СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе "Почва. Состав почвы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе

 

 

 

 

 

 

 

Почва. Состав почвы.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру в 4 классе "Почва. Состав почвы".»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Белоомутская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»





Открытый урок по окружающему миру в 4 классе








Почва. Состав почвы.



















Выполнил

Учитель начальных классов

Клевцова Е. Н.



2018


Тема: Почва. Состав почвы.

Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.

Задачи:

1. Дать представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практической работы.

2.Развивать навыки исследовательской деятельности, восприятие, наблюдательность, речь.

3. Воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: почва, глина, песок, камни, бумажные салфетки, одноразовые тарелки и ложки, карточки-схемы состава почвы, презентация, тетради, индивидуальные картинки с составом почвы для Данилы и Родиона.


Ход урока.


I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня к нам на урок пришли гости. Улыбнитесь им, друг другу и мне, и с хорошим настроением начнём работать.

II. Введение в тему и сообщение темы урока.

Учитель: Ребята, нам пришло письмо. Я просила Даню сходить и получить это письмо. Даня, ты получил письмо?

Вася: Да.

Даня несёт письмо.

Учитель: Интересно, от кого же это письмо? Даня, ты сможешь прочитать, от кого нам пришло письмо?

Вася: Нет.

Учитель: Подойди к кому-нибудь из ребят и попроси, чтобы прочитали адрес отправителя.

Ученик читает. На экране слайд с надписью «научный институт».

Учитель: Научный институт – это место где работают разные учёные.

Учитель: Кто такие учёные?

Ответы детей.

Учитель: Учёные – это люди, которые много знают. Они проводят разные опыты и исследования.

Открывают письмо.

Учитель: Ребята, посмотрите, что прислали нам учёные.

Достаёт письмо и картинку.

Учитель: Давайте прочитаем письмо.

Учитель читает.

«Ребята! Хотим проверить ваши знания и умение находить правильный ответ. Мы прислали вам задание. Посмотрите на картинку и ответьте на вопросы:

  1. Что нарисовано на картинке?

  2. Из чего состоит?

Свой ответ запишите и вышлите нам письмом. Чтобы вам было легче работать, мы вам отправляем специальные рабочие карты для заполнения. С уважением, учёные».


Учитель достаёт из конверта рабочие карты.

Учитель: Ребята, вы готовы выполнить задание учёных.

Учащиеся: Да.

Учитель раздаёт рабочие карты.

Учитель: Давайте посмотрим, что нарисовано на картинке.

Рассматривают.

Учитель: Что это?

Учащиеся: Это земля.

Учитель: Ой, ребята, а картинка оказывается подписана. Написано так мелко, что я сразу и не заметила. Сейчас я вам прочитаю, что на ней написано.

Учитель читает «почва».

Учитель: Вы говорите, что это земля. А учёные утверждают, что это почва. Кто же прав?

Учитель: Ребята, вы знаете, что такое «почва»?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит. Таки образом мы сможем выполнить задание учёных.


III. Изучение нового материала.


1.Введение понятия «почва».

Учитель: Кто из вас копал землю?

Учитель: Что можно увидеть, если копать глубоко?

(слайд с изображением человека, копающего яму)

Учащиеся: Можно увидеть камни, глину.

Учитель: Когда копают глубокие ямы, становится видно, что земля состоит из нескольких слоёв (слайд с изображением разреза почвы).

Учитель: Скажите, какого цвета самый верхний слой земли?

Учащиеся: Чёрного.

Учитель: Что мы видим сверху над этим чёрным слоем земли?

Учащиеся: Растут растения.

Учитель: Верхний слой земли, на котором растут растения, называется почвой.

(на слайде появляется слово ПОЧВА)

Учащиеся читают слово хором.

Работа по карточке (записать объяснение слова ПОЧВА)

Учитель: Почва – верхний слой земли. Она чёрного цвета. На почве растут все растения. Из неё растения берут питательные вещества, нужные им для роста и развития. Почва состоит из многих компонентов. Чтобы познакомиться с составом почвы, я предлагаю и вам, как юным учёным, выполнить практическое задание. Для этого нам нужно перейти за другие парты.

(слайд с надписью «учебная лаборатория»)

Учащиеся пересаживаются за другие парты. Надевают фартуки.

2.Практическая работа.

Учитель: Результаты нашей практической работы мы запишем в рабочую карту, которую прислали нам учёные.

Учитель: У вас на тарелочках лежит почва. Рассмотрите почву.

Учащиеся рассматривают почву.

Учитель: Какого она цвета?

Учащиеся: Чёрного.

Учитель: Перемешайте почву палочкой.

Учащиеся перемешивают.

Учитель: Что вы увидели в почве?

Учащиеся: В почве есть камни.

(слайд с надписью «камни» и изображением камней)

Учитель: Давайте это запишем в нашу карточку.

Записывают в карточку слово КАМНИ (Даня и Родион наклеивают в схему картинку с изображением камней).

Учитель: Вернёмся к тарелочке с почвой. Возьмите щепотку почвы. Разотрите её пальцами.

Учащиеся выполняют.

Учитель: Что вы почувствовали на пальцах?

Учащиеся: Песок.

Учитель: Да. Чувствуются крупинки песка.

Учитель: Значит, что ещё входит в состав почвы?

Учащиеся: Входит песок.

Вытирают пальцы салфеткой.

Учитель: Давайте запишем второй компонент почвы.

(слайд с надписью «камни» и изображением песка)

Записывают слово ПЕСОК (Даня и Родион наклеивают в схему картинку с изображением песка).

Учитель: Возьмём ещё раз щепотку почвы. Разотрём её пальцами. Стряхнём крупинки песка в тарелку. Что осталось на пальцах?

Учащиеся: Осталась пыль.

Учитель: Какого цвета эта пыль на пальцах?

Учащиеся: Красного, оранжевого.

Учитель: Что оставило на наших пальцах красноватую пыль?

Учащиеся: Глина.

Учитель: Значит, что ещё есть в почве?

Учащиеся: В почве есть глина.

Вытирают пальцы салфеткой.

Учитель: Давайте запишем третий компонент почвы.

(слайд с надписью «глина» и изображением глины)

Записывают слово ГЛИНА (Даня и Родион наклеивают в схему картинку с изображением глины).

Учитель: Итак, в ходе практической работы мы узнали состав почвы. Назовите, что входит в состав почвы.

Учащиеся называют. Появляется слайд, на котором написаны три выделенных компонента почвы.

Учитель: Практическую работу мы выполнили. Давайте вернёмся за наши учебные парты.


Учащиеся возвращаются за парты.

Физкультминутка


IV.Закрепление изученных знаний.


Учитель: А сейчас я вам предлагаю выполнить самостоятельную работу. В ходе выполнения этой работы каждый из вас проверит свои знания по теме урока.

(слайд с надписью «самостоятельная работа»)

Анализ задания на рабочей карте.



Прочитай текст. В каждом предложении выбери и подчеркни правильные слова о почве и её составе.


Почва – это (верхний, нижний) слой земли на котором растут растения. Она (белого, чёрного) цвета. Почва состоит из (камней, стекла, глины, песка, конфет).


Ещё раз прочитай текст, который у тебя получился.



Учащиеся выполняют задание. Затем идёт проверка задания.


Учитель: Прочитайте первое предложение.

Учащиеся читают.

Учитель: Прочитайте второе предложение.

Учащиеся читают.

Учитель: Прочитайте третье предложение.

Учащиеся читают.

Учитель: Прочитайте весь текст.

Читает один ученик.

Учитель: Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки при выполнении этого задания.

Учащиеся поднимают руки.

Учитель: Молодцы! Поставьте на карточке себе оценку 5.

Учитель: Поднимите руку те, кто при выполнении этого задания допустил одну или 2 ошибки.

Учащиеся поднимают руки.

Учитель: Поставьте себе оценку 4.

Учитель: Давайте вернёмся к той картинке, которую прислали нам учёные. Итак, что же нарисовано на картинке?

Учащиеся: Это почва.

Учитель: А почему мы скажем, что это именно почва, а не какой-то другой слой земли?

Учащиеся: На картинке нарисован верхний слой земли. Он чёрного цвета. На нём растут растения. Значит – это почва.

Учитель: Мы выполнили задание учёных. Давайте напишем им ответ и отправим письмом. Но письмо мы отправим по интернету, электронной почтой. Так оно быстрее к ним поступит.


На слайде появляется схема. По вопросам учителя заполняют схему.


Учитель: Что нарисовано на картинке учёных?

Учитель: Из чего состоит почва?









Ответы на вопросы появляются в схеме.

Учитель: Ответы мы записали, можем отправлять письмо.

Появляется слайд со словом «отправить».

Учитель: Даня, ты у нас получал письмо от учёных, давай ты и отправишь им ответ.

Вася подходит, нажимает на слово «отправить». Появляется слайд «ваше письмо успешно отправлено».


V.Домашнее задание, подведение итогов.


Учитель: С чем мы работали на уроке?

Учащиеся: Мы работали с почвой.

Учитель: Что для вас было самым интересным на уроке?

Ответы детей.

Учитель: Перечислите состав почвы?

Учащиеся: Песок, камни, глина.

Учитель: Дома вы ещё раз повторите всё то, о чём мы сегодня говорили. А поможет вам в этом рассказ, который мы составили на уроке.


Анализ карточки с домашним заданием.


Прочитай рассказ. Ответь на вопросы.


Почва – это верхний слой земли, на котором растут растения. Она чёрного цвета. Почва состоит из камней, глины, песка.


Вопросы:

  1. Что такое почва?

  2. Какого цвета почва?

  3. Из чего состоит почва?



Учитель оценивает работу детей на уроке.

Слайд с надписью «Спасибо за работу!»


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!