Урок окружающего мира в 3 классе по программе «Школа 2100»
Тема урока: Обмен веществ в организме.
Цель: формирование и развитие предметных и метапредметных УУД на основе знаний об обмене веществ у животных и растений.
Задачи и планируемые результаты:
Предметные:
учащиеся должны знать, что такое круговорот веществ, особенности взаимодействий между живыми организмами.
Метапредметные:
учащиеся должны уметь объяснить смысл круговорота веществ, уметь читать, заполнять и работать с таблицей и схемой
Регулятивные:
учащиеся должны вести планирование собственной деятельности, дать оценку качества и уровня усвоения.
Познавательные:
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
Коммуникативные:
Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.
Личностные:
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, умение аргументировать своё отношение к роли живых организмов в природе, способность к самооценке.
Технологии урока: проблемно – диалогическая, технология сотрудничества
Формы деятельности: фронтальная работа, групповая, индивидуальная.
Оборудование: доска (2 схемы, которые заполняются во время фронтальной работы), индивидуальные пакеты с раздаточным материалом для групп, рабочая тетрадь.
Ход урока.
1 Актуализация знаний
- Как называется тема, над которой мы работаем?
- Как понимаете выражение «обмен веществ»?
- Что необходимо для обмена веществ живым организмам?
- Чем отличается обмен веществ от круговорота веществ?
2.Постановка цели урока
Сегодня мы должны научиться сравнивать, сопоставляя услышанную информацию, находить общее и различие и научиться делать выводы.
2. Постановка проблемы: Посмотрите на доску и скажите, где схема круговорота, а где обмена веществ?
Заполнение схем (фронтальная работа)
крк
Обмен веществ Круговорот веществ
к ислород пища
производители
корова
по
тре
би
те
ли
раз
ру
ши
те
ли
крк
М.В. О.В.
энергия
для молоко
т ела телёнка
Перед вами стоит задача: составить рассказ об обмене веществ в организме коровы, телёнка, картофеля и найти общее и различие в этом процессе.
3. Решение проблемы
Работа в группах с раздаточным материалом.
корова телёнок картофель
П лан рассказа
1.Что необходимо для жизни?
2. Для чего
3.На что тратится?
4.Что не используется?
_________________________________
Слова - помощники:
Кислород, углекислый газ, солнечный свет, органические вещества, минеральные вещества, энергия (для работы или движения), рост, самообновление, для потомства, для выработки молока, созревания, появления плодов, отходы: простые вещества
Выступление групп со своими рассказами.
Примерный рассказ
Корова относится к группе потребителей, потому что она ничего не производит для других обитателей биосферы. Для жизнедеятельности корове необходима энергия, которую она получает из пищи и кислорода. Полученную энергию корова расходует на самообновление организма, на вынашивание и кормление молоком телёнка. Оставшиеся ненужные вещества выбрасываются наружу в виде отходов и углекислого газа.
Телёнок относится к группе потребителей, потому что он ничего не производит для других обитателей биосферы. Для жизнедеятельности телёнку необходима энергия, которую он получает из пищи и кислорода. Полученную энергию телёнок расходует на рост, увеличение мышечной массы. Поэтому он много ест. Оставшиеся ненужные вещества выбрасываются наружу в виде отходов и углекислого газа.
Картофель относится к группе производителей, потому что он производит для обитателей биосферы – потребителей - пищу. Это - органические вещества. Для создания органических веществ картофелю необходимы минеральные вещества, которые находятся в почве, вода, солнечный свет, углекислый газ. Полученную энергию из органических веществ картофель расходует на рост, цветение, образование клубней. При этом ещё выбрасывает в атмосферу кислород.
Оценивание выступлений групп.
Критерии оценивания:
информация полная без ошибок;
в выступлении принимала участие вся группа;
сумели ответить на дополнительные вопросы
4.Выделение информации из рассказов для сравнения и обобщения
Живые организмы | общее | различие |
корова | 1.Необходимы: кислород, пища(органич. в – ва) 2.Ничего не создают, тратят энергию только на себя. | |
телёнок | |
картофель | | 1.Необходимы: углекислый газ, минеральные вещества, солнечный свет, вода. 2.Создают питание для потребителей, выделяют кислород. |
Вывод: все виды жизнедеятельности возможны только за счёт использования полученных веществ и энергии.
5.Физминутка – игра.
Цель: проверка понимания терминов.
Класс делится на 3 группы: производители, потребители, разрушители.
Задача: услышав термин, относящийся к группе – быстро встать.
Термины : потребители, производители, разрушители, звезда, ромашка, микробы, мусорщики, едоки, кормильцы.
6.Диктант «Да - нет» в рабочей тетради.
Учитель читает высказывания
1. Биосфера - живая оболочка Земли
2. Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом - круговорот веществ
3. Производители - это животные и человек
4. Потребители - это растения
5.Обмен веществ – это получение энергии из окружающей среды
6. Поглощение организмом одних веществ и выделение других – это обмен веществ.
7. Производители снабжают обитателей Земли пищей и кислородом
8. Потребители - возвращают углекислый газ
9. Разрушители превращают органические вещества в минеральные
7. Самопроверка по доске.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
+ | + | - | - | - | + | + | + | + |
Выставление отметок.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.