»? (Красный цвет - это сигнал опасности, он говорит: «Внимание! Стоп! Не губите эти растения, не убивайте этих животных. Относитесь к природе бережно!)
Все правильно, а можно ли держать в неволе диких животных? (нет, они могут заболеть и даже умереть).
Сегодня на уроке вы узнаете о таком месте, где в неволе животным не только не плохо, а наоборот, о них заботятся, лечат. Но для этого мы отправимся в путешествие. Куда? Нам подскажет Красная Шапочка. (Песня Красной шапочки).
ФИЗМИНУТКА
III. Работа над новым материалом
Мы отправимся в Африку и не только, а точнее узнаем, где живут слоны.
Работа с книгой
Работа с картой
Воображаемая линия середины земного шара называется экватором. Территории, прилегающие к экватору и являются самыми теплыми. Здесь расположены просторы, заросшие травой - это саванны, и густыми вечнозелеными деревьями - это тропические леса.
А теперь давайте угадывать наш кроссворд, который состоит из названий животных, обитающих в саваннах и тропических лесах.
1. Это - резвые коняшки -
Полосатые рубашки.
Скачут друг за другом
Африканским лугом (Зебры)
Шкура зебры оригинальна и легко узнаваема. На первый взгляд все зебры кажутся одинаковыми, но на самом деле рисунки полос у каждого животного свой, как отпечатки пальцев у человека. Были предприняты многочисленные попытки приручить зебр (одомашнить как лошадь), но всегда они кончались безуспешно. Зебра не переносит седоков или иной другой груз на крупе. Она очень пуглива, и к ней трудно приблизиться даже в природных заповедниках.
2. Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами
Как гора огромен он.
Ты узнал кто это? (Слон)
Слоны удивительные животные. Они живут стадами, в которых главной бывает самая старая слониха. Во время опасности слониха вступает в бой с врагом, а остальные собирают и защищают слонят. Слониха во времена засухи показывает стаду дорогу к воде. Если же в стаде появляется больное или раненное животное, то за ним очень внимательно следят и помогают ему. Есть чему поучиться людям. (Видео).
Подумайте, зачем слону хобот и большие уши? (Хоботом обрывают и подносят ко рту листья, используют его как душ и для поиска воды под илом. Уши служат веером).
А чем отличаются друг от друга слоны саванн и тропических лесов?
Африканские слоны любят грязевые ванны, а индийские хорошо плавают. Африканские слоны, живущие в саванне, могут весить 7 тонн, а индийские 5 тонн. Кто посчитает, какой слон тяжелее и на сколько? (Африканский на 2 тонны).
ФИЗМИНУТКА
Всех огромней в джунглях слон. Напролом шагает он.
Головой качает слон.
Он слонихе шлет поклон.
А вы знаете, что на жарком Юге - слоны - неоценимые помощники человека. Их используют на многих тяжелых работах. Они переносят грузы, прокладывают дороги в джунглях, помогают корчевать деревья. Человек платит своему помощнику заботой и любовью. Он купает слона в реке, осматривает кожу животного.
Кто один имеет рог?
Отгадайте ...! (Носорог)
Новорожденный носорог весит 65кг, а взрослый около 2 тонн. Африканский носорог пользуется своим рогом и как оружием, и как киркой для выкапывания ям: он обожает грязевые ванны. А индийский носорог для отражения нападений пускает в ход не столько рог, сколько огромные и очень острые зубы.
Веером расправлен хвост, Красотою несравним
Каждый знает - это вот
Птица яркая ... (Павлин)
Цыплята павлина совсем не похожи на взрослых птиц. Они серенькие и невзрачные. Только после 3-х лет у самца начинает отрастать его чудесный хвост. К 6-ти годам он может достичь 1,5 метров. Чувствуя опасность павлин начинает пронзительно кричать. И даже другие животные услышав сигнал тревоги пускаются наутек.
Выгибает птица шею
Посмотрите на меня.
Хоть летать я не умею,
Но бегун отличный я (Страус).
Страус - самая крупная в мире птица (2,7). У него очень длинные ноги, которые позволяют ему бегать со скоростью 70 км/час. У страуса еще длинная шея и хорошее зрение. Яйцо страуса весит около 1,5кг и птенец тратит несколько часов, чтобы пробить скорлупку.
Он высокий, он пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями
Листьями с деревьев. (Жираф).
Жираф - это самое высокое животное в мире. Его рост может достигать 7м. любимая еда жирафа - листья и побеги акации. У жирафа плотная кожа во рту и язык больше 50см. маленькие рожки жирафа Юмлн лет назад были мощными рогами. Львам хорошо известен смертоносный удар копытом, поэтому они часто отступают от этого животного.
В реках Африки живет
Злой, зеленый пароход!
Кто б на встречу не поплыл
Всех проглотит ... (Крокодил).
Около бО-ти млн. лет назад исчезли динозавры, а вот их родственники, крокодилы остались. На Земле их 21 вид. Крокодил откладывает от 10 до 100 яиц. Новорожденный крокодильчик имеет длину около 28 см, а взрослый может достигать 6-7м. В Древнем Египте крокодилов почитали как священных животных.
- Молодцы! Вы открыли все слова, познакомились с обитателями тропических лесов и саванн. К сожалению некоторые люди относятся к ним безжалостно. Из-за красивых перьев уничтожают павлинов. Из-за дорогой кожи и шкуры убивают крокодилов, жирафов, леопардов. У мертвых носорогов браконьеры спиливают рога. А слоны тысячами гибнут из-за слоновой кости-бивней. Человеческая жадность приводит к тому, что животных на земле становится меньше.
Ну а теперь мы можем прочесть слово, которое у нас получилось. Как же называется место, где можно встретить всех животных планеты, где их любят и берегут (Зоопарк).
-А кто знает о нашем городском зоопарке? (Дети рассказывают о своих впечатлениях от пребывания в зоопарке)
-Какую пользу приносят зоопарки?
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
-Оцените свою работу с помощью смайлика.
-