Уметь: различать права и обязанности гражданина, прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства.
Челябинск, 2021 г.
Название этапа Метод, приём | Хроно метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Самоопределение к деятельности Словесный: слово учителя | 1 мин. | - Здравствуйте. Сначала тихо сядут мальчики, ещё тише сели девочки. - Настройтесь на работу и проверьте все ли готово к уроку окружающего мира. | Готовятся к уроку | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный метод: фронтальный опрос, диалог. Практический: тест | 5 мин. | - Ребята, давайте вспомним, о чём же вы говорили на прошлом уроке окружающего мира. - Что такое Конституция? - Какими правами обладает человек? 1. Установите соответствие между сказочными героями и нарушенными правами. 2. Отметь верные утверждения. А) Конституция – Основной закон нашей страны. Б) Слово «конституция» в переводе с латинского языка означает «заявление». В) В Конституции России сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». 3. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнком считается каждый житель планеты, НЕ ДОСТИГШИЙ: А) 12 лет Б) 16 лет В) 18 лет 4. Права человека принадлежат каждому: А) по его заслугам Б) по его желанию В) по праву рождения Г) по усмотрению начальства. 5. Как называется должность человека, который следит в нашей стране за соблюдением прав ребёнка? А) Ответственный за права ребёнка Б) Уполномоченный по правам ребёнка при Президенте Российской Федерации В) Судья по правам ребёнка | О Конституции, правах человека и ребенка Конституция – это книга с законами и правами человека. Право на жизнь, Право на свободу и т.п. 1.1243 2.А 3.В 4.В 5.Б | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р: саморегуляция Л: развитие познавательных интересов, учебных мотивов |
III. Постановка учебной задачи Словесный метод: слово учителя, диалог. Проблемное обучение: проблемная ситуация. | 4 мин. | - Послушайте стихотворение. Кто по улице идет? Необычный пешеход. У него пятьсот имен: На заводе слесарь он, В яслях он - родитель, В кинотеатре - зритель, А пришел на стадион - И уже болельщик он. Он кому-то сын и внук, Для кого-то близкий друг. Он - мечтатель в дни весны, Он - защитник в дни войны. И всегда, везде и всюду - Гражданин своей страны! - Какие здесь прозвучали ключевые слова в соответствии нашей теме урока? - Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока? - Какие цели мы поставим? | Слушают стихотворение Гражданин своей страны! Тема нашего урока: «Мы - граждане России». Мы должны узнать информацию про Федеральное собрание, правительство российской Федерации. | П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели Р: целеполагание. К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
IV. «Открытие» нового знания Словесный: слово учителя Практически: чтение Динамическая пауза | 8 мин. | - Все граждане имеют права и обязанности. О них говорится в Конституции РФ. Важнейшие из них права на свободу и личную неприкосновенность, на личную и семейную тайну, на отдых и многие другие. - С 18 лет мы имеем право участвовать в управлении делами государства. Граждане России выбирают главу государства и представителей органов государственной власти. Право быть избранным на государственный пост имеет любой гражданин нашей страны. - Важные обязанности граждан нашей страны – соблюдение Конституции и законов России, забота о сохранении природы, исторического и культурного наследия, защита Отечества. - Теперь найдите заголовок «Президент России». Читаем текст по абзацу. Теперь находим «Федеральное собрание и Правительство РФ». Читаем по абзацу. - Сейчас все встаем. Предлагаю вам немного размяться. Нет на свете Родины красивей – (шагают на месте) Боевой страны богатырей. (изображают «богатырей») Вот она, по имени Россия, От морей простёрлась до морей. (шагают на месте и широко разводят руки) | Слушают учителя Читают новый материал Повторяют движения | П: установление причинно-следственных связей. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
V. Первичное закрепление Словесный: беседа Словесный: беседа | 6 мин. | - Какие права у нас есть? - Назовите главную обязанность граждан нашей страны? - Какие у вас есть обязанности? - Какое еще право имеет гражданин? - Кого выбирают граждане России? - Когда вы получите право быть избранным на государственный пост? - Кто является главой государства? - Чем он занимается? - Когда был избран Президентом РФ В.В. Путин? - Из каких палат состоит Федеральное собрание? - Чем они занимаются? - Когда закон вступает в силу? - Кто решает важные вопросы жизни страны? - Верно. Молодцы. | - Право на жизнь и свободу и личную неприкосновенность, на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени, на свободный труд и образование и другие. - Забота о сохранении природы. - Помогать родителям, убираться в своей комнате. - Участвовать в управлении делами государства. - Президента, и органы исполнительной власти. - в 18 лет. - Президент РФ. - Определяет основные направления внутренней и внешней политики. - 2000 год. - Совет федерации и Государственной думы. - Государственная дума принимает законы, а Совет Федерации одобряет или отклоняет их. - После одобрения его государственной думой и подписью его Президента. - Правительство Российской Федерации. | П: структурирование знаний К: умение вступать в учебный диалог, аргументация своего мнения |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: задания в рабочей тетради | 5 мин. | - Откройте рабочие тетради на странице 60. - Сейчас каждый самостоятельно делает три задания. В конце урока вы ее сдадите и получите отметку. - Если у вас возникают вопросы, то поднимите руку. | Выполняют задания в рабочей тетради. | П: структурирование знаний. Р: умение контролировать и оценивать учебные действия |
VII. Включение в систему знаний Наглядный: видеоматериал Словесный: беседа | 4 мин. | - Сейчас я включу вам 2 видеоматериала, в котором будет дополнительная информация про паспорт РФ. - Слушаем внимательно, буду задавать вопросы. - Во сколько лет меняют паспорт? - Когда началась история паспорта? В каком веке? - Кому его выдавали? - Где выдают паспорт? | Смотрят видеоматериалы В 20 и 45 лет В 18 веке Его выдавали торговцам, которые много путешествовали по России МВД России | П: установление причинно-следственных связей. К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; |
VIII. Рефлексия Словесный: ответы на вопросы, беседа | 2 мин. | - Давайте вспомним то, что прошли на уроке и ответим на эти вопросы. - Как звучала тема нашего урока? - Какие цели мы ставили? - Узнали ли вы что-то новое? - Закрепили свои знания? - Как вы думаете. Каких ребят мы можем оценить за этот урок? Кому мы можем поставить отметку? - Полностью согласна. Спасибо за урок! Домашнее задание: пересказ стр. 114-116 | Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке | Р: анализировать собственную работу. К: умение слушать и вступать в диалог. |