СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру на тему "Комнатные растения" (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Комнатные растения" (2 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 41» г. Рязани









ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ВО 2 А КЛАССЕ

"Комнатные растения"









Подготовила и провела

учитель начальных классов

Конькова Л.Н.,

высшая квалификационная категория





2022 - 2023 учебный год




Тема урока: Комнатные растения.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить с комнатными растениями, научить определять комнатные растения и находить в атласе-определителе информацию о них, показать их роль в жизни человека, рассказать о правилах ухода за комнатными растениями.

Планируемые результаты учащихся:

понятия: комнатные растения, правила ухода за комнатными растениями;

предметные результаты:

научатся определять комнатные растения и находить в атласе-определителе информацию о них; узнают, как в наших домах появились "живые украшения";

получат возможность научиться: формулировать правила ухода за комнатными растениями; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Универсальные учебные действия:

регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере.

познавательные:

обще-учебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии комнатных растений;

логические – осуществление поиска существенной информации.

коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника.

Оборудование:

  1. А. А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир» для 2 класса. 1 часть. Москва, «Просвещение», 2020 г.

  2. А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику 2 класса «Окружающий мир». 1 часть. Москва, «Просвещение», 2020 г.

  3. А. А. Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба». Москва, «Просвещение», 2020 г.

  4. Мультимедийная презентация.

  5. Комнатные растения: фиалка, монстера, китайская роза, герань, кактус, хлорофитум, орхидея, папоротник, сансевьера.

  6. Карточки для работы в группе.

  7. Карточки для проверки домашнего задания.

  8. Творческие работы учащихся: поделка "Кактус".

Ход урока.

Этапы урока

Содержание урока

Примечание

1. Организационный

момент.

Психологическая

поддержка.


2. Сообщение темы

и целей урока.







3. Повторение. Работа на карточках. Взаимопроверка.

















4. Актуализация

новых знаний.

Проблемная

ситуация.






5. Работа над новым

материалом.

Работа в группах.

Работа с атласом-

определителем.





































































6. Физкультминутка

для глаз.




































































































7. Работа по учебнику.











8. Практическая

работа.










































9. Физкультминутка.





10.

Включение нового

знания в систему.

Работа в группах.





















12. Итог урока.






13. Рефлексия

деятельности на

уроке.

Самооценка.




Мы - умные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Учитель. – Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл в гости? Вам знакомы эти герои? (Это Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха.)

- А что они принесли с собой? (Комнатные растения.)

- Ребята, попробуйте угадать, о чём Муравьишка и Мудрая черепаха хотят поговорить на уроке сегодня? (Наверное о комнатных растениях.)

Учитель открывает на доске тему урока: Комнатные растения.

- Сформулируйте цели урока.

- Будем учиться определять комнатные растения и находить в атласе-определителе информацию о них. Научимся ухаживать за комнатными растениями.

- Но сначала давайте повторим то, о чём узнали на прошлом уроке. На какие группы, в зависимости от того, как растут растения - сами по себе или кто-то за ними ухаживает, их можно разделить? (Их можно разделить на две группы: дикорастущие и культурные.)

Игра "Не ошибись!"

- На карточках подчеркните синим цветом дикорастущие растения, а оранжевым - культурные.

Взаимопроверка.

Работа на мультимедийной доске.

- На какие группы можно разделить культурные растения?

(Культурными бывают деревья, кустарники, травянистые растения.)

- Приведите примеры.

Вишня - культурное дерево,

помидор - культурное травянистое растение,

овёс - культурное травянистое растение,

гладиолус - культурное травянистое растение,

крыжовник - культурный кустарник,

лён - культурное травянистое растение.)


(Культурные растения можно разделить на группы: овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.)

- Приведите примеры.

Вишня - плодовое растение,

помидор - овощное растение,

овёс - зерновое растение,

гладиолус - декоративное растение,

крыжовник - плодовое растение,

лён - прядильное растение.)

Проблемный вопрос.

- К какой группе растений можно отнести комнатные растения? Докажи.

(Комнатные растения относятся к группе культурных растений (декоративных). Среди них большинство травянистых растений, хотя есть и кустарники, и деревца. Цветы всегда привлекали человека своей красотой и ароматом. Чтобы выращивать декоративные растения, надо знать условия, необходимые для хорошего роста цветов.)

- Отправляемся в путешествие.

Работа на карточках в группах.

- У вас на карточках жёлтого цвета дано описание комнатного растения. Вы должны определить название комнатного растения и найти его в нашем классе. Если возникнет затруднение? ... (Мы воспользуемся атласом-определителем.)

- На страницах 22 - 31.

Вспомните правила работы в группе.

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси.

- Возьмите листочки жёлтого цвета. Приступили к работе. (Смотри приложение № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7.)

Группа № 1.

- Назовите комнатное растение и покажите его в классе.

(Растение имеет мясистые листья, густо покрытые волосками, и многочисленные небольшие цветки. Родина растения - Африка. Это фиалка.)

- Послушайте об этом растении. Подготовленные дети делают мини - доклады.

Когда и где появились фиалки?

История превращения скромной Золушки в принцессу началась в 1893 году. Незадолго до этого барон Вальтер фон Сен-Поль нашёл в лесах Восточной Африки, у подножия Узамбарских гор, интересное растение. Бледно-голубые цветочки с ярко-жёлтыми пыльниками напомнили путешественнику лесные фиалки, растущие в его родной Бельгии. Он собрал семена и переслал их в Европу своему отцу. Известный ботаник Герман Венланд описал зацветшие у него растения как новый род и назвал его, в честь первооткрывателя - «сенполия». А название «узамбарская фиалка» было получено от названий гор, где был обнаружен цветок и также за сходство его формы с цветком обыкновенной душистой фиалки.

       В настоящее время в мире существует пять тысяч разных сортов фиалок. И каждый год появляются новые сорта.

Группа № 2.

- Назовите комнатное растение и покажите его в классе.

(Южное растение с толстыми сочными стеблями, покрытыми колючками, волосками. Это кактус.)

Мини - доклад.

- Кактусы родом из Южной и Северной Америки. Они легко могут жить в горячих и засушливых местах. Всё их строение приспособлено к накоплению влаги. Во время длительного засушливого периода кактус пьёт свою воду. Он похож на бочку с водой.

Колючки у кактусов – это оказывается, их листья. Цветы у кактуса могут быть самыми разными по форме и расцветке. В пустыне цветут они одну ночь, а днём вянут от жары.

Кактус - не только красивое, но и полезное растение. У этих растений есть уникальная способность: они поглощают углекислый газ и выделяют кислород ночью, в то время как остальные растения насыщают воздух кислородом только днём. Кактусы – одно из любимых пищевых растений во множестве стран. Ещё кактусы используют для изготовления лекарств.

Группа № 3.

- Назовите комнатное растение и покажите его в классе.

(Очень распространённое комнатное растение. Цветы белые, розовые, малиновые, красные, похожи на разноцветные шарики. Родина - Африка. Это герань.)

Мини - доклад.

- Есть растения, которые не только радуют глаз, но уже одно их присутствие делает нас здоровее. Это герань, или, по-научному, пеларгония. Она красиво цветёт, отличается замечательным запахом и обладает целым набором разнообразных полезных качеств. Современные исследования показали, что герань очищает воздух. Вещества, выделяемые этим растением, дезинфицируют помещения, повышают умственную и физическую активность. 

Учитель.

- Ребята, а давайте попробуем представить, что вы превратились в бабочек. Встаньте со своих мест.

Утром бабочка проснулась,

(поморгать глазами)

Улыбнулась, потянулась

(посмотрели направо, налево)

Раз – росой она умылась,(закрыли глаза руками)

Два – изящно покружилась,

(смотрим на указательный палец, рисуем в воздухе 8)

Три нагнулась и присела,

(сели на корточки и посмотрели вниз)

На четыре – улетела.

(встали на носочки, посмотрели вверх)


Группа № 4.

- Назовите комнатное растение и покажите его в классе.

(Кустарник или деревце, которое, если его не обрезать, может вырасти выше 4 м. Цветёт с весны до зимы, хотя отдельные цветки живут недолго - день или два. Родина - Китай. Это китайская роза.)

Мини - доклад.

- Красиво цветущее дерево родом из Китая - «гибискус», в народе так и называется «китайская роза». У большинства видов листья похожи по форме на листья нашей берёзы, но более крупные, глянцевые, блестящие. Цветёт часто, цветки крупные, красные или розовые, жёлтые, махровые действительно похожи на розу. Из их лепестков заваривают чай - каркаде.

Группа № 5.

- Назовите комнатное растение и покажите его в классе.

(В переводе с греческого языка - "зелёное растение", замечателен длинными свешивающимися усами, на которых вырастают молодые растеньица-детки. Родина - Африка. Это хлорофитум.)

Мини - доклад.

- Хлорофитум – одно из самых распространённых комнатных растений. Почему? Он быстро растёт; у него красивые листья (до 20 см в длину); весной и летом на длинных тонких побегах появляются сначала мелкие белые цветочки, а потом крошечные розетки листьев.

Чем полезен хлорофитум? Хлорофитум – лучший чистильщик воздуха. Он очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Одного растения хлорофитума достаточно для очистки воздуха на кухне. Учёные предлагают его для очистки воздуха в космических кораблях, где проветривание невозможно.

Группа № 6.

- Назовите комнатное растение и покажите его в классе.

(Мощная лиана из тропических лесов Америки. У неё большие, причудливо вырезанные листья и длинные воздушные корни, похожие на змей. Это монстера.)

Мини - доклад.

- Легенда. Монстера, или Растение, которое оклеветали. Монстера получила своё название от слова “монстр” - “чудовище”. Европейские путешественники, впервые попавшие в Южную Америку, рассказывали, будто в тропических лесах под большими лианами находили скелеты людей. “Отчего эти люди погибли? – строго спрашивали журналисты. И сами же отвечали: - Не иначе, как растение, под которым уснули путники, задушило их своими страшными, свисающими наподобие плетей воздушными корнями! А потом выпило из них всю кровь”. Скоро выяснилось, что растения были совершенно неповинны в смерти людей: те умирали по другим причинам. Одной из причин была война между людьми. Но страшное имя за лианой с воздушными корнями сохранилось. Хотя сегодня её уже никто не боится. Группа № 7. - Назовите комнатное растение и покажите его в классе. (Растение с узкими длинными листьями в народе часто называют "щучий хвост". Родина - Африка. Это сансевьера.) Мини - доклад.

Сансевьера названа в честь итальянского князя Сансевиеро. Сансевьера отличается неброской, но притягательной красотой плотных, собранных в пучок декоративных листьев, взметнувшихся вверх или расходящихся в стороны; она удивительно элегантна и на редкость неприхотлива. За форму и расцветку листьев сансевьеру называют в народе "щучий хвост", "кукушкин хвост", "тёщин язык". На родине сансевьера используется для получения тканей, верёвок, а также растёт в качестве живой изгороди. Это растение очищает воздух от микроорганизмов, поэтому очень полезно размещать в помещениях с большим количеством людей.

Учитель.

- Назовите это растение. (Учитель показывает орхидею.) Орхидея - самое очаровательное из всех комнатных растений. Цветы комнатных орхидей бывают окрашены в белый, розовый, жёлтый, оранжевый, красный, фиолетовый, сиреневый цвета. Орхидеи - одни из древнейших цветов, их считают "Афродитой" всего цветочного царства. Родина - Южная Америка. Мини - доклад. - Древняя легенда рассказывает о происхождении орхидей. После сильного дождя на небе появилась разноцветная радуга. Все духи слетелись для того, чтобы занять местечко на радуге. Под их тяжестью радуга провисла и рухнула на землю, рассыпавшись на тысячи разноцветных осколков. Те из них, которые были пойманы деревьями, превратились в орхидеи. С этого началось шествие орхидей по земле.


Учитель.

- Для чего выращивают комнатные растения? Зачем они нужны в наших помещениях?

(Забота о комнатных растениях делает человека добрее. Комнатные растения создают уют, приносят пользу. Они увлажняют и очищают воздух, тем самым облегчают людям дыхание. Некоторые растения содержат целебные вещества и оказывают помощь при различных заболеваниях. Когда за окном снег, зима, на окошке – лето, цветущий сад! Становится приятно и поднимается настроение.)

(Комнатные растения - это источник ... красоты, доброты, чистого воздуха, хорошего настроения, здоровья.)

Учитель.

- Недостаточно просто знать название и происхождение комнатного растения. За каждым растением надо ухаживать, чтобы оно росло здоровым и красивым. Комнатным растениям, как и всем другим, необходимы: тепло, свет, вода, почва, богатая питательными веществами, воздух.

Многие правила ухода за комнатными растениями вы знаете. Но не все. Прочитайте семь правил в учебнике на страницах 78 - 79. Подумайте: что вам уже известно, а о чём мы с вами ещё не говорили?

Как ухаживать за комнатными растениями.

1. Большинство комнатных растений нужно ставить ближе к свету.

2. Нельзя поливать растения холодной водой. Вода должна быть комнатной температуры.

3. Обычно растение поливают летом каждый день или через день, зимой - реже.

4. Лейку при поливе надо держать низко над горшком, чтобы почва не разбрызгивалась.

5. Многие растения нужно опрыскивать водой с помощью специального опрыскивателя.

6. Рыхлить почву лучше всего палочкой после полива, когда она немного просохнет. Рыхлят только на поверхности и только по краю горшка.

7. Один раз в месяц надо протирать гладкие крупные листья растений влажной губкой или тряпкой.

Учитель.

Вызываю детей к столу и они поливают растения.

Один ученик поливает герань. Носик лейки прислоняет к горшку и наклоняет лейку, чтобы вода текла осторожно.

Другой ученик поливает фиалку. Наливает воду в поддон.

Третий ученик рыхлит землю деревянной палочкой.

Четвёртый ученик опрыскивает из пульверизатора листья папоротника.

Пятый ученик вытирает влажной тряпочкой листья монстеры. Ученик кладёт на правую ладошку тряпочку, а на левую - листочек и аккуратно от стебелька до конца листочка протирает.

Шестой ученик аккуратно сметает кисточкой пыль с листочков фиалки, так как листья фиалки боятся воды, и они могут загнить.

Седьмой ученик аккуратно обрезает засохший листочек.


Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

На столах у детей лежат раздаточные игровые пособия серии "Карусель".

Работа в группах.

"Карусель" состоит из трёх кругов. На большом (внешнем) круге в каждом секторе даны названия растений. На среднем - рисунки растений, на малом (третьем) - одна из отличительных деталей растения - листья, цветки.

Правила игры.

В процессе игры учащиеся выполняют последовательно четыре действия по вертикали:

1) на большом круге выбирают название растения, устанавливают над ним контрольный язычок;

2) рассматривает картинки с изображением растений на среднем круге, находит картинку, которая, по мнению детей, является рисунком того растения, которое имеет выбранное название, путём вращения второго круга рисунок выбранного растения подводит под название;

3) рассматривает картинки на малом круге, находит изображение отличительной детали этого растения, путём вращения третьего круга подводит рисунок отличительной части под рисунок всего растения;

4) переворачивают "Карусель" и проверяют своё решение.

- Покажите на игровом пособии: пеларгонию, кактус, сенполию.

Учитель.

- Ребята, назовите известные вам комнатные растения.

Для чего человек выращивает эти цветы?

(Комнатные растения - это источник ... красоты, доброты, чистого воздуха, хорошего настроения, здоровья.)

Перечислите правила ухода за комнатными растениями.

Учитель.

- Наш урок (путешествие) подходит к концу.

У вас на столах лежат карточки с изображением "солнышка" и "тучки".

- Кто сегодня на уроке сделал для себя открытие, активно работал на уроке, кому на уроке было интересно - поднимите солнышко.

- Кому урок не подарил хорошего настроения - тучку.

- Вы молодцы! Спасибо за урок!







Слайд 3.
















Слайд 4.





Слайд 5.


Слайд 6.



Слайд 7.







Слайд 8.



Слайд 9.







Слайд 10.









Слайд 11.


















Слайд 12.





Слайд 13.


















Слайд 14.



Слайд 15.

















Слайд 16.





Слайд 17.










Слайд 18.















Слайд 19.






Слайд 20.








Слайд 21.






Слайд 22.












Слайд 23.





Слайд 24.

















Слайд 25.




Слайд 26.













Слайд 27.






Слайд 28.




















Слайд 29.






Слайд 30.






Слайд 31.
































Слайд 32.






Слайд 33.


























Слайд 34.
















Приложение к уроку.


Группа № 1.

Растение имеет мясистые листья, густо покрытые волосками, и многочисленные небольшие цветки. Родина растения - Африка.


Группа № 2.

Южное растение с толстыми сочными стеблями, покрытыми колючками, волосками.


Группа № 3.

Очень распространённое комнатное растение. Цветы белые, розовые, малиновые, красные, похожи на разноцветные шарики. Родина - Африка.


Группа № 4.

Кустарник или деревце, которое, если его не обрезать, может вырасти выше 4 м. Цветёт с весны до зимы, хотя отдельные цветки живут недолго - день или два.

Родина - Китай.



Группа № 5.

В переводе с греческого языка - "зелёное растение", замечателен длинными свешивающимися усами, на которых вырастают молодые растеньица-детки. Родина - Африка.


Группа № 6.

Мощная лиана из тропических лесов Америки. У неё большие, причудливо вырезанные листья и длинные воздушные корни, похожие на змей.


Группа № 7.

Растение с узкими длинными листьями в народе часто называют "щучий хвост".

Родина - Африка.




Карточка для проверки домашнего задания.


Игра "Не ошибись".


Подчеркни синим цветом дикорастущие растения, а оранжевым - культурные растения.


Вишня, сосна, помидор, одуванчик, клён, овёс, гладиолус, крыжовник, лён, орешник.















Группа № 1.


Растение имеет мясистые листья, густо покрытые волосками, и многочисленные небольшие цветки. Родина растения - Африка.


Смотри в атласе-определителе стр. 22 - 23.





Группа № 2.


Южное растение с толстыми сочными стеблями, покрытыми колючками, волосками.


Смотри в атласе-определителе стр. 24 - 25.





Группа № 3.


Очень распространённое комнатное растение. Цветы белые, розовые, малиновые, красные, похожи на разноцветные шарики. Родина - Африка.


Смотри в атласе-определителе стр. 22 - 23.





Группа № 4.


Кустарник или деревце, которое, если его не обрезать, может вырасти выше 4 м. Цветёт с весны до зимы, хотя отдельные цветки живут недолго - день или два.

Родина - Китай.


Смотри в атласе-определителе стр. 24 - 25.





Группа № 6.


Мощная лиана из тропических лесов Америки. У неё большие, причудливо вырезанные листья и длинные воздушные корни, похожие на змей.


Смотри в атласе-определителе стр. 28 - 29.






Группа № 5.


В переводе с греческого языка - "зелёное растение", замечателен длинными свешивающимися усами, на которых вырастают молодые

растеньица-детки. Родина - Африка.


Смотри в атласе-определителе стр. 28 - 29.





Группа № 7.


Растение с узкими длинными листьями в народе часто называют "щучий хвост". Родина - Африка.


Смотри в атласе-определителе стр. 28 - 29.




































Подчеркни синим цветом дикорастущие растения, а оранжевым - культурные растения.



Вишня, сосна, помидор, одуванчик, клён, овёс, гладиолус, крыжовник, лён, орешник.





Подчеркни синим цветом дикорастущие растения, а оранжевым - культурные растения.



Вишня, сосна, помидор, одуванчик, клён, овёс, гладиолус, крыжовник, лён, орешник.





Подчеркни синим цветом дикорастущие растения, а оранжевым - культурные растения.



Вишня, сосна, помидор, одуванчик, клён, овёс, гладиолус, крыжовник, лён, орешник.





Подчеркни синим цветом дикорастущие растения, а оранжевым - культурные растения.



Вишня, сосна, помидор, одуванчик, клён, овёс, гладиолус, крыжовник, лён, орешник.





Подчеркни синим цветом дикорастущие растения, а оранжевым - культурные растения.



Вишня, сосна, помидор, одуванчик, клён, овёс, гладиолус, крыжовник, лён, орешник.





Подчеркни синим цветом дикорастущие растения, а оранжевым - культурные растения.



Вишня, сосна, помидор, одуванчик, клён, овёс, гладиолус, крыжовник, лён, орешник.