2.Этап актуализации и пробного учебного действия. | . Мы с вами уже путешествовали раньше. И в ходе наших путешествий познакомились с тремя природными зонами России. - Назовите их в порядке, изучения. (вывешиваются карточки с названиями зон.) Но прежде чем отправиться в путешествие нам необходимо пройти специальную подготовку. В течение 3 минут отвечаем на вопросы небольшого теста. Отметьте верные высказывания(+) и неверные высказывания(-). Приступайте 1 вариант | | 2 вариант | | Леса называют «лёгкими нашей планеты». | + | В лесной зоне жаркое засушливое лето | - | верхний плодородный слой земли – это почва | + | Тайга занимает большую часть лесной зоны. | + | В зоне смешанных лесов растут берёзы, сосны, осины, ели. | + | В лесной зоне почвы богаты питательными веществами | + | Река станет больше если по берегу вырубить лес | - | Фитонциды - это вредные вещества | - | В лесах не встречаются животные, занесённые в Красную книгу | - | Клён, липа и дуб относятся к растениям смешанных лесов | - | Бурундук и кедровка-это хищники лесной зоны | - | В лесной зоне бедный растительный мир. | - | Зона лесов занимает больше половины территории России | + | Чтобы вырубать меньше деревьев, нужно шире использовать макулатуру. | + | Поменяйтесь работами с соседом по парте. Используя ключ на доске, проверьте работу друг друга: Поднимите руку те, кто допустил 3 ошибки, 2 ошибки, 1 ошибку, не допустил ни одной ошибки. А есть ли те, у кого больше 5 ошибок? Вы успешно прошли тест, а значит, вы готовы к новому путешествию. Собираемся в дорогу! | Арктическая зона, зона тундры, зона лесов Обучающиеся самостоятельно выполняют тестовые задания по пройденной теме. Взаимопроверка с использованием ключа. |
3.Этап выявление места и причины затруднения. 4.Этап построения проекта выхода из затруднения. | Итак, наш путь лежит в природную зону, расположенную южнее зоны лесов. Что это за зона? (На доску вывешивается следующая карточки с названием: «Зона степей») Что бы вы хотели узнать о зоне степей? -Как вы думаете, что нам сегодня предстоит узнать? Давайте составим план: 1.климат 2. растения 3. животный мир | Ответы учащихся: зона степей. Высказывают предположения: (о климате, орастениях и животных. Совместно с учителем составляют план работы. |
5.Этап реализации построенного проекта. Знакомство с климатическими особенностями зоны степей Растительный мир зоны степей Физминутка Знакомство с животным миром степи | С помощью атласа определите, каким цветом обозначена степь на карте? Где в нашей стране находится эта зона? Какую площадь занимает? (На экране иллюстрация «Степь») Итак, первая наша остановка называется «По земле текло, в низины попало». Ответ на эту загадку вы найдёте на стр.110 Прочитайте 1 и 2 абзац и отметьте климатические особенности степи. - Что такое «суховеи»? -Так какие же особенности климата степи скрывает загадка? (Запись: лето+20-40, зима -20 -30, суховей) Демонстрация иллюстраций и гербария из растений степи. - Кто скажет, какие это растения? Наша следующая остановка: «Растения» Ваша задача узнать, чем интересны растения степи. (Чтение по цепочке стр. 114) - Назовите растения степи. - Какие растения приспособились к условиям степи? -Если в степи большое количество травянистых растений, значит много и ….кого? А знаете ли вы? Что в степях живёт больше 50 видов млекопитающих и более 250 видов птиц. А нам с вами не мешает немного подвигаться. Физминутка Ребята посмотрите какая-то табличка (на экране «И ползают, и бегают, и летают»). - Как вы думаете, о ком пойдёт речь? - Понаблюдаем за животным миром степи. Запомните как можно больше животных. Определите, как же они приспособились к условиям степи. (Просмотр видеофильма) - Назовите животных степи. На доске: названия и иллюстрации животных. - Как они приспособились к жизни в степной зоне? | Работа с атласом. Находят зону степей. Работа в парах с текстом учебника. Находят особенности климата. Дожди очень редки, вода не успевает напоить почву, испаряется или стекает в низины. Делают вывод, что перед ними травянистые растения. Чтение по «цепочке» Работа с текстом учебника. Отмечают названия растений и их приспособленность к климату степи. Корни глубоко уходят в землю, сохраняют в земле луковицы с питательными веществами, видоизменённые листья. Много насекомых, птиц. Выполняют упражнения Высказывают свои предположения. Просматривают видеофильма. Перечисляют животных. Роют норы. Норы - от врагов и жары, Маскируются - окраска под цвет земли, быстрые ноги, на зиму залегают в спячку или улетают. |
6.Этап первичного закрепления | Для следующей работы разделимся на 2 группы.1 группа – ребята с I варианта. Вы отмечаете названия животных в атласе 2 группа – ребята с II варианта. Вы отмечаете названия животных на страницах учебника 112. (При проверке на доске появляются названия животных) - Что можете сказать о животном мире степи? | Работа по учебнику Представителями животного мира степи в большинстве являются насекомые, грызуны и птицы, хищников мало. Животный мир довольно разнообразен. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения | Мы много путешествовали по зоне степей, познакомились с растительным и животным миром. А сейчас составьте отчёт в виде кластера. ( Климат Холодная зима, тёплое лето, редкие дожди, Суховеи, чернозём На доске во время проверки учащиеся из каждой группы выстраивают содержание кластера) Чтобы проверить ничего ли мы не упустили, обратимся к плану 1.климат 2 Звери: суслики, хомяки. Хищники: хорёк, гадюка, степной орёл, пустельга . растения 3. животный мир | Работают в группе на листах. Составляют кластер, опираясь на материал новой темы. Учащиеся каждой группы заполняют кластер.
Растения ковыль, типчак- узкие листья, тюльпаны, ирисы-питательные вещества в луковицах степь Животный мир Птицы: жаворонок, куропатка, дрофа, журавль. насекомые: кобылка, кузнечик. |
9.Этап рефлексии учебной деятельности. | Наше путешествие подошло к концу. Мне очень хотелось бы узнать: Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Что удивило? Что вызвало затруднения? Что ещё хотели бы узнать по новой теме? Дома с помощью дополнительных источников найдите сведения и подготовьте сообщение с иллюстрацией о тех растениях и животных степи, которые вас заинтересовали. Еще ребята с помощюи Интернета можно совершить воображаемое путешествие в один из степных заповедников. И узнать какую работу проводят в заповеднике ученые. | Я узнал…. Мне понравилось… Меня удивило… Оценивают свою работу на уроке и ставят оценку на рабочем листе. |