СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой?"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой?"»



Тип урока: открытие новых знаний на основе жизненного опыта.

Вид урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.

Задачи, направленные на формирование универсальных учебных действий:

Предметные результаты:

  • Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях

  • Правильно подбирать корм для птиц

  • Уметь изготовить простейшую кормушку

  • Знать правила подкормки птиц

Личностные:

  • Формирование интереса к изучению родной природы

  • Понимать важность заботы о зимующих птицах

  • Повышение уровня мотивации учебной деятельности

  • Формирование бережного отношения человека к птицам

  • Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения в природе

Метапредметные результаты:



Познавательные УУД:

  • Наблюдать и различать зимующих птиц по рисункам, по описаниям и в природе, знать их названия

  • Изготавливать простейшие кормушки

  • Подбирать для птиц корм

  • Запомнить правила подкормки птиц

Коммуникативные УУД:

  • Участие в диалоге

  • Обсуждать, слушать и понимать речь других

  • Отвечать на вопросы

  • Работать в группе

Регулятивные УУД:

  • Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять

  • Определять и формулировать цель своей деятельность

  • Оценивать свои достижения

  • Учиться делать самооценку своей деятельности на уроке



Оборудование: Компьютер, мультимедиа, слайды, плакаты «Зимующие и перелётные птицы», аппликации и рисунки с изображением зимующих птиц ( для оформления класса), творческие работы детей, карточки с надписями корма для птиц, плакат

« Помоги птицам зимой».



Ход урока:





  1. Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Показать настроение в начале урока ( солнышки, тучки)

Улыбнуться друг другу

Пожелать удачи ( хлопок рук)



  1. Актуализация знаний.



Мы отправляемся в лес на лесную поляну. Вспомним , как вести себя в лесу.

( стих о поведении в лесу)

Если в лес пришёл гулять
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй
Только чур не забывай

Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь

Испугаются зверюшки
Убегут с лесной опушки
Здесь не нужно всех ловить

Топать, хлопать, палкой бить
Ты в лесу всего лишь гость

Здесь хозяин дуб и лось

Их покой побереги

Ведь они нам не враги!




-Я вам расскажу сказку. Однажды собрались 4 волшебника – художника: ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ. Собрались и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали они друг за другом разрисовывать землю, луга, поля, леса. Первой взялась за кисть зима. Она ходит в больших мягких валенках по горам, лугам, полям, лесам, одевает деревья в белоснежный наряд, Белым ровным слоем покрыл снег землю. Ночью идёт снежок. А утром на снегу можно увидеть много таинственных значков, точек, чёрточек. Значит, ночью здесь были разные лесные жители.

Слайд 1

- Что это? ( следы птиц)

- А следы всех ли птиц можно увидеть на лесной поляне? ( нет)





-Почему? ( нет перелётных птиц , т.к. они улетают на юг нет корма и холодно)

- А как нам назвать этих птиц , которые оставляют эти следы? ( зимующие)

-О ком будем говорить на уроке?



3. Определение темы и целей урока.



- К нам на урок прилетели 2 птички: СИНИЧКА И ВОРОБЕЙ (диалог птиц)

ВОРОБЕЙ.

Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

СИНИЧКА
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?

Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

ВОРОБЕЙ
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

СИНИЧКА
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто поможет?


- О чём заставил вас задуматься разговор этих птиц?

- Над какой проблемой мы будем работать на уроке?

- Кто скажет тему урока? Слайд 2




- Поставьте цели:

1.Чему должны научиться?

2.Что должны узнать?

3. Какие знания нам помогут? ( птицы нашей местности, названия птиц, группы птиц)


4. Изучение нового материала. Каждый этап урока оценивается значком – птичкой.


Работа в группах: 4 группы


Правила работы в группах:



1. В группе должен быть ответственный.

2. Если не понял, переспроси.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Работать должен каждый на общий результат.

6. Работать в группе дружно.

7. Не перебивать друг друга.


1. Собрать каждой группе птичку из деталей(пазлы).( 1 группа - дятел, 2 группа – клёст, 3 группа – синица, 4 группа – снегирь)

Слайды 3,4,5,6

2. Рассказать об этой птичке по плану:

План сообщения:

1.Название птицы.

2.Внешний вид птицы.

3.Где живут?

4.Чем питаются?

- Как назвать этих птиц?(зимующие)

  1. Загадки.

- А каких зимующих птиц вы знаете ещё? Отгадайте загадки.


Маленький мальчишка Непоседа пёстрая

В сером армячишке Птица длиннохвостая

По двору шныряет Птица говорливая

Крохи собирает ( воробей) Самая болтливая ( сорока)


Известно с давних нам времён Окраска сероватая

Что это птица – почтальон ( голубь) Повадка вороватая

Крикунья хрипловатая

Известная персона

Кто это? ( ворона)



Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам

Вверх и вниз и тут и там

Кто мелькает целый день?

Это птица ( поползень)

Слайд 7


Рассказ учителя об этой птичке.

( Эта птичка с размером с воробья, имеет голубовато – серый окрас, на головке проходит чёрная полоска, на хвосте есть белые пятна. Название этой птицы пошло от слова « ползать», она действительно ползает по стволу дерева вниз головой и вверх головой на ходу поворачивается и перепрыгивает. В сё это время она работает ищет насекомых в щелях деревьев. А зимой она вместе с синичками жмётся к человеческому жилью и прилетает на кормушки, она корм перетаскивает и прячет, делает запасы.)



  1. Физкультминутка.

Руки вверх, руки вниз.
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем поприседаем,
Никогда не замерзаем


  1. Работа над темой урока.


- Над какой проблемой мы работаем на уроке?

Самый опасный зимний период для птиц. Что опаснее холод или голод?

Корма очень мало и его трудно добывать из- под снега и птички жмутся к человеческому жилью.

Синичка нас спросила: Кто им поможет? ( человек)

- Можем ответить синичке?

Отгадайте загадку:

Что за стол среди берёз

Под открытым небом

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом? ( кормушка)

Слайд 8



  1. Практическая работа.



  1. Изготовление кормушки в группах.

На партах шаблоны картона, клей, верёвочки.







Алгоритм выполнения кормушки:

  • Распределите обязанности в группе.

  • Сложи по линиям бортики картона.

  • Склей края.

  • Завяжи узелки на кончиках верёвочек с одной стороны.

  • Просунь верёвочку в отверстие в бортиках.

  • Завяжи в узел 4 верёвочки.

  • Выполнение работы.

  1. Представление творческих работ , выполненные дома с родителями кормушки.

  2. Кормушки готовы. Что должны ещё сделать? ( подкормить)

Раздать карточки со словами корма в каждую группу

- Угостите свою птичку. Выберите корм, которым питается ваша птичка.

Какой сделаем вывод?( не всем кормом можно кормить)

  1. Правила подкормки птиц.

  1. Закрепление и обобщение в виде тестовых вопросов.



Слайды на экране 9, 10,11,12,13

С помощью сигнальных карточек – их у каждого ученика три ( 1,2,3), дети выбирают нужный ответ под цифрой.


1. Почему птицы осенью улетают на юг ?

     1) становится холодно

     2) земля покрывается снегом

     3) нет корма


2. Какая птица зимующая?

1)сорока 2)грач 3)утка


3. Какая птица имеет ярко – красную грудку?

1)поползень 2) клёст 3) снегирь


4. Какие птицы ждут у кормушки кусочки сала?

1) снегири 2) синицы 3) вороны


5. Как помочь птицам зимой ?

   1) развести костёр

   2) сделать кормушки

   3) устроить тёплое жильё


  1. Итог урока. Рефлексия.

Слайд 14

- Можем мы ответить на вопрос, который звучит в теме урока?




- Чему научились? (делать кормушки, различать птиц)

-Что узнали? (чем кормить птиц, о птичке поползне)


  1. Обратить внимание на выставку книг.


  1. Оценим работу в группе:

Подсчитаем, сколько птичек прилетело на ваши кормушки.


Лист самоконтроля группы.

№ п/п

Мы выполнили эти действия:

Да

Нет

1

Мы собрали аппликацию птички



2

Мы отгадали загадки про птиц



3

Мы сделали кормушку для птиц



4

Мы правильно подобрали корм для птички



5

Мы работали дружно





  1. Оцените свои достижения:

У каждого ученика по 3 птички ( зелёная, оранжевая, розовая)

Посадите птичку на кормушку ( на ватмане нарисованы пустые кормушки)


Зелёная птичка - я всё запомнил, всему научился, всё получилось

Оранжевая птичка – всё получалось, но придётся повторить

Розовая птичка – я работал н уроке , но не очень запомнил и не всё получалось


  1. Показать настроение в конце урока ( солнышко, тучки)