г. Гай
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы и приёмы |
Организационно-мотивационный | 1 мин | - Здравствуйте, ребята! Итак, начнём наш урок. Ребята, сомкните свои ладони, как в игре «Колечко-колечко». Повернитесь к своему соседу и поделитесь с ним своим добром, выполните это упражнение по кругу. - Я вижу, что ваши глаза засверкали, вы зарядили друг друга доброй энергией. Желаю вам интересного урока! | Приветствуют учителя. Присаживаются за рабочее место. Выполняют задание «Добро в ладошках» | Л: интерес к учебной деятельности; К: Готовность к сотрудничеству | Словесный метод. Фронтальная форма. Приём «Добро в ладошках» |
Актуализация знаний | 7 мин | (слайд) – Ребята, посмотрите на экран и скажите, что объединяет все эти картинки? Как можно назвать эти вещи одним словом? - Объясните свой ответ. Докажите, что они нужны во время путешествия. - Я предлагаю вам оправиться в виртуальное путешествие, но куда, вы узнаете позже. - В путешествии важно уметь ориентироваться на местности. Какой прибор нам в этом поможет? - Что можно определить с помощью компаса? - А какие стороны горизонта вы знаете? Если нам необходимо определить по карте стороны горизонта, как они будут располагаться? – Молодцы, всё верно! - Я предлагаю вам небольшую разминку (все встают, если я скажу север – поднимаете руки вверх, если юг – руки остаются в исходном положении, если запад – левую руку, если восток – правую). - Молодцы, теперь я могу быть уверена, что мы не заблудимся! | Ответы детей: - Вещи путешественника. - Компас – для определения сторон горизонта. Часы – следить за временем. Карта – для ориентирования на местности, чтобы наметить маршрут. Фонарик – чтобы освещать путь в тёмное время суток. Рюкзак – для переноски вещей. Аптечка – для оказания медицинской помощи. - Компас. - Стороны горизонта. - Север, юг, запад, восток, северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток. Выполняют разминку. | П: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках; развивать навыки сотрудничества. Л: формировать понимание практической значимости данной темы для собственной жизни. К: развивать умения корректно формулировать свою точку зрения. | Словесный метод (слово учителя). Фронтальная форма. Интерактивный метод «Кроссенс». Игровые методы. |
Постановка темы и задач урока | 4 мин | - Ребята, сегодня вы работаете в группах. Выберите капитанов. - Настоящие путешественники, отправляясь в путь, всегда имеют цель. Они обдумывают: зачем они идут в поход, что хотят узнать. - У вас на партах лежат зашифрованные маршруты, рабочий лист №1 (Приложение 1), разгадав их вы узнаете тему нашего путешествия. 1-ая группа пойдёт по красному маршруту, 2-ая группа - по синему, 3-ья группа - по жёлтому. - Я сейчас буду вам этот маршрут озвучивать. Будьте внимательны! 2 клетки на север, 3 клетки на восток, 2 клетки на юг, 2 клетки на восток, 3 клетки на север. - Какова тема нашего путешествия? - Исходя из темы, попробуйте сформулировать цель нашего путешествия. | Выбирают капитанов. Выполняют маршрут - Формы земной поверхности. - Узнаем, что такое формы земной поверхности, какие они бывают. | К: умение слушать и вступать в диалог; умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение прогнозировать предстоящую работу; Развить умение прогнозировать предстоящую работу; П: умение ориентироваться в своей системе знаний | Словесный метод Фронтальная форма |
Первичное усвоение знаний | 12 мин | - Ребята, в течение нашего путешествия мы будем заполнять вот такую таблицу «Формы земной поверхности» (слайд) - Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа будет изучать свою форму земной поверхности. Потом каждая группа расскажет нам о ней по плану. - Ребята, переверните рабочий лист №2 (Приложение 2). Перед вами текст, с которым вам нужно поработать. Ниже расположен план описания земной поверхности. Приступаем к работе. - Ну, что время истекло. Проверяем работу! Кто будет выступать первым, узнаем, отгадав загадку. Вокруг – простор и широта Конца и края нам не видно. Какая чудная картина, А называется ….. (равнина) - Что такое равнина нам расскажет группа 1. (сравнивают с ответом на слайде) - Для чего используются равнины человеком? - Какие бывают равнины? (после ответа слайды) - На карте вы должны были найти равнины на территории нашей страны, назовите их. - Обратите внимание, каким цветом показаны равнины на карте. - Ребята, как вы думаете, почему Восточно – Европейская равнина обозначена на карте жёлтым и зелёным цветом? - Молодцы, первая группа! | Дети смотрят на слайде план выступления. Дети распределяют роли в группе. Готовят ответ. Группа1 рассказывает о равнине. - Равнина – ровный или почти ровный участок земной поверхности. - С давних времён люди селились на равнинах. На равнинах строят города, прокладывают дороги, пасут скот, сеют хлеб. - Равнины бывают плоские и холмистые. - Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнина. Один ученик выходит к доске и показывает равнины на карте. - Зелёным, жёлтым. - Плоские равнины на карте обозначены зелёным цветом, а равнины на которых есть возвышения - светло-жёлтым цветом. | Р: формировать умение работать по плану, реконструировать материал по рисункам учебника и раздаточного материала. П: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор; регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающего мира; анализ, синтез, классификация. К: развивать умения корректно формулировать свою точку зрения; формировать умение слушать и вступать в диалог. | Словесный метод, наглядный, практический. Работа в группах |
Физминутка | 1 мин | | Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнём мы на привале: Вправо, влево повернись! Наклонись и поклонись! Руки вверх и руки в бок И на месте прыг да скок! А теперь на левой ножке И на правой - по дорожке! | | |
Первичное усвоение знаний (продолжение) | 10 мин | - Познакомимся со следующей формой земной поверхности. А я большим не вышел ростом, Нет снега, да не крут и склон, И называюсь очень просто Меня все узнают, как ….. (холм) - О холмах нам расскажет вторая группа. - Что такое холм? - Из каких частей состоит холм? Покажите, пожалуйста, части холма на картинке (работа со слайдом). - А мы с вами отправляемся дальше в путешествие. Угадайте, куда? Ну, конечно, чудо это! – Вот уже который век, Даже самым жарким летом – На её вершине снег! (гора) - Правильно, мы оказались в горах. Посмотрите, как там красиво! (слайд) - Как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой? - Кто может показать части горы на слайде? - Что общего и в чём различие у гор и холмов? (слайд) - Какие горы вы видите на карте? Назовите. (слайды) - Каким цветом обозначены горы на карте? - Правильно! Причём, чем выше горы, тем цвет темнее. - Ребята, о красоте гор писал Николай Иванович Сладков. Послушайте. | Дети отгадывают загадку. Группа 2 представляет свою работу. - Возвышения на равнине - это холмы. Один ученик выходит к экрану и показывает: - Подошва (или подножие) - самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина - самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон. Он может быть пологим и крутым. Группа 3 представляет работу, Проверка по слайдам. - Коричневым. Звучит тихая музыка, на экране видео ролик «Красота гор». | | |
Закрепление изученного материала | 5 мин | - Мы с вами изучили основные формы земной поверхности. Я предлагаю выполнить вам задания, у каждой группы они свои. 1 группа – разгадайте кроссворд. 2 группа – соотнесите понятие с определением. 3 группа – обозначьте части холма и горы. | Работают в группах. | П: Развивать умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор; К: развивать умения корректно формулировать свою точку зрения; формировать умение слушать и вступать в диалог | Словесный метод, наглядный, практический. Фронтальная форма. |
Информация о д/з, инструктаж по выполнению | 1 мин | - Ребята дома вам нужно еще раз повторить тему «Формы земной поверхности», учебник с. 78-79. Посмотреть видео ролик, ссылку на который я зашифровала в QR-коде. Творческое задание – слепить макет любой земной поверхности. | Записывают д/з | | |
Рефлексия. Итог урока. | 2 мин | - Вот и подошло к концу наше путешествие. - Где мы побывали сегодня? - Я предлагаю вам оценить свою работу. Если вы считаете, что хорошо поняли новый материал, прикрепите свой флажок на вершину горы. - Если считаете, что не очень разобрались в новой теме – поместите флажок на склоне. - Итак, кто добрался до вершины? - На уроке поработали все хорошо! Я хотела бы послушать капитанов команд. Как вы считаете, кто в вашей группе был более активным, а кто менее? | - На равнинах, холмах, в горах. Самооценивание. Капитаны команд высказываются. | Л: развивать навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; Р: формировать умения проводить рефлексию своих действий. | Словесный метод. Фронтальная форма. |