Предмет окружающий мир.
Класс: 1- А
Тема: Где живут слоны?
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов:
Малышева Татьяна Анатольевна
Цели: формировать представление о разнообразии природы Земли и жарких районах (тропических лесах и саваннах); познакомить с животным миром этих районов. Учить находить их на карте. Способствовать развитию речи, оперативной памяти, наглядно-образного мышления. Прививать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему нас миру.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь работать в группе, паре.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, карта, ноутбук, проектор, экран, презентация.
Ход урока:
I .Организация класса.
Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята! В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение: Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!
II. Актуализация знаний.
- О каких- полюсах вы узнали на прошлом уроке? (Северный и Южный)
- Ребята а между ними есть что-то похожее? (Да, они оба очень холодные)
- Почему белые медведи не могут поймать пингвинов? (Они живут на разных полюсах)
- Где живут пингвины? (На Южном полюсе, в Антарктиде)
- А где живут белые медведи? (На Северном полюсе)
- А какие ещё животные живут на Северном полюсе? (тюлени, моржи)
- А какие животные живут на Южном полюсе? (альбатросы, морской леопард)
III. Самоопределение к деятельности
- Вы наверно очень замёрзли на холодных полюсах. Я предлагаю вам отправиться в новое путешествие и согреться. Кто мне сможет подсказать в какие страны мы должны отправиться, чтоб согреться? (В жаркие)
- Какие страны мы называем жаркими? (Африка и Индия) Слайды 1, 2
- А кто знает где находятся эти страны? Слайд 3
- Давайте найдем на карте Африку и Индию (если дети не могут найти, показывает учитель)
- Посмотрите внимательно на глобус и найдите воображаемую линию, которая делит Земной шар на 2 половины. Как называется эта воображаемая линия?
- Эта линия называется экватор.
- По обе стороны экватора располагаются жаркие районы планеты. Это Саванны и Тропические леса. (их еще называют джунгли). Там никогда не бывает зимы.
- Ребята, а кто знает, что такое саванна или тропический лес?
- Проверьте свои ответы. Прочитайте текст учебника. (Учитель или кто-то из учеников читают о жарких районах Земли.)
— Как называются открытые места в жарких странах? (Саванны.)
— Как называются в жарких районах густые влажные леса? (Тропические леса.)
- А теперь разделитесь на две группы: мальчики и девочки. У каждой команды есть конверт, в нём находятся сведения о саваннах и тропических лесах. Вы знакомитесь с ними, а потом каждая команда выбирает рассказчика, который по плану знакомит нас с тем что вы узнали.
Сведения: Слайд 4
Саванна – открытое пространство. Прежде всего, саванна – это царство травянистых растений и лишь кое-где поднимаются кустарники, ещё реже – деревья. Травы растут те, которые не боятся засухи, так как дожди выпадают редко. Стебли – узкие, чтобы жаркое солнце поменьше испаряло с них драгоценной влаги.
Здесь водятся крупные и мелкие птицы. Так как спрятаться негде животные в саванне живут группами, они очень осторожны и быстро бегают. Самая крупная птица в мире – африканский страус. Эта птица не умеет летать, но хорошо бегает. Слайд 5
В тропическом лесу всегда жарко, дожди идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, сколько в тропических лесах. Высота деревьев достигает 50–60 метров. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними – ещё и ещё меньше. Далее кусты и травы. Цепкие лианы, как змеи обвивают стволы.
В тропическом лесу всегда сумрачно. Без топора вряд ли удастся пройти через чащу. Разве что попадешь на широкую тропу, протоптанную слонами.
Много бегает, летает, лазает птиц, и зверей в чаще. Зацепившись за ветки, раскачиваются суетливые обезьянки-мартышки. В воде живут хищные крокодилы, в зарослях прячутся ядовитые змеи. Слайд 6
Что такое саванна? | Что такое тропические леса? |
1. В каком районе вы побывали? | 1. В каком районе вы побывали? |
2. Какая была погода? | 2. Какая была погода? |
3. Какие растения были вокруг? | 3. Какие растения были вокруг? |
4. Каких животных вы встретили? | 4. Каких животных вы встретили? |
IV. Работа по теме урока.
- Для того, чтоб узнать кто будет главным героем нашего урока вам надо отгадать загадку.
Он трубит, но не трубач,
Всеми признанный силач.
Стоя спит под пальмой он.
Догадались? Это … (СЛОН) Слайд 7
- О ком мы будем говорить сегодня на уроке?
- Что вы знаете о слонах?
- Все ли они одинаковые?
V. Физкультминутка
Раз, два — выше голова
Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.
Рассказ учителя о слонах. Слайд 7
Слоны живут в Африке и Индии. Это самоё большое сухопутное животное, высотой 2—3 м.
- Кто знает что такое хобот?
- А для чего он слону? (Ответы детей)
Самое удивительное у слона — хобот. Хоботом он собирает пищу, пьет и защищается от врагов. Хоботом он может поднять с земли огромное бревно и даже маленькую спичку.
- Что такое бивни? (Ответы детей)
Это видоизменённые передние зубы. Они очень прочные, состоят из кости. Бивни помогают слону воевать с врагами, выкапывать из земли съедобные корни, обдирать с деревьев кору. Люди очень дорого ценят бивни слонов, называют их – слоновая кость. Именно ради бивней до недавнего времени охотились на слонов. Для того чтоб спасти животных зоозащитники начали красить им бивни краской, чтоб они ничего не стоили.
- Для чего слону такие большие уши? Своими огромными ушами слон обмахивается, когда ему жарко.
Живут слоны семьями. Семью возглавляет старая слониха. Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. Много приходится пройти слону за день, чтобы найти 150—180 кг пищи.
Живут они в лесах вблизи водоемов. Они любят обдавать себя водой, пылью, грязью. Много пьют, часто купаются и играют с водой. За день слону нужно выпить не менее 10 ведер воды. В жаркое лето, когда пересыхают реки и ручьи, слоны, чтобы добыть воду, роют бивнями и передними ногами колодцы и пьют из них.
Слоны любят купаться. Они отлично плавают, а у крошечных ручейков подолгу обливают себя водой, набирая ее хоботом. Спят слоны мало, стоя. Только молодые слоны иногда ложатся на бок или на живот. А старые слоны спят, опираясь бивнями о толстые ветки деревьев.
Слоны — очень умные животные. У них отличная память. Они легко приручаются и помогают человеку выполнить тяжелую работу.
Гимнастика для глаз.
- Давайте подробнее изучим слонов. Существуют два вида слонов: африканские и индийские. Они немного отличаются друг от друга. Посмотрите на экран, давайте попробуем вместе найти отличия между ними. Слайд 8
1.Уши африканского слона большие. Уши Индийского слона меньше.
2.Бивни у африканских слонов имеют как самцы, так и самки. У индийских слонов бивни бывают только у самцов.
3.У африканских слонов множество морщин на коже. Зато у индийских слонов на коже есть небольшой волосяной покров.
4. Африканские слоны - коричневато-серые. Индийский слон темно – серый
VI. Закрепление.
– С какими новыми понятиями познакомились?
– Чем саванна отличается от тропического леса? Что общего в этих районах?
- Давайте ответим на главный вопрос урока – Где живут слоны?
- Все ли слоны одинаковы? Чем отличается индийский слон от африканского?
- Откройте свои рабочие тетради.
Задание № 1
- Посмотрите в первом задании муравейчик просит показать стрелочкой где Африканский слон, а где Индийский (индивидуальная помощь, при необходимости)
Задание № 2 Укажи стрелками, где живут данные животные (групповая работа).
В саванне живут: носорог, лев, зебра, птица-секретарь.
В тропическом лесу живут: питон, павлин.
VI. Рефлексия.
-Вот и подходит к концу наш урок.
Мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке по плану:
Я знал…
Я узнал…
Мне понравилось….
Мне бы хотелось больше узнать о….
VII. Домашнее задание. Рассказать 5-7 предложений о любом животном живущем в саванне или тропическом лесу.