СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс "Почва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование (открытие нового знания) по теме: "Почва: состав и основные свойства". Предстоит ответить на проблемный вопрос:" Существует ли  на самом деле чудесная кладовая или это сказка?"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс "Почва"»

МБОУ СОШ № 5 им. В.И.Данильченко

Краснодарский край Каневской район

ст. Стародеревянковская







Конспект урока – исследования

«Почва: состав и основное свойство»

3 класс






Выполнил учитель высшей категории

Моргун Лариса Юрьевна












Тема: «Почва: состав и основное свойство»


Тип урока: урок-исследование («открытие» нового знания)


Формы обучения: исследовательская работа, групповая работа


Методы обучения:

по источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

по степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, практическая работа

по характеру познавательной деятельности: проблемный, поисковый


Цель и ожидаемый результат: сформировать элементарные представления о почве и составе почвы, выделить основное свойство почвы- плодородие.


УУД:

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: самоопределение (оформлять свои наблюдения, уметь наблюдать); выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:  удерживать цель деятельности до получения ее результата      – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, способствовать формированию умения пользоваться инструкцией, умению использовать знаково-символические модели (схемы)

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: описывать объект: передавать его внешние характеристики.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:  самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать со словарем); целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: развивать умение ставить простейшие опыты, организовать деятельность по определению состава почвы.


Оборудование к уроку: презентация к уроку, цифровой микроскоп, стаканы с водой (6шт.), образцы почв, бумажные салфетки, спиртовка,(1шт), стекло(1шт)стеклянные палочки(3шт), штатив с пробиркой; флэш-ролик http://files.school-collection.edu.ru, интернет, документ камера

Содержание и технология урока:

Этапы урока; задачи деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Положительный настрой на урок

Я дрозд, ты дрозд
У меня нос, у тебя нос
У щеки гладенькие, у тебя щеки гладенькие
У меня губки аленькие, у тебя губки аленькие
Я друг, ты друг

Если тебе будет трудно, я тебе помогу”

Вот мы и настроились на урок, будем друг другу помогать, но при этом мы будем снова наблюдать, выводы делать и рассуждать.

Поворачиваются друг другу проговаривая слова друг другу, дотрагиваются до носа, до щек ,губ, а потом обнимают друг друга и похлопывают по спине и говорят: Я тебе помогу!


Регулятивные

(саморегуляция)



Коммуникативные

( работа в группе)


Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Вспомнить изученный ранее материал о формах поверхности Земля









Пробуждение интереса к новой информации









Обсуждение увиденного: определение объекта исследования








-Отгадайте загадки: (СЛАЙД 3)

1)Альпинистов всех с утра

На свиданье ждет .... (гора)

2) Далеко, конца не видно,

Расстилается … (равнина)

3) И в мороз, и в летний зной

Мы любуемся с тобой.

Друг за дружкой тут и там

Словно бегать по …(холмам)

4) От дождей, текущих вод

Он растет из года в год.

Он полон равнинных враг.

Как зовут его? ... (овраг)

- Какие места для жизни облюбовал человек и почему?

- Вся ли суша становится местом обитания растений, животных, человека? (СЛАЙД 4)

Показ репродукций картин

В.Арсеньев. Горы. Кавказ.

А.Городничев. Русская равнина



После отгадывания загадок ученики называют одним словом перечисленные загадки, а учитель на доске строит схему. (СЛАЙД 2)

Фомы поверхности Земля



горы

равнины

плоские

холмистые

овраги

холмы











Дети рассматривают репродукции картин и отвечают на вопросы

Высказывание предположений, находят признаки гор, равнин, оврагов, холмов.

П. Шубников Овраг

К.Крыжицкий Холм



Регулятивные

( контроль)













Коммуникативные









Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

Целеполагание. Планирование.

Создание проблемной ситуации.


























Работа с толковыми словарями Ожигова.






Определение темы урока, наметить план учебных действий.

— Прослушайте текст и попробуйте догадаться, о чём идёт речь.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит- глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.


Сказка это или не сказка? Существует ли такая кладовая на самом деле?

Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? (Земля)

Что означает слово «земля» в вашем представлении? (Планета, суша, родные просторы)

Давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же означает это слово?

- Сколько значений имеет слово «земля»? (У слова «земля» несколько значений.)

– Как вы думаете, о каком значении слова «земля» будет идти речь на нашем уроке? (о почве) А если жизнь в почве? Если почва кладовая, в ней есть жизнь?

Так какова тема нашего урока?

Итак, тема нашего урока: Почва – состав и основное свойство .

(СЛАЙД 7)





Дети слушают отрывок «Чудесная кладовая» М. Ильин, Е. Сегал

Проблемный вопрос

Вывод

Существует ли на самом деле чудесная кладовая или это сказка?


(СЛАЙД 5)





















(приложение 1)

Дети отвечают на опросы

Выдвижение детьми собственной гипотезы ответа на проблемный вопрос.

Чтение по толковому словарю

Ожигов. (СЛАЙД 6)

Кладовая-1.Помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов
2. - место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности

1.Земля - ЗемляТретья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси.. 2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству 3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность





Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;  













Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата      









Познавательные: находить дополнительную информацию, используя справочную литературу



Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний
































Работа по учебнику






Физминутка


Представьте, что вы работаете в некой учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники.

- Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

- Научные сотрудники работают по плану.

- Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке.

- Согласны?

- С чего начнем? 

- Знаете ли Вы, что такое почва?

- Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве

- Что еще хотели бы узнать о почве?

- Какими свойствами она обладает?

- А знаете ли Вы, зачем человеку, растениям, животным почва и как он ее использует?  - Зачем человеку нужны знания о почве? 

Приступим к работе, следуя составленному плану.

- Так, что же такое почва?

- Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос?

- Правильно. Страницы нашего учебника. Откройте учебник на странице 49. Прочитайте текст. Ответьте. Что такое почва? Почва это верхний слой земли. (СЛАЙД 9)

- Внимательно рассмотрите верхний слой.

- Какого он цвета.

- Сделайте вывод.

- Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

-Ответили на первый пункт плана? 

Дети работают в группах (3группы учебной лаборатории)

Составляют план работы (во время ответов на вопросы)

(СЛАЙД 8)

План.

  1. Что такое почва?

  2. Состав почвы

  3. Основное свойство и значение почвы


















Обсуждают прочитанное в группе


(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми "Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли")




(приложение 2)















Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки , анализа и представления информации;

- строить монологическую речь в устной форме.

Познавательные УУД: понимание текстов, извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;  



Исследование. Практическая работа. Опыты.



Лабораторно-практическая работа.








































































Первичное закрепление.





Цель: обобщение по проведённым опытам



Просмотр ЦОР Флэш-ролик http://files.school-collection.edu.ru






Информация из большого энциклопедического словаря







Рассказ о Докучаеве.














Составление клайстера


1. Инструктаж по технике безопасности при работе.

2. Проведение опытов (по исследовательским картам)

(приложение 3)

Работа с микроскопом с проекцией на интерактивную доску

Инструктивная карта

ИССЛЕДОВАНИЕ

  1. Включить компьютер и запустить программу работы с цифровым микроскопом.
    2. Поместить почву под микроскоп при увеличении 10*, используя верхнее освещение.
    4. Сделайте фотографию.
    5. Переведите микроскоп на увеличение 60*.
    6. Рассмотрите почву и сделайте его фотографию.

Фото почвы под микроскопом

Обработка результатов исследования.

1. Перейдите в коллекцию рисунков.
2. Поместите на один рисунок почва при увеличении 10* и микроорганизмы при увеличении 60*.
3. Сделайте подписи:

  • почва

  • микроорганизмы

4. Сохраните рисунок в своей папке под названием "Состав почвы"


Результат практической работы

Остатки растений

Остатки животных


песок

соли




воздух

глина


Итак, в состав почвы входят : вода, воздух, песок, глина, соли, остатки растений и животных












Ответили на второй пункт плана? 

Ребята, мы с вами опытным путём исследовали почву, другими словами, что мы делали? (изучали) А как выдумаете, есть ли наука, которая изучает почву? Если есть, как она называется? (СЛАЙД 15)

- Ребята, наука, которая изучает почву, называется – почвоведение.

Кто же был основоположником науки почвоведение?

(Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.)

Какие слова прячутся в слове плодородие? (СЛАЙД 16) (плоды родятся). Вернемся к учебнику на стр. 30. Прочитайте текст самостоятельно и ответьте на вопрос:

Какая почва, по вашему мнению, даст больший урожай?

(Толщина почвенного слоя различна: от 2-3 см до 150-200см и более. И чем толще он, тем больший урожай собирают).

Основное свойство почвы – это плодородие – способность давать хороший урожай. Плодородие почвы зависит от содержания в ней перегноя (СЛАЙД 17)

Наши исследования подходят к логическому завершению

№ опыта

План проведения опыта

Вывод

Опыт №1


  • Возьмите стакан с водой.

  • Бросьте в стакан комок сухой почвы.

  • Что вы заметили?

  • Сделайте вывод.

(СЛАЙД 10)

Опыт №2


  • Возьмите бумажную салфетку.

  • Насыпьте на неё немного почвы.

  • Придавите её плотно к бумаге.

  • Стряхните почву в стакан с водой.

  • Что вы увидели на бумаге?

(СЛАЙД 10)

Опыт №3


  • Возьмите стакан с водой.

  • Насыпьте в воду прокалённую почву.

  • Что видите на поверхности воды?

  • Что видите на дне стакана?

  • Рассмотрите внимательно осадок.

  • Сделайте вывод.

(СЛАЙД 11)

Опыт №4

(выполняется учителем)


  • Несколько капель этой воды поместим на стекло.

  • Подержим стекло на огне.

  • Понаблюдайте, что происходит с водой.

  • Что осталось на стекле? На что это похоже?

  • Попробуйте сделать вывод.

(СЛАЙД 11)

Опыт №5


  • Возьмите почву в руки.

  • Что можно сделать с почвой?

  • Сформулируйте вывод.



(СЛАЙД 12)

Опыт №6

выполняется учителем)




  • Рассмотрите почву через микроскоп.

  • Определите состав почвы.

(СЛАЙД 13)

Заполнение таблицы учащимися.

(отвечает главный в группе)





Коллективное заполнение флеш-ролика «Вещества, образующие почву»

















ПОЧВОВЕДЕНИЕ - наука о почве; изучает ее происхождение, развитие, строение, состав, свойства (в т. ч. плодородие), географическое распространение и рациональное использование.














Запись в графу таблицы «Вывод»

(запись ответственного в группе)

Проблемный вопрос

Вывод

Существует ли на самом деле чудесная кладовая или это сказка?

Чудесная кладовая существует. Это земля (почва)


Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные УУД:

- -совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им













Познавательные УУД

   умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

























Познавательные УУД: умение использования знаково-символические модели (схемы)

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата





Познавательные УУД: находить дополнительную информацию, используя справочную литературу


Включение в систему знаний и повторение
















Карточка самоконтроля





(СЛАЙД 18)














Организует самопроверку.

(СЛАЙД 19)

(приложение 4)

Решение теста.

(истинное или ложное высказывание «И», «Л»)

  1. Перегной – смесь органических и минеральных солей ( … )

  2. Чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее (…)

  3. Почва состоит из перегноя, воды, мусора, палочек, обёрток от конфет. (…)

  4. Почва- верхний плодородный слой земли на котором растут растения. (…)

(доклад. ответственный в группе)

Кроссворд

П






П






П









П











  1. Верхний слой земли, в котором растут растения

  2. Одна из составных частей почвы.

  3. Вещество, повышающее плодородие почвы.

  4. Основное свойство почвы








Регулятивные УУД: контроль, коррекция и оценка

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием и знанием.





Регулятивные УУД:

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Рефлексия



Учиться оценивать свою работу на уроке.





Оцените на мишени.

(СЛАЙД 20)

Нужно поставить метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю.

-Активно участвовал в работе группы

-Было интересно работать в группе.

-Было понятно

-Было интересно.





(приложение 5)



ОЦЕНОЧНЫЙЛИСТ

(показ результатов через документ камеру)

Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Итог совместной работы:

Ответь на вопросы:

  1. Что узнали нового?

  2. Какие знания помогали тебе?

  3. Где можно применить полученные знания?

  4. Благодаря каким инструментам вы нашли ответ на проблемный вопрос?

  5. В какой момент урока чувствовал себя успешным?

  6. С кем интересно работать в группе?

  7. За что себя похвалил бы?

Самыми активными сегодня были …


Дети отвечают на вопросы.

Делают выводы

КоммуникативныеУУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Личностные УУД:

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Домашнее задание

Учитель предлагает разноуровневые домашние задания: (СЛАЙД 21)
- работа по тексту учебника;
- работа по тексту учебника + составление синквейна (тема – почва)
- работа по тексту учебника + сообщение (по теме, охрана почв)

Урок окончен. Спасибо за работу.


Слушают и смотрят задание.

Задают вопросы

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.












Источники информации


Список литературы

  1. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя .» -М.: Просвещение, 2010.

  2. Г. А. Цукерман «Виды общения в обучении.- Томск: Пеленг,1993.

  3. Галеева Н.Л. и др. сто приёмов успеха ученика на уроках в начальной школе. Методическое пособие для учителя /Н.Г. Галеева, Е.С. Гостимская, г.Ю. Евдокимова и др. – М.: 5 за знания, 2008

  4. Виноградова Т.Ф. Окружающий мир: учебник для 3 класса начальной школы (УМК Начальная школа XXI века) В2-х частях. Часть 2. М.: Вентана-Граф, 2011

Интернет ресурсы

  1. 1.Свободная энциклопедия Википедия Докучаев В.В. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. URL: http://festival.1september.ru/

  3. 3. Жадобко Е. Решение младшими школьниками познавательных задач географических содержания. URL: http://area7.ru/metodic-material.php?20


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!