СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет"»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10»













Конспект

урока окружающего мира

по теме «Семейный бюджет»

УМК «Школа России»











Составил: учитель начальных классов

Котова Алёна Владимировна













г.о. Чехов, 2020

Предмет: окружающий мир

Класс: 3 «З»

Тема урока: «Семейный бюджет»

Цели урока:

- ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента.


Планируемый результат обучения: учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.

 Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД: умение провести самооценку, организовать взаимо-оценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Школа России. «Просвещение», словарь, раздаточный материал, презентация.

















Ход урока

Этапы урока

Содержание

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент


- Прозвенел звонок весёлый
Мы урок начать готовы?

- Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.


Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

II. Актуализация знаний  и мотивация. Проверка домашнего задания.


-Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания.  Помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка.

На доске запись: эпиграф урока

-«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».

- Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня на нашем уроке.

- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

(На прошлом  уроке мы говорили о государственном бюджете)

- Что такое госбюджет?

(План доходов и расходов государства)

- Откуда государство получает доходы?

( Налоги граждан и организаций)

- Что такое налоги?

(Деньги, поступающие в бюджет)

- На что государство расходует полученный доход?

(Образование, здравоохранение, содержание армии и полиции, науку и культуру, охрану природы, выплату пенсий и пособий)
Слайд 1

Дети слушают учителя. Поворачиваются друг к другу, смотрят, улыбаются.

Садятся на места, настраиваются на урок.









Отвечают на вопросы учителя.




III. Самоопределение к деятельности

-Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вы сейчас поработаете в парах, разгадаете

Вопросы:

1.Деньги, которые тратят, а те или иные нужды (расход).

2.Стоимость одной вещи (цена).

3.Правила, законы ведения хозяйства это – (экономика).

4. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги (деньги).

5. Слово “бюджет” в переводе с английского языка означает (денежная) сумка. Слайд 2


Работа в парах; учащиеся разгадывают кроссворд и узнают ключевое слово.







После работы в группах обсуждение правильных ответов обучающихся. Эталон кроссворда открывается на доске.


IV. Работа по теме урока

- Назовите слово, которое получилось у вас ключевым! (семья)

- Что такое семья?

(Группа, живущих вместе родственников).

- Как вы думаете, есть ли бюджет у каждой отдельной семьи? ( Да).

- Ребята, как вы думаете, с каким бюджетом мы сегодня познакомимся? (Семейный бюджет)

- Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план расходов  и доходов, что и  называется «Семейный бюджет» Слайд 3

Какие задачи мы поставим на урок?

- Кто из взрослых в вашей семье зарабатывает деньги? Каким образом?

- Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет? А как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет?

(Доходов и расходов).

- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?

 (Заработная плата, пенсия, стипендия пособие).

Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу.
Слайд 4

- Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать в семью?

 Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям. Слайд 5

- Если один из членов семьи студент.

 Стипендия - деньги, которые институт платит за хорошую учёбу. Слайд 6
- Ребята, а вы знали, что уже в школе вы можете получить свои первые доходы? За участие в олимпиадах, областных конкурсах, турнирах, учащиеся нашей школы получают премию от губернатора Московской области!

- Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком. То она будет получать пособие — деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей. Слайд 7

 -Ребята, кроме перечисленных доходов есть еще, доходы которые могут поступать в семью: прибыль, гонорар, рента, процент. Значение этих слов и их понятие вы найдете в толковом словаре.

Работа со словарем.     

- Давайте, ребята, распределимся в группы, работу продолжим в группах.

Задание: найти в толковом словаре

прибыль– 1группа
гонорар– 2 группа
рента -3 группа

На доску  вывешиваются  новые термины:

Прибыль - получает работник от работы фирмы или своего частного хозяйства

Гонорар – это вознаграждение, которое получает писатель за свои книги или артист за свои выступления

Рента – это доход за собственность, отданную на временное пользование другому лицу за  регулярную выплату (это может быть сдача квартиры в аренду, машины, мебели и т.д.) Слайд 8

-Если семья хранит свои сбережения в банке, то банк выплачивает за это определенную сумму – процент. Слайд 10

Отвечают на вопросы учителя













Определяют тему урока, формируют цель и задачи





























Знакомятся с новыми словами, проверяют определение в учебнике





























Работа со словарём. Каждая группа зачитывает из словаря определение










V.Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Монетки видно не нашел.

Чтоб монетки нам достать

Надо на носочки встать.

С кустика достать монетку,

Закопать их в поле редко.


VI.Продолжение работы по теме урока

-Ребята, а теперь представьте, что вы мысленно оказались свидетелями одного семейного разговора и о чём он, мы сейчас услышим.

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки он ей даёт: «Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…» Слайд 11

- Как вы думаете, чего не учёл мальчик? (что на три копейки ничего не купишь)

- А почему он делает маме такой заказ? (он маленький и не знает цену деньгам)

- А вы знаете, почему ваши родители иногда не могут купить то, что вам хочется? (у них нет денег, считают, что я ещё мал)

Значит деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход). 

А которые расходуют? (Расход).  На что расходуется семейный бюджет?

- Какие расходы обязательны ежемесячно?

- Сделайте вывод, из чего складывается семейный бюджет.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют стихотворение

VII. Практическая работа в группах.


-Чтобы лучше понять тему урока мы поиграем в семейный бюджет.

Вы сидите по группам. Каждая группа – это одна семья. Я вам раздаю карточки №2 «Доходы», на которых записаны доходы вашей семьи. Слайд 12

Сосчитайте и запишите доход вашей семьи 

Сейчас вы получите карточку №3 «Расходы», на которой будут написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Их надо отметить в вашем списке «Расходы» галочкой. Слайд 13

Проставьте цены рядом с галочками, выбранных товаров и услуг и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.

Сравните доходы и расходы вашей семьи. (Обсудите в семье) Бюджет вашей семьи в месяц составляет 20 000 рубля. Сумели ли вы вложиться в эту сумму?

- Скажите, в вашем семейном бюджете образовался дефицит бюджета или экономия бюджета? Значение этих слов вы найдете в словарике.

Дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;

Экономия – бережливое ведение хозяйства; Слайд 14

- Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье? 

- Что произойдёт, если…

Доходы (Дефицит)

Доходы Расходы (Накопления)

Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения)
Слайд 15

Подчеркните ту формулу, которая будет наилучшей для вашей семьи

Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет. Слайд 16

Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? 

(квартплата – беречь свет и воду; 
продукты – меньше покупать сладостей, избегать излишеств в еде, овощи с огорода; 
обувь и одежда – бережное отношение; 
транспорт – небольшие расстояния – пешком)

Вывод: чтобы не было дефицита бюджета и была возможность делать сбережения, нужно научиться экономить. Слайд 17

– Как вы думаете, жадный и экономный человек – это одно и то же? (жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет; экономный – бережливо расходующий что-либо)

Предлагаю Вам проверить себя, насколько хорошо вы усвоили тему сегодняшнего урока и решить Карточка № тест «Семейный бюджет»

Получилось слово: Бюджет Слайд 18

Резервное задание

На наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помощи»:

- срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;

- талантливому скрипачу на покупку скрипки;

- врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;

- спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;

Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-либо из нуждающихся.

(Дети в группах выполняют задание, комментируя свой выбор.)

- Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное…

Больше работаешь – лучше живёшь,

Лучше живёшь – больше людям даёшь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, – в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить её? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути.


Вы хорошо потрудились и каждая «семья» заработала школярики. У кого-то их чуть больше, у кого-то чуть меньше. Почему так произошло? (хорошо трудились - получили высокую зарплату, кто был менее активен получил меньше). Желаю вам, чтобы ваша жизненная активность была всегда на высоте.

Работают в группах, заполняют карточки, считают доходы, планируют покупку товаров и услуг на месяц, советуются, обсуждают разногласия в группах



























Выбирают формулу доходов и расходов в семье











Ищут пути экономии семейного бюджета





































Решают тест «Семейный бюджет», выполняют взаимопроверку, сравнивая с эталоном на доске










VIII. Домашнее задание       

стр.75-78 пересказать Слайд 19

Дети записывают домашнее задание

IX. Рефлексия


-Оцените свою деятельность на уроке. (Доволен своей работой на уроке, всё ясно; есть вопросы; много чего не понял на уроке)

- Зажмите руку в кулак и …

Кому было интересно – разогните мизинец,

Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,

Кто хорошо работал – средний,

Кто помогал работать другим – указательный,

Кому понравился урок – большой.

- Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.

-Оцените свою деятельность на уроке.

Слайд 20(Доволен своей работой на уроке, всё ясно; есть вопросы; много чего не понял на уроке)

Оценивают свою работу на уроке

X. Итог урока.


Наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу, до свидания!


Прощаются с учителем



























Карточка №1 «Кроссворд»






1

р

а

С

х

о

д

ы







2

ц

Е

н

а





3

э

к

о

н

о

М

и

к

а





4


д

е

н

Ь

г

и



5

д

е

н

е

ж

н

а

Я





Карточка №2 «Доходы»

Ивановы

Бабушка Мария Петровна работала поваром. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 3 000 рублей. Дедушка Николай Алексеевич работал на заводе слесарем. Сейчас он - пенсионер. Размер его пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Сергей Николаевич работает водителем. Его заработная плата составляет 11 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна занимается воспитанием маленькой Лены и получает пособие - 2 000 рублей. Старший брат Лены - Коля учится в третьем классе.

Доход семьи -

Петровы

Бабушка Лидия Васильевна работала воспитателем. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Николай Николаевич работает врачом. Его заработная плата составляет 10 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна работает почтальоном. Её заработная плата составляет 5 000 рублей. Младшая дочь Лиза учится в третьем классе, а её старший брат Коля учится в институте и получает стипендию. Размер его стипендии составляет 1 000 рублей.

Доход семьи -

















Карточка №3 «Расходы»

Товар или услуга

Расходы

Цена, руб

Лекарства

 


Продукты

 


Одежда

 


Обувь

 


Бытовая химия

 


Транспорт

 


Велосипед

 


Книги

 


Компьютер

 


Игрушки

 


Платежи и налоги

 


Диски с мультфильмами

 


Посещение цирка

 


Посещение боулинга

 


Туристическая поездка, отпуск

 


Поход в кино

 


Мороженное, конфеты

 


Фрукты

 


Сумма расходов





Товар или услуга

Цена, руб.

Лекарства

1 000

Продукты

8 000

Одежда

4 000

Обувь

3 000

Бытовая химия

1 000

Транспорт

1 000

Велосипед

8 000

Книги

500

Компьютер

20 000

Игрушки

1 000

Платежи за квартиру

3 000

Диски с мультфильмами

300

Посещение цирка, театра

500

Посещение боулинга

1 000

Туристическая поездка, отпуск

20 000

Поход в кино

200

Мороженное, конфеты

500

Фрукты

1 000

















Карточка № 4

Тест «Семейный бюджет»

Вопрос

Вариант ответа

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…

б) зарплата;

г) налог;

д) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

ш) доходы;

ж) расходы;

х) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

е) больше расходов;

и) равны расходам;

а) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

т) доходов;

п) расходов;

к) гонорара




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!