ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: самоопределение (оформлять свои наблюдения, уметь наблюдать); выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, способствовать формированию умения пользоваться инструкцией, умению использовать знаково-символические модели (схемы)
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: описывать объект: передавать его внешние характеристики.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать со словарем); целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: развивать умение ставить простейшие опыты, организовать деятельность по определению состава почвы.
Этапы урока; задачи деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент Положительный настрой на урок | “Я дрозд, ты дрозд У меня нос, у тебя нос У щеки гладенькие, у тебя щеки гладенькие У меня губки аленькие, у тебя губки аленькие Я друг, ты друг Если тебе будет трудно, я тебе помогу” Вот мы и настроились на урок, будем друг другу помогать, но при этом мы будем снова наблюдать, выводы делать и рассуждать. | Поворачиваются друг другу проговаривая слова друг другу, дотрагиваются до носа, до щек ,губ, а потом обнимают друг друга и похлопывают по спине и говорят: Я тебе помогу! | Регулятивные (саморегуляция) Коммуникативные ( работа в группе) |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Вспомнить изученный ранее материал о формах поверхности Земля Пробуждение интереса к новой информации Обсуждение увиденного: определение объекта исследования | -Отгадайте загадки: (СЛАЙД 3) 1)Альпинистов всех с утра На свиданье ждет .... (гора) 2) Далеко, конца не видно, Расстилается … (равнина) 3) И в мороз, и в летний зной Мы любуемся с тобой. Друг за дружкой тут и там Словно бегать по …(холмам) 4) От дождей, текущих вод Он растет из года в год. Он полон равнинных враг. Как зовут его? ... (овраг) - Какие места для жизни облюбовал человек и почему? - Вся ли суша становится местом обитания растений, животных, человека? (СЛАЙД 4) Показ репродукций картин В.Арсеньев. Горы. Кавказ. А.Городничев. Русская равнина | После отгадывания загадок ученики называют одним словом перечисленные загадки, а учитель на доске строит схему. (СЛАЙД 2) Фомы поверхности Земля горы равнины плоские холмистые овраги холмы Дети рассматривают репродукции картин и отвечают на вопросы Высказывание предположений, находят признаки гор, равнин, оврагов, холмов. П. Шубников Овраг К.Крыжицкий Холм | Регулятивные ( контроль) Коммуникативные Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать |
Целеполагание. Планирование. Создание проблемной ситуации. Работа с толковыми словарями Ожигова. Определение темы урока, наметить план учебных действий. | — Прослушайте текст и попробуйте догадаться, о чём идёт речь. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит- глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. Сказка это или не сказка? Существует ли такая кладовая на самом деле? Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? (Земля) Что означает слово «земля» в вашем представлении? (Планета, суша, родные просторы) Давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же означает это слово? - Сколько значений имеет слово «земля»? (У слова «земля» несколько значений.) – Как вы думаете, о каком значении слова «земля» будет идти речь на нашем уроке? (о почве) А если жизнь в почве? Если почва кладовая, в ней есть жизнь? Так какова тема нашего урока? Итак, тема нашего урока: Почва – состав и основное свойство . (СЛАЙД 7) | Дети слушают отрывок «Чудесная кладовая» М. Ильин, Е. Сегал Проблемный вопрос | Вывод | Существует ли на самом деле чудесная кладовая или это сказка? | | (СЛАЙД 5) (приложение 1) Дети отвечают на опросы Выдвижение детьми собственной гипотезы ответа на проблемный вопрос. Чтение по толковому словарю Ожигов. (СЛАЙД 6) Кладовая-1.Помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов 2. - место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности 1.Земля - ЗемляТретья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси.. 2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству 3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность | Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата Познавательные: находить дополнительную информацию, используя справочную литературу |
Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний Работа по учебнику Физминутка | Представьте, что вы работаете в некой учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники. - Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. - Научные сотрудники работают по плану. - Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке. - Согласны? - С чего начнем? - Знаете ли Вы, что такое почва? - Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве - Что еще хотели бы узнать о почве? - Какими свойствами она обладает? - А знаете ли Вы, зачем человеку, растениям, животным почва и как он ее использует? - Зачем человеку нужны знания о почве? Приступим к работе, следуя составленному плану. - Так, что же такое почва? - Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос? - Правильно. Страницы нашего учебника. Откройте учебник на странице 49. Прочитайте текст. Ответьте. Что такое почва? Почва это верхний слой земли. (СЛАЙД 9) - Внимательно рассмотрите верхний слой. - Какого он цвета. - Сделайте вывод. - Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой. -Ответили на первый пункт плана? | Дети работают в группах (3группы учебной лаборатории) Составляют план работы (во время ответов на вопросы) (СЛАЙД 8) План. Что такое почва? Состав почвы Основное свойство и значение почвы Обсуждают прочитанное в группе (На доску вывешивается вывод, сделанный детьми "Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли") (приложение 2) | Познавательные УУД: - использовать различные способы обработки , анализа и представления информации; - строить монологическую речь в устной форме. Познавательные УУД: понимание текстов, извлечение необходимой информации Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; |
Исследование. Практическая работа. Опыты. Лабораторно-практическая работа. Первичное закрепление. Цель: обобщение по проведённым опытам Просмотр ЦОР Флэш-ролик http://files.school-collection.edu.ru Информация из большого энциклопедического словаря Рассказ о Докучаеве. Составление клайстера | 1. Инструктаж по технике безопасности при работе. 2. Проведение опытов (по исследовательским картам) (приложение 3) Работа с микроскопом с проекцией на интерактивную доску Инструктивная карта ИССЛЕДОВАНИЕ Включить компьютер и запустить программу работы с цифровым микроскопом. 2. Поместить почву под микроскоп при увеличении 10*, используя верхнее освещение. 4. Сделайте фотографию. 5. Переведите микроскоп на увеличение 60*. 6. Рассмотрите почву и сделайте его фотографию. Фото почвы под микроскопом Обработка результатов исследования. 1. Перейдите в коллекцию рисунков. 2. Поместите на один рисунок почва при увеличении 10* и микроорганизмы при увеличении 60*. 3. Сделайте подписи: 4. Сохраните рисунок в своей папке под названием "Состав почвы" Результат практической работы Остатки растений Остатки животных песок соли воздух глина Итак, в состав почвы входят : вода, воздух, песок, глина, соли, остатки растений и животных Ответили на второй пункт плана? Ребята, мы с вами опытным путём исследовали почву, другими словами, что мы делали? (изучали) А как выдумаете, есть ли наука, которая изучает почву? Если есть, как она называется? (СЛАЙД 15) - Ребята, наука, которая изучает почву, называется – почвоведение. Кто же был основоположником науки почвоведение? (Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.) Какие слова прячутся в слове плодородие? (СЛАЙД 16) (плоды родятся). Вернемся к учебнику на стр. 30. Прочитайте текст самостоятельно и ответьте на вопрос: Какая почва, по вашему мнению, даст больший урожай? (Толщина почвенного слоя различна: от 2-3 см до 150-200см и более. И чем толще он, тем больший урожай собирают). Основное свойство почвы – это плодородие – способность давать хороший урожай. Плодородие почвы зависит от содержания в ней перегноя (СЛАЙД 17) Наши исследования подходят к логическому завершению | № опыта | План проведения опыта | Вывод | Опыт №1 | | (СЛАЙД 10) | Опыт №2 | Возьмите бумажную салфетку. Насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге? | (СЛАЙД 10) | Опыт №3 | Возьмите стакан с водой. Насыпьте в воду прокалённую почву. Что видите на поверхности воды? Что видите на дне стакана? Рассмотрите внимательно осадок. Сделайте вывод. | (СЛАЙД 11) | Опыт №4 (выполняется учителем) | Несколько капель этой воды поместим на стекло. Подержим стекло на огне. Понаблюдайте, что происходит с водой. Что осталось на стекле? На что это похоже? Попробуйте сделать вывод. | (СЛАЙД 11) | Опыт №5 | | (СЛАЙД 12) | Опыт №6 выполняется учителем) | | (СЛАЙД 13) | Заполнение таблицы учащимися. (отвечает главный в группе) Коллективное заполнение флеш-ролика «Вещества, образующие почву» ПОЧВОВЕДЕНИЕ - наука о почве; изучает ее происхождение, развитие, строение, состав, свойства (в т. ч. плодородие), географическое распространение и рациональное использование. Запись в графу таблицы «Вывод» (запись ответственного в группе) Проблемный вопрос | Вывод | Существует ли на самом деле чудесная кладовая или это сказка? | Чудесная кладовая существует. Это земля (почва) | | Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Коммуникативные УУД: - -совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им Познавательные УУД умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. Познавательные УУД: умение использования знаково-символические модели (схемы) Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата Познавательные УУД: находить дополнительную информацию, используя справочную литературу |
Включение в систему знаний и повторение Карточка самоконтроля | (СЛАЙД 18) Организует самопроверку. (СЛАЙД 19) | (приложение 4) Решение теста. (истинное или ложное высказывание «И», «Л») Перегной – смесь органических и минеральных солей ( … ) Чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее (…) Почва состоит из перегноя, воды, мусора, палочек, обёрток от конфет. (…) Почва- верхний плодородный слой земли на котором растут растения. (…) (доклад. ответственный в группе) Кроссворд Верхний слой земли, в котором растут растения Одна из составных частей почвы. Вещество, повышающее плодородие почвы. Основное свойство почвы | Регулятивные УУД: контроль, коррекция и оценка оценивать уровень владения тем или иным учебным действием и знанием. Регулятивные УУД: Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. |
Рефлексия Учиться оценивать свою работу на уроке. | Оцените на мишени. (СЛАЙД 20) Нужно поставить метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. -Активно участвовал в работе группы -Было интересно работать в группе. -Было понятно -Было интересно. | (приложение 5) ОЦЕНОЧНЫЙЛИСТ (показ результатов через документ камеру) | Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. |
Итог совместной работы: | Ответь на вопросы: Что узнали нового? Какие знания помогали тебе? Где можно применить полученные знания? Благодаря каким инструментам вы нашли ответ на проблемный вопрос? В какой момент урока чувствовал себя успешным? С кем интересно работать в группе? За что себя похвалил бы? Самыми активными сегодня были … | Дети отвечают на вопросы. Делают выводы | КоммуникативныеУУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Личностные УУД: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
Домашнее задание | Учитель предлагает разноуровневые домашние задания: (СЛАЙД 21) - работа по тексту учебника; - работа по тексту учебника + составление синквейна (тема – почва) - работа по тексту учебника + сообщение (по теме, охрана почв) Урок окончен. Спасибо за работу. | Слушают и смотрят задание. Задают вопросы | Коммуникативные УУД: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |