Повернитесь к соседу, улыбнитесь ему и тихо садитесь. Начинаем работать. Сегодня мы с вами проведём научно – практическую конференцию. У нас будут докладчики, лаборанты для проведения опытов и ассистенты. Прежде всего, мы определимся с темой. Для этого отгадайте загадку. (Слайд 2) Бьют меня ногами, Режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать. А я с подарками опять. -Что это? (Земля) И первое коллективно – практическая работа « Поговорим о слове» На столах у вас лежит справочная литература и есть задание, которое вы внимательно прочитаете и выполните. Лексическое значение слова Семейка однокоренных слов к слову «земля» (Слайд 3) Предложения с разным значением слова «земля» земля – суша, Земля – планета, Земля – почва. (Слайд4) Отгадав загадку, вы сможете сформулировать тему нашей конференции. Рыхлый слой и плодородный, Не оставит всех голодным, Лишь с посадкой поспешишь, И работу совершишь. Прокопаешь и польёшь, Сорную траву найдёшь, Выкопаешь урожай — Им соседей поражай! (Слайд 5) А как вы понимаете выражение: «Охраняя почву, мы защищаем Землю». Вот сегодня об этом мы и поговорим. Послушаем первое сообщение . - Основа образования почвы – горная порода, которая разрушалась под воздействием солнечного тепла, воды, воздуха и живых организмов. (Слайд6) Мельчайшие частицы горных пород скапливаются в трещинах скал, скатываются вместе с потоками воды в низкие места, в трещины легко проникает вода, воздух, бактерии, мелкие животные и семена растений. (Щелчок) В результате на камнях прорастают травы, мелкие кустарники и даже деревья. Корни растений продолжают расширять трещины, разрушая породы. Проходят годы, образование почвы – процесс очень длительный. Через 1000 лет у подножия скал из остатков растений образуется почва. А знаете ли вы, что: (Слайд 7) На 1 м² живет приблизительно 80 дождевых червей Хорошо это или плохо? Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы. Так из чего же состоит почва? Лаборант: Сейчас мы проделаем опыты, чтобы ответить на этот вопрос. Демонстрация опытов (лаборанты) Опыт 1. Лаборант и все участники конференции. На столах образцы почвы, стакан с водой. (Слайд 8) Вначале проверим состав почвы. Оборудование: стакан, вода, комочек почвы. Ход опыта - Положим в стакан с водой комочек почвы. Что мы видим? ( пузырьки) - Чем объясняется появление пузырьков воздуха?( Что там есть воздух) Лаборант: Вывод: Да ,в почве есть воздух. Он нужен для дыхания растений и животных Опыт 2. ( Научный руководитель) Оборудование: комочек почвы, микроскоп. Ход опыта - Возьмём почву и рассмотрим ее под микроскопом. Что вы наблюдаете? (Есть остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных). Докладчик: 2 докладчик Итак, что же такое почва и из чего она состоит? Если посмотреть в толковый словарь, то можно прочитать, что почва - это тёмный рыхлый плодородный слой земли В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. В почве непрерывно происходит гниение различных организмов. При гниении образуются вещества, от наличия которых зависит плодородие почвы, т.е. способность давать хороший урожай. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. (Слайд 9) Поэтому плодородие считается главным свойством почвы. Вы спросите, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай. Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт… Так что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь животных и растений? Опыт 3. Лаборант Проведём опыт. Оборудование: салфетка, почва (Слайд10) Ход опыта В салфетку положим почву , накроем и прижмём. Что мы видим на салфетке? Откуда взялось это пятно? Вывод: в почве есть вода. Она также необходима для жизни растений и животных. Опыт 4 (продолжение опыта 3). (Слайд 11) - А если нагревать почву, (рассказ по слайду)то появится дым. А что это означает.?(В почве что – то горит) - Что может гореть в почве? Вывод: в почве горят еще не успевшие сгнить до конца остатки растений и животных, то есть в почве есть перегной. (Слайд 12) А если почву прокалить, (Лаборант демонстрирует прокалённую почву). а затем бросить в стакан с водой, размешать, то мы увидим изменение цвета почвы. Как он изменился? (Она стала светлая) Что вы наблюдаете? (на дно стакана осел песок, а поверх песка – глина, а сверху - перегной.) Докладчик: В разных районах нашей страны мы можем наблюдать различные типы почв. (Слайд1 3) Я расскажу о почвах нашего, Смоленской области. Как мы уже говорили, что основное свойство почвы это плодородие. По своему плодородию почвы не одинаковы. Самая плодородная почва - чернозём. От других слоёв почв чернозём отличается тем, что содержит много перегноя, который окрашивает её в тёмный цвет. На Смоленщине чернозёмных почв нет. (Слайд14) Преобладающими почвами в нашем крае являются суглинистые. Такие почвы содержат много глины и немного песка. Такие почвы встречаются в восточных и центральных районах нашей области. Докладчик: (Слайд 15) На территории области есть почвы ещё менее плодородные. Это песчаные и супесчаные. Они состоят из песка и немного глины. Они встречаются в южных и юго – западных районах Смоленской области. (Слайд 16) На Смоленщине часто встречаются торфяно – болотные и заболоченные почвы. Они содержат много органических веществ (это перегнившие остатки растений и животных). Они очень увлажнены и имеют для растений вредную кислотность. В нашем крае выпадает много осадков. Их больше , чем может испариться. В связи с этим большая часть перегноя вымывается водой. Поэтому наши почвы имеют более светлый цвет и похожи на золу. Вот почему они и называются подзолистыми. Физ.минутка Лаборант: Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду. А что же растения получают вместе с водой? Вот об этом я вам расскажу и покажу. Опыт 5. Цель: увидеть наличие солей. (Слайд 17) Ход опыта - Профильтруем воду, в которой находилась почва, и несколько капель этой воды поместим на чистое стекло. Если подержать стекло над огнем. ( Мы сделали это заранее), то посмотрите ,что получилось. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет. Как вы думаете, что это? Вывод: это минеральные соли, которые находятся в почве и могут растворяться в воде. Докладчик: Что же такое соли? Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Вода, попадая в почву растворяет минеральные соли, а корни с водой всасывают их в растения и подают с водой в листья. Минеральные соли – пища для растений)). Докладчик: (Слайд 18) - Почва – важнейшее богатство страны и поэтому земледельцы заботятся о повышении ее плодородия и охраняют ее. - Чтобы почва не истощалась, в нее нужно вносить различные удобрения. (Слайд 19) - Почву надо беречь от загрязнения промышленными отходами, мусором. Неразумная деятельность человека: строительство; уничтожение парков и скверов; непродуманный выпас скота ;вырубка леса; - Ветер выдувает, вода размывает почву, образуются овраги. Значит, ее надо укреплять. Для этого сажают деревья и кустарник. А вы знаете, что (Слайд 20) Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 .000 лет на лугу за 3.225 лет там, где нет растений –всего за 15 лет А образуется почва очень долго: 1см почвы за 250 – 300 лет 20см за 5 – 6 тысяч лет Докладчик -Есть такая наука – почвоведение (Слайд 21) -Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота. -Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Её необходимо, Конечно, сохранять. Рыхлить, кормить системно, Следить, не засорять. Культуры посевные По графику менять. И важно – удобрения Ко сроку запасать. (Слайд 22) Тогда растения будут, Цвести, расти, блистать, И урожай хороший, Удастся всем собирать. (Слайд2 3) Значит « Охраняя почву , мы спасаем нашу Землю» Вот и подходит к концу наша конференция. Перед нами в начале стояли цели: формировать представления о почвах; изучить состав и свойства почвы; _Достигли мы их? Всё ли нам сегодня удалось? Оценим свою работу?(показывают смайлики) Подумайте и закончите предложение: "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то….." |