СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру на тему "Зона степей"(4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Обобщить и систематизировать знания о зоне степей. На основе иллюстраций и предложенного плана уметь описывать изученные  объекты  живой природы, выделять  их основные существенные признаки.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Зона степей"(4 класс)»



Урок по окружающему миру в 4 классе по УМК « Школа России»

Тема: Зона степей.

Цели урока:

Познавательные УУД:

- обобщить и систематизировать знания о зоне степей;

- учить выделять необходимую информацию в тексте;

- учить устанавливать причинно - следственные связи на основе микроисследований;

-описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;

Личностные УУД:

- осознание ценности совместной деятельности;

Регулятивные УУД:

- учить ставить цели предстоящей работы;

- учить различать учебные задания разного типа;

- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;

-учить оценивать себя и своих товарищей;

Коммуникативные УУД:

- совершенствовать умение работать в паре, в группе;

- учить осуществлять учебное сотрудничество;

Оборудование: учебник « Окружающий мир» А.А. Плешаков, тетрадь « Окружающий мир», карта природных зон,



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 .Мотивация к учебной деятельности


- Проверьте, друзья,

Готовы ль вы начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

- Что можем пожелать друг другу на уроке?

-Быть внимательными, помогать друг другу.


2.Актуализация знаний учащихся

Работа в группах


- Необходимо определить природную зону по картинке.


1 группа (по характерным признакам определяет природную зону)

-Тайга

-Для настоящей тайги характерно абсолютное господство хвойных деревьев и почти полное отсутствие широколиственных древесных пород.



2 группа: (по характерным признакам определяет природную зону)

-Арктика

- Для зоны арктических пустынь характерно огромное количество льда и снега во все сезоны года.

3 группа (по характерным признакам определяет природную зону)

-Тундра

- Отличительные особенности тундры - безлесье.

Характерные растения - это ягель и лишайники, придающие поверхности тундры светло- серый цвет.


3. Погружение в проблему

- Посмотри на картинку. Что вы видите на ней?



- Какая это природная зона?


- Сейчас мы прочитаем стихотворение и узнаем, о какой природной зоне сегодня будем говорить.



Какая ширь и приволье!

Куда ни глянь полей раздолье

Южнее полосы лесов

Лежит ковёр из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам

Здесь суховеи любят петь,

А зовётся это…

- Сформулируйте тему нашего урока

- Обилие трав и зерновых культур. Высажены лесные полосы для задержания снега. Множество грызунов.


- Эту зону мы ещё не знаем.














- Это степь.

- Мы сегодня будем говорить о зоне степей.

4.Постановка учебной задачи

- Да, ребята, сегодня мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир, влияние человека на природу степи.

- А в этом нам поможет …?





- Учебник, карта, дополнительный материал, учитель.


5 . Формирование новых знаний

- Давайте составим план нашей работы.

План

1. Географическое положение

2. Климатические условия

3. Растительный и животный мир

4. Занятие населения

5.Экологические проблемы

6.Заповедники.


- А сейчас, ребята, мы с вами разделимся на группы и постараемся подробно изучить зону степей. Каждая группа получит дополнительный материал. Он поможет вам в работе.

- Не забывайте об учебнике.

- Итак, начинаем работу в группах.

1 группа, пользуясь картой и учебником, постарается определить географическое положение зоны степей.

2 группа, пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажет нам о климатических условиях зоны степей.

3 группа расскажет нам о растительном и животном мире зоны степей.

4 группа - о занятии населения.

5группа - об экологических проблемах.

6 группа – о заповедниках.

- Итак, слово предоставляется 1группе.

- Покажите зону степей на карте?







- Теперь вы имеете представление, где расположена эта природная зона.




- А теперь послушаем 2 группу, которая расскажет нам о климатических условиях зоны степей.


- Совершенно верно, ребята, вы охарактеризовали климатические условия степной зоны.














-А теперь давайте послушаем 3 группу, которая расскажет нам о растительном и животном мире зоны степей.















- Почему листья у степных растений узкие.

- А почему корни уходят глубоко в землю?

-Некоторые растения степи имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага.


- Послушаем сообщение о животном мире.
























- Почему животные в степи имеют окраску земли или растительности?


- Молодцы, ребята. А теперь давайте с вами посмотрим на картинку и разберёмся, чем же занимаются люди в степи? Об этом нам расскажет 4 группа.






-Чем они ещё занимаются?

- Почему?













- Но в связи с этим в зоне степей возникают экологические проблемы. Об этом нам расскажет 5 группа


-Большое спасибо, ребята, вы познакомили нас с экологическими проблемами, которые возникли по вине человека, и предложили пути их решения.

О заповедниках , созданных на территории зоны степей расскажет нам 6 группа.













-Несмотря на то, что уже приняты меры по созданию ряда биосферных заповедников, работы по защите степной зоны только начинаются. Развивается экологический туризм, который позволяет познакомить как детей, так и взрослых с проблемами степи, помогает осознать необходимость восстановления степных экосистем как важный этап на пути к созданию гармоничного, цивилизованного общества.




Группы готовятся.















( Учащийся отвечает, а члены группы помогают)



1 группа


Показывают на карте зону степей.

-Зона степей расположена южнее зоны лесов. Она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями.

По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.






2 группа

-Лето в степях более длинное, чем в зоне лесов. Средняя температура летом 22-24 градуса, в июле может подниматься до 40 градусов выше нуля. Лето сухое и солнечное, дожди бывают редко, имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая впитаться в почву и быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях деревья не растут. Летом часто дуют суховеи. Суховей – сухой, горячий ветер, приходящий из пустыни. Этот ветер приносит много неприятностей.

Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне. Но достаточно холодная, с морозами до 20-30 градусов. Снеговой покров маленький.


3 группа

-Характерная черта степи - безлесье огромных равнин, покрытых богатой травянистой растительностью. Самое лучшее время года в степи - весна. В эту пору степь неузнаваемо преображается из-за обилия цветов-тюльпанов, ирисов.

Разнообразен растительный мир степи: кустарники, травы, цветы, злаки. Степь-царство трав. В степи растут ковыль, полынь, чилига…

-Много гусиного лука, незабудок, тысячелистника. Облик степи меняется за год больше 10 раз из-за смены цветовых аспектов и изменчивости растительного покрова.

- Чтобы испарялось меньше влаги.


- Чтобы добывать влагу.






-Животный мир степи представляют грызуны, птицы, парнокопытные, пресмыкающиеся, насекомые.

– Степь по праву можно назвать царством грызунов – вредителей полей. Миллионы таких зверьков, как большой суслик, степной сурок или байбак, степная пищуха населяют ее. Питание сурков составляют степные травы. В степи много лисиц, зайцев. Лисицы питаются грызунами, тем самым приносят пользу полеводству.

- Птицы в степи менее заметны, чем млекопитающие. Как и везде в открытых местах, прежде всег, обращает на себя внимание степной жаворонок. Степной орел устраивает свои гнезда на земле, курганах, буграх. Степной орел питается грызунами, особенно сусликами.

- Волки – злейшие враги человека и животных. Нет спасения от них ни крупным, ни мелким зверям и птицам. Эти хищники часто убивают животных больше, чем могут съесть.

- Чтобы их не заметили хищники.



4 группа

- В степи очень плодородные почвы. Такие почвы называют чернозём. В связи с этим, степи являются самым благоприятным для земледелия районом, так как культурные растения здесь могут развиваться до девяти месяцев в году. Выращивают здесь зерновые и технические культуры.



-Неудобные для пашни земли в степи используются как пастбища для скота.

Население степей – монголы, буряты, татары и другие. Живут они возле рек, лесов, где строят большие города. Но пастухи со своими семьями ведут кочевой образ жизни. Их временное жилье - юрта.

- Там плодородные земли.

- Много растительности для скота.





5 группа

- Чтобы сберечь природу степей, необходимо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота. Порой из-за неумеренного выпаса степные пастбища превращаются в пустыню. Также необходимо бороться с браконьерством, создавать заповедники.


6 группа

- Чтобы сохранить погибающую природу степей, в России создана сеть охраняемых природных зон. Такие территории получили название заповедников.

Наиболее известными биосферными заповедниками, в которых ведутся работы по изучению и восстановлению степи, являются:

- Ростовский заповедник, расположенный в донских степях и обладающий площадью охранной зоны свыше 70000 га.

- Даурский заповедник, который находится в степной зоне Забайкалья, образует единственную охраняемую в Азии, согласно Международной трехсторонней договоренности, территорию «Даурия».

(Карта расположения Даурского заповедника).

- Хакасский заповедник охраняет свыше 270 тыс. га степной территории.

- Центрально-Черноземный заповедник, расположенный на территории Курской области, обладает территорией, площадь которой свыше 5000 га, и борется за сохранение целинных степных территорий с исторически сложившейся экологической системой.

- Оренбургский государственный природный заповедник призван сохранить степные ландшафты Заволжья, площадь его охранной зоны – около 12 тыс. га.

6. Физминутка



7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (работа в парах)


-А теперь, ребята, выполним самостоятельно задания в тетради на стр. 36- 38

1 ряд - задание № 1

2 ряд – задание № 2

3 ряд – задание № 3


- №5 – для тех, кто быстро справился с заданием.

Проверим, как вы справились с заданием.



Учащиеся в парах выполняют задания:

- Записывают названия степных растений;

- Логическое упражнение: « Верны ли утверждения? Обведи « Да» или « Нет». Исправь ошибки (устно).

- Узнать животных по фрагментам. (Подписать названия животных.)

- Учащиеся ,выполнившие основное задание, составляют схему цепи питания ,характерной для степной зоны.

7. Включение в систему знаний и повторение.

- А сейчас мы продолжим путешествие по изученным природным зонам. Предлагаю поработать с тестами.


( Индивидуальная работа по тестам)

8. Рефлексия деятельности

- Чему хотели научиться на уроке?

-Достигли намеченных целей?

-Как работал каждый из вас?

- Можем ли похвалить себя?

- Какое настроение у вас к концу урока?

- Изучить зону степей.

- Да.

- Хорошо.

- Да.

- Отличное.

9. Домашнее задание

- Подготовить сообщение о растении или животном степной зоны.

- Выполнить в рабочей тетради задание № 6.