СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Поговорим о доброте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Поговорим о доброте"»

ПРЕДМЕТ


Окружающий мир

КЛАСС, ДАТА


4 «В» класс

ТЕМА УРОКА


Поговорим о доброте

РЕСУРСЫ


Учебник по окружающему миру 4 класс, карточки с заданиями, бланк ответов для теста

ТИП УРОКА


открытия нового знания

ЦЕЛЬ УРОКА


Сформировать у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; расширить знания о роли доброты в жизни каждого человека.

ЗАДАЧИ УРОКА

Обучающие

Расширить у учащихся значение понятия «добро» и «доброта»; раскрыть нравственное содержание доброты; познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни;

Развивающие

Развивать самооценку; развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;

Воспитательные

Воспитывать нравственные качества учащихся на примере художественной литературы, жизненных ситуациях; корректировать нормы поведения детей в обществе; показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Предметные

Научиться различать добрые и злые поступки.

Метапредметные

ПУУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

КУУД: принимать цель совместной деятельности; коллективно строить действия по её достижению; воспринимать и формулировать суждение в соответствии с целями и условиями общения; конкретно и аргументировано высказывать своё мнение; соблюдать правила ведения диалога; договариваться и обсуждать процесс и результат совместной работы, распределять роли; оценивать свой вклад в общий результат;

РУУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Личностные

Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения; признавать важность учёбы и познания нового, понимать зачем выполнять те или иные учебные действия; проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.


ХОД УРОКА:

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

1.

Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Время: 1 минута

- Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас всех в столь утренний час на уроке.

- Желаю вам дружной творческой работы и новых знаний.

- Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.


Проверка готовности к уроку: наличие учебников, школьных принадлежностей.

2.

Актуализация опорных знаний. Пробное действие.

Цель: повторение ранее изученного материала (нормативные документы о правах человека, права человека). Выполнение обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения.

Время: 5 – 7 минут

- Послушайте пожалуйста стихотворение и определите тему нашего урока.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать,

И подарить его людям.

- Кто догадался, о чём мы с вами будем говорить на уроке?

- Ребята, сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о доброте и добрых делах.

- Доброта... Что означает это слово?

- Какого человека можно назвать добрым?

- Верно. Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы.










- О доброте.


Объяснение детей, как они понимают это слово.


3.

Постановка учебной задачи.

Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование цели урока.

Время: 10 минут


- А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.

- Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Какие прилагательные можно придумать со словом доброта?

- Молодцы. Вы перечислили очень много прилагательных. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

- Ребята, скажите, пожалуйста, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали?

- Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? 

Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили? 

- А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?

А теперь поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

  “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.

- Сейчас я вам предлагаю выполнить задание, разобрав ситуацию.

Задание 1. Разбор ситуации

- Есть два человека. У каждого - десять хороших друзей.

1. Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом и, в конце концов, просто обязаны ему помочь. Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.

2. Другой каждый день встает пораньше, чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.

- Почему от первого человека все отвернулись?

- Какими качествами можно охарактеризовать такого человека?

- Чем отличается второй человек?

- С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить? Почему?

Вывод учителя - все люди очень разные. Одни готовы отдать последнее своему другу и просто знакомому; у других и снега зимой не допросишься.

Работа с презентацией.




- Добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный.

Высказывают своё мнение.

- Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.


Высказывают своё мнение.













Совместно с учителем разбирают жизненную ситуацию и отвечают на вопросы.









- От первого человека отвернулись все друзья потому, сто он каждый день у них что-то просил.

- Бессердечность, недоверие, равнодушие.

- Второй человек в отличии от первого всегда безвозмездно помогал друзьям.

Высказывают своё мнение.

4.

Открытие нового знания.

Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока.

Время: 20 минут


Просмотр видеоурока. Вопросы по видеуроку:

1) Выберите высказывания, которые вы считаете правильными.

  • Добро нужно делать только тогда, когда тебя попросили.

  • Человек сам должен справляться со своими проблемами и никого не просить о помощи.

  • Добро надо делать незаметно и бескорыстно.

2) Объясните смысл высказываний: «Злой человек плачет от зависти, а добрый – от радости», «Злой человек – как уголь: если не жжёт, то чернит»

- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

- Какой вывод можно сделать?

-Сейчас мы с вами поиграем в парах. Для этого у вас есть карточки с заданиями.

Игры в парах.

1. Игра «Белое и чёрное».

- Давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:

Плохо -
Зло –
Война -
Жадность -
Грубость –
Жестокость –
Ложь -
Предательство –

- Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше. В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”

– Значит, не только слова должны быть добрыми, но и дела.

- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?

- Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? 

- Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? 

Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? 

Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

2. Игра «Добрые слова».

- У вас на листочках записаны загадки. Ваша задача отгадать их и записать рядом ответ.

1. Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться ... 

2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... 

3. Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... 

4. Растает ледяная глыба
От слова доброго ... 

5. Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... 

6. И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... 

7.Всем вам с большой любовью
Желаю… 

- Какой вывод можно сделать, опираясь на эти загадки.

- Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость!

3. Игра «Собери пословицу».

Вспомните некоторые пословицы. Вам даны 2 столбика. Ваша задача к началу пословицы из второго столбика подобрать продолжение, соединить стрелками.

1. Доброе слово

и кошке приятно.

2. Не одежда красит человека,

а его добрые дела.

3. Торопись на доброе дело,

а худое само приспеет.

4. Не хвались серебром,

а хвались добром.

5. Кто добро творит,

того Бог отблагодарит.

6. В ком добра нет,

в том и правды мало.

7. Не ищи красоты -

ищи доброты.

4. Игра «Правила Доброты».

Ваша задача: вместе со своим соседом записать несколько правил Доброты.

Учащиеся смотрят видеоурок. Отвечают на вопросы.

1) Добро надо делать незаметно и бескорыстно.

2) Объясняют смысл выражений




Высказывают своё мнение.

Вывод: добрыми бывают как чувства, так и поступки. Добрые поступки связаны с такими качествами человека, как внимательность, неравнодушие и отзывчивость.



Плохо - хорошо
Зло – добро
Война - мир
Жадность - щедрость
Грубость – вежливость
Жестокость – ласка
Ложь - правда
Предательство - преданность









Ответы детей.



- Добрые слова и поступки.


- “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.

С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.


1. доброе утро

2. добрый день

3. здравствуйте

4. спасибо

5. прости, пожалуйста

6. до свидания

7. крепкого здоровья





Вывод: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.









Собирают пословицы.






Придумывают правила дружбы в парах.

1) помогать людям

2) защищать слабого

3) прощать ошибки другим

4) делиться последним с другом

6.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов.

Время: 5 минут


Тест «Добрый ли, я?»

- Сейчас мы проведем тест “Добрый ли, я”.Каждый из вас сможет проверить какой вы, всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?

- Давайте рассмотрим бланк ответов. Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”

- Вопросы.

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тебе не интересно, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой друг плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Ты мстителен, злопамятен?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если тема тебе совершенно не интересна?

8. С желанием ли ты помогаешь другим людям?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать доказательства другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе учителя, если она тебе не интересна?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

– Теперь давайте посмотрим как правильно подсчитать баллы

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Результаты:

9-12 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

5-8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

0-4 очковТебе предстоит сложная работа над собой.

Учащиеся самостоятельно проходят тест, заполняя бланки ответов.


Самостоятельно определяют свой уровень доброты.







7.

Рефлексия деятельности.

Цель: оценивание обучающимися собственной учебной деятельности.

Обсуждение и запись домашнего задания.

Время: 2 минуты


- Наш урок подошёл к концу.

- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

- Давайте, перечислим, какими качествами должен обладать добрый человек? Какие можно совершать добрые поступки?

Рефлексия «Памятник доброты»

- Сейчас, я предлагаю вам написать свои добрые качества на ладошках, которые у вас лежат у каждого на парте.

Каждую ладошку вы потом сможете прикрепить к магнитной доске.

- Домашнее задание: прочитать рассказ стр. 104, ответить на вопросы.

Рефлексия своей деятельности.

- Что такое доброта?

Отвечают на вопросы учителя.



Записывают домашнее задание


Карточка с заданием

1. Игра «Белое и чёрное»

Замените слова словами противоположными по значению. Запишите.


Плохо - _____________________
Зло – _________________
Война - _________________
Жадность - __________________
Грубость – ___________________
Жестокость – ______________________
Ложь - ________________________
Предательство – ______________________

2. Игра «Добрые слова»

Отгадайте загадки и запишите отгадки.


1. Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться ... 

ОТВЕТ:____________________________________________

2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... 

ОТВЕТ:____________________________________________

3 . Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... 

ОТВЕТ:____________________________________________

4. Растает ледяная глыба
От слова доброго ... 

ОТВЕТ:____________________________________________

5. Когда бранят за шалости,

Мы говорим: ... 

ОТВЕТ:____________________________________________

6. И во Франции, и в Дании

Говорят, прощаясь: ... 

ОТВЕТ:____________________________________________

7. Всем вам с большой любовью
Желаю… 

ОТВЕТ:____________________________________________


3. Игра «Собери пословицу»

К началу пословицы подберите продолжение. Соедините стрелками.



1. Доброе слово

а его добрые дела.

2. Не одежда красит человека,

и кошке приятно.

3. Торопись на доброе дело,

а хвались добром.

4. Не хвались серебром,

а худое само приспеет.

5. Кто добро творит,

в том и правды мало.

6. В ком добра нет,

того Бог отблагодарит.

7. Не ищи красоты -

ищи доброты.


4. Игра «Правила Доброты»

Запишите не менее 5 правил Доброты.


Правила Доброты

1._____________________________________________________

2._____________________________________________________

3._____________________________________________________

4._____________________________________________________

5._____________________________________________________



Бланк для ответов для теста Ладошка

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

Ответ

 

 

 

 

 

 

Баллы

 

 

 

 

 

 

№ вопроса

7

8

9

10

11

12

Ответ

 

 

 

 

 

 

Баллы

 

 

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!