Тип урока: открытие новых знаний на основе жизненного опыта.
Вид урока: комбинированный
Цель урока: раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.
Задачи, направленные на формирование универсальных учебных действий:
Предметные результаты:
Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях
Правильно подбирать корм для птиц
Уметь изготовить простейшую кормушку
Знать правила подкормки птиц
Личностные:
Формирование интереса к изучению родной природы
Понимать важность заботы о зимующих птицах
Повышение уровня мотивации учебной деятельности
Формирование бережного отношения человека к птицам
Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения в природе
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Наблюдать и различать зимующих птиц по рисункам, по описаниям и в природе, знать их названия
Изготавливать простейшие кормушки
Подбирать для птиц корм
Запомнить правила подкормки птиц
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять
Определять и формулировать цель своей деятельность
Оценивать свои достижения
Учиться делать самооценку своей деятельности на уроке
Оборудование: Компьютер, мультимедиа, слайды, плакаты «Зимующие и перелётные птицы», аппликации и рисунки с изображением зимующих птиц ( для оформления класса), творческие работы детей, карточки с надписями корма для птиц, плакат
« Помоги птицам зимой».
Ход урока:
Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Показать настроение в начале урока ( солнышки, тучки)
Улыбнуться друг другу
Пожелать удачи ( хлопок рук)
Актуализация знаний.
Мы отправляемся в лес на лесную поляну. Вспомним , как вести себя в лесу.
( стих о поведении в лесу)
Если в лес пришёл гулять
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй
Только чур не забывай
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь
Испугаются зверюшки
Убегут с лесной опушки
Здесь не нужно всех ловить
Топать, хлопать, палкой бить
Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин дуб и лось
Их покой побереги
Ведь они нам не враги!
-Я вам расскажу сказку. Однажды собрались 4 волшебника – художника: ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ. Собрались и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали они друг за другом разрисовывать землю, луга, поля, леса. Первой взялась за кисть зима. Она ходит в больших мягких валенках по горам, лугам, полям, лесам, одевает деревья в белоснежный наряд, Белым ровным слоем покрыл снег землю. Ночью идёт снежок. А утром на снегу можно увидеть много таинственных значков, точек, чёрточек. Значит, ночью здесь были разные лесные жители.
Слайд 1
- Что это? ( следы птиц)
- А следы всех ли птиц можно увидеть на лесной поляне? ( нет)
-Почему? ( нет перелётных птиц , т.к. они улетают на юг нет корма и холодно)
- А как нам назвать этих птиц , которые оставляют эти следы? ( зимующие)
-О ком будем говорить на уроке?
3. Определение темы и целей урока.
- К нам на урок прилетели 2 птички: СИНИЧКА И ВОРОБЕЙ (диалог птиц)
ВОРОБЕЙ.
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!
СИНИЧКА
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?
Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
ВОРОБЕЙ
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
СИНИЧКА
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто поможет?
- О чём заставил вас задуматься разговор этих птиц?
- Над какой проблемой мы будем работать на уроке?
- Кто скажет тему урока? Слайд 2
- Поставьте цели:
1.Чему должны научиться?
2.Что должны узнать?
3. Какие знания нам помогут? ( птицы нашей местности, названия птиц, группы птиц)
4. Изучение нового материала. Каждый этап урока оценивается значком – птичкой.
Работа в группах: 4 группы
Правила работы в группах:
1. В группе должен быть ответственный.
2. Если не понял, переспроси.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Своё несогласие высказывай вежливо.
5. Работать должен каждый на общий результат.
6. Работать в группе дружно.
7. Не перебивать друг друга.
1. Собрать каждой группе птичку из деталей(пазлы).( 1 группа - дятел, 2 группа – клёст, 3 группа – синица, 4 группа – снегирь) Слайды 3,4,5,6 2. Рассказать об этой птичке по плану: План сообщения: 1.Название птицы. 2.Внешний вид птицы. 3.Где живут? 4.Чем питаются? - Как назвать этих птиц?(зимующие) Загадки. - А каких зимующих птиц вы знаете ещё? Отгадайте загадки. Маленький мальчишка Непоседа пёстрая В сером армячишке Птица длиннохвостая По двору шныряет Птица говорливая Крохи собирает ( воробей) Самая болтливая ( сорока) Известно с давних нам времён Окраска сероватая Что это птица – почтальон ( голубь) Повадка вороватая Крикунья хрипловатая Известная персона Кто это? ( ворона) |
Ну а кто скажите нам
Ловко лазит по стволам
Вверх и вниз и тут и там
Кто мелькает целый день?
Это птица ( поползень)
Слайд 7
Рассказ учителя об этой птичке.
( Эта птичка с размером с воробья, имеет голубовато – серый окрас, на головке проходит чёрная полоска, на хвосте есть белые пятна. Название этой птицы пошло от слова « ползать», она действительно ползает по стволу дерева вниз головой и вверх головой на ходу поворачивается и перепрыгивает. В сё это время она работает ищет насекомых в щелях деревьев. А зимой она вместе с синичками жмётся к человеческому жилью и прилетает на кормушки, она корм перетаскивает и прячет, делает запасы.)
Физкультминутка.
Руки вверх, руки вниз.
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем поприседаем,
Никогда не замерзаем
Работа над темой урока.
- Над какой проблемой мы работаем на уроке?
Самый опасный зимний период для птиц. Что опаснее холод или голод?
Корма очень мало и его трудно добывать из- под снега и птички жмутся к человеческому жилью.
Синичка нас спросила: Кто им поможет? ( человек)
- Можем ответить синичке?
Отгадайте загадку:
Что за стол среди берёз
Под открытым небом
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом? ( кормушка)
Слайд 8
Практическая работа.
Изготовление кормушки в группах.
На партах шаблоны картона, клей, верёвочки.
Алгоритм выполнения кормушки:
Распределите обязанности в группе.
Сложи по линиям бортики картона.
Склей края.
Завяжи узелки на кончиках верёвочек с одной стороны.
Просунь верёвочку в отверстие в бортиках.
Завяжи в узел 4 верёвочки.
Выполнение работы.
Представление творческих работ , выполненные дома с родителями кормушки.
Кормушки готовы. Что должны ещё сделать? ( подкормить)
Раздать карточки со словами корма в каждую группу
- Угостите свою птичку. Выберите корм, которым питается ваша птичка.
Какой сделаем вывод?( не всем кормом можно кормить)
Правила подкормки птиц.
Закрепление и обобщение в виде тестовых вопросов.
Слайды на экране 9, 10,11,12,13
С помощью сигнальных карточек – их у каждого ученика три ( 1,2,3), дети выбирают нужный ответ под цифрой.
1. Почему птицы осенью улетают на юг ?
1) становится холодно
2) земля покрывается снегом
3) нет корма
2. Какая птица зимующая?
1)сорока 2)грач 3)утка
3. Какая птица имеет ярко – красную грудку?
1)поползень 2) клёст 3) снегирь
4. Какие птицы ждут у кормушки кусочки сала?
1) снегири 2) синицы 3) вороны
5. Как помочь птицам зимой ?
1) развести костёр
2) сделать кормушки
3) устроить тёплое жильё
Итог урока. Рефлексия.
Слайд 14
- Можем мы ответить на вопрос, который звучит в теме урока?
- Чему научились? (делать кормушки, различать птиц)
-Что узнали? (чем кормить птиц, о птичке поползне)
Обратить внимание на выставку книг.
Оценим работу в группе:
Подсчитаем, сколько птичек прилетело на ваши кормушки.
Лист самоконтроля группы.
№ п/п | Мы выполнили эти действия: | Да | Нет |
1 | Мы собрали аппликацию птички | | |
2 | Мы отгадали загадки про птиц | | |
3 | Мы сделали кормушку для птиц | | |
4 | Мы правильно подобрали корм для птички | | |
5 | Мы работали дружно | | |
Оцените свои достижения:
У каждого ученика по 3 птички ( зелёная, оранжевая, розовая)
Посадите птичку на кормушку ( на ватмане нарисованы пустые кормушки)
Зелёная птичка - я всё запомнил, всему научился, всё получилось
Оранжевая птичка – всё получалось, но придётся повторить
Розовая птичка – я работал н уроке , но не очень запомнил и не всё получалось
Показать настроение в конце урока ( солнышко, тучки)