СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Кто что ест"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме "Кто что ест"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Кто что ест"»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Подготовила:

студентка группы ПНК-4Б

Бормотова Анастасия




Конспект урока окружающего мира

Тема: «Кто что ест»



Место проведения: школа № 37, класс 3 «В»

Дата проведения: 16.11.2022


Методист: Мизина Светлана Владимировна

Учитель: Антоновская Ольга Владимировна



Дзержинск – 2022

Тема: Кто что ест

Класс: 3

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: знакомство с классификацией животных по типу питания.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Познакомить учащихся с моделированием цепей питания;

  2. Находить признаки приспособляемости животных к добыва­нию пищи и защите от врагов;

Развивающие:

  1. Развивать умение осуществлять самоконтроль во время урока;

  2. Расширять кругозор учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес к изучению окружающего мира.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Моделируют цепи питания;

  2. Называют признаки приспособляемости животных к добыва­нию пищи и защите от врагов;

Метапредметные:

ПУУД: умеют ориентироваться на страницах учебника;

РУУД: умеют принимать и сохранять учебную задачу;

КУУД: умеют высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

  1. Проявляют положительный интерес к изучению окружающего мира.

Оборудование: презентация, распечатки таблицы, карточки с заданиями.

План урока:

1. Организационный момент (1 мин)

2. Актуализация знаний и умений (8 мин)

3. Постановка задач урока (3 мин)

4. Открытие новых знаний (20 мин)

5. Первичное закрепление (7 мин)

6. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (1 мин)

7. Подведение итогов урока. Рефлексия (5 мин)

Ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент

Создание благоприятного климата в классе

– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Анастасия Ивановна. Проверьте всё ли у вас готово к уроку.

- У вас на партах должны лежать учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, дневник и пенал.

Приветствуют учителя.


Проверяют готовность к уроку.

РУУД: умение осуществлять самоконтроль

2. Актуализация знаний и умений.

Определение знаний учащихся

- Для начала давайте вспомним, что вы проходили на прошлом уроке. Домашнее задание у вас было следующее, в рабочей тетради на странице 42 задание номер 2. (спрашиваю несколько человек)

— Возьмите карточку с таблицей. В каждой группе отметь цифрами особенности строения животных.

Группа животных

Особенности строения

Насеко­мые

Птицы

Звери

1. Тело покрыто перьями.

2. Тело покрыто шерстью.

3. Три части тела: голова, грудь, брюшко.

4. Два крыла, две ноги.

5. Три пары ног.

6. Крылья и ноги прикрепляются к груди.

7. Рождаются из яиц.

8. Рождают живых детенышей, вскармли­вают их молоком
















(Ответ. Насекомые - 3, 5, 6. Птицы — 1, 4, 7. Звери — 2, 8.) (Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)

- А теперь проверим ваши ответы по слайду.

- Можно ли животных уголка живой природы, например че­репаху, попугая, щегла, назвать домашними?

(Ответ. Они относятся к особой группе: декоративные жи­вотные.)

- К каким группам животных ты отнесешь жабу, ящерицу, окуня? Опиши признаки этих групп животных.

(Ответ. Жаба: земноводные, кожа влажная, часть жизни про­водит в воде, другую на суше; ящерица: пресмыкающиеся, кожа сухая, покрыта чешуйками; окунь: рыбы, имеют плавники, тело покрыто чешуей.)

Проверяют домашнее задание.




Выполняют задание на карточках.


























Проверяют ответы по слайду.


Они относятся к особой группе: декоративные жи­вотные.

Жаба: земноводные, кожа влажная, часть жизни про­водит в воде, другую на суше; ящерица: пресмыкающиеся, кожа сухая, покрыта чешуйками; окунь: рыбы, имеют плавники, тело покрыто чешуей.

КУУД: Умение слушать и слышать,

РУУД: умение осуществлять самоконтроль

3. Постановка задач урока.

Определить предстоящую деятельность на уроке

— Назовите признаки живых организмов. (Дышат, пита­ются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.)

— А что необходимо для роста и развития животного? (Пи­тание.)

- Сегодня на уроке будем говорить о питании животных.

- Как вы думаете, какая тема урока?

- Тема сегодняшнего урока: «Кто что ест?»

- Какие задачи мы можем поставить на урок?

Дышат, пита­ются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.


Питание


Питание животных


Узнать, чем питаются животные;

ПУУД: умение грамотно формулировать речевые высказывания.

РУУД: умение осуществлять самоконтроль

4. Открытие новых знаний.

Знакомство с географическими моделями, понятиями «экватор», «меридиана»

  1. Беседа.

Питание животных.

— Прочитайте названия животных. (Слова записаны на доске.) Медведь, заяц, волк, стриж.

— Расскажите, чем питаются эти животные. (Ответ. Медведь всеяден, то есть ест и животную, и растительную пищу. Может есть желуди, орехи, корни, клубни и стебли ра­стений. В его рацион входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, мыши, суслики. Заяц летом ест травы, зимой — почки, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев. Волку достаточно съесть бобра, или кролика, или мышь, или птицу, и он будет сыт. Стае нужна крупная добыча — лось или баран. Их жертвами ста­новятся старые, больные или неопытные животные, поэтому волков называют санитарами леса. Стриж ловит на лету насекомых.)

— Разные животные питаются разной пищей. Как вы думае­те, как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищные животные, или хищники.)

— Чем еще питаются животные? (Растениями.)

— Приведите примеры животных, которые питаются расти­тельной пищей.

— Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (Растительноядные.)

— А как называются животные, которые питаются насекомы­ми? (Насекомоядные.)

— А еще есть животные, которых называют всеядными. По­чему их так назвали? (Они едят и растения, и животных.)

(Учитель составляет на доске схему с примерами и цветами: травоядные-зеленый, хищники-красный, насекомоядные-синий, всеядные-желтые.)

— Приведите примеры животных разных групп.

(Учитель записывает их под цифрами, побуждая учеников на­зывать примеры животных всех групп.)

Хищники: лиса, енот, песец, ласка, паук, морская звезда, стрекоза, щука, ястреб.

Растительноядные: дождевые черви, моллюски, большинство насе­комых, карп, сом, заяц, лось.

Насекомоядные: крот, землеройка, поползень, малиновка, уклейка, стерлядь, ящерица, выхухоль.

Всеядные: белка, барсук, медведь, ворона, галка, язь (рыба), рак.

Цепи питания.

- Животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

- Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания. Они начинаются с растений. Это первое звено.

Второе звено цепи - это растительноядные животные.

— Как вы думаете, почему? (Растениями питаются раститель­ноядные животные.)

Третье звено - насекомоядные или хищные животные.

— Давайте попробуем составить цепь питания белки. трава -»заяц - лиса.

— Составьте свои примеры цепей питания.

Кто как приспособился

— Прочитайте в учебнике текст на стр. 96.

— Как приспособились хищники к добыванию пищи? Приве­дите примеры. (Лиса — тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова — мягкое оперение делает полет бесшумным, ог­ромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.)

— Как приспособились животные к защите от хищников? Приведите примеры. (Заяц — быстрые ноги, цвет шубки зи­мой белый, летом — серый. У ежа — иголки. Ящерицы от­брасывают свой хвост. У божьей коровки — едкая кровь)

Выполнение заданий в рабочей тетради.

1 (с. 43).

— Прочитайте задание номер 1.

- Каких животных мы называем растительноядными?

- Каких животных называем хищными?

- Запишите по три названия животных каждой группы. (После выполнения задания проводится проверка.)

- Каких животных вы записали в первой строчке? Во второй? В третье?

2 (с. 44).

- Прочитайте задание номер 2.

- Давайте обсудим вместе. Как вы думаете, к какой группе мы можем отнести человека?

Медведь, заяц, волк, стриж.



Медведь всеяден, то есть ест и животную, и растительную пищу. Может есть желуди, орехи, корни, клубни и стебли ра­стений. В его рацион входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, мыши, суслики. Заяц летом ест травы, зимой — почки, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев. Волку достаточно съесть бобра, или кролика, или мышь, или птицу, и он будет сыт. Стае нужна крупная добыча — лось или баран. Их жертвами ста­новятся старые, больные или неопытные животные, поэтому волков называют санитарами леса. Стриж ловит на лету насекомых.


Хищные животные, или хищники.

Растениями

Растительноядные

Насекомоядные

Они едят и растения, и животных


Называют примеры.




















Растениями питаются раститель­ноядные животные.


Лиса — тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова — мягкое оперение делает полет бесшумным, ог­ромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.


Заяц — быстрые ноги, цвет шубки зи­мой — белый, летом — серый. У ежа — иголки. Ящерицы от­брасывают свой хвост. У божьей коровки — едкая кровь.



Хищники: лиса, енот, песец.

Растительноядные: дождевые черви, моллюски.

Насекомоядные: крот, землеройка, поползень.

Всеядные: белка, барсук, медведь.




Всеядный.

ПУУД: умение грамотно формулировать речевые высказывания.

РУУД: умение осуществлять самоконтроль

5. Первичное закрепление

Подведение итогов урока, выявление уровня усвоения нового материала

- А сейчас мы поработаем в парах. У вас на партах лежит карточка номер два. Приступаем к работе.

Работа по группам:

Раскрасить кружок в нужный цвет.

Названия животных


Название

группы

Группа по питанию

Ласточка

Ёж

Ящерица

Насекомоядные


Сова

Лиса

Рысь

Веядные


Ворона

Кабан

Барсук

Всеядные


Лесная мышь

Заяц

Лось

Косуля

Растительноядные


- А теперь проверим ваши ответы. К какой группе вы отнесли ласточку, еж ящерицу? Каким цветом раскрасили круг? (и так с каждым)

-Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все растения, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть)

– А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку)

– Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)

- Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.) В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

- Многое зависит от человека. Ведь именно он часто вторгается в природу, тем самым разрушая невидимые нити, которые там существуют.

- Ко всему, что цветет, растет, движется, нужно относиться уважительно. Надо помнить, что летящая божья коровка и ползущая гусеница спешат по своим важным делам. И эти дела важны не только для них, но и для жизни всей нашей планеты.

-Ребята, а надо ли уничтожать хищных животных?

Выполняют задание на карточках.






























Зайцу нечего буде есть



То не будут пищи и лисе, и волку


Она разрушится

КУУД: умение слушать и слышать.

РУУД: умение осуществлять самоконтроль.

6. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Ознакомить учащихся с домашней работой

-Домашним заданием будет прочитать в учебнике на страницах 96-97 и ответить на вопросы «Проверь себя» и в рабочей тетради выполните задания 3 и 6.

- Есть вопросы?

Слушают домашнее задание.

КУУД: умение слушать и слышать.

РУУД: умение осуществлять самоконтроль.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

Подвести итог урока

- Посмотрите сколько знаний мы сегодня получили о цепи питания, сколько открытий сделали. Попробуйте рассказать по схеме, что сегодня узнали о цепи питания.

- Посмотрите на слайд и продолжите фразу.

Животные и растения связаны между собой в …

В основе цепи питания находятся ………………

А заканчивают цепь – ……………………………

В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя……

- А теперь оцените свою работу на уроке. Солнышко – довольны своей работой на уроке, тучка – если у вас что-то на уроке не получилось.


Цепи питания


Растения


Хищники


Сеть питания




Оценивают свою работу на уроке.

КУУД: умение слушать и слышать.

РУУД: умение осуществлять самоконтроль.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!