СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Грибы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен с опорой на местный краеведческий материал. В конспекте присутствуют иллюстрации редких крымских грибов и их описание.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Грибы"»

Конспект урока по окружающему миру

Учитель: Семенчук Н.И

Дата: 29.11.2022 Класс: 3-А Урок №24

Тема урока: В царстве грибов.

Цель урока: формирование представления о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.

Задачи урока:

Обучающие:

- познакомить учащихся со строением грибов, особенностью питания и размножения, значением в природе;

- с некоторыми видами, занесёнными в Красную книгу, их охраной;

-учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов; 
Развивающие:

- развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главную мысль, обобщать;

- развивать активную речь учащихся;

- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся

Воспитывающие:

- воспитывать культуру общения при фронтальной и групповой работе;

- воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Планируемые результаты:

Предметные: Научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.

Метапредметные: Регулятивные. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия; Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос; воспринимать смысл познавательного текста; Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать в общении правила вежливости.

Личностные.  Осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека; осознавать важность правильного сбора грибов; осознавать значение бережного отношения к природе

Оборудование: Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», 1 часть, 3 класс, иллюстрации грибов (грибная капуста, гриб-баран, трутовик лакированный, диктиофора сдвоенная и др., Памятка сбора грибов, «шляпы мышления». Тестовая работа.).

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальное задание

— Дополни цепь питания.

Растения, жуки, поползень, ……….... (ястреб).

Дуб, ……………., сова. (мышь)

Дерево, глухарь ....................... (куница).

Пшеница,…………………, лисица (мышь)

Трава, заяц,………………………, орел лисица

2. Фронтальный опрос

— Вспомните, какая бывает природа. (Живая и неживая.)

— Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, Солнце и др.)

— А что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы, микроорганизмы и др.)

— Назовите признаки жизни. (Питание, движение, дыхание, рост и развитие ,смерть.)

— О каких животных России, занесенных в Красную книгу, вы приготовили сообщения?

III. Целеполагание

Отгадайте загадку.

Шляпка есть и есть нога,

На ноге нет сапога!

И нога и шляпка —

Вкусный суп ребяткам!

К шляпке лист ольхи прилип…

Ну, конечно это — . …….. (Гриб.)

Источник: https://multi-mama.ru/zagadki-pro-griby/#i. (Гриб.)

-Сегодня на уроке мы будем говорить о царстве грибов.

IV. Работа по теме урока.

Беседа

— Назовите грибы, которые вы знаете.

— Чем интересны грибы? (Это особая группа живой природы, которая не

относится ни к растениям, ни к животным.)

Грибы — удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120тыс. разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны, а остальные используются в различных целях.

Грибы имеют исключительно большое значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества. Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и березовых лесах.

Рыжики — под соснами и елями.

Подосиновики — под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.

Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы — лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.

— Прочитайте текст в учебнике на с. 112—113.

— Из каких частей состоит гриб? (Из шляпки, ножки, грибницы.)

— Что такое грибница? (Подземная часть гриба.)

— Для чего она служит? (Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами.)

— Чему способствуют грибы? (Разрушению остатков организмов и образованию перегноя.)

— Почему многие грибы тесно связаны с деревьями? (Нити грибницы помогают корням деревьев всасывать из почвы воду и соли, а от растений получают питательные вещества.)

Грибы из Красной книги России

В 1984 г. в Красную книгу нашей страны впервые было занесено 20 видов грибов. Многие из них еще растут в заповедниках и заказниках, где сбор их запрещен. Но в других местах эти грибы встречаются крайне редко. Все они, как правило, имеют необычный вид: причудливую окраску, форму или большие размеры.

Грибная капуста — это чудо грибного мира своим внешним видом действительно напоминает капусту. Только растет она не в огороде, а у подножия хвойных деревьев. От малозаметной толстой ножки отходят волнистые, плотно прижатые друг к другу лопасти, по краю сильно извилистые, желтоватого цвета. Они очень напоминают курчавые листочки петрушки или морские водоросли. Удивительный гриб имеет форму шара диаметром до 35 см и массой до 10 кг. Велика грибная капуста, а гриб-баран еще больше. Если вам очень повезет, то в конце лета у основания стволов и пней старых лиственных деревьев вы сможете встретить «грибной куст» с сильным приятным запахом. Гриб-то один, а веточек» с кудрявыми шляпками у него великое множество. На одном экземпляре гриба насчитывается до 200 шляпок. Плодовое тело взрослого гриба достигает 50—80 см в диаметре, масса 10 кг и более. А вся эта громадина вырастает за каких-то 8—10 дней. Найдет удачливый грибник такой «букет» —и можно домой идти с богатой добычей. Гриб-то съедобный, только как его донести? Ни в какую корзину не поместится.

Трутовик разветвленный — съедобный гриб-великан. Шар диаметром до 50 см состоит из многочисленных белых ножек, соединенных друг с другом в центре. Каждая поддерживает шляпку размером 1,5—4 см светло-коричневогоили серовато-коричневого цвета. Плоские шляпки с небольшим углублением в центре плотно прижаты друг к другу. Если отломить кусочек молодого гриба, почувствуется запах укропа.

Диктиофора сдвоенная (сетконоска) — из яйца вырастает грязновато-белая ножка высотой до 20 см с маленькой конической оливково-зеленой шляпкой, слизистой в зрелом возрасте. Самое примечательное у этого гриба — сетчатое покрывало, которое отходит от места соединения шляпки с ножкой. Покрывало прикрывает половину или даже всю ножку, за что, несмотря на неприятный запах, диктиофоре сдвоенной дано романтическое название «дама с вуалью».

Грибы из Красной книги Крыма: Мухомор Цезаря, решёточник красный, дама с вуалью, трюфель летний, ежовики коралловидные, ежовик гребенчатый, саркосцифа ярко-красная. трутовик лакированный. (Иллюстрации , выступления детей, использование дополнительного материала).

Съедобные и несъедобные грибы

— На какие две группы можно разделить грибы?

— Назовите съедобные грибы.

— Назовите несъедобные грибы.

— Как различить съедобные и несъедобные грибы?

— Пользуясь текстом учебника на с. 114, сравните съедобные и несъедобные грибы. Запомните их отличительные признаки.

(Работа в парах.)

Правила сбора грибов.

— Кто из вас ходил в лес за грибами?

— Какое главное правило грибника вы знаете? (Нельзя брать гриб, который не

знаешь.)

— Назовите самые ядовитые грибы. (Бледная поганка, мухомор, поганки.)

— Как узнать самый ядовитый гриб — бледную поганку? (Ее отличительные признаки — кольцо на ножке, «чашечка» у основания и белый цвет пластинок шляпки.)

— Какие меры предосторожности нужно принять, чтоб в вашей корзинке не оказалось ядовитых грибов? Давайте составим памятку.

1. Не бери неизвестные тебе грибы, не употребляй их в пищу и не пробуй на вкус в сыром виде.

2. Если гриб тебе незнаком, спроси у более опытных грибников.

3. Гриб надо срезать ножом.

4. Никогда не собирай и не ешь те грибы, которые у основания ножки имеют клубневидное утолщение, окруженное оболочкой (как, например, у мухомора), и не пробуй их на вкус.

5. Придя домой, еще раз пересмотри все грибы: может, в лесу ты что-то не заметил.

6. Не собирай и не ешь перезрелые, ослизлые, червивые, испорченные грибы.

7. Если сомневаешься, съедобен ли этот гриб, — лучше его не брать.

Прочитайте в учебнике правила сбора грибов на с. 115.

Дополните нашу памятку.

(Ученики выступают с устными сообщениями на темы «Трутовик», «Дрожжи»,

«Бледная поганка».)

V. Физкультминутка

Влез опенок на пенек,

Простоял один денек.

Низко наклоняется,

Шляпу к солнышку потянет,

Еще выше станет.

Прибежали тут ребятки —

Тонконогие опятки.

Они вместе наклонялись,

Дружно к солнцу поднимались.

А когда пришел грибник,

Они все в корзину прыг!

VI. Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 54).

— Прочитайте задание.

— Нарисуйте схему строения гриба. Подпишите его части. (После выполнения задания проводится взаимопроверка по учебнику.)

№2 (с. 55).

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. Назовите грибы, которые изображены.

— Почему они занесены в Красную книгу?

— Найдите рисунок этих грибов в учебнике на с. 113. Раскрасьте грибы в рабочей тетради.

— Какие еще грибы занесены в Красную книгу?

№3(с.55).

— Прочитайте задание. Запишите по три примера съедобных и несъедобных грибов.

(После выполнения задания проводится проверка.)

1. Тест

1. Чем размножаются шляпочные грибы?

а) семечками; б) отростками; в) спорами.

2. Какая часть у грибов самая важная?

а) грибница; б) шляпка; в) ножка.

3. Можно ли собирать все грибы подряд?

а) да, все пригодятся для питания;

б) нет, только знакомые съедобные грибы.

4. Только ли дикорастущие грибы на нашем столе?

а) одни лесные грибы у нас на столе;

б) употребляем в пищу не только лесные грибы.

5. Как правильно собирать грибы?

а) раскидать листву, разрыть мох;

б) собирать только самые крупные грибы;

в) срезать грибы ножиком.

VII. Итог урока. Оценивание работы учащихся на уроке

- А сейчас примерим 6 шляп мышления и подведем итоги нашего урока

1-белая – шляпа информации

- Как называется тема урока? (Царство грибов.)

- Какое значение имеют грибы в жизни человека? (грибы восхищают нас своей красотой, дарят нам радость откры­тий, учат нас любить и ценить красоту природы.)

- Какое значение имеют грибы для животных? (Они им нужны как лекарство)

- Назовите грибы, которые занесены в «Красную книгу».

- Что создают люди для охраны природы?

(заповедники, заказники, зоопарки, национальные парки, зоопарки)

2-чёрная – шляпа критика

- Что плохого вы видите в этой теме? (Некоторые виды грибов продолжают исчезать, некоторые люди не понимают, как нужно относиться к природе и т.д.)

3-жёлтая –шляпа оптимиста

Здорово что ….. (Создаются заповед­ники, заказники, национальные парки для охраны природы)

4-красная - шляпа эмоций

Что вы чувствуете, когда мы говорим об охране природы? (страх за животных, что люди не берегут природу, есть браконьеры, которые убивают животных, животные исчезают и их не смогут увидеть наши дети и т.д.)

5-зелёная - шляпа идей

-Какие у вас идеи по охране грибов? (Оберегать их, бережно относиться к природе. Вести правильно себя на природе, знать и выполнять правила сбора грибов, различать съедобные и несъедобные грибы и т.д.)

6-синяя – шляпа советов

Дайте совет другим людям. Как надо относиться к окружающему миру?

VII. Рефлексия

Игра «Доскажи словечко»

Осень в гости к нам пришла,

Лес раскрасив не спеша.

А в траве пошли грибы —

Их назвать поможешь ты?

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью,

Мудрый бородач, старик,

Житель бора — ... (боровик).

Ломкий красочный грибок

Выбрал мягкий уголок.

Как принцесса Белоснежка,

Нас встречает... (сыроежка).

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый …(мухомор)
На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это бледная…(поганка)
На пеньке растут в лесу

 Эти дружные ребята,

 Называют их… (опята).

Серенькие шапки,

 Рябенькие ножки,

 Под березою растут,

 Как, скажите, их зовут? (Подберезовики.)

В блестящей темной шапочке

Средь молодых сосенок

 Растет грибок… (масленок).

Растут в лесу сестрички, 

Рыжие… (лисички).

Какие это грибы? Можно их положить в лукошко?

У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке его не украсит.

Ты не трогай этот гриб,

 Учти – он очень ядовит,

Не бери его с полянки,

 Не нужны тебе… (поганки).

Мне урок……………………..

Я узнал очень ………………………………..

Хочу побольше узнать о………………………………..

Домашнее задание: Подготовить интересное сообщение о грибах.





Дополнительный материал к уроку

Памятка грибника

1.Не бери неизвестные тебе грибы, не употребляй их в пищу и не пробуй на вкус в сыром виде.

2. Если гриб тебе незнаком, спроси у более опытных грибников.

3. Гриб надо срезать ножом.

4. Никогда не собирай и не ешь те грибы, которые у основания ножки имеют клубневидное утолщение, окруженное оболочкой (как, например, у мухомора), и не пробуй их на вкус.

5. Придя домой, еще раз пересмотри все грибы: может, в лесу ты что-то не заметил.

6. Не собирай и не ешь перезрелые, ослизлые, червивые, испорченные грибы.

7. Если сомневаешься, съедобен ли этот гриб, — лучше его не брать.

Несъедобные грибы







Съедобные грибы





Грибы Крыма, занесенные в Красную книгу


1.Решеточник красный

Один из самых редких и красивых грибов в мире. Несмотря на очаровательный вид, гриб несъедобный, к тому же пахнет он весьма неприятно – тухлым мясом. Этот запах имеет смысл, он привлекает мух, которые проникают через отверстия внутрь сферы и там, пачкаясь слизью, содержащей споры, разносят их на себе во все стороны. Чаще всего решеточника встречали в Артеке и Никитском ботаническом саду – там его излюбленным местом оказалась бамбуковая роща. У этого гриба все красное – цвет, название, кроме того он занесен в Красную книгу.

Фото: Григорий Прокопов 

2. Дрожалка оранжевая. Она же – желтый мозг, золотое желе, масло ведьм.Гриб в любом возрасте и виде несъедобен. Поверхность его клейкая. Размер гриба может составлять от 1 до 15 сантиметров. Цвет  варьируется от белого, почти прозрачного, до оранжевого.

При сухой погоде дрожалка съеживается, ее цвет темнеет. В засуху гриб может засохнуть и находиться в таком состоянии довольно долго или даже испариться. При достаточной же влажности гриб оживает, увеличивается в размерах и восстанавливает свой цвет и форму. Фото: Григорий Прокопов 

3. Дама с вуалью.  Этот безобидный гриб, как делятся в интернете грибники из России, однажды напугал целую группу людей. Как-то они нашли белые яйцеобразные грибы и приняли их за дождевики. Но к их удивлению в разрезе вместо плотной мякоти обнаружилась водянистая масса с зародышем гриба. «Ой, это, наверное, космическое яйцо. Брось его, вдруг из него вылупится какой-нибудь монстр», –закричали насмотревшиеся ужастиков грибники. Дальнейшие наблюдения за развитием принесенного домой «яйца» позволило сделать вывод, что им довелось встретить редкую и загадочную даму с вуалью. Вначале развивается эта «леди» из зародышевого яйца, а позже покрывается элегантно ниспадающей из-под шляпки кружевной вуалью. Цвет вуали европейского вида белый или желтоватый, а у тропических – может быть розовым и золотистым. В Крыму появление этой «дамы», по-видимому, зафиксировано только один раз – в 1977 году в том же Никитском саду.



4. Ежовики коралловидные. Их белые либо светло-бежевые густо разветвленные тела покрыты тонкими изящными иголочками, и сразу становится понятным их название – ежовики коралловидные. Но в отличие от ежиных, эти шипы нежные и мягкие. Растут удивительные кораллы на поваленных стволах или пнях, реже в дуплах лиственных деревьев. В Крыму обычно на буках, иногда на грабах, в средней полосе России чаще на березах. Встречается нечасто, а потому занесен в Красную книгу России, как редкий вид. В буковых лесах полуострова в урожайные годы случаются массовые выплоды. данного вида.

Фото: Полина Морозова 

5. Ежовик гребенчатый. Ежовик гребенчатый встречается в крымских лесах еще реже. Его усеянное длинными иглами плодовое тело весом до полутора килограммов часто действительно похоже на свернувшегося ежа. Однако обликом милого зверька гриб может похвастать далеко не всегда. Все зависит от места и возраста встретившегося экземпляра. К тому же у каждого свои ассоциации. В некоторых регионах России его именуют грибной лапшой или дедовой бородой, англичане называют львиной гривой, а китайцы – обезьяньей головой. Как и коралловый собрат, гриб относится к категории съедобных. По описаниям, вкус его напоминает креветок или крабов. И все же нашедшему эти лесные диковинки стоит задуматься – так уж ли необходимо переводить их в разряд гастрономических изысков? Может, лучше просто ими полюбоваться, дав шанс на выживание еще одному исчезающему чуду природы? Однако для желающих отведать вкус этих необычных грибов все не так уж и безнадежно, как может показаться. «Обезьянью голову» с успехом научились выращивать в Китае, России и во Франции на субстратах из опилок и соломы. При этом получают весьма солидные урожаи.

6. Удемансиелла слизистая. Глянцевый полупрозрачный гриб кажется хрупкой фарфоровой статуэткой. Его шляпка покрыта толстым слоем слизи, которая защищает удемансиеллу  от высыхания.

Фото: Григорий Прокопов 

7. Саркосцифа ярко-красная.Саркосцифа селится на опавших ветвях деревьев лиственных пород, помогая лесу их переработать. Предпочитает расти в компаниях, небольшими группами, но иногда встречаются и одиночки. Глянцевые изнутри шляпки-блюдца снаружи выглядят гораздо скромнее. Обладая причудливой формой, саркосцифа имеет весьма небольшие размеры плодовых тел – от 1 до 5 сантиметров в диаметре. Миниатюрный гриб успешно расселился по всему миру: он «обитает» в Азии, Африке, обеих Америках и даже Австралии.

Фото: Михаил Урсус 

8. Лаковица аметистовая 

Знакомьтесь, редкий для засушливого полуострова гриб – лаковица аметистовая. Встречается она на почве в лиственных сосновых и смешанных лесах горного Крыма, отдавая предпочтение влажным участкам. Этот небольшой гриб настоящий космополит: он «обитает» не только в европейских буковых массивах, его можно увидеть и в дубовых лесах Северной и Южной Америк. Интересно, что лаковица относится к группе так называемых «аммиачных грибов», которые предпочитают расти в местах лёжек теплокровных животных с высокой концентрацией испражнений. Растет лаковица аметистовая небольшими группами или одиночно. Плодовые тела образует в июле, октябре и ноябре. Насыщенным фиолетовым цветом может похвастать только в молодом возрасте, «старея» она выцветает, становясь бледно-розовой. Несмотря на весьма экзотичный вид, гриб считается съедобным. Но из-за мелких размеров и тонкой мясистой структуры популярности у любителей тихой охоты не обрел. Многих пугает и неординарный цвет лаковицы.







Грифола курчавая

Рогатик пестиковый

Сетконоска сдвоенная

(Диктиофора)

Саркосома шаровидная

Паутинник фиолетовый

Шишкогриб хлопьеножковый

Ежовик коралловидный

Ежовик кровоточащий

Спарассис курчавый

Решёточник красный

Звездовик створчатый

Рогатик коралловидный




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!