СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Начало истории человечества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в соответствии с требованиями  ФГОС НОО

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Начало истории человечества"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Листвянская средняя школа»







ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

«Начало истории человечества»

4 «А» класс



Подготовила учитель начальных классов

Самохина Татьяна Алексеевна









Рязань, 2018





Предмет (окружающий мир)

(УМК) «Школа России»

Тема: «Начало истории человечества»

Планируемые результаты:

-личностные

  • проявлять интерес к истории человечества;

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

-метапредметные

Познавательные УУД

  • умение извлекать, перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя материал учебника;

  • умение анализировать, делать выводы;

  • умение моделировать различные ситуации;

Регулятивные УУД

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями; формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса, принимать и сохранять учебную задачу;

  • учить формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Коммуникативные УУД

  • умение сотрудничать с учителем и сверстниками для решения проблемного вопроса, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

предметные

  • иметь представление о первобытных людях, первобытной эпохе, местах появления первых людей на Земле, о различных теориях происхождения человека;

  • усвоить понятия первобытный, современный человек.



Оборудование: учебник «Окружающий мир. 4 класс» (автор А.Плешаков), проектор, интерактивная доска, презентация, ноутбуки, карточки с заданиями, смайлики, физическая карта мира, словарь Ожегова.

Этап урока

Ход урока

Планируемые результаты

Оборудование

I Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.

Л. Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.


II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

- Ребята, попробуйте узнать, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Вам надо выполнить одно задание. Перед вами КРОССВОРД . Нужно его разгадать. Какое слово ключевое?

(Получается слово история)

  1. Отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для производства продуктов.

  2. Ловля рыбы как промысел

  3. Густая маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом, горючая.

  4. Горючее полезное ископаемое, при горении дает много тепла. В хозяйстве используют как топливо.

  5. Имеет темно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Рыхлый, непрочный, легче воды. Важное свойство - горючесть

  6. Отрасль сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием культурных растений.

  7. Прочный камень белого или серого цвета. Рассматривая кусочек этой горной породы можно увидеть остатки живых существ.



- Как вы понимаете значение слова история?

(Дети. История – это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас)

Проверим это слово по словарю

- История – очень древнее слово. В переводе с греческого означает «исследование, рассказ о событиях прошлого».

Сегодня мы с вами поговорим об истории человечества.

- Учёные разделяют историю человечества на несколько больших эпох. Прочитайте их названия. Вам надо расставить их в хронологическом порядке и объяснить ход своих рассуждений.

Работа с ноутбуками в парах

Дети совещаются, делают выводы, расставляют эпох в определённом порядке.

(Д. Первобытная история,

история Древнего мира,

история Средних веков,

история Нового времени,

история Новейшего времени)

- Сегодня мы отправимся в путешествие в одну из этих эпох. А в какую, вам предстоит угадать.

Посмотрите на доску, что это?

Камень.

Этот камень называется рубило.

Подумайте и ответьте: почему этот камень называли рубилом? Как называют ученых, которые нашли этот камень? Кому он принадлежал?

Выслушиваются ответы учеников:

- Рубило – кремневое орудие первобытного человека, употреблявшееся для резания, скобления, обработки чего-либо.

Проверим, правильно ли ребята дали определение по словарю.

- Рубило (англ. Hand axe – ручной топор; фр. coup-de-poing – каменный топор, буквально – каменный кулак ) – орудие труда первобытного человека. Нашли этот камень археологи, он помог им в изучении истории человечества.

Сделайте вывод: о какой эпохе сегодня пойдёт речь?

Д. О первобытной эпохе.

Мы с вами отправимся в далекое прошлое.

Чтобы отправиться в путешествие, давайте определим благоприятны ли для этого погодные условия.

Работа с карточками (приложение 1, задание из ВПР)

Д. В какой день не будет переменной облачности? Ответ: во вторник, 18 декабря.

В какой день недели будет самая низкая влажность воздуха?

Ответ: в среду.

Можно отправляться? Благоприятны сегодня погодные условия для путешествия?

Дети: да




























П. Умение ориентироваться в своей системе знаний, осознанно строить речевые высказывания.















Р. Прогнозирование

Л. Развивать учебную активность

К. Умение сотрудничать с учителем и сверстниками для решения проблемного вопроса







П. Умение анализировать, делать выводы

Р. Прогнозирование




























Словарь Ожегова

На доске:

История человечества слайд 1










Слайд 2







Ноутбуки

Проверка на доске

Слайд 3

Слайд 4



Слайд 5






Слайд 6





Словарь Ожегова

На экране

рубило








Слайд 8



Слайд 9

III Выявление места и причины затруднения, постановка цели

-Ребята! А путешествовать мы будем на машине времени в начало истории человечества!

- Что вам известно по этой теме? Что вы хотели бы узнать? Чему научиться?

Знаю…

Хочу узнать…

Хочу научиться….

Выслушиваются ответы детей.

- Сегодня мы постараемся найти ответы на все ваши вопросы. Возьмитесь за руки, закройте глаза. Начинается отправление! 10,9,8,7,6,5……1

Ребята! Где же мы оказались? Посмотрите на карту.

Д: в Восточной Африке

Чтобы нам знать как вести себя в этом мире, наверное, нужно что-то знать?

Д: знать, как жили древние люди.

Где мы можем это узнать?

Д. из книг, интернета, от учителя, родителя и т.д.

Р. Целеполагание. Планирование своей деятельности. Саморегуляция. Прогнозирование.

Слайд 10

На доске

Машина времени

Знаю…

Хочу узнать…

Хочу научиться…





На доске физическая карта и на ней отмечена флагом Восточная Африка


IV Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

- Поработаем с первым источником информации – книгой. Стр. 4-6

Чтение по технологии «Инсерт» - с пометкой на полях: «v» - знал, «+» - узнал что-то новое, «-» - думал по-другому, «?» - возник вопрос.

П. Находят и выделяют необходимую информацию.

Учебник, карандаш

Слайд 11

V Реализация построенного проекта

- Расскажите, что нового вы узнали из учебника?

Выслушиваются ответы детей.

- На все ли вопросы вы нашли ответы?

П. умение извлекать, перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя материал учебника


VI Первичное закрепление во внешней речи

Чтобы проверить, как вы устроили новый материал, проведём блиц-опрос.

Блиц-опрос

  • Когда первобытные люди появились на Земле? (Свыше двух миллионов лет назад)

  • Где обнаружены следы их существования? (в Восточной Африке)

  • От чего зависела жизнь первобытного человека? (От природы)

  • Что заменяло им речь? (Крики, гримасы, жесты)

  • Из чего делались первые орудия труда? (Из камня)

  • Где были найдены древнейшие изображения животных? (В Испании, на юге Франции, в России – на Урале)

  • Что служило первым жилищем для человека? (Пещеры)

  • Чем освещали пещеры первобытные люди? (Факелами или лампами – каменными ковшами, наполненными жиром, который хорошо горит)

  • Сколько длилась первобытная история? (Сотни тысяч лет)

  • Какой материк не заселили древние люди? (Антарктиду)

  • Какой же стала жизнь людей к концу первобытной истории? (Разнообразными стали занятия: сбор плодов, охота и рыболовство, земледелие и скотоводство. Люди научились строить прочные дома, делать орудия из металла, шить одежду из ткани, изготавливать глиняную посуду и многому другому).

К.Слушать и понимать речь других; вступать в учебный диалог с учителем;




















ФИЗКУЛЬТМИНУТКА слайд 12

Где-то в Африке Восточной

Более 2-х млн. лет (это точно),

Человек древнейший жил

Давайте покажем, каким же он был.

Ниже колен руки свисали, (уч-ся показывают)

Но делать уже кое-что помогали.

Вот камешки круглые они отыскали (имитируют поиск камней)

Один о другой их постучали, (стучат кулачками)

И раскололся камень, стал острый!

Теперь обточить палку так просто! (движение от локтя к кисти)

Человек себе похлопал

И от радости потопал.

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Ребята, давайте попробуем узнать еще новую информацию!

Первобытная эпоха длилась много сотен тысяч лет, за это время произошли существенные изменения. Какие именно – предстоит определить вам.

Работа в мини-группах (5 групп по 3-4 человека)

- Мы сейчас поработаем в мини-группах.

1 группа (задание из ВПР)

Рассмотреть рисунок, на котором изображены первобытные люди. Одежда изготовлена из шкуры животных. Он отмечен на рисунке стрелкой с соответствующей надписью. Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из дерева и любой предмет (любую деталь) из камня. Подпишите название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.

2 группа (придумать приспособление для охоты, ловли рыбы, нарисовать и объяснить)

3 группа (по наскальному рисунку определить, что нарисовал первобытный художник)

4 группа (задание из ВПР). Подбери к началу фразы соответствующее продолжение так, чтобы получилось правило, которое поможет первобытному человеку выжить. Запиши в таблицу соответствующую цифру.

А) Чтобы первобытному человеку выжить, необходимо:

1) охотиться на животных и строить себе жилище и объединяться в группы.

2)ходить в одиночку, спать и укрощать диких животных.

3) добывать себе пищу, спать на деревьях.

Начало фразы

А

Продолжение фразы

1

В каком месте обнаружены следы существования первых людей?

1) В Европе.

2) В Восточной Африке.

3) В Антарктиде.

Начало фразы

А

Продолжение фразы


Что служило первым жилищем для человека?

1) пещера.

2) землянка.

3) шалаш.

Начало фразы

А

Продолжение фразы




5 группа (найти отличие первобытного человека от современного)







К. Интегрироваться в мини-группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли

Л. Развивать учебную активность

П. Умение извлекать, перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы







Слайд 13





























VIII Включение в систему знаний и повторение

Представитель от каждой группы выходит к доске. Выдвигаются собственные версии, на экране появляется контрольный ответ. Правильных ответов много, версии должны быть обоснованными. Так проверяется работа всех команд и дополняется их ответ.

1 группа (задание из ВПР)

Рассмотреть рисунок, на котором изображены первобытные люди. Одежда изготовлена из шкуры животных. Он отмечен на рисунке стрелкой с соответствующей надписью. Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из дерева и любой предмет (любую деталь) из камня. Подпишите название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.

Проверка на доске.

2 группа (придумать приспособление для охоты, ловли рыбы, нарисовать и объяснить)

На доске. Сначала люди ловили рыбу руками. Потом первобытные люди стали использовать заострённую палку. Постепенно орудие ловли совершенствовалось. Человек изготавливал наконечники для копий и стрел из рогов животных и бивней мамонта. Их он прикреплял длинным деревянным древкам. Такие пики дали начало гарпунам – сначала с одним рядом зубцов, затем с двумя. Это изобретение оказалось весьма полезным, потому что зубцы удерживали насаженную на острие рыбу.

Позже стали плести приспособления для ловли рыбы из лыка, волокон крапивы, конопли и льна, из корней и листьев осоки, из скрученных лубяных волокон.

3 группа (по наскальному рисунку определить, что нарисовал первобытный художник)

Первобытный человек изобразил охоту. На рисунке – взрослый человек и ребёнок. Мы можем сказать, что дети тоже участвовали в охоте и помогали своим родителям. Ещё изображены собаки , которые помогают поймать дикое животное. Волки и собаки старались держаться ближе к людям в расчете на свою долю в случае удачной схватки с крупным зверем. Охотники, которые находили щенят волков, приносили их в дом. Прирученный волк может быть хорошим помощником охотника. Люди впоследствии изобрели для охоты лук, чтобы поражать животных на расстоянии.

- Как вы думаете, зачем первобытные художники изображали на скалах именно охоту?

Дети отвечают.

- Ныне учёные считают, что первобытное искусство связано с представлениями о том, что, изображая животных и сцены охоты на них, человек обеспечивает себе удачу (охотничья магия)

- А как охотились люди на животных до появления лука?

Группа охотников, вооруженных камнями и дубинами, нападала на медведя, быка или мамонта. Часть охотников пряталась в засаде, а другие, размахивая копьями и горящими ветками, гнали животное к этому месту. Засаду делали следующим образом: вырывали большую яму, на дне вкапывали колья, закрывали ямы жердями и ветками. Упав в яму, мамонт получал серьёзные раны, он не мог выбраться, и охотники добивали его. Затем убитое животное перетаскивали к жилищам.

4 группа (задание из ВПР). Подбери к началу фразы соответствующее продолжение так, чтобы получилось правило, которое поможет первобытному человеку выжить. Запиши в таблицу соответствующую цифру.

А) Чтобы первобытному человеку выжить, необходимо:

1) охотиться на животных, строить себе жилище и объединяться в группы.

2)ходить в одиночку, спать и укрощать диких животных.

3) добывать себе пищу, спать на деревьях.

Начало фразы

А

Продолжение фразы

1

В каком месте обнаружены следы существования первых людей?

1) В Европе.

2) В Восточной Африке.

3) В Антарктиде.

Начало фразы

А

Продолжение фразы

2

Что служило первым жилищем для человека?

1) пещера.

2) землянка.

3) шалаш.

Начало фразы

А

Продолжение фразы

1



5 группа (найти отличия первобытных людей от современных)

Ноги у него короче, а руки длиннее, чем у современного человека. Густой волосяной покров по всему телу. Уши больше. Челюсти развиты больше. Очень развит орган обоняния. Лоб узкий, так как меньше развит мозг. Маленький подбородок.

- Посмотрите, какие внешние изменения в облике человека произошли за первобытный период. Подведём итог: что повлияло на эти изменения?

- На экране учёный Чарльз Дарвин, который является основоположником этой теории. Называется она «теория эволюции».

Попробуйте одной фразой выразить основную мысль сегодняшнего занятия.

Д. Труд сделал из обезьяны человека.

- Мы с вами рассмотрели только одну теорию, показывающую, как человек появился на нашей планете. А существуют ещё и другие версии. Подумайте, какие?

Д. Мы произошли от инопланетян. Божественная теория.

- А какой теории придерживаетесь вы? Поднимите руку те, кто считает, что мы произошли от обезьяны.

Поднимите руки те, кто считает, что наши предки – инопланетяне.

- Как вы думаете, к какой теории склоняются ученые? Почему?

Д. Наверное, к первой. Они опираются на археологические раскопки.

- Много ещё недоказанного и неизведанного в нашей науке, но я надеюсь, что именно вы сможете в будущем ответить на все эти вопросы.

Р. Оценивать результат своей работы. Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями

К.Умение слушать и понимать речь других







Р. Выдвижение гипотезы. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную

К. Умение строить высказывание

















































































П. Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее.





































Слайд 14





Слайд 15













Слайд 16

































Слайд 17

























Слайд 18











Слайд 19







Слайд 20

Слайд 21

Портрет Чарльза Дарвина







IX Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, нам пора возвращаться домой! Машина времени ждет нас. Закройте глаза, возьмитесь за руки. Начинается обратный отсчет. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Мы прибыли домой! На какой материк?

Д:Евразия.

Наше путешествие закончилось, мне хотелось бы узнать:

Кто сделал для себя открытие?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Почему вам было интересно его выполнять?

Вы все поняли или остались какие-то вопросы?

Кто испытывал затруднения? В чем?

Перед вами лежат смайлики. С обратной стороны напишите свою фамилию, имя и дорисуйте их.

Если вам было нетрудно и вы все поняли, то рисуйте радостный смайлик. Если не все поняли, то выбирайте второе изображение. Ну а если вам ничего не было понятно и вы ничего не узнали, то нарисуйте грустный.

Прикрепите свой смайлик к доске.

- Молодцы! Я всех благодарю за хорошую работу.

Оценивание детей.

Л.Развивать способность к самооценке

Р. Контроль и оценка своих действий.

Слайд 22

Карта (флаг в Евразии)





Слайд 23

Смайлик



X Домашнее задание.

В память о нашем путешествии, я дарю вам раскраски о первобытном времени. Под раскраской прикреплено домашнее задание. Выбор задания вы сделаете сами.

1. Найти новую интересную информацию о первобытной эпохе. Представить в виде доклада.

2. Составить кроссворд по новой теме.

3.Используя учебник и рисунки с.4-6 рассказать о жизни первобытных людей. Можно нарисовать первобытное время.

Л. Развивать учебную активность