ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Растения. Группы растений».
Подготовила студентка 23 группы
Колесникова А.В
Учитель: Минина С.Г_____________
Методист: Маркин А.С_____________
Оценка:_____________
Дата: 23.03.2016
Саратов 2018
Тема урока: «Растения. Группы растений».
Класс: 2А
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: сформировать понятие растения как части живой природы.
Задачи:
1. Установить взаимосвязи между растениями и объектами живой и неживой природы.
2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
3. Познакомить с группами растений в зависимости от их строения.
Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир». 2 класс (авт. Н.Я. Дмитриева и А.Н. Казаков).
Ход урока
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Витальевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. – Садитесь.
2.Актуализация опорных знаний
- Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг.
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава.
Горы, воздух и листва, птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
это всё вокруг природа.
- Что вы можете рассказать о природе? Давайте составим схему.
Природа
Живая Неживая
Растения Животные Бактерии Грибы
-Вспомните название науки, занимающейся изучением живой природы. (билогия)
– Что необходимо для существования живой природы?( свет, тепло, вода, воздух)
-На какие царства делят учёные живую природу? Схема «Царства Живой природы».(стр.44)
-Докажите, что растения – это живая природа. (Они растут, дышат, питаются, размножаются, погибают)
3. Открытие новых знаний.
Растения – удивительные живые организмы. Всё необходимое для питания, роста и развития они получают из неживой природы: свет ,тепло, воду, воздух и минеральные вещества. Вода и ветер помогают растениям распространять плоды и семена. Только растения из воды и углекислого газа на солнечном свету образуют питательные вещества и сами себя кормят. Животные и человек питаются готовыми питательными веществами, которые создали растения.
Растения являются основным поставщиком кислорода на Земле. Без растений жизнь на земле невозможна!
– А какие растения есть в нашей местности? Что вы о них знаете? (Береза, сосна, черемуха, шиповник, подорожник и т.д.)
– Что общего между деревьями, кустарниками и травами? Чем они различаются? (части растений)
– Какие части можно выделить в строении растений? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами)
– В царстве растений ученые насчитывают около 500000 (пятисот тысяч) видов. Все эти виды растений они объединили в классы или группы.
-Как вы думаете, по какому признаку это сделали ученые?
- Откройте учебник на стр.46 и проверьте свои предположения, прочитав об этом в первом абзаце.
- На сколько групп разделили ученые все растения?(6)
- Какие это группы?
- Какая группа является особой? (лишайники) Почему? (учёные ещё не решили, к какому царству их отнести)
- В зависимости от чего же учёные объединили все растения в группы?(в зависимости от их строения)
- Значит, не все растения имеют одинаковое строение?
- Чтобы определить, какие растения в каждой группе, что мы должны о них узнать? (какие части у них есть)
Работа по рисункам учебника стр. 46 - устно.
Учащиеся называют растение и пытаются определить, к какой группе оно относится.
– Дальнейшее изучение растений поможет вам выяснить, правы вы или нет.
– Водоросли, лишайники, мхи и папоротники очень похожи на обычные травы. Но эти растения отличаются от трав по своему строению и другим признакам. У всех представителей этих групп не бывает цветков, а значит, не может быть плодов и семян. Эти растения размножаются особыми мельчайшими образованиями спорами. Споры образуются в особых органах или на нижней стороне места (как у папоротников).
Первая группа – это водоросли.
-Вслушайтесь в название этой группы. О чём нам говорит уже само слово?
Первые растения появились в воде это водоросли. А сейчас их можно встретить не только в реках, озёрах, морях и океанах, но и в горах, в пустынях, если там есть хоть капля влаги. Они могут быть микроскопическими, но могут быть и очень крупными экземплярами до 20-30 метров. Водоросли не имеют корней, стеблей и листьев. Их тело состоит из слоевища, которое может иметь много выростков, напоминающих корень, стебель, листья. Но на самом деле это не органы растения. Цветков, а следовательно плодов и семян, у них тоже нет. Тело водоросли с помощью особых образований может закрепиться на грунте, а может и совершенно свободно плавать в воде (саргассы).
-Что нового узнали о водорослях?
-Какие части растений есть у водорослей?
-Какой возникает вопрос? (из каких частей состоит это растение?)
- Их тело состоит из слоевища, которое может иметь много выростков, напоминающих корень, стебель, листья. На самом деле это не органы растения.
Физминутка
Вторая группа - это лишайники.
- Вспомните, что мы уже узнали о лишайниках?
Лишайники имеют очень древнюю историю: они появились на Земле более 100 млн. лет назад.
Лишайники чрезвычайно широко распространены в природе: они обитают по всему миру — в песках Сахары, в безжизненной Антарктиде, в полярной тундре, в лесах Дальнего Востока – это география распространения.
Лишайники настолько неприхотливы, что могут встречаться на голой почве, стволах деревьев, раскаляемых солнцем скалах, на заборах, стекле, железе, на чистой бумаге. Они выдерживают от -50° С до +60°С
-Давайте прочитаем, что пишут авторы об этой группе растений.стр.49
- Почему же лишайники считают особой группой?
- Что узнали о строении лишайников?
- Где растут лишайники?
-Сколько лет живут лишайники?
- Внешним обликом многие лишайники напоминают мхи. Так лишайник, обитающий в тундре, известен под названием олений мох (ягель). Олений мох – это лишайник.
- В лесу лишайники на стволах не редкость. А вот в больших городах на деревьях их нет. Почему? Оказывается, лишайники крайне чувствительны к загрязнению воздуха. Их можно назвать «барометрами» чистоты воздуха.
Третья группа – мхи.
- Мох – тоже древнейшее растение. Освоение растениями суши шло постепенно. После водорослей на Земле появились мхи. Их можно встретить почти везде.
— Ребята откройте свои учебники на странице 49, самостоятельно прочитайте о мхах.
— Что вы узнали о мхах? (У мхов есть стебель, листья, нет корней и цветов).
— Где мы можем встретить мох? (Мох встречается, где сыро. У реки, у пруда, на болотах. Им легко добывать воду из земли, поэтому у них нет корней).
Мох сфагнум - удивительная живая губка. Он впитывает очень много воды. Сожмёшь посильнее пучок мокрых стебельков, а оттуда ручейком потечёт вода. И пучок становится лёгким – лёгким. Мох может впитать в 30 раз больше воды, чем весит сам в сухом виде. Такая способность объясняется просто: растение почти целиком состоит из особых клеток, которые быстро наполняются водой. А когда мох высыхает, все эти клетки заполняются воздухом. Сухой сфагнум состоит в основном из пустых клеток, заполненных воздухом и, поэтому представляет собой отличный теплоизоляционный материал. Многие знают, что пучки сухого сфагнового мха кладут меж брёвен при постройке деревянных домов для того, чтобы в доме лучше сохранялось тепло.
Сфагнум имеет ещё одно замечательное свойство – он содержит вещества, убивающие бактерии. Потому раньше сухой мох прикладывали к ранам вместо марли и ваты, когда не было перевязочных материалов.
Ещё одна группа – папоротники.
-Давайте прочитаем о папоротниках на стр.50 и ответим на вопросы.
-Папоротники, растения которые приспособились жить на суше. У них есть корни, всасывают почвенную воду с питательными веществами, стебли и листья. В тропических лесах до сих пор сохранились папоротники высотой до 30 м и огромными листьями. Они выглядят как наши деревья. К сожалению цветка у этого растения нет, поэтому размножается он не семенами, а спорами, которые образуются у него на изнаночной стороне листа.
-Что же вы узнали об этой группе растений?
4. Закрепление изученного материала
— Сейчас мы посмотрим как вы усвоили нашу сегодняшнюю тему, ребята, у вас на партах лежат листочки, напишите с обратной стороны свою фамилию, заполните эту таблицу. В каждой строке вам нужно расставить «-» или «+». Листочки сдаются в конце урока для проверки.
5. Итог урока
- На какие группы делится царство растений?
- Где растут водоросли? (Жители воды)
- Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)
- Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перья.)
- Какие растения могут расти на голых камнях, скалах? (лишайники)
6. Домашнее задание.
Учебник, страница 47 – 52.