Актуализация знаний | -Ребята, каких правителей вы изучали ранее? -Что о каком правителе вы запомнили? -Кто мне скажет, как передавался русский трон? -А были ли женщины на престоле? -Каких русских правительниц вы знаете? -Чаще всего, причиной тому, что русским престолом правила женщина, было несовершеннолетие царя. Не достигнув совершеннолетия, будущий царь не имел права взойти на престол. Вместо него все государственные дела решала его мать. Так же женщины становились правителем в случаях государственного переворота. -А чтобы узнать, о какой императрице мы будем говорить на сегодняшнем уроке, мы с вами должны разгадать кроссворд.(на доске) 1. На какой планете Ломоносов открыл атмосферу? (Венера) 2. В какой город отправили учиться Ломоносова, как одного из лучших учеников? (Петербург) 3. Около какого города родился Ломоносов? (Холмогоры) 4. В какой стране за границей учился Ломоносов? (Германия) 5. Судно Ломоносова? (Чайка) 6. Кем был отец Ломоносова? (Рыбак) 7. Ломоносов учился при церкви. Какую церковную должность носил первый учитель Ломоносова? (Дьячок) - И так какое слово получилось в выделенных клетках? — Кто же продолжил дело Петра I? И о ком пойдёт речь на этом уроке? Догадались? (портрет Екатерины) - Обратите внимание на экран. Перед вам портрет Екатерины Великой. Внимательный художник смог ухватить суть ее характера, виртуозно передать ум, энергию, железную волю и затаенные ожидания недавно взошедшей на трон правительницы. Царственная особа сидит в непринужденной позе, ее осанка горделива, жесты исполнены величавой грации. Фон картины практически не заметен: мы смотрим только на нее — на женщину в расцвете лет, ставшую владычицей огромной империи. Ее взгляд устремлен в будущее. Впереди большие свершения. - Ребята, как вы думаете, почему Екатерину прозвали Великой? Как же императрица заслужила, чтобы её так называли? Предположите. Наверное, сразу мы не сможем ответить на этот вопрос, да? - Какие цели на уроке мы поставим? -Верно. Цель нашего урока узнать, за какие заслуги Екатерину назвали Великой и познакомиться с выдающимися людьми того времени. | Петр I, Иван III, Федор Иванович Романов и др. По наследству, по мужской лини Да Екатерина II, Ольга, Екатерина I, Елизавета Петровна и др. Венера Петербург Холмогоры Германия Чайка Рабак Дьячок Великая О Екатерине Великой Ставят цель | Познавательные: - осознавать познавательную задачу Коммуникативные: -строить речевое высказывание; Регулятивные: -принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; -умение действовать по плану и планировать свою деятельность; |
Изучение нового материала | -Сегодня мы подходим к концу XVIII века и на уроке откроем еще одну страницу истории Отечества. В это время в стране правила царица, вернее, императрица Екатерина, а вот это прилагательное, которое нам открылось, прочно закрепилось рядом с её именем. Мы узнаем, как жила страна в период ее правления. - Почему я сказала императрица, а не царица? -Екатерина Великая по происхождению была немецкой принцессой Софией Августой Фредерикой. В 15 лет ее выдали замуж за наследника Российского престола Петра Федоровича. До своего правления она прожила в России 18 лет, приняла православие, выучила русский язык, историю и обычаи страны. Екатерина любила читать и писать. Без книги не могла обойтись точно так же, как Петр I без топора. Она читала книги на разных языках и сама много писала. Ею были сочинены сказки и комедии для постановок в театре. - Екатерина II была продолжительницей дел Петра 1. Кем она была по происхождению? - Верно. В 14 лет она переехала в Россию. В это время царствовала Елизавета Петровна. Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимания императрицы. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя «Как бы поступил в таком случаи Петр?». Екатерина царствовала 34 года. Все время царствования наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями. Поэтому история дала ей имя Великой. - Откройте учебник и прочитайте текст на стр.105-106. Читать будем по цепочке, по абзацу. - Продолжательницей дел Петра Первого стала? - Какие качества имела Екатерина Вторая? - Давайте откроем рабочую тетрадь. Откроем страницу стр 37 и посмотрим на задание. Назовите события, которые произошли при Петре I. — А какие события произошли при Екатерине Великой? - Совершенно верно. Екатерина II заботилась о народном просвещении. Фундамент первого Воспитательного дома был заложен в 1764 году в день рождения императрицы. В этом же году появилось первое образовательное учреждение для девочек – Воспитательное общество благородных девиц. Раньше образование получали только юноши, при Екатерине 2 такую возможность получили и девочки. Также, было открыто училище для мальчиков при Академии наук. Как вы и сказали, открывались народные училища. Они были двух видов, малые, в которых обучались 2 года, и главные, где учились 5 лет. - Также, ребята, при Екатерине 2 появился русский флот на Чёрном море. - Ребята, теперь мы с вами отправляемся в самый красивый город Санкт-Петербург. - Давайте все вместе отправимся на небольшую экскурсию вместе со смешариками. - Прочитайте в учебнике страницу 106-107. - Ребят, а кто то и вас был в Санкт-Петербурге? - Как называется памятник Петру Великому, расположенный на Сенатской площади? - Совершенно верно! Обратите внимание на экран. Вы можете увидеть, пожалуй, самый знаменитый памятник Петру 1.Он был выполнен французским скульптором, который отверг все образы, предлагаемые императрицей. Воплотил в жизнь своё видение Петра Великого. Но у него никак не получалось сделать взгляд императора выразительным. решение придумала ученица мастера. Если приглядеться, вблизи зрачки Петра выполнены в форме сердечек, а издали кажется, что Пётр продолжает наблюдать за тобой даже при ходьбе. - Где был возведён Зимний дворец? - Зимний дворец также не останется без внимания. Бараш нам сказал, что долгое время нельзя было строить дома выше Зимнего дворца. Это абсолютная правда! Вплоть до 1905 года это было законодательно запрещено строить. Зимний дворец пережил множество изменений. Но начало Эрмитажу – одному из крупнейших в мире музеев- положила Екатерина Великая. Императрица из Германии получила 317 ценных полотен голландских художников. Она разместила полотна в отдалённых покоях дворца. До наших дней сохранилось как минимум 96 картин. - Теперь давайте посмотрим как жили дворяне и крестьяне при Екатерине Второй. Прочитайте в учебнике станицу 107-108. Читаем по абзацам. - А кто такие дворяне? Так как же им жилось? - А крепостные крестьяне кто это? А им как жилось? Кто поднял крестьян на восстание? — Работая в парах, выполните задание 4 на с. 39 в рабочей тетради. - Прочитайте текст на странице 108-110. - Какие моря вошли в состав нашей страны при Екатерине 2? - Назовите личные качества военачальников? - В каком году Суворов одержал одну из самых знаменитых побед «Взятие Измаила»? - Сколько дней длилось приготовления к штурму? - Сколько времени продолжался обстрел Измаила? — Выполните задание 2 на с. 38. | При Пётре1 наша страна расширила свою территорию, получила выход в Балтийское море и стала империей. Так появился новый титул «император». Немецкой принцессой Екатерина Вторая умна, сильный характер, трудолюбие, образованная, дар выбирать себе помощников и советников Россия стала империей. Русские корабли вышли в Балтийское море. Основание Санкт-Петербурга. Открытие в России первого музея Открытие народных училищ и Воспитательного дома. Медный всадник На набережной Невы Дворяне – люди, которые принадлежали к господствующему слою населения Крепостные крестьяне – крестьяне, «прикреплённые» к своим владельцам, т.е. господин мог распоряжаться судьбой такого крестьянина. Емельян Пугачёв Азовское и Черное Мужество, решимость, бесстрашие, преданность родине в 1790 году 6 дней весь день и всю ночь | |
Физминутка | Чтобы отдохнули ножки, Мы пройдёмся по дорожке. Но дорожка не простая - Нас от парт не отпускает. (шаг на месте.) Голову тяну к плечу, Шею я размять хочу. В стороны разок-другой Покачаю головой. (наклоны головы вправо и влево.) Пальцы ставим мы к плечам, Руки будем мы вращать. (вращательные движения согнутыми руками) Круг вперёд, другой - вперёд, А потом наоборот. Хорошо чуть-чуть размяться. Снова сядем заниматься. | Выполнять элементарные физические упражнения, повторяя их за учителем или одноклассниками | Регулятивные контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников |
Закрепление изученного материала | Игра с карточками Кто стал продолжателем дел Петра 1? Сколько лет царствовала Екатерина II? Как ее стали называть? Какой памятник вознёсся на Сенатской площади? Какой дворец был возведён на Набережной Невы? Кто такие крепостные крестьяне? Кто поднял крестьян на восстание? С какими полководцем и флотоводцем мы познакомились на уроке? Молодцы | Екатерина Вторая 34 года Великая Медный всадник Зимний дворец Крепостные крестьяне – крестьяне, «прикреплённые» к своим владельцам, т.е. господин мог распоряжаться судьбой такого крестьянина. Дворяне – люди, которые принадлежали к господствующему слою населения Емельян Пугачёв Суворов и Ушаков | Коммуникативные : правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя Познавательные: поиск и выделение необходимой информации |