СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру - Почва и ее состав

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Почва и её состав". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК «Школа России»". На уроке формируется представление о почве, ее составе и свойствах, развивается интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру - Почва и ее состав»







































Технологическая карта урока

«Почва и её состав»



Предмет: «Окружающий мир»

Класс: 3 «А», 3 «Б»

Год: 2016/2017 учебный год

Учителя: В.Ф. Горислова, Н.М. Ханенкова

Тема урока:«Почва и ее состав»

Цели урока: формировать представления о почвах; изучить состав и свойства почвы; формировать универсальные учебные действия – работа со справочным материалом, научно – популярной литературой; развивать мышление, наблюдательность, умение работать в группе, находить общее решение и делать выводы.

Планируемые результаты:

  • Предметные: приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;

  • Личностные: организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности, стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе; целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.

Тип урока: научно- практическая конференция

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс (А.А.Плешаков), компьютер, проектор, электронный микроскоп, презентация, тетради для самостоятельных работ, образцы почв; стаканы с водой.









Этап урока. Методы и приемы

Время

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1. Орг. Момент.

Мотивация к работе

Словесный





2. Постановка учебной задачи

Практический метод.

Устная фронтальная работа.





3. Решение частных задач

Практический: выполнение упражнения

Практический метод.




Устная фронтальная работа.


































































































































































































































4. Рефлексия

1 м




5 м











3-4 м






6 мин






















































































5 м




















































































































































Повернитесь к соседу, улыбнитесь ему и тихо садитесь. Начинаем работать.


Сегодня мы с вами проведём научно – практическую конференцию.




У нас будут докладчики, лаборанты для проведения опытов и ассистенты.

Прежде всего, мы определимся с темой. Для этого отгадайте загадку.

(Слайд 2)

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять.


-Что это? (Земля)


И первое коллективно – практическая работа « Поговорим о слове»

На столах у вас лежит справочная литература и есть задание, которое вы внимательно прочитаете и выполните.


  1. Лексическое значение слова

  2. Семейка однокоренных слов к слову «земля»

(Слайд 3)

  1. Предложения с разным значением слова «земля»

земля – суша,

  1. Земля – планета,

  2. Земля – почва.


(Слайд4)


Отгадав загадку, вы сможете сформулировать тему нашей конференции.

Рыхлый слой и плодородный,
Не оставит всех голодным,
Лишь с посадкой поспешишь,
И работу совершишь.

Прокопаешь и польёшь,
Сорную траву найдёшь,
Выкопаешь урожай —
Им соседей поражай!

(Слайд 5)
А как вы понимаете выражение: «Охраняя почву, мы защищаем Землю».


Вот сегодня об этом мы и поговорим.

Послушаем первое сообщение

.

- Основа образования почвы – горная порода, которая разрушалась под воздействием солнечного тепла, воды, воздуха и живых организмов.

(Слайд6)

Мельчайшие частицы горных пород скапливаются в трещинах скал, скатываются вместе с потоками воды в низкие места, в трещины легко проникает вода, воздух, бактерии, мелкие животные и семена растений. (Щелчок) В результате на камнях прорастают травы, мелкие кустарники и даже деревья. Корни растений продолжают расширять трещины, разрушая породы. Проходят годы, образование почвы – процесс очень длительный. Через 1000 лет у подножия скал из остатков растений образуется почва.

А знаете ли вы, что:

(Слайд 7)

На 1 м² живет приблизительно 80 дождевых червей

Хорошо это или плохо?

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

Так из чего же состоит почва?

Лаборант:

Сейчас мы проделаем опыты, чтобы ответить на этот вопрос.

Демонстрация опытов (лаборанты)

 Опыт 1. Лаборант и все участники конференции. На столах образцы почвы, стакан с водой.

(Слайд 8)

 Вначале проверим состав почвы.

 Оборудование: стакан, вода, комочек почвы.

 Ход опыта

 - Положим в стакан с водой комочек почвы.

Что мы видим? ( пузырьки)

 - Чем объясняется появление пузырьков воздуха?( Что там есть воздух)

Лаборант:  Вывод: Да ,в почве есть воздух. Он нужен для дыхания растений и животных

 Опыт 2. ( Научный руководитель)

 Оборудование: комочек почвы, микроскоп.

 Ход опыта

 - Возьмём почву и рассмотрим ее под микроскопом. Что вы наблюдаете? (Есть остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных).

Докладчик:

2 докладчик

Итак, что же такое почва и из чего она состоит?

Если посмотреть в толковый словарь, то можно прочитать, что почва - это тёмный рыхлый плодородный слой земли В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. В почве непрерывно происходит гниение различных организмов. При гниении образуются вещества, от наличия которых зависит плодородие почвы, т.е. способность давать хороший урожай. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее.

(Слайд 9)

Поэтому плодородие считается главным свойством почвы. Вы спросите, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай. Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт…

 Так что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь животных и растений?


Опыт 3. Лаборант Проведём опыт.

 Оборудование: салфетка, почва

(Слайд10)

 Ход опыта

В салфетку положим почву , накроем и прижмём. Что мы видим на салфетке? Откуда взялось это пятно?

  Вывод: в почве есть вода. Она также необходима для жизни растений и животных.

Опыт 4 (продолжение опыта 3).

(Слайд 11)

 - А если нагревать почву, (рассказ по слайду)то появится дым.

А что это означает.?(В почве что – то горит)

 - Что может гореть в почве?

 Вывод: в почве горят еще не успевшие сгнить до конца остатки растений и животных, то есть в почве есть перегной.

(Слайд 12)

А если почву прокалить, (Лаборант демонстрирует прокалённую почву).

а затем бросить в стакан с водой, размешать, то мы увидим изменение цвета почвы.

Как он изменился? (Она стала светлая)

Что вы наблюдаете? (на дно стакана осел песок, а поверх песка – глина, а сверху - перегной.)



Докладчик:

В разных районах нашей страны мы можем наблюдать различные типы почв.

(Слайд1 3)

Я расскажу о почвах нашего, Смоленской области.

Как мы уже говорили, что основное свойство почвы это плодородие.

По своему плодородию почвы не одинаковы. Самая плодородная почва - чернозём. От других слоёв почв чернозём отличается тем, что содержит много перегноя, который окрашивает её в тёмный цвет.

На Смоленщине чернозёмных почв нет.

(Слайд14)

Преобладающими почвами в нашем крае являются суглинистые. Такие почвы содержат много глины и немного песка. Такие почвы встречаются в восточных и центральных районах нашей области.


Докладчик:

(Слайд 15)

На территории области есть почвы ещё менее плодородные. Это песчаные и супесчаные. Они состоят из песка и немного глины. Они встречаются в южных и юго – западных районах Смоленской области.

(Слайд 16)

На Смоленщине часто встречаются торфяно – болотные и заболоченные почвы. Они содержат много органических веществ (это перегнившие остатки растений и животных). Они очень увлажнены и имеют для растений вредную кислотность.

В нашем крае выпадает много осадков. Их больше , чем может испариться. В связи с этим большая часть перегноя вымывается водой. Поэтому наши почвы имеют более светлый цвет и похожи на золу. Вот почему они и называются подзолистыми.

Физ.минутка

Лаборант:

Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду. А что же растения получают вместе с водой? Вот об этом я вам расскажу и покажу.

 Опыт  5.

 Цель: увидеть наличие солей.

(Слайд 17)

 Ход опыта

 - Профильтруем воду, в которой находилась почва, и несколько капель этой воды поместим на чистое стекло. Если подержать стекло над огнем. ( Мы сделали это заранее), то посмотрите ,что получилось. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет. Как вы думаете, что это?

 Вывод: это минеральные соли, которые находятся в почве и могут растворяться в воде.

 Докладчик:

Что же такое соли? Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Вода, попадая в почву растворяет минеральные соли, а корни с водой всасывают их в растения и подают с водой в листья. Минеральные соли – пища для растений)).


Докладчик:

(Слайд 18)

- Почва – важнейшее богатство страны и поэтому земледельцы заботятся о повышении ее плодородия и охраняют ее.

- Чтобы почва не истощалась, в нее нужно вносить различные удобрения.

(Слайд 19)

- Почву надо беречь от загрязнения промышленными отходами, мусором.

Неразумная деятельность человека: строительство; уничтожение парков и скверов; непродуманный выпас скота ;вырубка леса;

- Ветер выдувает, вода размывает почву, образуются овраги. Значит, ее надо укреплять. Для этого сажают деревья и кустарник.

А вы знаете, что

(Слайд 20)

Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть

в лесу за 500 .000 лет

на лугу за 3.225 лет

там, где нет растений –всего за 15 лет

А образуется почва очень долго:

1см почвы за 250 – 300 лет

20см за 5 – 6 тысяч лет

Докладчик

-Есть такая наука – почвоведение

(Слайд 21)

-Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.

-Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Её необходимо,
Конечно, сохранять.
Рыхлить, кормить системно,
Следить, не засорять.

Культуры посевные
По графику менять.
И важно – удобрения
Ко сроку запасать.

(Слайд 22)

Тогда растения будут,
Цвести, расти, блистать,
И урожай хороший,
Удастся всем собирать.

(Слайд2 3)

Значит « Охраняя почву , мы спасаем нашу Землю»

Вот и подходит к концу наша конференция.

Перед нами в начале стояли цели:

формировать представления о почвах;

изучить состав и свойства почвы;

_Достигли мы их?

Всё ли нам сегодня удалось?

Оценим свою работу?(показывают смайлики)


Подумайте и закончите предложение: "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то….."



Приветствовать,

Слушать материал.





Отвечать на вопросы, вспоминать пройденный материал






Групповая работа



Работа со справочной литературой




Анализировать


Ответы

Ответ: слой почвы










Проделывать совместно с учителем опыты



Наблюдать




Делать выводы









Проделывать совместно с учителем опыты







Выполняют опыты

Отвечают на вопросы















Анализировать







Рассуждать






Делать выводы







Ответы детей

Л:положительное отношение к урокам окружающего мира.

П: принимают и сохраняют учебную задачу.

Р: самоконтроль.

Л: учебно – познавательный интерес к новому материалу.




П: принимают и сохраняют учебную задачу.













К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания






Р: отслеживать цель учебной деятельности.












П: принимают и сохраняют учебную задачу.







Р: самоконтроль.









П: принимают и сохраняют учебную задачу.










К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания











Р: контроль и самоконтроль учебных действий.









Р: отслеживать цель учебной деятельности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!