СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру на тему "Где живут слоны?" (1 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Где живут слоны?" (1 класс)»

Предмет окружающий мир.

Класс: 1- А



Тема: Где живут слоны?

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов:

Малышева Татьяна Анатольевна



Цели: формировать представление о разнообразии природы Земли и жарких районах (тропических лесах и саваннах); познакомить с животным миром этих районов. Учить находить их на карте. Способствовать развитию речи, оперативной памяти, наглядно-образного мышления. Прививать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему нас миру.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь работать в группе, паре.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, карта, ноутбук, проектор, экран, презентация.



Ход урока:

I .Организация класса.

Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение: Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!



II. Актуализация знаний.

- О каких- полюсах вы узнали на прошлом уроке? (Северный и Южный)

- Ребята а между ними есть что-то похожее? (Да, они оба очень холодные)

- Почему белые медведи не могут поймать пингвинов? (Они живут на разных полюсах)

- Где живут пингвины? (На Южном полюсе, в Антарктиде)

- А где живут белые медведи? (На Северном полюсе)

- А какие ещё животные живут на Северном полюсе? (тюлени, моржи)

- А какие животные живут на Южном полюсе? (альбатросы, морской леопард)



III. Самоопределение к деятельности

- Вы наверно очень замёрзли на холодных полюсах. Я предлагаю вам отправиться в новое путешествие и согреться. Кто мне сможет подсказать в какие страны мы должны отправиться, чтоб согреться? (В жаркие)

- Какие страны мы называем жаркими? (Африка и Индия) Слайды 1, 2

- А кто знает где находятся эти страны? Слайд 3

- Давайте найдем на карте Африку и Индию (если дети не могут найти, показывает учитель)

- Посмотрите внимательно на глобус и найдите воображаемую линию, которая делит Земной шар на 2 половины.   Как называется эта воображаемая линия?

- Эта линия называется экватор.

- По обе стороны экватора располагаются жаркие районы планеты. Это Саванны и Тропические леса. (их еще называют джунгли). Там никогда не бывает зимы.

- Ребята, а кто знает, что такое саванна или тропический лес?

-  Проверьте свои ответы. Прочитайте текст учебника. (Учитель или кто-то из учеников читают о жарких районах Земли.)

— Как называются открытые места в жарких странах? (Саванны.)

— Как называются в жарких районах густые влажные леса? (Тропические леса.)

- А теперь разделитесь на две группы: мальчики и девочки. У каждой команды есть конверт, в нём находятся сведения о саваннах и тропических лесах. Вы знакомитесь с ними, а потом каждая команда выбирает рассказчика, который по плану знакомит нас с тем что вы узнали.

Сведения: Слайд 4

Саванна – открытое пространство. Прежде всего, саванна – это царство травянистых растений и лишь кое-где поднимаются кустарники, ещё реже – деревья. Травы растут те, которые не боятся засухи, так как дожди выпадают редко. Стебли – узкие, чтобы жаркое солнце поменьше испаряло с них драгоценной влаги.

Здесь водятся крупные и мелкие птицы. Так как спрятаться негде животные в саванне живут группами, они очень осторожны и быстро бегают. Самая крупная птица в мире – африканский страус. Эта птица не умеет летать, но хорошо бегает. Слайд 5

В тропическом лесу всегда жарко, дожди идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, сколько в тропических лесах. Высота деревьев достигает 50–60 метров. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними – ещё и ещё меньше. Далее кусты и травы. Цепкие лианы, как змеи обвивают стволы. 
В тропическом лесу всегда сумрачно. Без топора вряд ли удастся пройти через чащу. Разве что попадешь на широкую тропу, протоптанную слонами.
Много бегает, летает, лазает птиц, и зверей в чаще. Зацепившись за ветки, раскачиваются суетливые обезьянки-мартышки. В воде живут хищные крокодилы, в зарослях прячутся ядовитые змеи. Слайд 6 

Что такое саванна?

Что такое тропические леса?

1. В каком районе вы побывали?

1. В каком районе вы побывали?

2. Какая была погода?

2. Какая была погода?

3. Какие растения были вокруг?

3. Какие растения были вокруг?

4. Каких животных вы встретили?

4. Каких животных вы встретили?



IV. Работа по теме урока.

- Для того, чтоб узнать кто будет главным героем нашего урока вам надо отгадать загадку.

Он трубит, но не трубач,

Всеми признанный силач.

Стоя спит под пальмой он.

Догадались? Это … (СЛОН) Слайд 7

- О ком мы будем говорить сегодня на уроке?

- Что вы знаете о слонах?

- Все ли они одинаковые?

V. Физкультминутка

Раз, два — выше голова

Раз, два — выше голова.

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — всем присесть.

Семь, восемь — встать попросим.

Девять, десять — сядем вместе.

Рассказ учителя о слонах. Слайд 7

Слоны живут в Африке и Индии. Это самоё большое сухопутное животное, высотой 2—3 м.

- Кто знает что такое хобот?

- А для чего он слону? (Ответы детей)

Самое удивительное у слона — хобот. Хоботом он собирает пищу, пьет и защищается от врагов. Хоботом он может поднять с земли огромное бревно и даже маленькую спичку.


- Что такое бивни? (Ответы детей)

Это видоизменённые передние зубы. Они очень прочные, состоят из кости. Бивни помогают слону воевать с врагами, выкапывать из земли съедобные корни, обдирать с деревьев кору. Люди очень дорого ценят бивни слонов, называют их – слоновая кость. Именно ради бивней до недавнего времени охотились на слонов. Для того чтоб спасти животных зоозащитники начали красить им бивни краской, чтоб они ничего не стоили.


- Для чего слону такие большие уши? Своими огромными ушами слон обмахивается, когда ему жарко.

Живут слоны семьями. Семью возглавляет старая слониха. Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. Много приходится пройти слону за день, чтобы найти 150—180 кг пищи.

Живут они в лесах вблизи водоемов. Они любят обдавать себя водой, пылью, грязью. Много пьют, часто купаются и играют с водой. За день слону нужно выпить не менее 10 ведер воды. В жаркое лето, когда пересыхают реки и ручьи, слоны, чтобы добыть воду, роют бивнями и передними ногами колодцы и пьют из них.

Слоны любят купаться. Они отлично плавают, а у крошечных ручейков подолгу обливают себя водой, набирая ее хоботом. Спят слоны мало, стоя. Только молодые слоны иногда ложатся на бок или на живот. А старые слоны спят, опираясь бивнями о толстые ветки деревьев.

Слоны — очень умные животные. У них отличная память. Они легко приручаются и помогают человеку выполнить тяжелую работу.

Гимнастика для глаз.

- Давайте подробнее изучим слонов. Существуют два вида слонов: африканские и индийские. Они немного отличаются друг от друга. Посмотрите на экран, давайте попробуем вместе найти отличия между ними. Слайд 8

1.Уши африканского слона большие. Уши Индийского слона меньше.

2.Бивни у африканских слонов имеют как самцы, так и самки. У индийских слонов бивни бывают только у самцов.

3.У африканских слонов множество морщин на коже. Зато у индийских слонов на коже есть небольшой волосяной покров.

4. Африканские слоны - коричневато-серые. Индийский слон темно – серый



VI. Закрепление.

– С какими новыми понятиями познакомились?
– Чем саванна отличается от тропического леса? Что общего в этих районах?

- Давайте ответим на главный вопрос урока – Где живут слоны?

- Все ли слоны одинаковы? Чем отличается индийский слон от африканского?


- Откройте свои рабочие тетради.

Задание № 1

- Посмотрите в первом задании муравейчик просит показать стрелочкой где Африканский слон, а где Индийский (индивидуальная помощь, при необходимости)


Задание № 2 Укажи стрелками, где живут данные животные (групповая работа).

В саванне живут: носорог, лев, зебра, птица-секретарь.

В тропическом лесу живут: питон, павлин.


VI. Рефлексия.

-Вот и подходит к концу наш урок.

Мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке по плану:

Я знал…

Я узнал…

Мне понравилось….

Мне бы хотелось больше узнать о….


VII. Домашнее задание. Рассказать 5-7 предложений о любом животном живущем в саванне или тропическом лесу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!