СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Семейный бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся научатся объяснять, что та­кое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведется хозяй­ство семьи. Класс делится на группы - семьи, где ребята в течение урока выясняют какие доходы могут поступать в семейный бюджет и на что идут расходы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Семейный бюджет"»

Класс: 3

Урок: Окружающий мир

Тема: Семейный бюджет

Цель: познакомить с семейным бюджетом.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся объяснять, что та­кое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведется хозяй­ство семьи.

Личностные: научиться выстраивать добропорядочные отношения в коллективе, проявлять уважительное отношение к своим товарищам и учителю.

Метапредметные:

регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

познавательные – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные – слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им.


Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята!

1 слайд

- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи картинок, которые лежат у вас на парте. Солнышко - обозначает настроение отличное, вы полны сил и энергии и готовы к новым знаниям; солнышко с тучкой - настроение хорошее, но вы уже чуть подустали; тучка - настроение так себе, поскорее бы домой. 
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное. 

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос (разгадывание кроссворда https://learningapps.org/display):

– Какое слово в переводе с греческого языка означает «правила ведения домашнего хозяйства»? (Экономика.)

– А какие темы мы с вами изучили в разделе «Чему учит экономика»? (Полезные ископаемые, Растениеводство, Животноводство, Какая бывает промышленность, Что такое деньги, Государственный бюджет)

– о чём мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? (о государственном бюджете.)

– Что такое план расходов и доходов? (бюджет)

– Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.)

– Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? (Расходы.)

– Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)

– На что расходуется государственный бюджет? (на образование, здравоохранение, на содержание армии и полиции, на науку и культуру, на охрану природы, на выплату пенсий и пособий.)


III. Введение в тему. Работа в группах

- Ребята, у вас на столах лежат ребусы, разгадайте, что там зашифровано (семья)

- Что такое семья? (Группа, живущих вместе родственников.)

2-3 слайды

– Как вы думаете, бюджет может быть только у государства? А семья может иметь собственный бюджет?

– Образуйте от слова «семья» прилагательное, которое согласуется с существительным «бюджет». О каком бюджете мы будем сегодня говорить? (о семейном бюджете.)

– Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет. А из чего складывается семейный бюджет? (доходов и расходов.) 4 слайд

– Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет.)

– Сегодня мы будем учиться, это делать.

IV. Изучение нового материала.

  1. Групповая работа

– Сейчас мы поиграем. 5 слайд

На уроке у нас 3 группы – 3 семьи: Ивановы, Петровы, Сидоровы.

Семья состоит из 4 человек: бабушки - пенсионерки, мамы, папы, дочери – студентки.

Групповая работа.

1. Выяснить какие доходы могут поступать в семейный бюджет, но сначала познакомьтесь с правилами игры.

Правила. 6 слайд

1. Семья должна быть дружной.

2. При принятии решения учитываются мнения каждого члена семьи.

3. Все вопросы решаются с учётом большинства голосов.

4. В семье при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом соседям.

Обсудите в группах, какие доходы будут в семье.

(Проверка работы – 7 слайд)

  1. Работа по учебнику

Чтение текста “Семейный бюджет” стр.77 (В разных семьях…)

– О каких ещё видах дохода узнали? 8 слайд (Выручка от продажи, прибыль от работы фирмы, гонорар, процент по вкладу)

  1. Проблема 9 слайд

- Однажды брат с сестрой пришли к родителям и попросили новый велосипед и новую куклу.

– Как вы думаете, что ответили им родители?

– Что сначала нужно сделать, чтобы узнать смогут ли родители сделать эти покупки.

(Посчитать доходы и расходы семьи)

- Доходы семьи мы уже знаем, теперь предстоит выяснить какие расходы в семье.

4. Практическая работа

- У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберите то, на что потратите свой месячный бюджет.

Лекарства.

Продукты.

Одежда.

Обувь.

Бытовая химия (порошок стиральный, мыло и т.д.)

Транспорт.

Музыкальная (спортивная) школа.

Книги.

Компьютер.

Игрушки.

Платежи и налоги.

Диски с мультфильмами.

Посещение театра, цирка.

Посещение боулинга.

Туристическая поездка.

– Так, на что расходуется семейный бюджет?

– А что из всего перечня должно стоять на первом месте? 10 слайд

(Добропорядочные граждане должны в первую очередь оплатить все налоги, платежи.)

– А сейчас переверните листочки и подсчитайте, какая сумма у вас получилась.

Лекарства – 2 монеты.

Продукты – 50 монет.

Одежда – 10 монет.

Обувь – 5 монет.

Бытовая химия (порошок стиральный, мыло, …) – 1монета.

Транспорт – 10 монет.

Музыкальная (спортивная) школа – 10 монет.

Книги – 1 монета.

Компьютер – 40 монет.

Игрушки – 3 монеты.

Платежи и налоги – 20 монет.

Видеокассеты – 3 монеты.

Посещение театра, цирка – 6 монет.

Посещение боулинга – 6 монет.

Туристическая поездка – 80 монет.

(С помощью калькулятора считают сумму, учитель фиксирует её на доске.)

– Но я вас забыла предупредить, что бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 монет.

– Какая ситуация сложилась в ваших семейных бюджетах?

Доходы = расходам.

Доходы расходам.

Доходы 11 слайд

– Какая формула будет наилучшей?

– В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?

– Что в этом случае делать? (Если экономия – отложим сбережения, если дефицит – нужно на чём-то сэкономить.)

– На чём мы можем сэкономить? 12 слайд (чтобы меньше были платежи – беречь свет и воду; экономить на продуктах – есть меньше сладостей и продуктов с магазина, больше выращивать их самим на приусадебном участке; на одежде и обуви – бережно к ним относиться и т.д.)

Вывод: чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

– И так, что мы уже составили на уроке? (План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет.)

– Вот примерно такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье.

– А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство.) Иначе в семье могут произойти разные неприятности. Как, например, у Ивана Петровича.

  1. Работа по учебнику

Чтение текста в учебнике на стр.75.

-Какая неприятность произошла с Иваном Петровичем?

- Можно ли было избежать такой ситуации? (да, если бы он заранее продумал и спланировал свои расходы)

Вывод: все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

– А теперь вы можете сказать, в каком случае родители смогут купить детям подарки? (когда расходы не будут превышать доходы, поэтому не стоит обижаться на родителей, когда они отказываются купить вам ту или иную игрушку или ещё что-то)

  1. Подумай

– А могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Стр. 77 №2 (Лотерея, премия.) 13 слайд

– А непредвиденные расходы? 14 слайд (Если кто-то заболел, испорченная вещь: обувь, техника, мебель, на подарок.)

V. Закрепление пройденного материала. Работа в группах.

Вот вы, посоветовавшись друг с другом, выберите полезные советы, отметьте их знаком «+» и прочитайте.

 Планируйте семейный бюджет исходя из доходов. +

 Уходя из дома, не забывайте выключать свет. +

 Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете. +

 Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику. -

 Экономя семейный бюджет – откажись от экскурсии в музей. +

 Сходил в магазин, оставь сдачу себе. -

 Бережно относись к своим вещам. +

 Напоминай родителям о своевременной оплате налогов. +-

 Чаще пользуйся услугами такси. -

 Пользуйся услугами доставки горячей пиццы. -

 Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями. -

– Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда».

15 слайд - К нам в школу пришли телеграммы “Прошу помочь!” Послушайте.

1. Срочно нужна денежная помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию.

2. Талантливому скрипачу на покупку скрипки.

3. Врачу ветеринару на открытие приюта для бездомных собак.

4. Спортсмену для поездки на соревнования.-

- Обсудите в своей семье, согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, прокомментируйте свой выбор.

– Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили.

VI. Итог урока.

– Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.

Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке, – они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких-то покупок. А может быть, pодителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.

У нас с вами появился небольшой опыт составления семейного бюджета.

16 слайд

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Чему научились?

– Что такое семейный бюджет? (План доходов и расходов семьи.)

– Для чего нужен семейный бюджет? (Чтобы правильно вести домашнее хозяйство.)

VII. Рефлексия

— В чем вы испытывали затруднения?

— Какое задание понравилось?

-Вы сегодня хорошо поработали, пополнили багаж своих знаний.

-С каким настроением вы заканчиваете урок?

-Выберите картинку, соответствующую вашему настроению.

- От вашего солнечного настроения в классе стало ещё светлее.

VIII. Домашнее задание.

с.75–78 прочитать, ответить на вопросы,с.78 задание 2, подобрать 1-2 пословицы о деньгах



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!