СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Красная книга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира по теме: "Красная книга" для 2 класса по учебнику Плешакова А.А.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру по теме: "Красная книга"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Веселовская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области










Конспект открытого урока

по окружающему миру по теме:

«Красная книга»







подготовила: учитель

начальных классов

1 квалификационной категории

Степанченко Ольга Владимировна










с. Веселое

Тема урока: Красная книга

Класс: 2

Тип урока: урок открытия новых знаний

Дидактическая цель: дать знания о Красной книге, о причинах занесения животных и растений в Красную книгу, формировать навыки бережного отношения к природе

Планируемые результаты:

Личностные:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные УУД - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, Интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Предметные:

-Понимать значение «Красная книга»,

-Знать некоторые причины занесения животных и растений в Красную книгу.

-Уметь анализировать ситуации и давать оценку поступкам людей по отношению к природе

-Уметь вести себя в природе.


Основные понятия: Красная книга, исчезающие животные и растения, заповедник, национальные парки


Оборудование:

- рабочая тетрадь по окружающему миру 2 класс А.А.Плешаков

- учебник по окружающему миру 2 класс А.А.Плешаков

- мультимедийная презентация «Красная книга»

- выставка фотографий животных и растений из Красной книги

- Красная книга России

- Красная книга Курской области


Ход урока

  1. Организационный момент

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года.

Это всё вокруг -…(природа)

  1. Самоопределение к деятельности

Работа с фото на доске (на одной части доски фото растений и животных, незанесенных в Красную книгу; на другой – из Красной книги)

- Посмотрите на доску. Как прекрасен этот мир! Это удивительный живой пример мудрости, красоты и гармонии. Каждый раз, когда мы пытаемся внимательнее всмотреться в него, понять его, приблизиться к нему, мы сами становимся чуточку лучше. Не правда ли, прекрасны творения природы на этих фотографиях? Ими б только восхищаться, поражаясь сколь щедра на выдумки природа, но есть одно НО… Посмотрите на эту картинку (например, фото морской коровы). Как вы думаете, кто это?

- Это морская корова. К сожалению, сейчас это животное можно увидеть только на картинках, хотя раньше оно украшало природу нашей Земли. Это было огромное малоподвижное животное, достигавшее 10 метров в длину и весившее около 4 тонн. Ни одно другое животное не было истреблено человеком так стремительно как стеллерова корова. С момента ее официального открытия и до полного исчезновения прошли всего каких-то 27 лет.

- Теперь обратите внимание на это растение. Это подснежник широколистный. Период цветения приходится на март – апрель. Цветы источают тонкий аромат. Точная численность до сих пор не установлена. В некоторых районах виду грозит полное исчезновение. Туристы и сборщики растений бесконтрольно срывают цветы и выкапывают луковицы. Из-за срезанной листвы ухудшается качество цветения в следующем году.

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (о редких и исчезнувших растениях и животных)

- Откуда мы можем узнать о них? (где-то прочитать, спросить)

3. Сообщение темы и целей урока

- Для того чтобы с нашей Земли совсем не исчезли звери, растения, птицы, люди создали необычную книгу. Цвет переплета у этой книги предупреждает «Осторожно! Может случиться беда». Какой это цвет? (красный)

- Действительно, это Красная книга. Так звучит тема сегодняшнего урока. Как вы думаете, на какие вопросы мы постараемся ответить во время занятия?

(Что такое Красная книга? Какие растения и животные в нее занесены? Почему они попали в Красную книгу?) (если затрудняются, прочитать учебник с. 88)

4. Открытие новых знаний

А) Рассказ с элементами беседы и сообщениями учащихся

- В начале ХХ столетия человек стал понимать, что природа требует его помощи. Те виды животных и растений, которые еще вчера были вполне обычными и даже массовыми, становились редкими и исчезающими. В 1948 году ученые мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки и издали их в виде книги. Назвали ее Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. (слайд 1)

- В 1966 году Международная красная книга была издана в необычном виде. Обложка у нее красная, а страницы разноцветные. Как вы думаете, почему? (для того, чтобы люди знали исчезающие виды растений и животных; для разделения на растения и животных)

- Это сделано не для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном или растении, можно сразу определить, в каком положении оно находится.

I — страница – исчезнувшие.

- Сначала идут чёрные страницы. (на доске черный лист бумаги) На них записаны те растения и животные, которых мы больше не увидим в дикой природе. (слайд 2)

- Это морская корова.

- лапчатка волжская

- зебра квагга

- лошадь Пржевальского

- Странствующий голубь и другие

Рассказ ученика

- Странствующий голубь – очень красивая птица (изображение голубя крепится на чёрный лист бумаги). Эти птицы обитали в старых лиственных лесах, где находили обильный корм: орехи, жёлуди, семена. Привычка держаться стаями, строить гнёзда и находиться в тесном соседстве, превратила их в лёгкую добычу охотников. К 1890 году дикие странствующие голуби стали редкостью. Последний странствующий голубь умер в 1900 году.



II — страница — редкие.

— Сейчас пойдет речь о красных страницах. (на доске красный лист) На них записаны особо редкие, исчезающие животные. Их мало, но ещё можно встретить. Они могут исчезнуть совсем. (слайд 3)

- Зубр

-Снежный барс

- Об одном из таких животных – зубре – прочитайте в учебнике на с. 90. (читают текст учебника)


III— страница — исчезающие.

— (на доске желтый лист) На жёлтые страницы занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы. (слайд 4)

- кавказский камышовый кот

- розовый фламинго

-Амурский тигр


Рассказ ученика

Розовый фламинго - очень красивая птица. Молодые птицы имеют серый окрас, позднее они розовеют, но “взрослую” окраску оперения обретают, лишь достигнув возраста трех-четырех лет. Живут фламинго до тридцати лет. Летают они, вытянув шеи вперед, а ноги назад, плавают хорошо, гнездятся и кормятся на мелководьях. Пищу птицы добывают необычным клювом. Когда фламинго закрывает клюв, мясистый язык падает вперед и, как поршнем, вытягивает воду из клюва. Пища же остается в клюве. Этих птиц можно встретить в озерах Казахстана и на Каспии.

IV — страница– сохраняющиеся.

— Следующие страницы Красной книги – белые. (на доске белый лист) Здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика. Они обитают на небольших площадях. (слайд 5)

- кавказская выдра

- черноморская афалина

- лютик саянский

Рассказ ученика

Лютик саянский. Несмотря на своё нежное название такие лютики весьма ядовиты, так как содержат в себе «лютый» сок, которые разъедает кожные покровы. Однако привлекательный внешний вид провоцирует людей собирать такие цветки для букетов. Однако его используют в народной медицине. Изготавливают целебные отвары, мази и крема.

V— страница – неопределенные.

— (на доске серый лист) На серых страницах записаны животные, которые до сих пор мало изучены. Места их труднодоступны или точно не установлены. (слайд 6)

К таким животным относятся:

— серый дельфин

- снежный баран

Рассказ ученика

Серый дельфин. Это дельфин отличается от всех остальных тем, что у него нет характерного «клюва», а конец рыла имеет прямоугольные очертания. Тело этого милого животного покрыто различными пятнами и царапинами. Это следы от зубов сородичей. Средняя масса животных 300 – 500 кг, а длина тела 4 метра.


VI — страница – восстанавливающиеся.

-Последние страницы Красной книги – зелёные. (на доске зеленый лист) На них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. (слайд 7)

- северный олень

- красавка

- черноголовый хохотун

Рассказ ученика

Красавка – это самый маленький по размерам журавль. Его вес 2-3 кг, а общая длина – около 90 см. Красавки питаются растительной пищей, но и не отказываются и от насекомых. Красавки живут в среднем 30 лет, хотя известен случай, когда птицы в неволе доживали и до 67 лет.


5. Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.


6. Продолжение работы по теме урока

Б) Беседа

- Подумайте, почему многие растения и животные стали редкими, исчезающими.

- Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это означает, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им. Угрозой являются чрезмерная добыча животных, охота. Но есть и еще одна причина – разрушение мест обитания животных. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, и им нужно куда-то уходить. Они могут не успеть вывести детенышей. Таким образом, гибнут не только животные, но и растения.

- Обратите внимание на экран. Посмотрим видеоролик, который так и называется «Красная книга». (слайд 8)

- Впоследствии была создана Красная книга России и других стран. В нашей стране такая книга появилась в 1978 году. Называлась она Красная книга СССР. А как вы думаете, есть ли у нас в Курской области Красная книга?

В) Работа с Красной книгой Курской области

- Да, действительно есть. (Показ книги) Красная книга Курской области – уникальное издание. Кропотливую работу по ее созданию много лет проводили лучшие исследователи природы нашего края. Посмотрите на некоторые виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Курской области. (показать слайды 9,10,11,12). Откройте рабочие тетради на с 61№6, запишите этих животных и растения.

- У вас на столе лежит план рассказа и текст о растении или животном, занесенном в Красную книгу Курской области. Прочитайте его.

План:

  1. Название

  2. Описание

  3. Интересные факты

- Я предлагаю вам поработать парами. Прочитайте текст и выберите нужную информацию для сообщения. (работа по карточкам в парах)

(Гладиолус тонкий, дрофа, Черепаха болотная, соня лесная Слайд 13-16)

Г) Беседа о способах сохранении природы

- Подумайте, как можно сохранить животных и растения. (ответы детей)

(Спасение невозможно без специальных мер; запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.)

- Для редких и исчезающих животных и растений в России созданы питомники, заповедники, национальные парки, заказники. (Питомники – место или заведение для выращивания и разведения растений и животных, а также опытный участок, на котором производится их изучение. Заповедник – это участок территории, на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс. Национальный парк – особо охраняемая природная территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. Заказник – род заповедника, где временно запрещена охота или где растения находятся под особой охраной.)

- На территории России таких мест достаточно много, и в нашей области есть Центрально-Черноземный государственный заповедник им. В.В. Алехина. (слайд 17) Это богатство и гордость не только курян, а и всех россиян. В центрально-черноземном заповеднике известно 1260 видов высших растений, 12 из которых занесены в Красную книгу России. Богат и разнообразен животный мир заповедника: кабан, косуля, лось, лисица, куропатки, жаворонки, ящерица, уж обыкновенный, степная гадюка, многочисленные насекомые. (показ слайдов)

-Как вы думаете, есть ли такое место в нашем Глушковском районе? (Да, есть. Это Урочище Карыжский лес. (Слайд 18) (Урочище – участок земли, отличный от другой месности.) Поэтому там стоят знаки: охота запрещена, осторожно дикие животные, разводить огонь запрещено.)


7. Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

Давайте разгадаем кроссворд (слайд 19)

1.Копытное животное, родственник коровы – живет в лесах. Крупный зверь, мощный и красивый (Зубр)

2.Тело этого милого животного покрыто различными пятнами и царапинами. Это следы от зубов сородичей.(серый дельфин)

3. Это морское животное можно увидеть только на картинках, хотя раньше оно украшало природу нашей Земли. (морская корова)

4.У этого животного панцирь до 25 см в длину, темно-оливкового цвета с мелкими светло-желтыми черточками. (черепаха)

5.Эти птицы обитали в старых лиственных лесах, где находили обильный корм: орехи, жёлуди, семена. Последняя особь этого вида умерла в 1900 году. (странствующий голубь)

6. Несмотря на своё нежное название такие лютики весьма ядовиты, так как содержат в себе «лютый» сок, которые разъедает кожные покровы. (лютик)


- Какое слово у нас получилось в красных клетках? (Береги)


- Что это слово обозначает? (надо заботиться, охранять, оберегать) (слайд 20)

- Что же мы с вами можем сделать для охраны природы? (Не уничтожать природу и всё живое на земле. Так мы сможем немного помочь природе.)

Все-все, все на свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше,

Нужны, чем слоны.

Нужны все на свете

Нужны все подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд!

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

- Согласитесь ли с поэтом? Почему?

- Да, поэт ошибается в своих прогнозах. Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, т.к. человека просто не будет. Зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания. Каждое растение по своей значимости достойно Красной книги и его необходимо беречь, а не ждать, когда его занесут в Красную книгу.



- Давайте отправимся на полянку. ( рисунки на доске) Посмотрите, как здесь красиво! Щебечут птички, растут красивые цветы. Кружатся стрекозы и бабочки. Обратите внимание, они что-то нам хотят сказать. (дети по очереди выходят к доске, читают правило, прикрепленное в объекту природы)

  1. Не срывай цветы!

  2. Не шумите на природе! Не включайте громко музыку!

  3. Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!

  4. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!

  5. Не разоряйте муравейники!

  6. Не ловите диких животных и не уносите их домой!

  7. Не обижайте жаб и лягушек!

  8. Не бросайте мусор!



8.Рефлексия

- На доске прикреплены слова, которые относятся к теме нашего урока. Соберите из этих слов предложение. ( Красная книга учит охранять и беречь природу!)



  1. С какой целью была создана Красная книга?

  2. Каковы основные причины исчезновения растений и животных?



9. Итог

- Итак, подведем итог: надо не только знать животных и растения, которые занесены в Красную книгу, и охранять их, но и бережно относиться ко всем растениям и животным, защищать их, чтобы они не попали на страницы Красной книги.

- Кому было интересно на уроке, все понятно, частично не понятно, не интересно, все непонятно? Выберите цветочек-смайлик, определяющий ваше эмоциональное состояние и прикрепите на доску. Я тоже прикреплю свой цветочек.

10 Домашнее задание

Учебник с. 88-91, р/т с.60 № 2,3



- Наш урок я бы хотела закончить стихотворением. Мне очень хочется, чтобы вы были бы такими же ребятами, как герои этих строк:

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнезда птиц

Ради нескольких яиц,

Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы,

Травку не топтали,

Рек не загрязняли!

Все старательно, с умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля,

Где живем и ты, и я!

- Спасибо за урок!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!