Выполнила: студентка гр. ПНК-4Б
- развивать умение работать с географической картой, дополнительной литературой.
- развивать мышление, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
- характеризуют особенности труда и быта людей в зоне пустыни.
- умеют логически мыслить, наблюдать, рассуждать, делать выводы.
- осознают уникальность и ценность природной зоны пустынь и необходимость нести ответственность за ее сохранение.
- следовать в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;
- предлагают помощь и сотрудничество.
- оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
1. Орг.момент – 1 мин.
2. Актуализация знаний – 10 мин.
3. Открытие нового знания – 15 мин.
4. Проверка первичного закрепления – 10 мин.
5. Итог урока – 5 мин
6. Рефлексия – 5 мин.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, формы и средства |
1. Орг.момент | - Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Юрьевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь. - Ребята, сегодня мы отправимся в скачки, но они будут необычные. Перед этим вам предстоит отгадать загадку. На спине два горба, И жует что-то всегда. А бывает и плюется, Как животное зовётся? - Вы отгадали верно, это верблюд. - Что вы знаете об этом животном? - Хорошо. Так вот сегодня мы отправимся в скачки на верблюдах на встречу новым знаниям. - Итак, поскакали! | Слушают Верблюд Живет в пустыне, ест мало и пьет мало, два горба на спине, плюется. | Средства: речь Методы: беседа Форма: фронтальная |
2. Актуализация | - Посмотрите на доску. Что здесь изображено? - Да, это кактусы. На них написаны вопросы по прошлой теме. Давайте же ответим на них (выходят к доске по одному, берут кактус и отвечают на вопросы. 7 кактусов – 7 вопросов). С помощью них мы узнаем тему урока. (за правильный ответ на вопрос буду давать букву) 1. Зона степей расположена на ... нашей страны: (востоке) 2. На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом: (желтым) 3. Характерный признак зоны степей - это ... (сплошной травянистый растительный покров) 4. К степным птицам относятся ... (журавли-красавки, дрофы, пустельги) 5. Для растений степи характерны: (корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья) 6. Основным занятием населения степей является – (земледелие) 7. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные: (пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка) - Молодцы! Вы справились со всеми вопросами. Теперь нужно поставить буквы в порядке возрастания. Кто выйдет к доске? (выходит и ставит) - Ребята, какая же тема нашего урока? - Какую цель мы можем поставить на урок? - Какие задачи стоят перед нами? - Отлично. | Кактусы Отвечают на вопросы Пустыни Узнать, что такое пустыни Познакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей. | Средства: речь Методы: беседа Форма: фронтальная |
3. Открытие нового знания | - Вот как выглядит пустыня. (Слайд) - Какой вы увидели пустыню? Пустыня – это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара. - Давайте обратимся к карте, нашей верной помощнице (на слайде) - Каким цветом на карте обозначены пустыни? - Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются ещё ближе к Северному тропику, поэтому там жарко. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы- барханы - постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (фото на слайде). - У вас у каждого лежит на столе карточка, во время урока мы должны её заполнить. - Прочитайте, что в первом столбце написано? - Возьмите учебник, страница 118, начнём читать по одному абзацу. Начинает первая парта. Все слушают внимательно. - Итак, что же мы можем записать в первую строчку карточки – географическое положение? Найдите на стр.119 информацию о климате. Запишите в таблицу. | Оранжевым Географическое положение, растения, климат, животные Читают Берег Каспийского моря Днём до 70 градусов, ночью – 40. | Средства: речь Методы: беседа Форма: фронтальная |
| - Молодцы. Теперь поработаем в группах. Я раздам вам конверты с описанием животных, а вы должны подготовить сообщение. Я подсказываю вам, что нужную информацию вы можете найти в учебнике и на карточке. Как мы работаем в группах? - Какая группа готова рассказать? Выходите к доске и приклейте на нашу пустыню животных, которых выбрали вы. - Какие это животные? Расскажите немного о них. - Хорошо, садитесь. Вы верно выполнили задание. - Вторая группа выходите и расскажите про тех животных, которых выбрали вы. - Наклейте их. - Верно, молодцы. | Сообща, тихо Выполняют задание Отвечают | Средства: речь Методы: беседа Форма: фронтальная, групповая |
Физминутка | Давайте отдохнем и сделаем физминутку. | Выполняют физминутку | |
| Давайте впишем животных в таблицу. - Заметьте, много ли птиц обитает в пустыни? - Как думаете, почему? Верно! - А теперь мы изучим мир растений в пустыне. В пустыне встречаются и деревья, например саксаул. Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете почему? Прочитайте на странице 122 про верблюжью колючку и колосняк. - Участки вблизи водоёмов богаты растительностью, их называют оазисами, вот так они выглядят (слайд) - Запишите растения в таблицу. (слайд) - Как думаете, какие экологические проблемы присутствуют в пустыни? - Посмотрите на слайд. (слайд). Прочитайте экологические проблемы на странице 124. Запишите это в табличку. 1. Из – за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах. 2. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. 3. Люди построили каналы, чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми. И как всегда, виновник создавшихся проблем - человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки. | Тушканчик, верблюд, саджа, сайгак и тд. Потому что птицы плохо переносят жару и не могут высоко летать Из-за недостатка влаги. Саксаул, верблюжья колючка, колосняк Выпас скота, неумеренное орошение, браконьерство | Средства: речь Методы: беседа Форма: фронтальная |
Проверка первичного закрепления | - Сейчас вам нужно поработать в парах. Мы сейчас обсудили экологические проблемы, ваша задача в том, что нужно подумать и рассказать, как бы вы могли решить их. - Ребята, мы сегодня прошли очень интересную тему и для того, как вы её усвоили нужно пройти маленький тест. Я верю, что вы справитесь с ним с легкостью. (даю тест) | Выходят и рассказывают Выполняют тест | Средства: речь Методы: беседа Форма: фронтальная, парная |
Итог урока | - Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер? (ответ на слайде) - Отгадайте, о каких обитателях пустыни идёт речь. - Сколько важности в походке! По пустыне-сковородке, По колючкам босиком Кто идёт с горбом-мешком? - Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. - Я - пища «корабля пустынь». - Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. - Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. - Вот и подошло наше путешествие к концу, прискакали мы к финишу. - Какая была тема урока? - Какую цель мы поставили в начале? Достигли мы её? - Где находится пустыня? - Какие животные там обитают? Какие растения? - Что интересного для себя вы узнали на нашем уроке? - Молодцы ребята! | Отвечают на вопросы Верблюд Тушканчик Верблюжья колючка Ящерица Саксаул | |
Домашнее задание | - Давайте откроем дневники и запишем домашнее задание. | Записывают | Средства: речь Методы: беседа Форма: фронтальная |
Рефлексия | Обратите внимание на свои парты, у вас лежат картинки солнышко, облако и ураган. Поднимите: Солнышко – означает, что у вас всё получилось, вы работали хорошо на уроке Облако – вы старались, но вам что-то было не понятно. Спасибо всем за работу. Урок окончен. | Поднмают | Средства: речь Методы: беседа Форма: фронтальная |