Окружающий мир
Школа России
1класс
Тема урока: Где живут слоны?
Цель: Формировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с понятием «экватор» и с жаркими районами Земли, с животным миром этих районов.
Ход урока
Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться:
-Доброе утро! (хором)
-Доброе утро!
-Солнцу и птицам! (хором)
-Доброе утро!
-Приветливым лицам (хором)
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера (хором)
Актуализация знаний.
- О каких холодных районах Земли вы узнали на прошлом уроке? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)
- Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (льдом и снегом)
- Какой полюс расположен в этом районе Земли? (Северный полюс). Покажите на глобусе.
- Какой полюс расположен в районе Антарктиды? (Южный полюс). Покажите.
- Где живут белые медведи? (во льдах Северного Ледовитого океана)
- А ещё какие животные обитают там? (моржи, тюлени)
- А где живут пингвины? (в Антарктиде)
- Почему же белые медведи не охотятся на пингвинов? (т.к. живут на Южном полюсе) (слайд).
Самоопределение к деятельности.
- Как всегда на урок окружающего мира пришли Муравьишка и Черепашка. Муравьишка сегодня принёс нам загадку. Давайте отгадаем.
Он огромней всех на суше.
У него большие уши.
Он чудесным шлангом – носом
Может с пальм срывать кокосы.
Издаёт он трубный глас.
С ним встречались вы не раз
В цирке или в зоопарке.
А живёт он в странах жарких
И на острове Цейлон.
Угадали? Это… (слон) (слайд)
- Кто, ребята, знает, в каких районах Земли можно встретить слонов в природе? (в жарких)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о животных, живущих в жарких районах земли)
Открываю на доске картины с изображением животных саванны и тропического леса.
- Откройте учебник с.14. Прочитайте тему урока: Где живут слоны?
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (читает ребёнок)
Работа по теме урока (слайд)
- Интересно, где же живут слоны? (слайд)
- Ребята! На земле есть районы, где круглый год жарко (Африка и Индия). Здесь расположены, поросшие травой – саванны, а также влажные густые тропические леса.
- Наша знакомая Черепашка предлагает обратить внимание на красную линию на глобусе. Это экватор. По обе стороны от экватора и находятся жаркие районы – саванна и тропические леса (слайд).
Саванна – это царство травянистых растений и кое-где поднимаются кустарники и ещё реже деревья (слайд).
Травы в саванне растут такие, которых не пугают затяжные ежегодные засухи. Они имеют узкие-узкие стебли, чтобы жаркое солнце поменьше испаряло с них драгоценной влаги. Корни трав находятся глубоко в земле и при первых же дождях выгоняют на поверхность молодые побеги (слайд).
Саванна – это африканская степь – открытое пространство. Здесь мало мест, где можно спрятаться (слайд). Обитающие животные в саванне живут группами, они очень осторожны и быстро бегают.
В саванне живёт африканский слон (слайд). Он весит столько же, сколько вместе шесть легковых автомобилей!!! Послушаем, какие звуки издаёт слон шагая по саванне (слайд).
В настоящее время существует два вида слонов – африканский и индийский (слайд).
Они имеют ряд отличий. У индийских слонов – ноги короче, бивни короче, а тело массивное. Уши меньше. У африканских слонов большие уши, вогнутая спина. Индийские слоны покрыты шерстью сильнее, чем африканские.
ФИЗМИНУТКА.
Доклады детей.
- А сейчас послушайте, ребята подробно расскажут вам о слонах.
1 ребёнок:
Слоны живут в Африке и Индии. Эти животные – гиганты высотой 2-3 метра (слайд). Самое удивительное у слона – хобот. Хоботом он собирает пищу, пьёт (слайд) и защищается от врагов. Хоботом он может поднять с земли огромное бревно и даже маленькую спичку.
2 ребёнок:
Живут слоны семьями (слайд). Семью возглавляет старая слониха. Матери заботятся о детях до 10-15 лет. Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами (слайд). Живут они вблизи водоёмов. За день слону нужно выпить не менее 10 вёдер воды. В жаркое лето слоны, чтобы добыть воду, роют бивнями и передними ногами колодцы (слайд) и пьют из них.
3 ребёнок:
Слоны любят купаться (слайд). Они отлично плавают, а у крошечных ручейков подолгу обливают себя водой, набирая её хоботом (слайд). Спят слоны мало, стоя (слайд). Только молодые слоны иногда ложатся на бок или на живот А старые слоны спят, опираясь бивнями о толстые ветки деревьев. Слоны очень умные животные. У них отличная память. Они легко приручаются (слайд) и помогают человеку выполнить тяжёлую работу.
- В саванне водятся крупные и мелкие птицы и животные: птица-секретарь (слайд), страус (слайд), лев (слайд), зебра (слайд), носорог (слайд), павиан (слайд), мартышки (слайд), жирафы (слайд).
- Итак, в каком районе мы побывали, спрашивает нас Черепашка? (в Саванне)
- Какая была погода? (жаркая)
- Какие растения были вокруг? (засушливые)
- Каких животных встретили?
ФИЗМИНУТКА
- Следующий жаркий район на Земле – тропический лес (слайд). Здесь всегда жарко, но дожди идут круглый год. Высота деревьев с 20-и этажный дом. Под деревьями – гигантами растут деревья пониже (слайд). А в самом низу – кусты, папоротники, травы. Тесно растениям на земле, они тянутся к солнцу. Пройти через чащу без топора вряд ли удастся. Разве, что попадёшь на широкую тропу, протоптанную слонами.
- В тропическом лесу растут банановые деревья (слайд). Много разных птиц и зверей бегает, летает, лазает в лесной чаще. К реке подходить опасно (слайд). В зарослях часто прячутся ядовитые змеи, а в воде живут хищные крокодилы (слайд).
- В тропическом лесу живёт индийский слон (слайд), обезьяны-лангуры (слайд), черепахи (слайд), питоны (слайд), из птиц – красавцы-павлины (слайд).
- Черепашка тут как тут (слайд). В каком районе побывали?
- Какая была погода?
- Какие растения были вокруг?
- Каких животных встретили?
- Черепашка ещё хочет спросить вас о чём-то (слайд).
- Что общего между саванной и влажными тропическими лесами? (здесь жарко, есть растительность, животные встречаются одинаковые, но есть и разные).
- В чём отличие? (растительностью)
- Так где же живут слоны? (в жарких странах: саванне и тропическом лесу) (слайд). Молодцы!
Работа в парах.
- Посмотрите внимательно иллюстрации в учебнике, повторите, какие животные живут в сане и тропическом лесу.
- А теперь давайте поселим животных в ту жаркую страну, где они проживают (на столах вырезанные карточки, дети прикрепляют на доску).
Рабочая тетрадь с.13.
- Художник решил поиграть с нами в прятки. На своём рисунке он спрятал несколько животных. Постарайтесь их отыскать (проверка).
- Каких животных вам удалось отыскать? (павлин, змея, крокодил, слон, обезьяна).
Итог урока.
- Ответ на какой вопрос мы должны были найти на уроке?
- Ответили мы на вопрос?
- Что на уроке сегодня вам показалось самым интересным?
- Мне было очень приятно с вами работать. Я видела умные, заинтересованные глаза. Спасибо за урок.