2. Актуализация знаний и умений. | Определение знаний учащихся | - Для начала давайте вспомним, что вы проходили на прошлом уроке. Домашнее задание у вас было следующее, в рабочей тетради на странице 42 задание номер 2. (спрашиваю несколько человек) — Возьмите карточку с таблицей. В каждой группе отметь цифрами особенности строения животных. Группа животных | Особенности строения | Насекомые | Птицы | Звери | 1. Тело покрыто перьями. 2. Тело покрыто шерстью. 3. Три части тела: голова, грудь, брюшко. 4. Два крыла, две ноги. 5. Три пары ног. 6. Крылья и ноги прикрепляются к груди. 7. Рождаются из яиц. 8. Рождают живых детенышей, вскармливают их молоком | | | | | | | | | | | | | | | | (Ответ. Насекомые - 3, 5, 6. Птицы — 1, 4, 7. Звери — 2, 8.) (Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.) - А теперь проверим ваши ответы по слайду. - Можно ли животных уголка живой природы, например черепаху, попугая, щегла, назвать домашними? (Ответ. Они относятся к особой группе: декоративные животные.) - К каким группам животных ты отнесешь жабу, ящерицу, окуня? Опиши признаки этих групп животных. (Ответ. Жаба: земноводные, кожа влажная, часть жизни проводит в воде, другую на суше; ящерица: пресмыкающиеся, кожа сухая, покрыта чешуйками; окунь: рыбы, имеют плавники, тело покрыто чешуей.) | Проверяют домашнее задание. Выполняют задание на карточках. Проверяют ответы по слайду. Они относятся к особой группе: декоративные животные. Жаба: земноводные, кожа влажная, часть жизни проводит в воде, другую на суше; ящерица: пресмыкающиеся, кожа сухая, покрыта чешуйками; окунь: рыбы, имеют плавники, тело покрыто чешуей. | КУУД: Умение слушать и слышать, РУУД: умение осуществлять самоконтроль |
4. Открытие новых знаний. | Знакомство с географическими моделями, понятиями «экватор», «меридиана» | Беседа. Питание животных. — Прочитайте названия животных. (Слова записаны на доске.) Медведь, заяц, волк, стриж. — Расскажите, чем питаются эти животные. (Ответ. Медведь всеяден, то есть ест и животную, и растительную пищу. Может есть желуди, орехи, корни, клубни и стебли растений. В его рацион входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, мыши, суслики. Заяц летом ест травы, зимой — почки, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев. Волку достаточно съесть бобра, или кролика, или мышь, или птицу, и он будет сыт. Стае нужна крупная добыча — лось или баран. Их жертвами становятся старые, больные или неопытные животные, поэтому волков называют санитарами леса. Стриж ловит на лету насекомых.) — Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищные животные, или хищники.) — Чем еще питаются животные? (Растениями.) — Приведите примеры животных, которые питаются растительной пищей. — Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (Растительноядные.) — А как называются животные, которые питаются насекомыми? (Насекомоядные.) — А еще есть животные, которых называют всеядными. Почему их так назвали? (Они едят и растения, и животных.) (Учитель составляет на доске схему с примерами и цветами: травоядные-зеленый, хищники-красный, насекомоядные-синий, всеядные-желтые.) — Приведите примеры животных разных групп. (Учитель записывает их под цифрами, побуждая учеников называть примеры животных всех групп.) Хищники: лиса, енот, песец, ласка, паук, морская звезда, стрекоза, щука, ястреб. Растительноядные: дождевые черви, моллюски, большинство насекомых, карп, сом, заяц, лось. Насекомоядные: крот, землеройка, поползень, малиновка, уклейка, стерлядь, ящерица, выхухоль. Всеядные: белка, барсук, медведь, ворона, галка, язь (рыба), рак. Цепи питания. - Животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. - Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания. Они начинаются с растений. Это первое звено. Второе звено цепи - это растительноядные животные. — Как вы думаете, почему? (Растениями питаются растительноядные животные.) Третье звено - насекомоядные или хищные животные. — Давайте попробуем составить цепь питания белки. трава -»заяц - лиса. — Составьте свои примеры цепей питания. Кто как приспособился — Прочитайте в учебнике текст на стр. 96. — Как приспособились хищники к добыванию пищи? Приведите примеры. (Лиса — тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова — мягкое оперение делает полет бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.) — Как приспособились животные к защите от хищников? Приведите примеры. (Заяц — быстрые ноги, цвет шубки зимой — белый, летом — серый. У ежа — иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. У божьей коровки — едкая кровь) Выполнение заданий в рабочей тетради. № 1 (с. 43). — Прочитайте задание номер 1. - Каких животных мы называем растительноядными? - Каких животных называем хищными? - Запишите по три названия животных каждой группы. (После выполнения задания проводится проверка.) - Каких животных вы записали в первой строчке? Во второй? В третье? №2 (с. 44). - Прочитайте задание номер 2. - Давайте обсудим вместе. Как вы думаете, к какой группе мы можем отнести человека? | Медведь, заяц, волк, стриж. Медведь всеяден, то есть ест и животную, и растительную пищу. Может есть желуди, орехи, корни, клубни и стебли растений. В его рацион входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, мыши, суслики. Заяц летом ест травы, зимой — почки, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев. Волку достаточно съесть бобра, или кролика, или мышь, или птицу, и он будет сыт. Стае нужна крупная добыча — лось или баран. Их жертвами становятся старые, больные или неопытные животные, поэтому волков называют санитарами леса. Стриж ловит на лету насекомых. Хищные животные, или хищники. Растениями Растительноядные Насекомоядные Они едят и растения, и животных Называют примеры. Растениями питаются растительноядные животные. Лиса — тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова — мягкое оперение делает полет бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв. Заяц — быстрые ноги, цвет шубки зимой — белый, летом — серый. У ежа — иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. У божьей коровки — едкая кровь. Хищники: лиса, енот, песец. Растительноядные: дождевые черви, моллюски. Насекомоядные: крот, землеройка, поползень. Всеядные: белка, барсук, медведь. Всеядный. | ПУУД: умение грамотно формулировать речевые высказывания. РУУД: умение осуществлять самоконтроль |
5. Первичное закрепление | Подведение итогов урока, выявление уровня усвоения нового материала | - А сейчас мы поработаем в парах. У вас на партах лежит карточка номер два. Приступаем к работе. Работа по группам: Раскрасить кружок в нужный цвет. Названия животных | Название группы | Группа по питанию | Ласточка Ёж Ящерица | Насекомоядные | | Сова Лиса Рысь | Веядные | | Ворона Кабан Барсук | Всеядные | | Лесная мышь Заяц Лось Косуля | Растительноядные | | - А теперь проверим ваши ответы. К какой группе вы отнесли ласточку, еж ящерицу? Каким цветом раскрасили круг? (и так с каждым) -Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все растения, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть) – А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку) – Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится) - Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.) В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить. - Многое зависит от человека. Ведь именно он часто вторгается в природу, тем самым разрушая невидимые нити, которые там существуют. - Ко всему, что цветет, растет, движется, нужно относиться уважительно. Надо помнить, что летящая божья коровка и ползущая гусеница спешат по своим важным делам. И эти дела важны не только для них, но и для жизни всей нашей планеты. -Ребята, а надо ли уничтожать хищных животных? | Выполняют задание на карточках. Зайцу нечего буде есть То не будут пищи и лисе, и волку Она разрушится | КУУД: умение слушать и слышать. РУУД: умение осуществлять самоконтроль. |