1.Мотивационно-целевой Задача: настроить на тему а) Организационный момент б) Повторение в) Игра | Словесная Слово учителя Игровой момент Фронтальная Парная Индивидуальная | - Чтобы обо всём узнать, Надо нам во всё вникать – Это мы запомним впрок, Начинается урок! Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете активны и внимательны. - Давайте проверим, все ли у вас готово к уроку: учебник, листок для игры, пенал, дневник. -Ребята, скажите, с какой темой вы познакомились на прошлом уроке? - Что такое экономика? -Сегодня мы продолжим изучение темы "Экономика". Но для начала мы поиграем в игру, которая называется «Верите ли вы, что…» Правила игры: У вас на столах таблица. Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в парах. Если вы согласны с утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то « - ». Если возникнут разногласия поставьте знак вопроса (?). Экономика - это возможность заработать деньги (-) (искусство ведения хозяйства) Мясо, хлеб, молоко – это услуги (-) (товары) Торговля - это товар(-) (услуга) Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство (+) Главная задача экономики – удовлетворение разных потребностей людей (+) Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны (+) Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить больше новых товаров (+) - В конце урока мы вернемся к этим утверждениям, а пока положите их по середине парты. | Приветствуют учителя Ответы учащихся Работают по утверждениям | Личностные: эмоциональ- ный настрой учащихся на урок; Регулятивные: подготавли- вают рабо- чее место; Познаватель- ные: повторяют тему прошлого урока. |
2.Ориентировочный Задача: повторение. Подготовка к воспроизведению новой темы. а) Загадка б)Постановка учебной задачи | Фронтальная Словесная | - Послушайте загадку: Он больше всех зверей на свете. Такой один он на планете, (Его поменьше даже слон), Пускать фонтаны любит он, В воде он плавает и спит. Кто скажет первым? Это… (кит). - Три кита плывут по морю, Три кита творят основу. -Как вы думаете, о каких китах идёт речь? -Откуда появилось образное выражение « Три кита»? В далёком прошлом люди не знали, что земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие тогда думали, что Земля плоская и что она покоится на трёх огромных китах. Отсюда и пошло выражение «три кита», которое означает основу, фундамент чего-либо. - Как вы думаете, основу чего мы будем изучать сегодня на уроке. - Верно, основу экономики. Сейчас я прочту вам стихотворение, послушайте его. Если вы будете внимательны, вы сумеете определить, что составляет основу экономики и выполнить задание, которое я вам дам после прослушивания стихотворения: Основа жизни – три кита - Об этом помните всегда. А в экономике основа - Три важных и полезных слова: Природные богатства, капитал и труд. Всю сущность этой темы увидеть можно тут. - Так что же составляет основу экономики? Давайте попробуем определить тему урока. Сегодня на уроке мы рассмотрим только двух из этих китов: природные богатства и труд человека. - Итак, тема сегодняшнего урока «Природные богатства и труд людей – основа экономики». - Какие цели вы перед собой поставите? Чему научитесь в течение сегодняшнего урока? - Таким образом, сегодня мы узнаем, что такое природные богатства и какова их роль в жизни человека; в чем заключается труд человека. | -Кит Мнения учащихся Формулируют учебную задачу. | Регулятивные: Определяют тему урока и формулируют цель деятельности |
3.Поисково-исследоваельский Задача: открытие новых знаний а)работа в группах б) Выступления групп в) Физкультминутка | Фронтальная Индивидуальная Групповая | - Рассмотрим первый кита, на которого основывается экономика – это природные богатства. - Как вы думаете, что такое природные богатства? - Перед тем как начнем работать, разделимся на 5 групп. 1группа – расскажет о воздухе и скажет, для чего он нужен; 2 группа – вода; 3 группа – полезные ископаемые; 4 группа – земля (почва); 5 группа – растения и животные. - Для того, чтобы каждая группа смогла рассказать про свое природное богатство, в учебнике на с. 42 дан текст. Познакомьтесь с ним, найдите материал про природное богатство, которое досталось вашей группе и приготовьтесь рассказать о нем своим одноклассникам. Не забудьте вспомнить правила работы в группе, выберите одного выступающего. Во время выступления одного из члена группы, остальные заполняют таблицу в рабочих тетрадях, необходимо выделить, какое значение имеет то или иное богатство имеет для экономики. Поэтому слушайте друг другу внимательно. Для выполнения этого задания отводится 4 – 5 мин. - Как только будете готовы, поднимите руку, чтобы я видела вашу готовность работать дальше. - Итак, что же узнала 1 (2,3,4,5) группа? (выступления групп). - Какое значение имеет воздух? Вода? Полезные ископаемые? Земля? Растения и животные? Как записали в таблице? - К великому сожалению, многие природные богатства люди используют хищнически, ни о судьбе природы, ни о будущем человечества. Экологи предупреждают: долго это продолжаться не может. Богатства природы нужно использовать бережно, чтобы не разрушить наш природный дом. (появляется соответствующая наглядность) Физкультминутка Раз - подняться на носки и улыбнуться, Два - руки вверх и потянуться, Три - согнуться, разогнуться, Четыре - снова всё начать, Пять - поглубже всем вздохнуть, Шесть - на пояс руки ставим, Семь - повороты туловища начинаем, Восемь - столько раз приседаем, Девять - потягиваемся и отдыхаем, Десять - урок наш продолжаем. | Делятся на группы, работают в группах. Выступают перед классом, заполняют таблицу. Отвечают на вопросы Выполняют физкультминутку. | Познаватель- ные: определяют значения природных богатств; Коммуника-тивные: владеют приёмом диалогичес- кой речи, грамотно доносят свою позицию до сведения других; Регулятивные: ведут своевремен-ные записи в рабочих тетрадях. |
4.Практический Задача: применение знаний, формирование навыков. а) Чтение текста б) Работа по тексту в) Игра | Фронтальная Индивидуальная Словесная Беседа | - Природные богатства обеспечивают нас товарами и услугами, чтобы обеспечить наши потребности. - Давайте вспомним что такое «товары», «услуги», «потребности». Какова главная задача экономики? В чем разница между товарами и услугами. - Но что необходимо для того, чтобы добыть природные богатства? Могут ли природные богатства обеспечить нас товарами и услугами сами по себе? Что для этого нужно делать? - Как вы думаете, для чего нужен труд людей? Какие профессии необходимы в экономике? Назовите какие товары или услуги они нам предоставляют. (изображения профессий, соответствующих товаров или услуг) - Сейчас прочтем текст на с. 44, по одному предложению по цепочке. - Найдите задание №3 в рабочих тетрадях. Ответьте на данные вопросы самостоятельно. - Для чего необходим труд? - Какой труд бывает? Что значит физический труд? Что значит умственный? - От чего зависит успех труда людей? - Можем ли сказать, что природные богатства и труд человека взаимосвязаны? В чем это проявляется? Какой вывод можно из этого сделать? - Найдите задание №1 в рабочих тетрадях и, исходя из темы урока, подпишите изображения. - Вернемся к игре «Верите ли вы, что…», которую провели в начале урока. Я буду зачитывать те же утверждения, после чего вы сравните, изменился ваш ответ или нет: Экономика - это возможность заработать деньги (-) (искусство ведения хозяйства) Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность (-) (сельское хоз-во) Торговля дает нам одежду, мебель, обувь (-) (промышленность) Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство (+) Главная задача экономики – удовлетворение разных потребностей людей (+) Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны (+) Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить больше новых товаров (+) (после проведения производится проверка) - поднимите руку те, у кого в таблице вначале урока были вопросительные знаки? Нашли ли вы на них ответы? - Поднимите руку те, у кого все ответы верны; 1-3ошибки; больше 3. - Поднимите руку те, у кого все ответы совпали? - Я думаю, что ваш урок был полезен и вы узнали много нового, что помогло вам верно ответить на вопросы во второй раз. | Вспоминают понятие «товары», «услуги», «потребности» Мнения учащихся. Работают по тексту учебника. Выполняют задание в рабочих тетрадях. Работают по утверждениям. Сравнивают результаты. | Познаватель- ные:вспоми-нают понятия, определяют значение труда Регулятивные: работают по тексту Коммуника- тивные: ведут диалог с учителем и со сверстниками, развивают умения выразительно-го чтения, умеют слышать и слушать других. |
5.Рефлексивно –оценочный Задача: установление обратной связи. | Индивидуальная | - Наш урок подходит к концу, поэтому давайте подведем итоги. - Что нового узнали? Достигли ли мы поставленной цели? Какие трудности возникали при работе? - Оцените свою работу по следующим высказываниям: Я сегодня узнал… Мне было трудно… Я научился… Мне было интересно… | Подводят итог, проводят рефлексию. | Личностные: умеют оценивать свою работу и работу сверстников. |