Конспект урока по окружающему миру с использованием
технологии развития критического мышления
Бурова Татьяна Васильевна
МОУ «Кожильская СОШ с/х направления», Глазовского района, УР
Предмет: окружающий мир, программа «Школа России»
Класс: 3
Тема: Семейный бюджет
Изучение нового материала
Тема: Семейный бюджет
Цель: способствовать формированию общего представления о семейном бюджете.
Задачи:
познакомить с распределением денег в семейном бюджете;
формировать умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями, искать и выделять необходимую информацию в тексте учебника, делать выводы;
формировать умение работать в группе.
Оборудование: Учебник А.А.Плешаков окружающий мир 3 класс, листы с таблицей «ЗХУ».
Приемы ТРКМ: таблица «Знаю - Хочу узнать - Узнал», «Синквейн».
1. Вызов
- На прошлом уроке вы узнали, что государство составляет бюджет на год. Вспомните, что такое государственный бюджет?
- Будем сегодня на уроке работать с таблицей «Знаю - Хочу узнать - Узнал» /Прием «Таблица «ЗХУ»/. Запишите, что вы знаете о государственном бюджете в первой графе таблицы. Обсудите информацию в группе.
Каждый записывает свой ответ в таблице. Обсуждают в группе. Выступления спикеров группы. Запись учителем информации на доске. Сравнивают свои записи с правильным вариантом.
2. Осмысление
- Как вы думаете, есть ли бюджет у каждой отдельной семьи? /ответы учащихся/
- Сформулируйте вопросы, которые вас интересуют о семейном бюджете, и запишите их во второй графе таблицы. Прочитаете свои вопросы в группе. Выберите из всех вопросов самые интересные и удачные.
Выступления спикеров групп. Запись вопросов учителем на доске.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1. Государственный бюджет – план доходов и расходов государства. 2. Доходы государство получает в основном от сбора налогов граждан. 3. Расходы бюджета – это затраты на образование, здравоохранение, содержание армии, милиции, науку и культуру, охрану природы и другие цели. | 1. Что такое бюджет семьи? 2. Для чего он нужен? 3. Какие виды доходов может получать семья? 4. На что расходуются деньги семьи? | |
- Каждая семья имеет доходы и расход – это и есть семейный бюджет. На какой период может составляться бюджет семьи? Самый удобный срок – на месяц.
Запишите в третью графу таблицы, что такое семейный бюджет.
- Какие доходы могут быть у семьи? /Это деньги, которые зарабатывают и получают члены семьи/
- Познакомимся с доходами, которые могут быть в семье. Запишите коротко, что вы узнаете о доходах семьи в третью графу таблицы. Работа с текстом учебника (стр. 78-79) в группах.
Каждый читает, записывает свой ответ. Обсуждение в группе. Спикеры зачитывают результаты работ в группах по таблице. Учитель по ходу заполняет таблицу на доске. Сравнивают свои таблицы с правильным вариантом.
- Существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать? /Например, лотерея, премия/
- А теперь выясним, на что семья тратит деньги? Работа с текстом учебника (стр. 79) в группах.
Каждый читает, записывает свой ответ. Обсуждение в группе. Спикеры зачитывают результаты работ в группах по таблице. Учитель по ходу заполняет таблицу на доске. Сравнивают свои таблицы с правильным вариантом.
Узнал |
Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи. Доходы семьи: 1. Заработная плата: 2. Прибыль от работы фирмы (если папа предприниматель). 3. Гонорар – авторское вознаграждение за написанную книгу (если папа писатель). 4. Стипендия – постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам в учебном заведении. 5. Пенсия – денежное обеспечение за выслугу лет, по инвалидности или нетрудоспособности. 6. Процент – определенная сумма денег, которая выплачивается банком, если семья имеет сбережения. Расходы семьи: Питание, одежда, обувь, оплата жилья, транспорт, образование (секции, кружки, детский сад), лечение, бытовая техника, культурный досуг и другое. Семейный бюджет нужен для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство. |
- На все ли вопросы мы с вами ответили? / Мы не ответили на вопрос: для чего нужен бюджет семьи?/
- Представьте себе такую ситуацию. Василий Петрович получил зарплату и сразу же купил большую надувную лодку, чтобы летом ездить на рыбалку. Вернувшись домой (а дело было зимой), он вспомнил, что его сыну Димке нужны лыжи и лыжные ботинки. Но денег на это уже не осталось.
- Можно ли было избежать такой ситуации? /Можно, если бы Василий Петрович заранее обдумал и спланировал свои расходы/
- Представьте ваших родителей, которые каждый месяц зарабатывают деньги и планируют, на что их потратить. Поэтому не обижайтесь, если слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке – они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитывают, какие суммы, куда пойдут в течение месяца. Поэтому прежде, чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.
- Запишите, как вы поняли ответ на последний вопрос. Обсуждение в группе. Спикеры зачитывают самый удачный ответ учеников группы.
3. Рефлексия
- На все ли вопросы мы нашли ответы?
- Составьте синквейн на тему «Бюджет».
Бюджет
Государственный, семейный
Планировать, зарабатывать, расходовать
Бюджет – нужен каждой семье
План
- Оцените работу группы и работу каждого ученика в группе.