Конспект урока по окружающему миру
«Кто такие птицы» в 1 классе
Учебные задачи, направленные на достижение - предметных результатов:
познакомить учащихся с характерным признаком птиц, формировать умение отличать птиц от других животных;
Познавательные:
учить выявлять признаки данного вида животных;
отличать новое от уже известного,
продолжать обучение практическому исследованию предметов.
Регулятивные:
ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц;
использовать жизненный опыт;
учить отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные:
умение работать в паре, вести учебный диалог;
формирование уверенности в себе;
учить оценивать свою работу и работу группы.
Личностные:
привлекать семью к проблеме помощи животным;
развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;
развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
Прогнозируемые учебные результаты: первоклассники познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять птиц среди других животных, описывать их.
Учебные материалы и оборудование для учителя и учащихся:
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, перья птиц, ножницы, стаканчик с водой, картинки птиц.
Ход урока
Орг момент:
сегодня 16 ноября,
день недели среда
время года осень
второй урок окружающий мир
- Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся глазками
А сейчас закроем глазки и внимательно послушаем (аудио запись)
Что же мы услышали? (Шум деревьев, пение птиц)
Давайте вспомним, какие бывают деревья? (Деревья бывают хвойные и лиственные)
Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (На хвойных иголки, на лиственных листья, осенью листья опадают, а хвоинки остаются)
— Ребята, а кто же пел в лесу? (Птицы)
— Предположите, о чем мы будем сегодня говорить. (О птицах.)
— Кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать.)
А ещё?
Сегодня мы попробуем узнать главное отличие птиц (на доске появляется знак ?)
Работа по теме урока 1. Игра «Кто больше»
— Вспомните, каких птиц вы знаете? (Дети называют
- А это какие птицы?
Молодцы! Сколько птиц назвали!
— Ребята, кто из вас знает, как отличить птиц от других животных? (Ответы детей.)
2. Работа по учебнику
— Давайте понаблюдаем и скажем, действительно ли главным признаком птиц является умение летать?
Рассмотрите рисунок. Каких животных вы узнали? (Летучую мышь, бабочку, курицу, белку- летягу.)
— Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)
А ещё? - (голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги, клюв)
- А теперь проверим. Правильно ли вы назвали части тела птицы (проверка по слайду)
- Что же есть у птицы?
- Правильно у птицы есть голова, клюв, шея, ноги, хвост, крылья и туловище
Обратите внимание на форму тела птицы. Какая она? (Гладкая, обтекаемая.)
- Для чего нужна птице такая форма тела? (Форма тела помогает птице преодолевать потоки воздуха и быстро летать)
-Эту особенность формы тела птиц люди давно подсмотрели и по её образу и подобию создали машину. Какую? (Самолёт) СЛАЙД
— Посмотрите ещё раз рисунок. Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)
— Можно ли отнести их всех к птицам?
Какое из животных относится к птицам? (Курица, у нее есть крылья.)
— Но ведь курица летает плохо, а ее ученые относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать — не самый главный признак птиц? Тогда что?
Посмотрите на наших птиц и найдите общий признак всех птиц. (Это перья.)
— Каких же животных мы будем называть птицами? (Тело которых покрыто перьями.)
- Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями (ПЛАКАТИК НА ДОСКУ И ПРОЧИТАТЬ ХОРОМ.
Не случайно птиц называют «пернатые»! (ПОВТОРИМ ХОРОМ)
Давайте вместе с птицами сделаем зарядку
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
1. Практическая работа в парах
— Чем покрыто тело птицы? (Перьями.)
Каких же животных мы будем называть птицами? (обращение к плакату)
Мы сейчас с вами будем настоящими исследователями. А цель нашего исследования узнать:
как устроены перья;
значение перьев.
(На каждой парте лежат разные перья птиц.)
— У вас на партах в файлах лежат разные перья. Достаньте их.
- Рассмотрите их внимательно. Сравните перья.
- Чем различаются? Чем похожи? (Формой, цветом, размером)
- Найдите вот такие жёсткие и упругие перья. Это полётные или маховые перья.
С их помощью птицы летают. (Слайд ).
- Маленькие - это контурные перья, они более мягкие покрывают тело птицы и защищают его (Слайд).
- Пуховые - самые мягкие, пушистые перья согревают птицу
- Для чего же нужны перья птице? (летать, сохранять тепло)
Несмотря на то, что перья отличаются друг от друга, они имеют общие особенности.
Проведём научное исследование.
- Возьмите любое перо и рассмотрите его.
- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера. Покажите его.
- Найдите бородки, покажите их
- Давайте возьмем лупу и рассмотрим перо, обратите внимание на то, как прочно они соединены. (показывают)
- Что случится, если сейчас подует ветерок?
( Перья полетят. Они лёгкие)
-Давайте проверим ваше предположение. Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него.
-Что случилось? (Они лёгкие, поэтому полетели.)
- Как вы думаете, а что находится внутри перьев?
-Давайте проверим, возьмите ножницы и среднее перо разрежьте. Что вы видите внутри? (Ничего. Внутри пусто, поэтому они очень лёгкие)
- Давайте будем дальше исследовать перо
- Опустите перо в воду. Выньте перо и посмотрите, изменилось ли оно? (нет)
- Намокло ли перо? (нет)
-Что происходит с капельками воды? ( вода скатилась капельками.)
- Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу? (Перья защищают птицу от воды и сырости)
Вывод. Действительно, перья защищают птицу от воды и сырости.
-Может, вы знаете, почему у птиц перья не намокают от воды? (ответ детей)
- У птиц есть особенная железа, которая находится над хвостом и выделяет жир, им они смазывают свои пёрышки и перья не намокают
- Для чего нужны птицам большие перья?
( Чтобы летать.)
- Для чего нужны маленькие пёрышки?
(Для тепла.)
- Итак, для чего же птице нужны перья? (ПЛАКАТИК ПЕРЬЯ нужны, чтобы: (появляется каждое слово отдельно)
летать,
сохранять тепло,
украшать)
- Итак, мы выяснили, что тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу.
- Ребята, пока вы исследовали перья, к нам пришла электронная почта. (Слайд)
УШКИ – УШКИ – УШКИ – птицы у кормушки
АТЬ – АТЬ – АТЬ – птицам надо помогать
ИТЬ – ИТЬ – ИТЬ – птичек можем мы кормить
- Птицы нас просят о помощи. Поможем птицам? Да!
- А как мы им можем помочь?
правильно, и я предлагаю вам дома с папами сделать кормушки
Рефлексия
- Сегодня на уроке вы были маленькими учёными.
- Какие важные для себя открытия вы сделали?
— Вернемся к вопросу урока. Каких животных называют птицами? (Тело которых покрыто перьями.) Можно заменить вопрос плакатиком «Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями»
– У вас на столе птички. Оцените свою работу на уроке.
– Если было интересно, легко, во всем разобрались – возьмите жёлтую птицу.
– Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – голубую птицу.