Окружающий мир 4 класс УМК «Планета Знаний»
Тема: Почва. Состав почвы.
На данном уроке применяется технология исследования с целью формирования новых знаний о составе почвы.
Средства ИКТ - для углубления и расширения знаний по данной теме.
Для самостоятельного изучения материала и развития коммуникативных качеств используется работа в группах.
Тип урока: исследование (опыты, работа в группах)
Цель: Создать условие для формирования представления о почве, её слоях, составе, основным свойством и охраной.
Задачи:
Дать элементарные знания о почве;
Познакомить с разнообразием почв;
Выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными и горными породами.
Оборудование:
Штатив, спиртовка, стекло, стаканы, воронка
Кроссворд
Электронная презентация
Литература: популярная энциклопедия для детей "Все обо всем", "Кто такой? Что такое?" 2 том, "Детская энциклопедия"
Планируемые результаты:
Личностные:
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
-воспитание чувства любви к родной земле.
Регулятивные:
-Умение: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу ее выполнения;
-осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.
Познавательные:
-Умение: извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической), в разных источниках (учебник, презентация);
отбирать и перерабатывать полученную информацию;
-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные:
- Умение: оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
-сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим процесс работы и свой результат; слушать мнения других;
-строить добрые, уважительные отношения между партнерами; давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм.
Ход урока
1.Начнем с добрых пожеланий друг другу. Дайте руку соседу.
«Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу добра».
Мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля.
2. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.
Вам письмо.
Помогите, помогите,
Что к чему мне разъясните!
Света много и тепла,
Поливаю как всегда,
Но растения погибают
От чего же я не знаю!
Какая проблема возникла: « Почему погибают растения».
Давайте вспомним, что необходимо растениям для жизни.
Какие условия есть?
Почему погибают растения?
Для этого мы должны изучить состав почвы.
Сейчас мы превратимся в ученых-практиков, будем ставить опыты и делать выводы.
Ставятся общие цели и задачи урока. (Приложение № 1, слайд № 1)
Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва, что в ней содержится, основное её назначение, может ли почва удивить нас.
3. Исследование.
Разбить класс на группы. Каждая группа проводит свой опыт, описывает свой опыт и делает вывод.
А) Состав почвы
- С чего начнем наше исследование? Что такое почва, из чего состоит?
Опыт № 1. В стакан с землей бросить кусочек сухой земли. Что заметили? Пузырьки.
Вывод: в почве содержится воздух
Опыт № 2. Возьми бумажную салфетку, положи на нее немного почвы и сильно сожми. Стряхни почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно.)
Вывод: В почве содержится вода.
Опыт № 3. Прокаливание почвы. Почувствовали запах, появился дым.
- Нагреем немного почвы. Что вы видите? (Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.) Почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.)
- Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной - гумус.)
Вывод: Это доказывает, что в почве есть перегной (Остатки растений, сухих листьев, останки умерших мелких животных). В одних почвах его мало, в других много. Чем больше, тем почва темнее, богаче питательными веществами
Опыт № 4. Прокаленную почву опустить в стакан с водой. Отстоялась, разобрать слои: песок вверху, ниже глина.
Вывод: в почве есть песок и глина.
Опыт № 5. Сделать три воронки в стаканчики с землей, глиной, песком. Налить воды. Сравнить проходимость воды.
Вывод: почва пропускает воду хуже песка, но лучше глины.
Опыт 6 (Учитель) - Возьми несколько капель воды из стакана, где был комочек почвы, и помести их в пробирку. Нагревай пробирку над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)
Что это? Соли.
Сделайте вывод. (В почве есть сопи.)
Совершенно верно, это соли - питательные вещества, необходимые растениям.
В ходе практической работы открывается схема «Состав почвы».
в) беседа
- Давайте еще раз перечислим, что входит в состав почвы.
Откуда они появились в почве?
Откуда соли?
Для этого заглянем в почву. Кипит здесь работа. (учебник с. 70)
Какие живые существа обитают в ней?
Какую работу они выполняют?
Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её, делая более проницаемой для воды и воздуха. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Так эти животные обогащают почву перегноем. Поэтому дождевых червей надо охранять.
И пища им нужна особая. Какая?
А кто же после них остатки съедает? Микробы
Это единственные организмы, которые превращают перегной в соли.
А соли как попадают в растения? Растворяются в воде.
- Сделайте большой вывод: что такое почва, из чего состоит? (Приложение)
"Чудесная кладовая" - чтение рассказа учителем.
- Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна - получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину - вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовется она - земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.
- Что называют волшебной кладовой? (Землю.)
- А почему? (Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей и т.д.)
- Что издавна делает земля-матушка? (Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)
- Да, и не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю? (Землю можно назвать кормилицей.)
- Каково же основное свойство почвы? Плодородие. ( учебник с. 68 абзац 5, 6)
Почему называют плодородный слой земли? Плодородный – сложное слово, из каких слов состоит? Плод+ род.
В чем же заключается плодородие почвы? Наверно в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни
Б) Виды почв
- Как вы думаете почва везде одинаковая?
- В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы.
- Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (От количества перегноя.)
- При каких условиях плодородие почвы будет более высоким? Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения.
Самое большое количество перегноя содержится в черноземных почвах (показ образца в коробке). На них выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных растений. (Работа по карте) Черноземы - средняя полоса России: Тула, Курск, Воронеж, Самара, Челябинск, Омск. У вас на партах лежит тот состав почвы, который чаще всего встречается в нашей стране. На что похож по цвету состав почвы? На золу.
Это подзолистые почвы. В них перегноя не очень много. Именно такие почвы у нас на Урале. Есть почвы, в которых много глины. Дайте им название. Глинистые.
Почвы с преобладанием песка… Песчаные. (слайд)
Широко распространены и торфяные почвы, которые образуются на болотах. Они коричневого цвета. Хотя в них много остатков растений, перегноя в них меньше, чем в черноземах. На болотах много воды и растения перегнивают плохо. Для использования торфяных почв их осушают. (Показ на карте местонахождения торфяных почв: Сибирь, тундра)
Давайте вернёмся к нашей проблеме: «Почему погибают растения?»
Живые растения берут питание из почвы, тем самым уменьшая её плодородие, поэтому почва требует ухода. Сильно изношенные и истощенные почвы могут "заболеть", т.е. они могут утратить свою жизнедеятельность, перестанут плодоносить. Как же сохранить это важнейшее свойство почвы?
- Почва образуется в природе очень медленно. (слайд)
4. Закрепление. Кроссворд.
1.Верхний слой земли, в котором растут растения.
2.Одна из составных частей почвы.
3.Вещество, повышающее плодородие почвы.
4.Основное свойство почвы.
IV. Рефлексия.
- Кого вам хотелось бы поблагодарить сегодня на уроке?
- Кто оценивает свою работу на "отлично"?
- Кому нужна по изучению данной темы помощь, в чьём лице?
Карточки для групп
Опыт №1. В стакан с землей бросить кусочек сухой земли. Что заметили? Сделайте вывод.
Опыт № 2. Возьми бумажную салфетку, положи на нее немного почвы и сильно сожми. Стряхни почву в лоток. Что осталось на салфетке? Сделайте вывод.
Опыт № 3. Прокаливание почвы. Взять пробирку. Положить в неё кусочек земли. Подержи пробирку над спиртовкой. Что заметили. Сделайте вывод.
Опыт № 4. Прокаленную почву опустить в стакан с водой. Размешать. Отстоялась. Что заметили. Сделайте вывод.
Опыт № 5. Положи в первую банку песок, во вторую – глину, в третью – почву. Налей воды. Сравни проходимость воды через песок, глину и почву. Сделайте вывод.
Опыт 6 Капельку поместим на стекло и подержим над огнем. Что произошло? Сделайте вывод.