СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру «Природная зона пустыни»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру «Природная зона пустыни»»

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Выполнила: студентка гр. ПНК-4Б

Специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Комлева Анастасия

Конспект урока по окружающему миру

«Природная зона пустыни»





Место проведения: МБОУ «Средняя школа №37», 4 «А» класс

Дата проведения: 09.11.2022

Учитель: Тяглецова Яна Александровна

________________________________

Методист: Мизина Светлана Владимировна

________________________________

Дзержинск – 2022



Тема: Природная зона пустыни

Тип урока: открытие нового знания

Цель: формирование представления о природной зоне пустыня, с ее климатическими условиями, животным и растительным миром.

Образовательные:

- научить распознавать природные зоны;
- научить определять географическое положение зоны пустыни;
- научить называть отличительные особенности зоны пустыни;
- научить называть растения и животных зоны пустыни;
- характеризовать особенности труда и быта людей в зоне пустынь;

Развивающие:

- развивать умение работать с географической картой, дополнительной литературой.

- развивать мышление, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитать умение выслушивать мнение товарища;

- воспитать моральным нормам и эстетическим требованиям работы в группе;

Планируемы результаты:

Предметные:

Познавательные

- распознают природные зоны;

- определяют географическое положение зоны пустыни;

- называют отличительные особенности пустыни,

- называют растения и животных зоны пустыни;

- характеризуют особенности труда и быта людей в зоне пустыни.

Метапредметные:

Регулятивные

- умеют работать с географической картой, дополнительной литературой.

- умеют логически мыслить, наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Личностные:

- осознают уникальность и ценность природной зоны пустынь и необходимость нести ответственность за ее сохранение.

- следовать в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;

Коммуникативные:

- слушают собеседника;

- высказывают собственную точку зрения;

- предлагают помощь и сотрудничество.

- оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки.

План урока:

1. Орг.момент – 1 мин.

2. Актуализация знаний – 10 мин.

3. Открытие нового знания – 15 мин.

4. Проверка первичного закрепления – 10 мин.

5. Итог урока – 5 мин

6. Рефлексия – 5 мин.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, формы и средства

1. Орг.момент

- Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Юрьевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь.

- Ребята, сегодня мы отправимся в скачки, но они будут необычные. Перед этим вам предстоит отгадать загадку.


На спине два горба,

И жует что-то всегда.

А бывает и плюется,

Как животное зовётся?


- Вы отгадали верно, это верблюд.

- Что вы знаете об этом животном?

- Хорошо. Так вот сегодня мы отправимся в скачки на верблюдах на встречу новым знаниям.

- Итак, поскакали!


Слушают









Верблюд



Живет в пустыне, ест мало и пьет мало, два горба на спине, плюется.

Средства: речь

Методы: беседа

Форма: фронтальная

2. Актуализация

- Посмотрите на доску. Что здесь изображено?

- Да, это кактусы. На них написаны вопросы по прошлой теме. Давайте же ответим на них (выходят к доске по одному, берут кактус и отвечают на вопросы. 7 кактусов – 7 вопросов). С помощью них мы узнаем тему урока. (за правильный ответ на вопрос буду давать букву)

1. Зона степей расположена на ... нашей страны: (востоке)

2. На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом: (желтым)

3. Характерный признак зоны степей - это ...плошной травянистый растительный покров)

4. К степным птицам относятся ...

(журавли-красавки, дрофы, пустельги)

5. Для растений степи характерны:

(корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья)

6. Основным занятием населения степей является –

(земледелие)

7. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные:

(пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка)


- Молодцы! Вы справились со всеми вопросами. Теперь нужно поставить буквы в порядке возрастания. Кто выйдет к доске? (выходит и ставит)

- Ребята, какая же тема нашего урока?

- Какую цель мы можем поставить на урок?

- Какие задачи стоят перед нами?

- Отлично.

Кактусы






Отвечают на вопросы
























Пустыни


Узнать, что такое пустыни

Познакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.

Средства: речь

Методы: беседа

Форма: фронтальная

3. Открытие нового знания

- Вот как выглядит пустыня. (Слайд)

- Какой вы увидели пустыню?

Пустыня – это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара.

- Давайте обратимся к карте, нашей верной помощнице (на слайде)

- Каким цветом на карте обозначены пустыни?

- Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются ещё ближе к Северному тропику, поэтому там жарко. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы- барханы - постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (фото на слайде).

- У вас у каждого лежит на столе карточка, во время урока мы должны её заполнить.

- Прочитайте, что в первом столбце написано?

- Возьмите учебник, страница 118, начнём читать по одному абзацу. Начинает первая парта. Все слушают внимательно.

- Итак, что же мы можем записать в первую строчку карточки – географическое положение?

Найдите на стр.119 информацию о климате. Запишите в таблицу.








Оранжевым














Географическое положение, растения, климат, животные

Читают


Берег Каспийского моря


Днём до 70 градусов, ночью – 40.

Средства: речь

Методы: беседа

Форма: фронтальная


- Молодцы. Теперь поработаем в группах. Я раздам вам конверты с описанием животных, а вы должны подготовить сообщение. Я подсказываю вам, что нужную информацию вы можете найти в учебнике и на карточке. Как мы работаем в группах?

- Какая группа готова рассказать? Выходите к доске и приклейте на нашу пустыню животных, которых выбрали вы.

- Какие это животные? Расскажите немного о них.

- Хорошо, садитесь. Вы верно выполнили задание.

- Вторая группа выходите и расскажите про тех животных, которых выбрали вы.

- Наклейте их.

- Верно, молодцы.





Сообща, тихо

Выполняют задание




Отвечают







Средства: речь

Методы: беседа

Форма: фронтальная, групповая

Физминутка

Давайте отдохнем и сделаем физминутку.

Выполняют физминутку




Давайте впишем животных в таблицу.

- Заметьте, много ли птиц обитает в пустыни?

- Как думаете, почему?

Верно!

- А теперь мы изучим мир растений в пустыне.

В пустыне встречаются и деревья, например саксаул. Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы  думаете почему?

Прочитайте на странице 122 про верблюжью колючку и колосняк.

- Участки вблизи водоёмов богаты растительностью, их называют оазисами, вот так они выглядят (слайд)

- Запишите растения в таблицу. (слайд)

- Как думаете, какие экологические проблемы присутствуют в пустыни?

- Посмотрите на слайд. (слайд).


Прочитайте экологические проблемы на странице 124.

Запишите это в табличку.


1. Из – за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах.

2. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных.

3. Люди построили каналы, чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми.


И как всегда, виновник создавшихся проблем - человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки.

Тушканчик, верблюд, саджа, сайгак и тд.

Потому что птицы плохо переносят жару и не могут высоко летать

Из-за недостатка влаги.









Саксаул, верблюжья колючка, колосняк


Выпас скота, неумеренное орошение, браконьерство

Средства: речь

Методы: беседа

Форма: фронтальная

Проверка первичного закрепления

- Сейчас вам нужно поработать в парах. Мы сейчас обсудили экологические проблемы, ваша задача в том, что нужно подумать и рассказать, как бы вы могли решить их.

- Ребята, мы сегодня прошли очень интересную тему и для того, как вы её усвоили нужно пройти маленький тест. Я верю, что вы справитесь с ним с легкостью. (даю тест)


Выходят и рассказывают





Выполняют тест

Средства: речь

Методы: беседа

Форма: фронтальная, парная

Итог урока

- Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер? (ответ на слайде)

- Отгадайте, о каких обитателях пустыни идёт речь.


- Сколько важности в походке!

По пустыне-сковородке,

По колючкам босиком

Кто идёт с горбом-мешком?  


- Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.


- Я - пища «корабля пустынь».  


- Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.  


- Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы.  

- Вот и подошло наше путешествие к концу, прискакали мы к финишу.

- Какая была тема урока?

- Какую цель мы поставили в начале? Достигли мы её?

- Где находится пустыня?

- Какие животные там обитают? Какие растения?

- Что интересного для себя вы узнали на нашем уроке?

- Молодцы ребята!

Отвечают на вопросы








Верблюд



Тушканчик


Верблюжья колючка


Ящерица


Саксаул


Домашнее задание

- Давайте откроем дневники и запишем домашнее задание.

Записывают

Средства: речь

Методы: беседа

Форма: фронтальная

Рефлексия

Обратите внимание на свои парты, у вас лежат картинки солнышко, облако и ураган.

Поднимите:

Солнышко – означает, что у вас всё получилось, вы работали хорошо на уроке

Облако – вы старались, но вам что-то было не понятно.

Спасибо всем за работу. Урок окончен.




Поднмают

Средства: речь

Методы: беседа

Форма: фронтальная