СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Мы - граждане России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

школа России

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Мы - граждане России"»

Тема: Мы - граждане России

Цель: формировать у учащихся представления о том, что зна­чит быть гражданином, о главе государства, Федеральном собра­нии и их работе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Анализ проверочной работы

(Учитель подводит итоги работы, которая была проведена на прошлом уроке, останавливается на заданиях, в которых было допущено наибольшее количество ошибок.

При необходимости выполнить работу над ошибками. Можно предложить учащимся аналогичные задания.)

2. Блицопрос

• Что такое конституция? (Основной закон страны.)

• Что такое законы? (Правила, обязательные для всех.)

• Главный документ, защищающий права человека. (Всеоб­щая декларация прав человека.)

• Когда отмечаем День прав человека? (10декабря.)

• Какой документ защищает права ребенка? (Конвенция о пра­вах ребенка.)

• Кто берет на себя заботу о ребенке, если он остался без ро­дителей? (Государство.)

• До какого возраста человек считается ребенком? (До 18 лет — так записано в конвенции.)

III. Самоопределение к деятельности

— На прошлом уроке мы познакомились с правами ребенка. Прочитайте тему урока: «Мы — граждане России».

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Рассказ учителя

Откуда взялось такое название — Россия? В стародавние вре­мена нашу страну называли Русью. Слово «Русь», как полагают ученые, произошло от слова «русло». Русло — это ложе реки, по которому она течет между берегов. Русь — страна рек.

У северян, ближе к Северному Ледовитому океану, где солнце бывает реже и светит не так ярко, как на юге, «русью» называют то место в доме, где светло, где пригревает солнышко. «Поставить цветок на русь», — говорят люди. Поэтому и спелую рожь кресть­яне называли «русой», человека со светлыми волосами — тоже русым.

Но еще русских называли россами. Отсюда и слово «рос­сияне», а страна — Россия. Такое название в языке закрепилось с XV в., когда русские стали объединяться в одно государство.

2. Работа по учебнику

— А вы являетесь гражданами России? (Да.)

— А что это значит — быть гражданином? (Высказывания детей.)

— Проверьте свои предположения, прочитав об этом второй абзац на с. 164 учебника. (Гражданин исполняет законы го­сударства, имеет право на поддержку и защиту государства, а также право на управление страной.)

3. Работа в группах

— Выполним задание 1 на с. 60 рабочей тетради. (2.) (Ученики обсуждают в группах и отмечают знаком «+» нуж­ный текст.)

4. Работа по учебнику

— А какие права вы еще имеете? (Высказывания детей.)

— Узнаем подробнее об этом из текста на с. 164—165 учебника. (Ученики читают текст.)

— О каких новых правах вы узнали? (Ответы детей.)

— А какие у гражданина есть обязанности? (Ответы детей.)

5. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выясним, что относится к правам, а что — к обязанностям, выполнив задание 3 на с. 61. Что из перечисленного от­носится к правам? (Охрана здоровья и медицинская помощь, получение образования, свободный выбор профессии.)

— Что из перечисленного относится к обязанностям? (Защи­та Отечества, участие в управлении делами государства, уплата установленных законом налогов и сборов, сохранение природы и окружающей среды.)

V. Физкультминутка

VI. Работа по новой теме

1. Беседа

— Кто является главой нашего государства? (Президент.)

— Кто является Президентом Российской Федерации? (Отве­ты детей.)

— Прочитайте о Президенте и о Правительстве нашего го­сударства на с. 165—166. Что нового вы узнали из текста? (Ответы детей.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

— Выполним задание 2 на с. 61.

(Ученики с помощью учебника дописывают определения.)

— Кто является главой нашего государства? (Президент.)

— Как называется парламент нашей страны? (Федеральное со­брание.)

— Из каких двух палат он состоит? (Из совета Федерации и Го­сударственной думы.)

3. Работа в парах

(Ученики выполняют задание 4 на с. 61 рабочей тетради.)

4. Викторина

1. Какие права у нас есть? (Право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени, на свободный труд и образование, на отдых и др.)

2. А какие обязанности есть у вас?

3. Кого выбирают граждане России? (Президента и предста­вителей органов государственной власти.)

4. Когда вы получите право быть избранным на государствен­ный пост? (Когда станем старше 18лет.)

5. Кто является главой государства? (Президент Российской Федерации.)

6. Чем он занимается? (Определяет основные направления вну­тренней и внешней политики.)

7. Президент приносит народу присягу. Что это значит? (Клянется уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать независимость и безопасность государства, верно служить народу.)

8. Из каких палат состоит Федеральное собрание? (Из Совета Федерации и Государственной думы.)

9. Чем они занимаются? (Государственная дума принимает за­коны, а Совет Федерации одобряет или отклоняет их.)

10. Когда закон вступает в силу? (Если Совет Федерации одоб­рил закон, он направляется на рассмотрение Президенту. Как только Президент его подписывает, закон вступает в силу.)

11. Кто решает важные вопросы жизни страны? (Правитель­ство Российской Федерации. Оно разрабатывает меры по раз­витию хозяйства, культуры и других областей жизни.)

5. Работа с CD (Просмотр презентации.)

VII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Удалось достигнуть поставленной цели?

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

VIII. Рефлексия

— Где можно применить новые знания?

— Что показалось наиболее интересным?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 164—167 учебника.

2. Выполнить задание 5 на с. 62 рабочей тетради.

Дополнительный материал Пословицы и поговорки о Родине

• Без корней и полынь не растет.

• Береги Родину как зеницу ока.

• Береги землю родимую как мать любимую.

• Всякому мила своя сторона.

• Герой — за Родину горой.

• Главное в жизни — служить Отчи




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!