I. Этап самоопределения к деятельности (Словесный : слово учителя) | Здравствуйте, меня зовут Абдуллаева Жала Исмаиловна Сегодня урок окружающего мира проведу я. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Как Кутузов бил французов Узнать сегодня предстоит. | -Приветствовать учителя; -Эмоциональный настрой на урок |
II. Актуализация знаний и мотивация (Словесный : беседа) | - Прежде чем приступить к изучению новой темы, вспомним, каких успехов достигла Россия к началу 19 века. Проведём интеллектуальную минутку. Внимание на слайд. - Какое прозвище получил Петр I в истории России? - Какой город был построен по приказу Петра I? - Что нового появилось в России при Петре I? - Какая императрица продолжила дело Петра I? - Какие перемены в России произошли при Екатерине II? | отвечают |
III. Постановка учебной задачи (Словесный : беседа) | Сегодня мы отправимся с вами в путешествие во времени, для того чтобы узнать год, в который мы отправимся, надо решить математическую задачу: “Этот год можно записать двумя двузначными числами; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе, меньше первого на 6 ”. - Правильно, это 1812 год. Этот год был непростым для России, а почему вы узнаете сегодня на уроке. (На доске табличка с датой) - Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нём. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают от какого крепкого корня, ведут свой род. О таком событии и пойдёт речь. - Послушайте отрывок из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова. Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! - Скажите, о чём говорится в стихотворении? - Как вы думаете, почему мы начали урок с 1812 года и с отрывка из этого стихотворения? - Между какими странами происходили боевые сражения? - Да, о военных событиях, которые произошли в 1812 году, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Бородино”. Вот об этих событиях мы будем говорить сегодня на уроке. Тема нашего урока “Отечественная война 1812 года”. - О чем вы хотите узнать сегодня на уроке? - Какие цели мы поставим перед собой? | Отечественная война 1812года -Постановка цели и задач урока |
IV. Открытие нового знания Словесный: монолог учителя | - К началу 19 в. Россия стала одним из самых могущественных государств Европы. Всё это привлекало чужеземных захватчиков. И в июне 1812 года многотысячная французская армия во главе с императором Франции Наполеоном вторглась в пределы Российского государства и начала войну против России. Это было великое испытание для нашего народа и одна из самых славных страниц российской истории. - Почему война 1812 года получила название Отечественная? - Исследуем тему урока и попытаемся сегодня ответить на этот вопрос. | Слушают учителя. |
Практический: работа с учебником | - Ребята, сейчас я предлагаю вам немного подумать. Как вы думаете, что такое отечество? *Отечество – страна, где человек родился и к гражданам, которой принадлежит. *Отечественный – относящийся к Отечеству, принадлежащий ему, не иностранный). А как вы думаете, что такое война? (*Война – вооружённая борьба между государствами или народами.) На доску вывешиваются таблички со словами. - Что означает словосочетание Отечественная война? - Скажите, от кого надо было защищать Отечество более 200 лет назад? Открываем учебник на странице 112. - Как называется 1-я глава? - Что значит слово Нашествие? Французский полководец Наполеон Бонапарт - человек необычной судьбы. Родился Наполеон на острове Корсика в семье бедного дворянина. Окончил военную академию в Париже в 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем консулом (правителем) Франции, а в 1804 г. Наполеона провозгласили императором. В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. На пути к заветной цели оставалась Россия. | - Слушать учителя Предполагают ответы Определения будут на слайде Отвечают на вопросы учителя. |
Физминутка | Раз- два- три-четыре-пять!(ходьба на месте) Вышли дети погулять Дальше я быстрей бегу (лёгкий бег на месте) Остановились на лугу (приостанавливаются) Лютики , ромашки. (полуприседания вправо, влево с отрывом руки) Собирал ….. наш класс - (подпрыгнуть, развести руки в стороны) Вот какой букет у нас (и показать величину собранного букета) | Выполняют вместе с учителем. |
Работа в группах | - Ребята сейчас вам нужно разделиться на 6 групп.( каждый ряд на 2 группы) Сейчас я раздам каждой группе карточки с вопросами. Ваша задача внимательно прочитать текст и ответить на вопросы. Гр. 1. Стр. 112. Абз 2-3 Когда французская армия вторглась в Россию? Почему русская армия начала отступать? Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками? Гр. 2. Стр.113 Абз. 1-3 Где было выбрано место для будущего решающего сражения? Когда состоялось сражение? Какое название оно получило? Какой момент сражения был самым тяжелым? Гр. 3. Стр. 113. Абз. 4 Как русские войска противостояли атакам французов? Какой приказ отдал Кутузов своим войскам? Гр. 4. Стр. 116. Абз. 1-2 Какой встречи в Москве ожидал Наполеон? Как Москва встретила Наполеона? Дальнейшие действия Наполеона. Гр. 5. Стр.116 Абз. 3 Кто наносил большой урон отступающим французским войскам? Кого называют «партизанами»? Кто входил в партизанские отряды? Чем они были вооружены? Кто ими командовал? Гр.6. Стр. 116-117 Абз. 4-5 Когда французов изгнали из России? Закончились ли на этом военные действия? Какие последствия имела эта война для России? Как народ чтит память об Отечественной войне 1812г.? Представители групп выступают, учитель комментирует и дополняет ответы групп, иллюстрирует наглядным материалом | Выполняют задание самостоятельно. Проверка.( считают в слух и отвечают на вопросы в карточках) |
V. Первичное закрепление во внешней речи (Практический) | -А сейчас, ребята, давайте проверим, хорошо ли вы запомнили пройденный материал! В каком году была война? Какие две страны участвовали в войне? Кто первый начал войну? Какие знаменитые полководцы участвовали в войне? Где было главное сражение? Как развивались события после Бородинского сражения? Кто такие партизаны? Каков был итог войны? | Отвечают на вопросы для закрепления. |
VIII.Итог урока Словесный (беседа) | - Урок подходит к концу. Мы заглянули в одну из самых славных страниц российской истории и увидели, какое великое испытание выпало на долю нашего Отечества 209 лет тому назад. Но Россия сумела отстоять свою независимость. - Что исследовали? - Мы должны были узнать о войне 1812 года и почему война получила название Отечественной? Узнали вы об этом? - Почему война 1812 года называется Отечественной? - Какой полководец командовал русскими войсками? - Какое значение имела победа России в этой войне? Дом. задание: Учебник, стр. 118 читать и пересказывать. Молодцы! Мне понравилась ваша работа на уроке! Ребята, вы все хорошо поработали на уроке. Давайте оценим вашу работу. - Если вам было интересно на уроке и все задания получилось выполнить, то поднимите зелёные карточки, а если были трудности и вы ничего не поняли, то красные карточка. - Я очень рада, что у вас отличное настроение. | -Подводят итог урока; -Оценивают себя и сложность изученной темы; -да -Слушать информацию о домашнем задании |